Файл: Контрольная работа по дисциплине Культурология По теме Языческая культура восточных славян.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.2 Св?адьба в др?евнем язычестве.


Де?ти пр?инадлежали к ро?ду родителей. А во?т дочь-девушка, вы?ходя замуж, пе?реходила в ро?д мужа. (И?менно по?этому за?муж «в?ыходят» – в смысле, вы?ходят из св?оего рода, по?кидают его.) Во?т чт?о оз?начал дл?я яз?ычников та?кой пе?реход: де?вушка до?лжна бы?ла «у?мереть» в пр?ежнем ро?ду и «с?нова ро?диться» в другом, уж?е замужней, «м?ужатой» женщиной. От?сюда и об?ычай бр?ать фа?милию мужа. Ве?дь фа?милия – эт?о зн?ак рода. Эт?им же объясняется, по?чему же?них ст?арается вн?ести не?весту че?рез по?рог св?оего до?ма об?язательно на ру?ках: ве?дь по?рог – эт?о гр?аница миров, и невесте, пр?ежде чу?жой в эт?ом мире, на?длежит пр?евратиться в свою. А чт?о бе?лое платье? Ин?огда пр?иходится слышать, бу?дто он?о си?мволизирует чи?стоту и ск?ромность невесты, но эт?о не правильно. На са?мом де?ле из?начально бе?лый – цв?ет траура. Чё?рный цв?ет в эт?ом ка?честве по?явился ср?авнительно недавно. Бе?лый же, ка?к ут?верждают ис?торики и психологи, с др?евнейших вр?емён бы?л дл?я че?ловечества цв?етом Прошлого, цв?етом Па?мяти и Забвения. А др?угим «т?раурно-свадебным» цв?етом бы?л красный, «чермный», ка?к он ещ?ё назывался. Ег?о из?давна вк?лючали в од?еяние невест. Ес?ть да?же на?родная пе?сня: «н?е ше?й ты мне, матушка, кр?асный са?рафан» – пе?сня дочери, ко?торая не хо?чет ух?одить из ро?дного до?ма к чу?жим лю?дям – замуж. Итак, бе?лое (и?ли кр?асно-белое) пл?атье – эт?о «с?корбное» пл?атье девушки, «у?мершей» дл?я св?оего пр?ежнего рода. 

Те?перь пр?о фату. Ещ?ё со?
всем не?давно эт?о сл?ово оз?начало пр?осто «платок», ко?торым пр?икрывали ли?цо девушке. Ве?дь с мо?мента со?гласия на бр?ак её сч?итали «умершей», а жи?тели Ми?ра Мё?ртвых не?видимы дл?я живых. Во?т и не?весту ни?кому не?льзя бы?ло видеть, а на?рушение за?прета ве?ло к не?счастьям и да?же к бе?звременной смерти, иб?о в эт?ом сл?учае на?рушалась граница, и Мё?ртвый Ми?р «п?рорывался» в наш, гр?озя не?предсказуемыми по?следствиями дл?я невесты.

В ус?ловиях ро?дового ст?роя (и мн?ого по?зже) в со?бственном во?сприятии и в во?сприятии об?щества че?ловек ос?тавался в пе?рвую оч?ередь чл?еном рода, а не ин?дивидуальной личностью. Соответственно, мо?ральными сч?итались то?лько та?кие поступки, ко?торые сп?особствовали пр?оцветанию рода. А эт?о значит, чт?о ес?ли од?на бо?льшая се?мья на св?оём со?вете ре?шала по?родниться с другой, об?ретая те?м са?мым но?вых др?узей и союзников, юн?оша и де?вушка до?лжны бы?ли вс?тупить в брак, чт?о называется, бе?з ли?шних сп?оров и разговоров. Пр?и эт?ом ст?епень их зн?акомства и от?ношение др?уг к др?угу ни?какого зн?ачения не им?ели.Именно та?кое по?ведение сч?италось высоконравственным.

На сл?авянской св?адьбе пр?еимущественно зв?учали пе?чальные песни. Не?веста плакала, да?же ес?ли шл?а за любимого. И де?ло зд?есь не в тр?удностях жи?зни за?мужем в пр?ежние времена. Не?веста по?кидала св?ой ро?д и пе?реходила в другой. Ст?ало быть, он?а по?кидала ду?хов – по?кровителей пр?ежнего ро?да и вр?учала се?бя новым. Во?т и пл?акала девушка, сл?ушая жа?лобные пе?сни и из?о вс?ех си?л ст?араясь по

?казать св?ою пр?еданность ро?дительскому дому, пр?ежней ро?дне и её св?ерхъестественным по?кровителям – ум?ершим предкам.

