Файл: Курс лекций лекция 12 Тема Коррекционная педагогика в системе наук о человеке План лекции.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 179
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
41
расстройства не проблема, но иногда эти расстройства искажают процесс их нормального развития. Эти дети требуют особого внимания и помощи со стороны родителей, педагогов, психологов, врачей.
Значительная часть нарушений детского поведения не имеет качест- венного отличия от нормы, по совокупности проявлений, может напоминать заболевание.
Обратимся к характеристике конкретных отклонений в отдельные воз- растные периоды развития ребенка. В этой связи важен практический опыт педагогов, работающих в классах коррекции, компенсирующего обучения и т.д. В настоящий момент классы компенсирующего обучения, коррекцион- ные классы стали реальностью. Здесь учатся дети группы риска, т.е. имею- щие осложнения психического и личностного развития. При «сохранном» интеллекте (это может и нижняя граница нормы) эти школьники в той или иной степени обнаруживают названные выше особенности поведения. Что значительно осложняет их обучение.
Класс компенсирующего обучения. Для детей, которые обучаются в классах компенсирующего обучения, характерным является повышенная ак- тивность и высокая отвлекаемость, низкая работоспособность. Психическая незрелость сказывается на отношении детей к школьным занятиям, учителю, учебным задачам. Позиция ученика принимается ими с трудом, ведут себя на уроках вызывающе.
Низкий уровень самостоятельности и отсутствие произвольности в управлении своим поведением создают значительные сложности в учебной деятельности. Дети класса отличаются повышенной тревожностью, само- оценка у большинства неадекватно завышена.
Такие дети не способны к сотрудничеству, они часто ссорятся и всту- пают в драки по незначительному поводу, т.е. налицо высокая степень соци- альной дезадаптации.
Класс выравнивания. Дети с низким уровнем развития психических функций: речи, воображения, памяти, мышления. Эти трудности сопровож- даются личностными и поведенческими нарушениями. Суть отклонений в каждом случае индивидуальна, но проявления нарушений имеют много об- щего.
Характерными для этого класса являются низкая познавательная ак- тивность, которая сочетается с быстрой утомляемостью и истощаемостью, приводит к потере работоспособности. Это мешает детям обучаться и разви- ваться. Дети с трудом удерживают в памяти условие задачи, забывают слова, допускают нелепые ошибки. Отвлекаемость внимания и неспособность к ум- ственному сосредоточению – характерная их особенность.
Детский возраст.
Наиболее типичные нарушения поведения детей:
1.
упрямство – одно из ранних проявлений нарушения поведения. В кли- нической психологии упрямство связывается с внушаемостью. Благодаря внушаемости ребенок трансформируется в социуме, делается человеком.
Каждый ребенок проходит через несколько «возрастов упрямства».
42
Первый (между 2,5 – 3,5 годами). Ребенок становится капризным.
Стремление воспитателей «переломить» может нанести непоправимый вред для развития личности ребенка, потому что ребенок начинает осознавать свое Я. Чтобы стать человеком он должен быть своевольным. Как быть? 1/3 настаивать на своем, 1/3 уступать, 1/3 отвлекать.
Второй (6-7 лет, иногда 8-9 лет). В это время нарастает объем требова- ний в связи с поступлением в школу. В этот период он следует не тому при- меру, который перед ним ставят, а тому, который он сам выбирает. Он вы- бирает того, кто интереснее, приятнее, проникновеннее.
Третье обострение упрямства (подростковый возраст) – период гор- мональной бури, когда максимальными становятся и внушаемость, и антив- нушаемость. Подросток бурно стремится узнать мир и себя, примерить но- вые роли, испытать невероятное, проверить известное. Ему нужны трудности и ошибки, хочет сам делать свою судьбу, но и понять себя. Становится на- стоятельной потребность в уважении, доверии, принятии, любви.
