Файл: Контрольная работа по дисциплине Культурология По теме Языческая культура восточных славян.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
?мволический ор?намент вы?шивки и ре?зьбы по дереву.
Со?поставляя фо?льклорные да?нные с на?дежными хр?онологическими ориентирами, им?еющимися в ра?споряжении ар?хеологии (н?ачало земледелия, на?чало ли?тья металла, по?явление железа, вр?емя по?стройки пе?рвых ук?реплений и т. п.), мо?жно вы?явить ди?намику яз?ыческих представлений, оп?ределить ст?адии их развития.
В са?мом на?чале XI?I в. ру?сский писатель, со?временник Вл?адимира Мо?номаха пр?едложил пе?риодизацию сл?авянского язычества, ра?зделив ег?о на че?тыре ст?адии:
Ку?льт "у?пырей (в?ампиров) и бе?регинь" - од?ухотворявший вс?ю пр?ироду и де?ливший ду?хов на вр?аждебных и благожелательных.
Ку?льт зе?мледельческих не?бесных бо?жеств "Р?ода и рожаниц". Ис?торически дв?е ро?жаницы пр?едшествуют Ро?ду; эт?о бы?ли бо?гини пл?одовитости вс?его живого, ст?авшие в да?льнейшем ма?триархальными бо?гинями аг?рарного плодородия.
Ку?льт Перуна, яв?лявшегося в др?евности бо?гом грозы, мо?лний и грома, а в да?льнейшем ст?авшего бо?жеством во?йны и по?кровителем во?инов и князей. Пр?и со?здании го?сударства Ки?евской Ру?си Пе?рун ст?ал первым, гл?авным бо?жеством в кн?яжеско-государственном ку?льте X в.
По?сле пр?инятия хр?истианства в 98?8 г. яз?ычество пр?одолжало существовать, от?одвинувшись на ок?раины государства.
Пр?аславянское об?щество VI - IV вв. до н. э., за?нимавшее во?сточную по?ловину об?щеславянской прародины, до?стигло вы?сшего ур?овня первобытности. С эт?ой эпохи, на?зываемой скифской, на?чинается по?луторатысячелетний период, за?вершающийся со?зданием фе?одального го?сударства Ки?евской Руси. В эт?ом пе?риоде во?зникают ве?ликие святилища(капища), гд
?е пр?оисходили мо?ления и жертвоприношения. В же?ртву бо?гам пр?иносили плоды, жи?вотных и пт?иц; бы?ли из?вестны и че?ловеческие жертвоприношения. То?гда же, по?д ск?ифским влиянием, пр?оисходит за?мена сл?авянского те?рмина "див", "д?ый" на но?вое об?означение - "бог", уд?ержавшееся навсегда.
До?лгое вр?емя су?ществовало пр?едставление о до?христианской Руси, ка?к о пе?риоде от?сталом в ци?вилизационном отношении, и то?лько пр?инятие хр?истианства ос?ветило эт?у те?мную ку?льтуру и по?зволило Ру?си по?лноправно во?йти в се?мью ев?ропейских народов. Эт?о ск?орее со?ответствует це?рковному те?зису “я?зычество - тьма, хр?истианство - свет”, но со?вершенно не со?ответствует ис?торическим реалиям. В де?йствительности за?долго до пр?инятия эт?ой веры, Ки?евская Ру?сь об?ладала высокоразвитой, са?мобытной культурой.
Яз?ычество пр?евратилось в го?сударственную религию, чт?о от?разилось в со?здании жр?еческого со?словия: волхвов, чародеев, кощунников, - ко?торые ра?зработали то?чный ка?лендарь и ум?ели не?плохо пр?едсказывать погоду. Им?енно жр?ецы пр?инимали не?маловажное уч?астие в ра?зработке мифологии. Мн?огие до?шедшие до на?с во?лшебные ск?азки со?зданы ими. А ск?азки о Ко?щее Бе?ссмертном и Ан?астасии Пр?екрасной во?сходят к ещ?е бо?лее ра?нним ин?доевропейским ми?фам и бл?изки к др?евнегреческому ми?фу об Аи?де и Персефоне. Им?енно в эт?у эп?оху об?разуется бы?линный эпос.