В не?которых об?ластях за де?вичьим це?ломудрием оч?ень ст?рого следили. Но ст?оль же ча?сто вс?ё вы?глядело ре?шительно на?оборот: до?брачные де?ти ни в ко?ем сл?учае не ок?азывались по?мехой дл?я свадеб. Их?-то ма?тери ка?к ра?з и сч?итались «п?ервыми не?вестами на деревне». Ве?дь ка?ким бы?ло со вр?емён гл?убокой др?евности гл?авное тр?ебование к женщине? Чт?обы мо?гла вы?носить и ро?дить здоровых, кр?епких детей. Во?т и св?атались па?рни на?перебой к мо?лодым матерям, уж?е до?казавшим св?ою же?нскую полноценность. А  ес?ли от?цом до?брачного ре?бёнка бы?л зн?атный воин, боярин, са?м кн?язь – юн?ую ма?ть не то?лько не проклинали, её на ру?ках но?сили и в св?оём роду, и в ро?ду же?ниха: сч?астье в до?м приманила! Вс?е знали, чт?о воинов, ос?обенно зн?атных вождей, ос?еняла ми?лость Богов. В Др?евней Ру?си рабыня, ро?дившая ди?тя от хозяина, ос?вобождалась из рабства.

3.3 Жречество.


Сл?авянское яз?ычество до?стигло ап?огея на?кануне об?разования Ки?евской де?ржавы и в пе?рвые дв?а ст?олетия ее фо?рмирования (I?X - X вв.), ко?гда ку?льт Перуна, бо?га гр?озы и по?кровителя во?инов и князей, ст?ал го?сударственной ре?лигией Ки?евской Руси.

Ос?обую ро?ль зд?есь сы?грало жр?еческое со?словие др?евней Руси. Об?щим им?енем жр?ецов бы?ло "в?олхвы" ил?и "волшебники". Во?лхвы за?нимались ча?родейством – ма?гическим де?йствием с во?дой и от?варами из трав, тр?ебующими со?суда – чары. Кр?оме об?лакогонителей и ча?ровников бы?ли ещ?е и кобники, га?дающие о су?дьбе; сю?да же мо?жно вк?лючить и кузнецов.

Ин?тереснейший ра?зряд во?лхвов со?ставляли "волхвы-кощунники", ск?азители "к?ощюн" - мифов, хр?анители др?евних пр?еданий и эп?ических сказаний. Ск?азителей на?зывали та?кже "баянами", "обаятелями", чт?о св?язано с гл?аголом "б?аять" - рассказывать, петь, заклинать. Кр?оме волхвов-ведунов, су?ществовали и женщины-колдуньи, ве?дьмы (о?т "в?едать" — знать), чаровницы, "потворы".

3.4 Па?нтеон яз?ыческих Богов.


Ок?оло по?лутора ст?олетий (I?X-X вв.) Ки?евская Ру?сь бы?ла го?сударством с яз?ыческой религией, не?редко пр?отивостоящей пр?оникновению христианства. В эп?оху Святослава, в св?язи с во?йнами с Византией, хр?истианство ст?ало го?нимой религией, а яз?ычество бы?ло ре?формировано и пр?отивопоставлено пр?оникавшему на Ру?сь христианству. Де?йствительность тр?ебовала ка?кого-то уп?орядочения пе?рвобытной яз?ыческой ре?лигии с её пл?еменными ку?льтами и пр?иведения её в со?ответствие с но?вым ур?овнем го?сударственной жизни.

К ко?нцу X в., в ре?зультате реформ, на Ру
?си ск?ладывается па?нтеон Владимира, гд?е яз?ыческие бо?жества бы?ли ра?сставлены в по?рядке их ст?аршества и ка?ждому из ни?х бы?ли ус?ловно пр?отивопоставлены ан?тичные бо?ги и хр?истианские святые.

ПЕ?РУН - гл?ава кн?яжеского пантеона, ру?сский Зевс-громовержец, вы?двинувшийся на пе?рвое ме?сто в ус?ловиях во?енных по?ходов на Ба?лканы в IV в. и в пр?оцессе со?здания го?сударственности Ки?евской Ру?си IX?-X вв. ка?к по?кровитель воинов, оружия, войн.

По сл?овам С.М Со?ловьева «я?вление грозы, мо?лнии ес?ть са?мое по?разительное из яв?лений пр?ироды; немудрено, чт?о пе?рвобытный че?ловек да?л ем?у пе?рвое ме?сто ме?жду вс?еми др?угими яв?лениями»

СТ?РИБОГ - Ро?д - Св?ятовит - Св?арог ("Небесный"). Др?евнее пе?рвенствующее бо?жество не?ба и Вселенной, "бог-отец". Со?ответствует хр?истианскому бо?гу-творцу Савоафу.

ДА?ЖЬБОГ - Со?лнце - сы?н Сварогов. Др?евнее бо?жество Природы, солнечности, "б?елого света", по?датель благ. По?лностью со?ответствует ан?тичному Ап?оллону и пр?отивопоставлялся хр?истианскому богу-сыну. Да?жьбог и Ст?рибог об?а бы?ли не?бесными богами.

МА?КОШЬ - Др?евняя бо?гиня зе?мли и плодородия. До?полнением к не?й сл?ужат "в?илы" - русалки, об?еспечивающие ор?ошение ни?в росою. Мо?жет бы?ть пр?иравнена к гр?еческой Де?метре ("?Земле-матери") и хр?истианской ма?тери божьей. Ча?сто из?ображалась с ту?рьим "р?огом изобилия".

СЕ?МАРГЛ - Бо?жество семян, ро?стков и ко?рней растений. Ох?ранитель по?бегов и зеленей. В бо?лее ши?роком см?ысле - си?мвол "в?ооружённого добра". По?средник ме?жду ве?рховным бо?жеством не?ба и землёй, ег?о посланец. Им?ел пр?ямое от