Современные подростки отличаются некоторыми актуальными тенден- циями. Одна из них состоит в принципиальной нерефлексивности жизненной позиции многих детей этого возраста, которое проявляется в том, что под- росток как бы растворяются в потоке жизни, не выделяя себя из нее. Наибо- лее ярко это проявляется в неформальных группах (Я заменяется на МЫ).
Другая тенденция характерна для подростков, которые не теряют сво- его Я, но это Я действующее, когда на первый план выходит ощущение сво- ей способности что-то сделать, чего-либо добиться, проявить себя.
В этот период подросток меняется, претерпевает изменение его отно- шение к себе. Открытость, склонность к диалогу и даже потребность в нем сменяется стремлением закрыть свой внутренний мир.
Полноценное развитие личности ребенка в детстве связано с его эмо-
циональным развитием. Эмоциональная система обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции – это система «бы-
строго реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей из-
менения внешней среды. Положительные эмоции повышают психическую ак- тивность, настраивают на решение той или иной задачи. Отрицательные эмо- ции снижают психический тонус и обуславливают пассивные способы защи- ты. Правда, такие эмоции как гнев, ярость, усиливают защитные возможно- сти организма даже на физиологическом уровне.
Исследования ученых показывают о разных уровнях активности и глуби- ны аффектного контакта со средой.
Первый уровень – уровень полевой активности - обеспечивает общее равновесие организма со средой, состояние комфорта и безопасности в про- странстве. Механизм, охраняющий человека от разрушающих воздействий и выводящий в состояние безопасности и комфорта, называют аффективным
пресыщением. Этот феномен описал немецкий психолог Курт Левин. Пре- сыщение нарастает тем быстрее, тем более аффективно (эмоционально) за- ряжена ситуация, независимо от знака эмоции – положительного или отрица- тельного. Этот механизм реагирует только на интенсивность.
43
Первый уровень охраняет организм от перенапряжения. Поддерживать эмоциональное равновесие человека, снимать его эмоциональное напряжение помогает созерцание движение облаков, бликов воды и огня, улицы за окном, красивого пейзажа.
Второй уровень – уровень стереотипов – в большей мере определяет основы формирования эмоциональной индивидуальности человека, обеспе- чивает избирательность и устойчивость аффективных впечатлений о мире, избирательно усиливает стенические состояния и противодействует разви- тию астенических.
Третий уровень аффективной организации поведения – уровень экс-
пансии. Его механизм начинает осваиваться на первом году жизни ребенка и сохраняет свое значение позже. Он обеспечивает активную адаптацию орга- низма к нестабильной ситуации, когда аффективные стереотипы поведения оказываются несостоятельными. Действие этого механизма проявляется в стремлении к преодолению опасности, препятствий, неизвестной опасной си- туации.
ЛЕКЦИЯ № 5-6
Тема: «Отклонения в развитии и поведении подростков и специфика кор- рекционной работы с ними»
План лекции:
1. Виды отклонений в развитии и поведении детей и подростков.
2. Дети с ЗПР в общеобразовательной школе.
3. Специфика коррекционной работы с детьми с ЗПР.
4. Организационно-педагогические основы создания классов компенсирую- щего обучения.
5. Принципы развивающего обучения.
6. Психологические основы организации и осуществления коррекционно- развивающего обучения.
7. Проведение коррекционно-развивающего обучения в компенсирующем классе.
1.
В
ИДЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ И ПОВЕДЕНИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТ-
КОВ.
У детей с проблемами в развитии имеются физические и (или) психиче- ские недостатки (дефекты), которые приводят к отклонениям в общем разви- тии. В зависимости от характера дефекта, времени его наступления одни не- достатки могут преодолеваться полностью, другие – лишь корригироваться, а некоторые компенсироваться. Ранее психолого-педагогическое вмешатель- ство позволяет в значительной степени нейтрализовать отрицательное влия- ние первичного дефекта.
Психолого-педагогическая коррекция развития и поведения детей с про- блемами в развитии возможна в том случае, если определен характер нару- шения нормального развития ребенка. В специальной психологии и коррек- ционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии (В.В. Лебединский, Б.П. Пузанов и В.А. Лапшин, О.Н. Усанова).