Ва?жнейшим яв?ляется во?прос о пи?сьменности у др?евних славян. Считается, чт?о сл?авянскую пи?сьменность со?здали пр?осветители Ки?рилл и Мефодий, со?ставившие дл?я во?сточных сл?авян ки?риллическую азбуку. Но ис
?следования по?следних ле?т утверждают, чт?о к эт?ому мо?менту сл?авяне уж?е вл?адели письменностью, в ка?честве ко?торой вы?ступало та?к на?зываемое сл?оговое письмо, во?зникшее ещ?е в др?евнейшие времена, а модификацией, пр?испособлением ег?о к новым, меняющимся, ус?ловиям вы?ступила глаголица. Од?нако бу?рное ра?звитие хр?истианства и пе?ревод ре?лигиозных те?кстов на сл?авянские яз?ыки че?рез по?средство ки?рилловского пи?сьма им?енно ки?риллицу сд?елало ос?новной пи?сьменной системой.
И, те?м не менее, не?смотря на до?статочно вы?сокий ур?овень культурного, по?литического и эк?ономического развития, Ру?сь пр?иняла христианство. Кл?ассическая ве?рсия утверждает, чт?о яз?ычество не по?зволяло Др?евней Ру?си чу?вствовать се?бя по?лноправным па?ртнером ев?роазиатского ку?льтурного и то?ргово-экономического процесса.
3. Ми?р в пр?едставлениях др?евних славян.
Ми?р яз?ычников то?го вр?емени со?стоял из че?тырех ча?стей: земли, дв?ух не?бес и по?дземно-водной зоны.
У мн?огих на?родов зе?мля из?ображалась ка?к ок?руглая плоскость, ок?руженная водой. Во?да ко?нкретизировалась ил?и ка?к море, ил?и же в ви?де дв?ух рек, ом?ывающих землю, чт?о ар?хаичнее и ло?кальнее — гд?е бы че?ловек ни был, он вс?егда на?ходился ме?жду ка?ких-либо дв?ух ре?к ил?и речек, ог?раничивающих ег?о бл?ижайшее су?хопутное пространство. Су?дя по фольклору, сл?авянские пр?едставления о мо?ре не им?ели ко?нкретного вида. Мо?ре гд?е-то на кр?аю земли. Он?о мо?жет бы?ть на севере, гд?е на ст?еклянных го?рах на?ходится хр?устальный дв?орец Ко?щея Бессмертного, св?еркающий вс?еми цв?
етами радуги. Эт?о — ре?зультат по?зднего зн?акомства с Ле?довитым ок?еаном и се?верным сиянием. Мо?ре мо?жет бы?ть обыденным, бе?з эт?их ар?ктических признаков. Зд?есь ло?вят рыбу, пл?авают на кораблях, зд?есь на?ходится де?вичье ца?рство (с?арматов) с ка?менными го?родами; отсюда, от мо?рских бе?регов Зм?ей Горыныч, ол?ицетворение степняков, на?правляется в св?ои на?леты на св?ятую Русь. Эт?о — ре?альное ис?торическое че?рноморско-азовское море, из?давна из?вестное сл?авянам и да?же но?сившее вр?еменами на?звание "Р?усского моря".
Дл?я яз?ычников бы?л оч?ень ва?жен аг?рарный ас?пект земли. Зе?мля - почва, ро?ждающая урожай. "М?ать - сы?ра - зе?мля" - почва, на?сыщенная влагой, пи?тающей ко?рни растений, "Матушка-земля", с ко?торой св?язан це?лый ря?д об?рядов и заклинаний. Зд?есь по?чти не?ощутима гр?ань с во?ображаемым по?дземным ск?азочным миром. Бо?гиней пл?одоносящей земли-почвы, "м?атерью ур?ожаев" бы?ла Макошь, вв?еденная в 98?0 г. в па?нтеон ва?жнейших ру?сских божеств, ка?к бо?гиня плодородия.
Небо, в пр?ямой за?висимости от си?стемы хозяйства, по?-разному во?спринималось пе?рвобытными лю?дьми: ох?отники палеолита, ви?дящие ми?р ка?к бы плоским, одноярусным, не ин?тересовались небом, не из?ображали солнца, за?нимаясь ли?шь пл?оскостью св?оей ту?ндры и животными, на ко?торых он?и охотились. Ох?отники мезолита, ра?здробленные на не?большие группы, за?терянные в бе?сконечной тайге, по?неволе об?ратились к небу, к звездам, по?могавшим им ор?иентироваться в ле?сной пу?ще во вр?емя до?лгосрочного пр?еследования оленей. Бы?ло сд?елано ва?жное ас?трономическое на?блюдение: оказалось, чт?о ср?еди бе?счисленного ко
?личества ме?дленно дв?ижущихся по не?бу зв?езд ес?ть не?подвижная По?лярная звезда, вс?егда ук?азывающая Север.
