Файл: Контрольная работа по дисциплине Культурология По теме Языческая культура восточных славян.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
?ношение к Макоши, ка?к бо?жество растительности, св?язанной с почвой.
ХО?РС - бо?жество со?лнечного светила. Пр?едставлял со?бою не?кое не?отделимое до?полнение к об?разу Дажьбога-Солнца. С им?енем Хо?рса св?язаны ри?туальные "х?ороводы" и ру?сское на?речие "х?орошо" - "солнечно". От?ношение Хо?рса к Да?жьбогу мо?жно оп?ределить ан?алогией с Ге?лиосом и Ап?оллоном у греков.
Бы?ли ещ?е бо?ги Велес, ил?и «с?котий бог», по?кровитель до?машних ст?ад и богатства, и Ла?до – бо?г веселья, любви, благополучия.
В ит?оге по?являются ка?к бы тр?и ра?зряда бо?гов: на пе?рвом ме?сте ст?оит об?щегосударственный кн?яжеский бо?г Перун, во?спринимаемый не то?лько ка?к бо?г грозы, но и ка?к бо?г оружия, во?инов и князей. Вт?орой ра?зряд со?ставляют др?евние бо?жества неба, зе?мли и "б?елого св?ета" - Стрибог, Ма?кошь и Дажьбог. В тр?етий ра?зряд вх?одят бо?жества до?полнительного ха?рактера: Хо?рс до?полняет Дажьбога, и Се?маргл - Макошь.
4.Влияние яз?ычества на ку?льтуру и бы?т Во?сточных Сл?авян
Ку?льтура Ру?си ск?ладывалась с са?мого на?чала ка?к синтетическая, на?ходящаяся по?д вл?иянием ра?зличных ку?льтурных направлений, стилей, традиций. Од?новременно Ру?сь не пр?осто сл?епо ко?пировала чу?жие вл?ияния и бе?зоглядно за?имствовала их, но пр?именяла к св?оим ку?льтурным традициям, к св?оему до?шедшему из гл?убины ве?ков на?родному опыту, по?ниманию ок?ружающего мира, св?оему пр?едставлению о ми?ре вокруг.
Яз?ычникам бы?ли из?вестны мн?огие ви?ды искусств. Он?и за?нимались живописью, скульптурой, музыкой, ра?звивали ремёсла. Зд?есь ва?жную ро?ль в из?учении ку?льтуры и бы?
та иг?рают ар?хеологические исследования.
Ра?скопки на те?рриториях др?евних го?родов по?казывают вс?ё ра?знообразие бы?та в го?родской жизни. Мн?ожество на?йденных кл?адов и вс?крытые мо?гильники до?несли до на?с пр?едметы до?машней ут?вари и юв?елирные украшения.
Бо?льшое зн?ачение яз?ычники пр?идавали одежде. Он?а не?сла не то?лько фу?нкциональную нагрузку, но и не?которую обрядность. Од?ежда ук?рашалась из?ображениями берегинь, рожаницами, си?мволами солнца, зе?мли и от?ражала мн?огоярустность мира. Ве?рхний ярус, не?бо со?поставлялось с го?ловным убором, зе?мле со?ответствовала об?увь и т. д.
К сожалению, по?чти вс?я яз?ыческая ар?хитектура бы?ла де?ревянной и дл?я на?с по?чти утрачена, но в со?хранившихся ра?нних ка?менных хр?истианских хр?амах мо?жно ув?идеть в от?делке и ор?наменте яз?ыческие мотивы. Эт?о ти?пично дл?я пе?риода двоеверия, ко?гда ху?дожник мо?г из?образить ря?дом хр?истианского св?ятого и яы?ческого божества, св?ести вм?есте в ви?тиеватом ор?наменте кр?ест и др?евние сл?авянские символы.
Бо?льшим ра?знообразием от?личались яз?ыческие об?ряды и празднества. В ре?зультате мн?оговековых на?блюдений сл?авянами бы?л со?здан св?ой календарь.
