Файл: Менеджмент профессионального спортивного клуба на примере ФК «Локомотив» (Особенности моделей спорта разных стран).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика американской и европейской моделей развития профессионального спорта
1.1 Американская модель спорта
1.2 Сравнительный анализ зарубежных и российской моделей развития профессионального спорта
Глава 2. Менеджмент ФК «Локомотив»
2.3. Основные источники доходов ФК «Локомотив»
2.4. Узнаваемость бренда и основные элементы интеграции для спонсоров
2.3.6. реализовывает меры по социальной защите спортсменов, тренеров и иных работников спортивного клуба, ветеранов спорта, координирует свои действия по этим направлениям с органами местного самоуправления;
2.3.7. разрабатывает и утверждает календарный план спортивно-массовых мероприятий;
2.3.8. организовывает и проводит спортивные соревнования по различным направлениям спортивной деятельности; 2.3.9. участвует в работе по осуществлению межрегиональных, международных связей в области физической культуры и спорту;
2.3.10. осуществляет рекламу, теле- и радиотрансляцию спортивных соревнований, организованных с участием спортивного клуба;
2.3.11. предоставляет спортивные и физкультурно-оздоровительные услуги населению, а именно организация секций, кружков, туристских походов и др. видов спортивных мероприятий, а также прокат спортивного инвентаря и оборудования для населения;
2.3.12. организовывает работу сезонных площадок на территории спортивного клуба: катков, теннисных кортов, поля для гольфа, лыжных трасс и т.д.
2.3.13. организовывает работу кафе, бильярдных залов, кегельбана и т.п., находящихся на территории спортивного клуба. 2.4. Обеспечивает спортивный клуб квалифицированными кадрами с наилучшим использованием знаний и опыта работников, а именно:
2.4.1. заключает трудовые договоры (контракты) с персоналом клуба;
2.4.2. осуществляет контроль над строгим соблюдением персоналом клуба техники безопасности, производственной санитарии, противопожарной безопасности;
2.4.3. принимает решения по представлениям о наложении административных взысканий, применении мер поощрения к персоналу клуба;
2.4.4. утверждает распорядок (расписание) работы тренерского и инструкторского состава клуба.
2.5. В пределах предоставленных ему полномочий решает финансовые и материальные вопросы деятельности спортивного клуба, а именно:
2.5.1. обеспечивает оснащение спортивного клуба спортивно-технологическим, инженерным оборудованием, инвентарем, материалами;
2.5.2. организует своевременный капитальный и текущий ремонт зданий, сооружений, помещений клуба и оборудования; 2.5.3. определяет условия и заключает различные гражданско-правовые договоры, заключение которых необходимо для обеспечения нормального функционирования спортивного клуба, осуществляет контроль над их выполнением.
2.6. Разрешает все вопросы, связанные с оказанием услуг клиентам клуба, в том числе рассматривает претензии и жалобы посетителей, связанные с качеством оказанных услуг.
2.7. Занимается вопросами поиска спонсоров, привлечения целевых средств в рамках благотворительных программ, размещения рекламы услуг, оказываемых спортивным клубом, в средствах массовой информации с целью привлечения клиентов.
2.8. Руководит иными, предусмотренными учредительными документами спортивного клуба, видами деятельности. 2.9. Директор обязан:
2.9.1. своевременно отвечать на запросы других сотрудников по направлению профессиональной деятельности, предоставлять требуемую информацию в полном объеме;
2.9.2. непрерывно повышать свой профессиональный уровень;
2.9.3. честно и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности;
2.9.4. объективно относиться к другим сотрудникам, оценивать их вклад в достижение целей спортивного клуба по результатам их работы независимо от личного отношения;
2.9.5. содержать имущество, принадлежащее клубу, в целости и сохранности;
2.9.6. всемерно способствовать формированию и укреплению благоприятного морально-психологического климата в коллективе;
2.9.7. хранить служебную и коммерческую тайны;
2.9.8. соблюдать правила конфиденциальности при работе с личной информацией сотрудников спортивного клуба, правила внутреннего трудового распорядка, охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты».
Локомотив имеет четко выстроенную современную многоуровневую систему, которая включает в себя:
- Главная команда - участник Тинькофф Премьер лига, Лиги Чемпионов;
- Казанка участник - Олимп ПФЛ;
- Молодежная команда - участник молодежного первенства;
- Юношеская команда – участник юношеской Лиги Чемптонов;
- Академия - участник первенства Москвы;
- Женская команда - участник Женской Суперлиги;
- Кибер команда – относительно новое явление на российском спортивном рынке. Рассмотрим ее подробнее.
В 2017 году менеджмент «Локомотива» озадачился тем, как привлечь на трибуны болельщиков возрастной категории 14+. Это был осознанный курс на омоложение и расширение фанбазы. Как затащить на местами унылый российский футбол помешанную на Instagram и гаджетах молодежь? Ответ нашелся быстро - с помощью киберспортсменов, которые будут защищать цвета клуба на виртуальных полях FIFA.
