Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 673
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты изучения системы ценообразования
1.1. Задачи и функции ценообразования
1.2 Понятие ценовой политики и этапы ее разработки
Глава 2. Ценообразование в маркетинговой деятельности на примере «Магнит» за 2017-2019 гг.
2.1 Характеристика сети «Магнит»
2.2 Анализ деятельности за 2017-2019 гг.
2.3 Формирование системы ценообразования
В этом случае магазин можно сделать дешевым, с минимальной наценкой, экономя на сервисе, персонале, ассортименте. По такому пути в Питере идут универсамы «Пятерочка». Но если «Продмаг» рассчитывает на средний класс, стратегия низких цен ему не подойдет потому что обеспеченных покупателей больше интересует сервис и качество. В нашем примере в этом сегменте работает «Ашан» (международная французская сеть магазинов). Чтобы конкурировать с ним по ценам, нужно иметь гигантские обороты. Не имея такой разветвленной сети – сделать это невозможно.
Вывод:
Ценообразование особенно актуально в нынешних российских условиях, когда вследствие снижения покупательской способности и увеличивающейся конкуренции на рынке для успешной деятельности предприятия наибольшее значение правильному выбору метода ценообразования.
Глава 2. Ценообразование в маркетинговой деятельности на примере «Магнит» за 2017-2019 гг.
2.1 Характеристика сети «Магнит»
Сеть магазинов «Магнит» - ведущая розничная сеть по торговле продуктами питания в России.
Полное название - Публичное Акционерное Общество «Магнит».
Адрес: РФ, г. Краснодар, ул. Солнечная, 15/5.
Органы управления сети «Магнит»:
- Совет директоров;
- Комитет по аудиту совета директоров;
- Комитет по кадрам и вознаграждениям совета директоров;
- Правление.
Большинство магазинов Группы расположено в Южном, Северо-Кавказском, Центральном и Приволжском Федеральных округах. Магазины сети «Магнит» также находятся в Северо-Западном, Уральском и Сибирском Федеральных округах.
Показатели развития сети «Магнит» в 2019 году представлены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели развития сети «Магнит» на 31.12.2019 г. [10]
Показатель |
Значение |
Выручка от реализации, млн. руб. |
763 527,25 |
Численность персонала, чел. |
Более 260 000 |
Количество магазинов, шт. в том числе |
12089 |
«магазин у дома» |
9594 |
- гипермаркет |
219 |
- «Магнит Семейный» |
155 |
- «Магнит Косметик» |
2121 |
Количество населенных пунктов, в которых расположены магазины сети, шт. |
2361 |
Количество распределительных центров, шт. |
33 |
Автомобильный транспорт, ед. |
5882 |
«Магнит» является лидером по количеству продовольственных магазинов и территории их размещения. Рассмотрим миссию и стратегию развития сети «Магнит», данные представим на рисунке 4.
Рис. 4. Миссия и цели сети «Магнит» в 2019 году [10]
Отметим, что наличие миссии и целей компании является важным фактором, способствующим повышению инвестиционной стоимости компании, поскольку:
- свидетельствует о высоком уровне менеджмента в организации;
- определяет направления развития компании, а, следовательно, направления использования ресурсов, что может способствовать пониманию тенденций развития бизнеса.
Организационно-временной регламент продаж и проведения маркетинговых мероприятий сети «Магнит» представлен в приложении и включает в себя:
- регламент планирования, контроля и подведения итогов;
- регламент планирования, оформления и подведения итогов маркетинговых мероприятий.
Регламент привязывается к типовым хозяйственным операциям, которые регулярно выполняются в сети «Магнит».
Далее проанализируем сеть «Магнит» по следующим направлениям:
- потребители;
- поставщики;
- конкуренты;
- персонал.
Использование этой схемы удобно тем, что позволяет более четко представить те направления, по которым фирма должна выстраивать свою стратегию конкурентоспособности, изыскивая возможности нейтрализовать усилия всех соперников и укрепить свою позицию.
Поставщики
Сеть «Магнит» работает с более 1500 поставщиками, находящимися по всей территории России. Для обеспечения процесса реализации продукции ассортиментный перечень составляет более чем 10000 наименований.
В целях обеспечения максимальной прозрачности в работе поставщиками сеть «Магнит» разработала ряд критериев, которые призваны сделать понятными принципы отбора новых партнеров и мотивы принятия решений о продолжении сотрудничества со старыми партнерами.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» информация об условиях и порядке отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров либо договора на производство продукции под товарного знаком заказчика публикуется на сайте компании http://magnit-info.ru.
Подавать коммерческие предложения (КП), а также принимать участие в сборе КП возможно посредством системы взаимодействия с внешними партнерами.