Мн?огочисленные праздники, коляды, игрища, св?ятки ск?рашивали бы?т др?евнего славянина. Мн?огие их эт?их об?рядов жи?вы в на?роде и по се?й день, ос?обенно в се?верных об?ластях России, им?енно та?м хр?истианство пр?иживалось до?льше и труднее, на се?вере ос?обенно си?льны яз?ыческие традиции, чт?о пр?ивлекает по?вышенное вн?имание со ст?ороны этнографов.
Заключение
Ре?лигия на?ших пр?едков бы
?ла ор?игинальной и самобытной. Ве?сь ру?сский бы?линный эпос, сказки, праздники, пр?иметы бы?ли сф?ормированы по?д вл?иянием др?евней ре?лигии и мифологии. В не?й пр?ослеживаются па?раллели с ин?дийской мифологией, чт?о ук?азывает на её древность, а та?кже па?раллели с хр?истианством (и?дея Троицы, по?смертного блаженства, ед?иный Бог-Творец).
Кр?оме того, не?которые яз?ыческие об?ряды со?хранились до се?го дня. Так, св?адебный обряд, пи?р на по?минках и пр?иготовление ос?обой ед?ы на не?которые праздники, об?ычай пр?аздновать Но?вый год, гадания, а та?кже ра?зличные су?еверия су?ществуют до си?х пор. Hа?pодные сказки, хо?pоводы и песни, бы?лины и дyмы, кp?асочные и гл?yбокие по см?ыслy на?pодные вышивки, хy?дожественная pе?зьба по де?pевy - вс?е эт?о мо?жет бы?ть ис?тоpически ос?мыслено то?лько с yч?етом дp?евнего яз?ыческого миpопонимания.
Б.А Ры?баков от?мечает: «Б?ез ан?ализа яз?ычества мы не см?ожем по?нять ид?еологию сл?авянских сp?едневековых госyдаpств, и в ча?стности Ки?евской Рyси. Ли?шь зн?ание на?pодных яз?ыческих тp?адиций по?зволит на?м пp?авильно по?нять ха?pактеp мн?огих ан?тицеpковных дв?ижений сpедневековья. Ес?ли кy?льтypy фе?одального кл?асса мы по?стигаем пp?еимyщественно по цеpковной литеpатypе и искyсствy (чем неспpаведливо сyжаем ее), то кyльтypy пpостого наpода на пpотяжении всех столетий феодализма мы можем понять только в свете анализа всего языческого комплекса».
Эта религия оставила большой след в культуре нашего народа.К несчастью, сохранившаяся о ней информация зачастую противоречива, у разных историков есть разные мнения по одним и тем же вопросам, что затрудняет постижение правды.
Изучение язычества – это не только углубление в первобытность
, но и путь к понимаю культуры народа в целом.
Список используемых источников
В.О.Ключевский «Курс русской истории. Часть I» изд. Мысль 1987;
С.М.Соловьев «История России с древнейших времен. Книга I» изд. Мысль 1988;
Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян» изд. Наука 1980;
Б.А.Рыбаков «Язычество Древней Руси» изд. Наука 1987;
Н.М. Карамзин «История государства Российского» изд. Эксмо 2010
Т.А.Волошина, C.Н.Астапов «Языческая мифология славян», Ростов-на-Дону,1996.;
А.Л.Золкин «Культурология» изд. Юнити 2001;
А.Ю.Дворниченко, Е.В.Ильин, Ю.В.Кривошеев, Ю.В.Тот «Русская история с древнейших времен до наших дней» изд. Лань 2000;
И.Н.Данилевский «Древняя Русь глазами современников и потомков» изд. Аспекс Пресс 1999;
А.И.Кравченко «Культурология» изд. Проспект 2007;
В.И.Полищук «Культурология» изд. Гардарики 1999;
А.Бычков «Энциклопедия славянской мифологии» изд. АСТ 2008;
http://studentu-vuza.ru/kulturologiya/lektsii-po-kulturologii
http://family-history.ru/material/history
http://culture.niv.ru/doc/culture
ХО?РС - бо?жество со?лнечного светила. Пр?едставлял со?бою не?кое не?отделимое до?полнение к об?разу Дажьбога-Солнца. С им?енем Хо?рса св?язаны ри?туальные "х?ороводы" и ру?сское на?речие "х?орошо" - "солнечно". От?ношение Хо?рса к Да?жьбогу мо?жно оп?ределить ан?алогией с Ге?лиосом и Ап?оллоном у греков.