Зимой 2016 г. в «Локомотиве» было создано отдельное подразделение - Loko eSports Team с собственными соцсетями, менеджерами и профессиональными игроками. Клуб заключил контракты с геймерами, которые уже были своего рода брендами в киберспортивной тусовке. Звездой номер один стал Константин «Stavr» Гирин - хайповый блогер с 800+ тысячами подписчиков на Youtube и 160 тысячами в Instagram. Он мигом оказался на короткой ноге с футболистами: рубился в FIFA с Дмитрием Тарасовым, бил штрафные Виталию Денисову и лупил по штангам с братьями Миранчуками. Затем из «Уфы» в «Локомотив» перешел Роберт «Ufenok77» Фахретдинов, трансфер которого быстро себя оправдал - в сезоне 2018 21-летний геймер выиграл чемпионат РФПЛ по киберфутболу и, по сути, стал лицом Loko eSports Team. мае в Амстердаме Ufenok представлял Россию на чемпионате мира.
Третий игрок в команде - Артем «Afangess» Афанасьев, который недавно закончил школу. «Локо» нашел парня с помощью масштабного турнира среди болельщиков. Теперь Afangess постит картинки со стадиона для своих 4 тысяч читателей и ужинает с болельщицами. Афанасьева взяли в клуб «на вырост» - громких побед у него еще не было, и их от него ждут.
Локомотив обладает современной для российских команд инфраструктурой:
- РЖД арена;
- Сапсан арена;
- Крытый манеж;
- Открытые и крытые футбольные поля;
- Многофункциональный спорткомплекс «Локо – спорт»;
- Ледовый дворец;
- Открытый и закрытый теннисные корты;
- Центр спортивной медицины;
- Музей;
- 3 клубных магазина;
- Клубный бар «Вагонъ»;
- Боулинг клуб;
- Стадион Локомотив-Перово;
- Учебно-тренировочная база «Баковка».
2.3. Основные источники доходов ФК «Локомотив»
Отчет о движении денежных средств [17]:
Наименование показателя |
Код |
2019 |
2018 |
Денежные потоки от текущих операций |
|||
Поступления - всего |
4110 |
8 609 160 |
7 566 744 |
в том числе: |
4111 |
6 379 678 |
5 118 600 |
арендных платежей, лицензионных платежей, роялти, комиссионных и иных аналогичных платежей |
4112 |
5 064 |
3 629 |
прочие поступления |
4119 |
2 224 418 |
2 444 515 |
Платежи - всего |
4120 |
(8 584 144) |
(7 794 035) |
в том числе: |
4121 |
(807 465) |
(746 036) |
в связи с оплатой труда работников |
4122 |
(6 142 339) |
(5 740 304) |
процентов по долговым обязательствам |
4123 |
(77 482) |
(17 880) |
налога на прибыль организаций |
4124 |
(73) |
(1 607) |
прочие платежи |
4129 |
(1 556 785) |
(1 288 208) |
Сальдо денежных потоков от текущих операций |
4100 |
25 016 |
(227 291) |
Денежные потоки от инвестиционных операций |
|||
Поступления - всего |
4210 |
22 327 |
18 606 |
в том числе: |
4211 |
100 |
0 |
дивидендов, процентов по долговым финансовым вложениям и аналогичных поступлений от долевого участия в других организациях |
4214 |
22 227 |
18 606 |
Платежи - всего |
4220 |
(5 615) |
(36 613) |
в том числе: |
4221 |
(5 615) |
(7 483) |
в связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), предоставление займов другим лицам |
4223 |
(0) |
(29 130) |
Сальдо денежных потоков от инвестиционных операций |
4200 |
16 712 |
(18 007) |
Денежные потоки от финансовых операций |
|||
Поступления - всего |
4310 |
2 677 484 |
1 887 599 |
в том числе: |
4311 |
2 677 484 |
1 887 599 |
Платежи - всего |
4320 |
(2 225 705) |
(1 711 522) |
по распределению прибыли в пользу собственников (участников) в связи с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов |
4323 |
(2 225 705) |
(1 711 522) |
Сальдо денежных потоков от финансовых операций |
4300 |
451 779 |
176 077 |
Сальдо денежных потоков за отчетный период |
4400 |
493 507 |
(69 221) |
Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчетного периода |
4450 |
11 735 |
78 187 |
Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода |
4500 |
504 652 |
11 735 |
Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю |
4490 |
(590) |
2 769 |
Основным спонсором ФК «Локомотив» является ОАО «РЖД», потерпевший убытки за время пандемии в 17,5 млрд. рублей, что, безусловно, повлияет на клуб. Генеральный директор клуба Василий Кикнадзе заявил, что необходимо искать дополнительные источники финансирования и начинать серьезную работу по продвижению молодежи. Спонсорский контракт РЖД с «Локомотивом» на 2021 год сильно сократится. На сколько процентов, пока не знает ни клуб, ни госкомпания: проект бюджета разрабатывается осенью, а утверждается под конец года – к тому времени сила кризисного удара по бизнесу РЖД будет понятнее. Чтобы подготовиться к новым условиям, клуб летом расчистит зарплатную ведомость, расставшись со многими дорогими игроками.
