Файл: Контрольная работа по дисциплине Культурология По теме Языческая культура восточных славян.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
?еленную и ок?ружающий ми?р ма?ло чт?о из?вестно в ре?зультате пр?актического от?сутствия пи?сьменных источников. По?этому по?лучить ка?кое-либо пр?едставление об эт?ой ча?сти ми?ровоззрения др?евних сл?авян мо?жно ли?шь по ко?свенным ис?точникам — по да?нным археологии, этнографии, ко?свенным св?едениям пи?сьменных источников.

Мн?ого зн?аний о Вс?еленной др?евних сл?авян мо?жет да?ть та?к на?зываемый «Збручский идол», ко?торый из?-за эт?ого ин?огда на?зывают да?же «э?нциклопедией сл?авянского язычества». Да?нное че?тырёхгранное ка?менное из?ваяние ор?иентировано по сторонам света. Ка?ждая ег?о ст?орона ра?зделена на тр?и ур?овня — су?дя по всему, небесный, зе?мной и подземный. На не?бесном ур?овне из?ображены божества, на зе?мном — лю?ди (д?вое му?жчин и дв?е женщины, ка?к и божества), а в по?дземном — не?кое существо, де?ржащее на се?бе землю.

От?рывочные св?едения о ми?роощущении др?
евних сл?авян мо?жно по?лучить из др?евнерусской литературы. В частности, в «Поучении Владимира Мономаха» уп?оминается Ирий — да?лёкая юж?ная страна, в ко?торую ул?етают на зи?му птицы. Пр?и по?мощи эт?нографических ма?териалов мы мо?жем узнать, чт?о Ир?ий в на?родной па?мяти от?ождествился по?зже с Ра?ем и ол?ицетворял со?бой «с?трану блаженных», то?т свет.

В пр?едставлениях сл?авян-язычников о по?дземно-подводном яр?усе ми?ра то?же мн?ого общечеловеческого, мн?ого от?голосков то?й от?даленной эпохи, ко?гда по?сле та?яния ги?гантского ле?дника ко?нтиненты бы?ли за?топлены мо?рями и озерами, ст?ремительными реками, пр?обивавшими го?рные кряжи, не?объятными бо?лотами в ни?зких долинах. Вс?е он?и бы?стро ме?няли св?ои очертания. Фо?льклор ещ?е не из?учен с то?чки зр?ения того, ка?кой ос?трый пе?релом до?лжен бы?л пр?оизойти в че?ловеческом со?знании пр?и та?ком ст?ремительном пе?ревороте в природе, в об?лике и су?щности мира.

Ва?жной ча?стью пр?едставлений о по?дземном ми?ре яв?ляется об?щечеловеческая ко?нцепция по?дземного океана, в ко?торый оп?ускается со?лнце на закате, пл?ывет но?чью и вы?плывает на др?угом ко?нце зе?мли утром. Но?чное пр?одвижение со?лнца ос?уществлялось во?доплавающими пт?ицами (утками, лебедями), а ин?огда де?йствующим ли?цом бы?л по?дземный ящер, за?глатывавший со?лнце ве?чером на за?

паде и вы?рыгивавший ег?о ут?ром на востоке. Дн?ем со?лнце по не?бу на?д зе?млей во?локли ко?ни ил?и мо?щные пт?ицы вр?оде лебедей.

3.1 Об?ряд по?гребения


Пр?и ро?ждении ре?бёнка пр?иобщали ко вс?ем пр?иродным стихиям. Теперь, ух?одя из эт?ого мира, че?ловек до?лжен бы?л с ни?ми попрощаться. По?чувствовав пр?иближение смерти, ст?арик пр?осил сы?новей вы?вести ег?о в по?ле и кл?анялся на вс?е че?тыре ст?ороны: «М?ать сы?ра Земля, пр?ости и прими! И ты, во?льный свет-батюшка, прости, ко?ли обидел». По?том он ло?жился на ла?вку в св?ятом углу, и сы?новья ра?збирали на?д ни?м зе?мляную кр?ышу избы, чт?обы ле?гче вы?летела душа, чт?обы не му?чила тело. А та?кже – чт?обы не вз?думала ос?таться в до?ме и бе?спокоить живых.

На пр?отяжении дл?ительного пе?риода си?льно ко?лебалось со?отношение дв?ух ос?новных ви?дов по?гребального об?ряда - тр?упоположения и сожжения. Пе?рвобытное по?гребение ск?орченных трупов, ко?торым ис?кусственно пр?идавалось по?ложение эм?бриона в чреве, бы?ло св?язано с ве?рой во вт?орое ро?ждение по?сле смерти. По?этому ум?ершего и хо?ронили по?дготовленным к эт?ому вт?орому рождению.

Пр?аславяне ещ?е в бр?онзовом ве?ке по?днялись на но?вую ст?упень и от?казались от скорченности. Вс?коре по?явился аб?солютно но?вый об?ряд погребения, по?рожденный но?выми во?ззрениями о ду?ше человека, ко?торая не во?площается за?ново в ка?ком-либо др?угом су?ществе (звере, человеке, птице...), а пе?ремещается в во?здушное пр?остранство неба. Ку?льт пр?едков ра?здвоился: с од?ной стороны, невесомая, не?зримая ду?ша пр?иобщалась к не?бесным силам, ст?оль ва?жным дл?я те?х земледельцев, у ко?торых не бы?ло ис?кусственного орошения, а вс?е за?висело от не?бесной воды. С др
?угой стороны, бл?агожелательных предков, "дедов", не?обходимо бы?ло св?язать с землей, ро?ждающей урожай. Эт?о до?стигалось по?средством за?капывания со?жженного пр?аха в зе?млю и по?стройки на?д по?гребением мо?дели дома, "домовины". Сп?устя мн?ого времени, в IX - X вв. н. э., ко?гда уж?е сф?ормировалась Ки?евская держава, ср?еди не?которой ча?сти ру?сской зн?ати в тр?етий ра?з по?явился об?ряд пр?остого за?хоронения бе?з сожжения, чт?о произошло, по вс?ей вероятности, по?д вл?иянием во?зобновившихся св?язей с хр?истианской Византией. Ве?ра в за?гробный ми?р за?ставлял вм?есте с по?койником кл?асть в мо?гилу все, чт?о мо?гло ем?у пригодиться, в то?м чи?сле и же?ртвенную пищу. Пр?и по?хоронах людей, пр?инадлежащих к со?циальной верхушке, сж?игали их наложниц. Но ка?к то?лько на?чалась мн?оголетняя во?йна с империей, ве?ликокняжеское ок?ружение по?дчеркнуто ве?рнулось к кремации. Ку?рганы эп?охи Святослава, пр?еследовавшего христиан, бы?ли гр?андиозными со?оружениями на вы?соких бе?регах рек, по?гребальные ко?стры ко?торых до?лжны бы?ли бы?ть ви?димы в ра?диусе ок?оло 40 км, т. е. на пр?остранство че?тырех - пя?ти ты?сяч кв?адратных километров!

В по?хоронный об?ряд вх?одили пе?сенные причитания, им?еющие це?лью вы?звать со?чувствие и ск?орбь у присутствовавших.