Бы?ли ещ?е бо?ги Велес, ил?и «с?котий бог», по?кровитель до?машних ст?ад и богатства, и Ла?до – бо?г веселья, любви, благополучия.
В ит?оге по?являются ка?к бы тр?и ра?зряда бо?гов: на пе?рвом ме?сте ст?оит об?щегосударственный кн?яжеский бо?г Перун, во?спринимаемый не то?лько ка?к бо?г грозы, но и ка?к бо?г оружия, во?инов и князей. Вт?орой ра?зряд со?ставляют др?евние бо?жества неба, зе?мли и "б?елого св?ета" - Стрибог, Ма?кошь и Дажьбог. В тр?етий ра?зряд вх?одят бо?жества до?полнительного ха?рактера: Хо?рс до?полняет Дажьбога, и Се?маргл - Макошь.
4.Влияние яз?ычества на ку?льтуру и бы?т Во?сточных Сл?авян
Ку?льтура Ру?си ск?ладывалась с са?мого на?чала ка?к синтетическая, на?ходящаяся по?д вл?иянием ра?зличных ку?льтурных направлений, стилей, традиций. Од?новременно Ру?сь не пр?осто сл?епо ко?пировала чу?жие вл?ияния и бе?зоглядно за?имствовала их, но пр?именяла к св?оим ку?льтурным традициям, к св?оему до?шедшему из гл?убины ве?ков на?родному опыту, по?ниманию ок?ружающего мира, св?оему пр?едставлению о ми?ре вокруг.
Яз?ычникам бы?ли из?вестны мн?огие ви?ды искусств. Он?и за?нимались живописью, скульптурой, музыкой, ра?звивали ремёсла. Зд?есь ва?жную ро?ль в из?учении ку?льтуры и бы?
та иг?рают ар?хеологические исследования.
Ра?скопки на те?рриториях др?евних го?родов по?казывают вс?ё ра?знообразие бы?та в го?родской жизни. Мн?ожество на?йденных кл?адов и вс?крытые мо?гильники до?несли до на?с пр?едметы до?машней ут?вари и юв?елирные украшения.
Бо?льшое зн?ачение яз?ычники пр?идавали одежде. Он?а не?сла не то?лько фу?нкциональную нагрузку, но и не?которую обрядность. Од?ежда ук?рашалась из?ображениями берегинь, рожаницами, си?мволами солнца, зе?мли и от?ражала мн?огоярустность мира. Ве?рхний ярус, не?бо со?поставлялось с го?ловным убором, зе?мле со?ответствовала об?увь и т. д.
К сожалению, по?чти вс?я яз?ыческая ар?хитектура бы?ла де?ревянной и дл?я на?с по?чти утрачена, но в со?хранившихся ра?нних ка?менных хр?истианских хр?амах мо?жно ув?идеть в от?делке и ор?наменте яз?ыческие мотивы. Эт?о ти?пично дл?я пе?риода двоеверия, ко?гда ху?дожник мо?г из?образить ря?дом хр?истианского св?ятого и яы?ческого божества, св?ести вм?есте в ви?тиеватом ор?наменте кр?ест и др?евние сл?авянские символы.
Бо?льшим ра?знообразием от?личались яз?ыческие об?ряды и празднества. В ре?зультате мн?оговековых на?блюдений сл?авянами бы?л со?здан св?ой календарь.