Пр?едставления зе?мледельцев о не?бе и ег?о ро?ли в пр?ироде и в че?ловеческой жи?зни ре?зко от?личались от во?ззрений охотников. Ес?ли ох?отникам ну?жно бы?ло зн?ать зв?езды и ветры, то зе?мледельцев бо?льше во?лновали ту?чи ("тучные", сп?особствующие пл?одородию до?ждевые об?лака) и солнце. Не?опознанность пр?оцесса ис?парения зе?мной воды, об?разования об?лаков и ту?мана ("?росы") пр?ивела к св?оеобразному пр?едставлению о не?скончаемых за?пасах во?ды гд?е-то вы?соко на?д землей, на небе. Эт?а не?бесная вл?ага иногда, в не?предсказуемое время, мо?жет пр?инять ви?д ту?ч и пр?олиться на зе?млю в ви?де дождя, "у?тучнить" ее и по?содействовать ро?сту тр?ав и урожаю. От?сюда од?ин ша?г до пр?едставлений о хо?зяине не?бесной воды, ра?споряжающемся дождями, гр?озовыми ли?внями и молниями.
Со?лнце то?же бы?ло це?нимо земледельцами, ка?к ис?точник св?ета и те?пла и ус?ловие пр?оизрастания вс?его в природе, но зд?есь бы?л ис?ключен эл?емент случайности, эл?емент ка?призов бо?жественной во?ли — со?лнце бы?ло во?площением закономерности. Ве?сь го?дичный ци?кл яз?ыческих об?рядов бы?л по?строен на че?тырех со?лнечных фа?зах и по?дчинен 12 со?лнечным месяцам. Со?лнце в из?образительном ис?кусстве вс?ех ве?ков бы?ло дл?я зе?мледельцев си?мволом добра, зн?аком света, ра?згоняющего тьму. Др?евние славяне, ка?к и мн?огие др?угие народы, пр?инимали ге?оцентрическую мо?дель мира.
О вз?глядах др?евних сл?авян на Вс
Со?поставляя фо?льклорные да?нные с на?дежными хр?онологическими ориентирами, им?еющимися в ра?споряжении ар?хеологии (н?ачало земледелия, на?чало ли?тья металла, по?явление железа, вр?емя по?стройки пе?рвых ук?реплений и т. п.), мо?жно вы?явить ди?намику яз?ыческих представлений, оп?ределить ст?адии их развития.
В са?мом на?чале XI?I в. ру?сский писатель, со?временник Вл?адимира Мо?номаха пр?едложил пе?риодизацию сл?авянского язычества, ра?зделив ег?о на че?тыре ст?адии:
Ку?льт "у?пырей (в?ампиров) и бе?регинь" - од?ухотворявший вс?ю пр?ироду и де?ливший ду?хов на вр?аждебных и благожелательных.
Ку?льт зе?мледельческих не?бесных бо?жеств "Р?ода и рожаниц". Ис?торически дв?е ро?жаницы пр?едшествуют Ро?ду; эт?о бы?ли бо?гини пл?одовитости вс?его живого, ст?авшие в да?льнейшем ма?триархальными бо?гинями аг?рарного плодородия.
Ку?льт Перуна, яв?лявшегося в др?евности бо?гом грозы, мо?лний и грома, а в да?льнейшем ст?авшего бо?жеством во?йны и по?кровителем во?инов и князей. Пр?и со?здании го?сударства Ки?евской Ру?си Пе?рун ст?ал первым, гл?авным бо?жеством в кн?яжеско-государственном ку?льте X в.
По?сле пр?инятия хр?истианства в 98?8 г. яз?ычество пр?одолжало существовать, от?одвинувшись на ок?раины государства.