Исторически железные дороги – основной спонсор «Локомотива». С годами менялось только одно обстоятельство – сумма контракта. Она достигла максимума в конце правления Ольги Смородской и при раннем Геркусе – 5,5 миллиарда рублей в год (без учета НДС – тогда еще 18%, сейчас – 20%).
В последние два сезона контракт просел. В марте 2019-го Мещеряков сообщил, что на год РЖД выделили клубу 4,6 млрд. рублей без НДС (63 млн. евро по курсу на 2019 год). Сейчас структура доходов, по словам самого Кикнадзе, выглядит так:
- • ТВ – 3%;
- • Собственные заработки (билеты, рыночные контракты и так далее) – 9%;
- • ЛЧ – 20%;
- • Более 60% – РЖД.
Ниже рассмотрим спонсоров ФК «Локомотив», возможности для партнеров клуба, а также в качестве примера собственных заработков клуба рассмотрим относительно новое для России явление Match day.
Основной задачей менеджмента спортивной организации является зарабатывание денег.
Основным продуктом профессионального спорта является спортивное событие. Это сложный продукт, который включает в себя большинство других производных от него спортивных продуктов. Процесс создания этого продукта индустрии спорта можно разделить на два этапа: подготовительная часть и непосредственный её итог – спортивное событие.
Помимо того, что спортивное событие объединяет в себе другие продукты индустрии спорта, в нём (спортивной событии) задействованы практически все субъекты спортивной индустрии, каждый из которых выполняет свои определенные функции по созданию конечного продукта (и, естественно, как уже было сказано выше, имеет определенную выгоду).
Все это позволяет нам говорить о спортивном событии не только как об основном конечном продукте индустрии спорта, но и как о бизнес-единице. Не секрет, что главным «товаром» спортивного события являются эмоции. Торговля неопределенностью, нервным напряжением, чувством победы, удовлетворенности, ощущением причастности к спортивному событию – дело непростое. И чтобы делать его на «отлично», необходимо хорошо разбираться в сути спортивного события, его внутренней логике и психологической подоплеке.
Если рассуждать о спортивном событии как о бизнес-проекте, то, в конечном счете, он представляет собой локальную систему экономических отношений, приносящих прибыль. Причем не только субъектам индустрии спорта (как было сказано выше) и основным организаторам, но и смежным бизнесам, роль которых нельзя недооценивать. Организация спортивного события приводит в движение целый комплекс коммерческой деятельности: букмекерский бизнес, ресторанный и гостиничный, билетный, транспортный, экскурсионный, туристический и т.д.
Таким образом, мы приходим к выводу, что «спортивное событие» является не только основным конечным продуктом индустрии спорта, но и целой бизнес-единицей, претендующей на звание бизнес-системы в локальных масштабах.
Главный потребитель соревнований- зритель. Соответственно, для получения большей прибыли должны учитываться его интересы. Приведу пример основанный на выступлении Константина Клюшева, режиссера matchday ФК “Локомотив” на конференции по спортивному маркетингу.
Matchday - это игровой день, наполненный не только спортивным соревнованием, но и досугом: концертом, ярмаркой, перфомансом и прочим.
Что дает matchday?
- Востребованный продукт;
- Дополнительный инфо повод для упоминания клуба в СМИ;
- Дополнительные доходы от продажи фирменной продукции;
- Кейтеринг - люди любого достатка должны иметь возможность что-то съесть на матче, в особенности - во время перерыва между таймами;
- Семейный досуг. Возможность заработка на интересах детей (сувенирная продукция, анимация, сладости).
Фанаты могут смотреть футбол и только футбол. Остальные люди, приходящие на матч, хотят развлечений. Раньше их обеспечивали чирлидеры и маскоты. Сейчас - концерты перед матчами.
ФК «Локомотив» приглашал на свои спортивные события певца Дмитрия Маликова, рэпера Noize MC и других артистов, которые выступали за час до начала матча и «разогревали» толпу. Подобные концерты - отличный способ коммуникации бренда с клиентом.
Перфомансы - также неотъемлемая часть matchday. 22 мая 2019 года ФК «Локомотив» стал чемпионом России. По окончании матча на поле появился скрипач и сыграл гимн Лиги Чемпионов, потому что победитель чемпионата страны едет на международные соревнования.
Поход на спортивное мероприятие стоит определенных денег. Для того чтобы не продавать билеты стоимостью выше 1000 рублей бесплатно или за символическую цену, необходимо эту стоимость оправдывать.
Логистика на мероприятии должна быть отлажена. Активационные точки не должны находиться в разных концах стадиона. Путь человека от развлечения к покупке мерчендайзинга и обеду не должен занимать слишком много времени. В туалетах не должно быть очередей, в палатках не должна заканчиваться вода.