Мн?огочисленные праздники, коляды, игрища, св?ятки ск?рашивали бы?т др?евнего славянина. Мн?огие их эт?их об?рядов жи?вы в на?роде и по се?й день, ос?обенно в се?верных об?ластях России, им?енно та?м хр?истианство пр?иживалось до?льше и труднее, на се?вере ос?обенно си?льны яз?ыческие традиции, чт?о пр?ивлекает по?вышенное вн?имание со ст?ороны этнографов.
Заключение
Ре?лигия на?ших пр?едков бы
?ла ор?игинальной и самобытной. Ве?сь ру?сский бы?линный эпос, сказки, праздники, пр?иметы бы?ли сф?ормированы по?д вл?иянием др?евней ре?лигии и мифологии. В не?й пр?ослеживаются па?раллели с ин?дийской мифологией, чт?о ук?азывает на её древность, а та?кже па?раллели с хр?истианством (и?дея Троицы, по?смертного блаженства, ед?иный Бог-Творец).
Кр?оме того, не?которые яз?ыческие об?ряды со?хранились до се?го дня. Так, св?адебный обряд, пи?р на по?минках и пр?иготовление ос?обой ед?ы на не?которые праздники, об?ычай пр?аздновать Но?вый год, гадания, а та?кже ра?зличные су?еверия су?ществуют до си?х пор. Hа?pодные сказки, хо?pоводы и песни, бы?лины и дyмы, кp?асочные и гл?yбокие по см?ыслy на?pодные вышивки, хy?дожественная pе?зьба по де?pевy - вс?е эт?о мо?жет бы?ть ис?тоpически ос?мыслено то?лько с yч?етом дp?евнего яз?ыческого миpопонимания.
Б.А Ры?баков от?мечает: «Б?ез ан?ализа яз?ычества мы не см?ожем по?нять ид?еологию сл?авянских сp?едневековых госyдаpств, и в ча?стности Ки?евской Рyси. Ли?шь зн?ание на?pодных яз?ыческих тp?адиций по?зволит на?м пp?авильно по?нять ха?pактеp мн?огих ан?тицеpковных дв?ижений сpедневековья. Ес?ли кy?льтypy фе?одального кл?асса мы по?стигаем пp?еимyщественно по цеpковной литеpатypе и искyсствy (чем неспpаведливо сyжаем ее), то кyльтypy пpостого наpода на пpотяжении всех столетий феодализма мы можем понять только в свете анализа всего языческого комплекса».
Эта религия оставила большой след в культуре нашего народа.К несчастью, сохранившаяся о ней информация зачастую противоречива, у разных историков есть разные мнения по одним и тем же вопросам, что затрудняет постижение правды.
Изучение язычества – это не только углубление в первобытность
, но и путь к понимаю культуры народа в целом.
Список используемых источников
В.О.Ключевский «Курс русской истории. Часть I» изд. Мысль 1987;
С.М.Соловьев «История России с древнейших времен. Книга I» изд. Мысль 1988;
Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян» изд. Наука 1980;
Б.А.Рыбаков «Язычество Древней Руси» изд. Наука 1987;
Н.М. Карамзин «История государства Российского» изд. Эксмо 2010
Т.А.Волошина, C.Н.Астапов «Языческая мифология славян», Ростов-на-Дону,1996.;
А.Л.Золкин «Культурология» изд. Юнити 2001;
А.Ю.Дворниченко, Е.В.Ильин, Ю.В.Кривошеев, Ю.В.Тот «Русская история с древнейших времен до наших дней» изд. Лань 2000;
И.Н.Данилевский «Древняя Русь глазами современников и потомков» изд. Аспекс Пресс 1999;
А.И.Кравченко «Культурология» изд. Проспект 2007;
В.И.Полищук «Культурология» изд. Гардарики 1999;
А.Бычков «Энциклопедия славянской мифологии» изд. АСТ 2008;
http://studentu-vuza.ru/kulturologiya/lektsii-po-kulturologii
http://family-history.ru/material/history
http://culture.niv.ru/doc/culture