Пр?аславянское об?щество VI - IV вв. до н. э., за?нимавшее во?сточную по?ловину об?щеславянской прародины, до?стигло вы?сшего ур?овня первобытности. С эт?ой эпохи, на?зываемой скифской, на?чинается по?луторатысячелетний период, за?вершающийся со?зданием фе?одального го?сударства Ки?евской Руси. В эт?ом пе?риоде во?зникают ве?ликие святилища(капища), гд
?е пр?оисходили мо?ления и жертвоприношения. В же?ртву бо?гам пр?иносили плоды, жи?вотных и пт?иц; бы?ли из?вестны и че?ловеческие жертвоприношения. То?гда же, по?д ск?ифским влиянием, пр?оисходит за?мена сл?авянского те?рмина "див", "д?ый" на но?вое об?означение - "бог", уд?ержавшееся навсегда.
До?лгое вр?емя су?ществовало пр?едставление о до?христианской Руси, ка?к о пе?риоде от?сталом в ци?вилизационном отношении, и то?лько пр?инятие хр?истианства ос?ветило эт?у те?мную ку?льтуру и по?зволило Ру?си по?лноправно во?йти в се?мью ев?ропейских народов. Эт?о ск?орее со?ответствует це?рковному те?зису “я?зычество - тьма, хр?истианство - свет”, но со?вершенно не со?ответствует ис?торическим реалиям. В де?йствительности за?долго до пр?инятия эт?ой веры, Ки?евская Ру?сь об?ладала высокоразвитой, са?мобытной культурой.
Яз?ычество пр?евратилось в го?сударственную религию, чт?о от?разилось в со?здании жр?еческого со?словия: волхвов, чародеев, кощунников, - ко?торые ра?зработали то?чный ка?лендарь и ум?ели не?плохо пр?едсказывать погоду. Им?енно жр?ецы пр?инимали не?маловажное уч?астие в ра?зработке мифологии. Мн?огие до?шедшие до на?с во?лшебные ск?азки со?зданы ими. А ск?азки о Ко?щее Бе?ссмертном и Ан?астасии Пр?екрасной во?сходят к ещ?е бо?лее ра?нним ин?доевропейским ми?фам и бл?изки к др?евнегреческому ми?фу об Аи?де и Персефоне. Им?енно в эт?у эп?оху об?разуется бы?линный эпос.
Ва?жнейшим яв?ляется во?прос о пи?сьменности у др?евних славян. Считается, чт?о сл?авянскую пи?сьменность со?здали пр?осветители Ки?рилл и Мефодий, со?ставившие дл?я во?сточных сл?авян ки?риллическую азбуку. Но ис
?следования по?следних ле?т утверждают, чт?о к эт?ому мо?менту сл?авяне уж?е вл?адели письменностью, в ка?честве ко?торой вы?ступало та?к на?зываемое сл?оговое письмо, во?зникшее ещ?е в др?евнейшие времена, а модификацией, пр?испособлением ег?о к новым, меняющимся, ус?ловиям вы?ступила глаголица. Од?нако бу?рное ра?звитие хр?истианства и пе?ревод ре?лигиозных те?кстов на сл?авянские яз?ыки че?рез по?средство ки?рилловского пи?сьма им?енно ки?риллицу сд?елало ос?новной пи?сьменной системой.
И, те?м не менее, не?смотря на до?статочно вы?сокий ур?овень культурного, по?литического и эк?ономического развития, Ру?сь пр?иняла христианство. Кл?ассическая ве?рсия утверждает, чт?о яз?ычество не по?зволяло Др?евней Ру?си чу?вствовать се?бя по?лноправным па?ртнером ев?роазиатского ку?льтурного и то?ргово-экономического процесса.
3. Ми?р в пр?едставлениях др?евних славян.
Ми?р яз?ычников то?го вр?емени со?стоял из че?тырех ча?стей: земли, дв?ух не?бес и по?дземно-водной зоны.
У мн?огих на?родов зе?мля из?ображалась ка?к ок?руглая плоскость, ок?руженная водой. Во?да ко?нкретизировалась ил?и ка?к море, ил?и же в ви?де дв?ух рек, ом?ывающих землю, чт?о ар?хаичнее и ло?кальнее — гд?е бы че?ловек ни был, он вс?егда на?ходился ме?жду ка?ких-либо дв?ух ре?к ил?и речек, ог?раничивающих ег?о бл?ижайшее су?хопутное пространство. Су?дя по фольклору, сл?авянские пр?едставления о мо?ре не им?ели ко?нкретного вида. Мо?ре гд?е-то на кр?аю земли. Он?о мо?жет бы?ть на севере, гд?е на ст?еклянных го?рах на?ходится хр?устальный дв?орец Ко?щея Бессмертного, св?еркающий вс?еми цв?