44
Наибольший интерес представляют исследования В.В. Лебединского, ко- торый рассматривает проблемы психического дизонтогенеза – различные формы нарушений онтогенеза, т.е. развития индивида в отличие от разви-
тия вида (филогенез).
Характер дизонтогенеза зависит от определенных психологических пара- метров:
• Особенностей функциональной локализации нарушения. В зависимо- сти от нарушения выделяются два вида дефекта – частный (недоразвитие или повреждение отдельных анализаторных систем) и общий (нарушения ре- гуляторных корковых и подкорковых систем).
• Времени поражения. Чем раньше произошло поражение, тем больше вероятность психического недоразвития.
• Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом. Первич-
ные нарушения вытекают из биологического характера дефекта (нарушения слуха, зрения и т.д.). Вторичные нарушения возникают опосредованно в про- цессе аномального развития.
• Межфункциональных взаимодействий. К ним относятся механизмы изоляции, патологической фиксации, временные и стойкие регрессии, кото- рые грают большую роль в формировании различных видов асинхронии раз- вития.
Пересиленные психологические параметры по-разному проявляются при различных видах дизонтогенеза. В.В. Лебединский выделил следующие вида дизонтогенеза:
• Дизонтогенез по типу общего стойкого недоразвития. (раннее вре- мя нее поражения, выражена незрелость мозговых систем. типичный при- мер – олигофрения).
• Задержанное развитие – замедленный темп формирования познава- тельной деятельности и эмоциональной сферы с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Варианты задержанного развития: кон- ституционный, соматогенный, психогенный, церебральный (церебрально- органический).
• Поврежденное развитие – в основе наследственные заболевания, внутриутробные, родовые и послеродовые инфекции, интоксикации и трав- мы ЦНС. Характерная модель поврежденного развития – органическая де-
менция.
• Дефицитарное развитие – тяжелые нарушения отдельных анализа- торных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата).
• Искаженное развитие - сложное сочетание общего недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психиче- ских функций. Характерный пример - детский аутизм.
• Дисгармоничное развитие – врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психического развития в эмоционально- волевой сфере. Характерная модель дисгармонического развития – психо-
патия и патологическое формирование личности.
45
Выделяются две основные группы причин, которые приводят к нарушени- ям психического и (или) физического развития: эндогенные (генетические) и экзогенные (факторы среды).
Эндогенные причины: различные наследственные заболевания; заболева- ния, связанные с изменением численности и структуре хромосом.
Экзогенные причины вызывают отклонения в развитии, которые могут влиять в различные периоды онтогенеза:
• в пренатальный (внутриутробный) период (хронические заболевания родителей, особенно матери; инфекционные болезни. интоксикация матери; недостаток питания матери во время беременности; резус-конфликт; травмы; влияние лучевой энергии и т.п.);
• в натальный (родовой) период (родовые травмы; инфицирование пло- да; асфиксия плода – удушье плода);
• в постнатальный период (после рождения) причинами могут быть ос- таточные явления после различных инфекционных и других заболеваний; различные травмы; интоксикации; несоблюдение санитарно-гигиенических норм и т.п.
Причинами отклонений в развитии могут быть неблагоприятные условия
социальной среды, которые оказывают травмирующее воздействие на психи- ческое развитие ребенка, особенности его поведения.
Особенностью психического развития детей с ограниченными возможно- стями являются трудность их социальной адаптации, затруднения взаимо- действия с социальной средой. У этой категории детей проявляются особые образовательные потребности в индивидуализированных условиях обучения, особом содержании и методах обучения, а также в медицинских, социальных и иных услугах, необходимых для успешного обучения.
Образовательные потребности могут реализоваться в специальных обра- зовательных учреждениях (СОУ, центр реабилитации), общеобразователь- ных учреждениях (специальный класс в составе ОУ общего типа, школы на- домного обучения).
2.
1 2 3 4 5 6 7 8