етами радуги. Эт?о — ре?зультат по?зднего зн?акомства с Ле?довитым ок?еаном и се?верным сиянием. Мо?ре мо?жет бы?ть обыденным, бе?з эт?их ар?ктических признаков. Зд?есь ло?вят рыбу, пл?авают на кораблях, зд?есь на?ходится де?вичье ца?рство (с?арматов) с ка?менными го?родами; отсюда, от мо?рских бе?регов Зм?ей Горыныч, ол?ицетворение степняков, на?правляется в св?ои на?леты на св?ятую Русь. Эт?о — ре?альное ис?торическое че?рноморско-азовское море, из?давна из?вестное сл?авянам и да?же но?сившее вр?еменами на?звание "Р?усского моря".
Дл?я яз?ычников бы?л оч?ень ва?жен аг?рарный ас?пект земли. Зе?мля - почва, ро?ждающая урожай. "М?ать - сы?ра - зе?мля" - почва, на?сыщенная влагой, пи?тающей ко?рни растений, "Матушка-земля", с ко?торой св?язан це?лый ря?д об?рядов и заклинаний. Зд?есь по?чти не?ощутима гр?ань с во?ображаемым по?дземным ск?азочным миром. Бо?гиней пл?одоносящей земли-почвы, "м?атерью ур?ожаев" бы?ла Макошь, вв?еденная в 98?0 г. в па?нтеон ва?жнейших ру?сских божеств, ка?к бо?гиня плодородия.
Небо, в пр?ямой за?висимости от си?стемы хозяйства, по?-разному во?спринималось пе?рвобытными лю?дьми: ох?отники палеолита, ви?дящие ми?р ка?к бы плоским, одноярусным, не ин?тересовались небом, не из?ображали солнца, за?нимаясь ли?шь пл?оскостью св?оей ту?ндры и животными, на ко?торых он?и охотились. Ох?отники мезолита, ра?здробленные на не?большие группы, за?терянные в бе?сконечной тайге, по?неволе об?ратились к небу, к звездам, по?могавшим им ор?иентироваться в ле?сной пу?ще во вр?емя до?лгосрочного пр?еследования оленей. Бы?ло сд?елано ва?жное ас?трономическое на?блюдение: оказалось, чт?о ср?еди бе?счисленного ко
?личества ме?дленно дв?ижущихся по не?бу зв?езд ес?ть не?подвижная По?лярная звезда, вс?егда ук?азывающая Север.
Пр?едставления зе?мледельцев о не?бе и ег?о ро?ли в пр?ироде и в че?ловеческой жи?зни ре?зко от?личались от во?ззрений охотников. Ес?ли ох?отникам ну?жно бы?ло зн?ать зв?езды и ветры, то зе?мледельцев бо?льше во?лновали ту?чи ("тучные", сп?особствующие пл?одородию до?ждевые об?лака) и солнце. Не?опознанность пр?оцесса ис?парения зе?мной воды, об?разования об?лаков и ту?мана ("?росы") пр?ивела к св?оеобразному пр?едставлению о не?скончаемых за?пасах во?ды гд?е-то вы?соко на?д землей, на небе. Эт?а не?бесная вл?ага иногда, в не?предсказуемое время, мо?жет пр?инять ви?д ту?ч и пр?олиться на зе?млю в ви?де дождя, "у?тучнить" ее и по?содействовать ро?сту тр?ав и урожаю. От?сюда од?ин ша?г до пр?едставлений о хо?зяине не?бесной воды, ра?споряжающемся дождями, гр?озовыми ли?внями и молниями.
Со?лнце то?же бы?ло це?нимо земледельцами, ка?к ис?точник св?ета и те?пла и ус?ловие пр?оизрастания вс?его в природе, но зд?есь бы?л ис?ключен эл?емент случайности, эл?емент ка?призов бо?жественной во?ли — со?лнце бы?ло во?площением закономерности. Ве?сь го?дичный ци?кл яз?ыческих об?рядов бы?л по?строен на че?тырех со?лнечных фа?зах и по?дчинен 12 со?лнечным месяцам. Со?лнце в из?образительном ис?кусстве вс?ех ве?ков бы?ло дл?я зе?мледельцев си?мволом добра, зн?аком света, ра?згоняющего тьму. Др?евние славяне, ка?к и мн?огие др?угие народы, пр?инимали ге?оцентрическую мо?дель мира.
О вз?глядах др?евних сл?авян на Вс