Техподдержку Контрагентов Компании осуществляет Служба Сервис Деск розничной сети «Магнит».
Оплата за поставку товаров с отсрочкой платежа до 45 дней, срок поставки не превышает трех дней.
В сети установлены жесткие требования по:
- срокам поставки;
- качеству поставляемой продукции (наличие сопроводительной документации, внешний вид упаковки, в том числе паллет и коробок с продукцией, отбор опытных партий товара при входном контроле на РЦ.
За нарушение условий, оговоренных в договоре, предусмотрены штрафные санкции для поставщиков, вплоть до прекращения сотрудничества.
Договора поставки с ведущими поставщиками ежегодно пролонгируются.
Обязательным условием сотрудничества для поставщиков является проведение в сети ценовых акций («желтый ценник», праздничные скидки), графики которых, как правило согласуются на квартал.
Ценовая политика компании – низкая цена для потребителя в сравнении с конкурентами (федеральными и локальными сетями).
Потребители
При анализе непосредственного окружения это звено является наиболее важным для сети «Магнит». Розничная сеть «Магнит» работает для повышения благосостояния своих клиентов, предлагая им качественные товары повседневного спроса по доступным ценам.
Компания ориентирована на покупателей с различным уровнем доходов и поэтому ведет свою деятельность в четырех форматах: магазин «у дома», гипермаркет, магазин «Магнит Семейный» и магазин косметики.
В течение 2019 года Компания открыла 2 378 магазинов, в том числе 1 250 магазинов у дома, 29 гипермаркетов, 58 магазинов «Магнит Семейный» и 1 041 магазин дрогери.
Таким образом, по состоянию на 31.12.2019 г. розничная сеть «Магнит» насчитывала 12 089 магазинов, в том числе:
- 9 594 магазина у дома;
- 219 гипермаркетов;
- 155 магазинов «Магнит Семейный»;
- 2 121 магазин дрогери.
Совокупная торговая площадь магазинов увеличилась на 22,92% с 3 590,64 тыс. кв.м. до 4 413,72 тыс. кв.м.
Ценовая политика сети «Магнит» позволяет приобретать продукцию самым разным категориям потребителей.
Количество покупателей увеличилось на 14,70% с 2 944,12 млн. в 2019 году до 3 376,86 млн. в 2019 году.
Доля продаж товаров под собственной торговой маркой в 2019 году составила 10,99%, количество наименований товаров под собственной торговой маркой в 2019 году составило 596. Компания планирует в дальнейшем наращивать долю продаж товаров под собственной торговой маркой, в первую очередь, за счет расширения предложения этих товаров в гипермаркетах «Магнит».
В 2019 году Компания открыла шесть распределительных центров: Астрахань, Краснодар, Пенза, Пермь, Смоленск и Тюмень. Открытие логистических комплексов повысило качество сервиса в Южном, Приволжском, Центральном и Уральском регионах.
Общая площадь 33 распределительных центров на 31 декабря 2019 года составила около 1 300 тысяч кв. м.
В отчетном году автопарк Компании сократился на 56 грузовых автомобилей, общее количество единиц составило 5 882. Компания продолжила работать над улучшением системы логистики.
В 2019 году Компания увеличила объем товаров, доставляемых через распределительные центры, до 87% с 86% в 2018 году, что также является драйвером роста валовой маржи.
В сети «Магнит» действует «Оптовая программа» - программа по которой юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут совершать покупки оптом по привлекательным ценам.
Основные положения программы:
- основная форма работы с клиентами - предзаказ;
- продажи осуществляются по системе оптовых скидок;
- оптовые цены фиксируются при формировании заказа и соблюдения обязательства по оплате;
- наличный и безналичный расчет (ограничение за наличный расчет 100 тыс. руб.);
- оплата по факту (за наличный расчет)/предоплата (по безналичному расчету);
- самовывоз из ближайшего ГМ, участвующего в оптовой программе;
- минимальный заказ 1 коробка.
Конкуренты
Основными конкурентными факторами на рынке в настоящее время являются:
-
- цена на минимальную продуктовую корзину;
- наличие акций;
- ассортиментный перечень;
- количество магазинов и их расположение.
Проведем бальную оценку конкурентных преимуществ сети «Магнит» и конкурентов (федеральные сети) по следующей шкале: 1 – лучше; 2 – на уровне; 3 – хуже.
Таблица 2
Конкурентоспособность сети «Магнит» в сравнении с конкурентами – федеральными сетями в 2019 году
Конкурент |
цена на минимальную продуктовую корзину |
наличие акций |
ассортиментный перечень |
количество магазинов и их расположение |
Сеть «Магнит» |
2 |
2 |
2 |
1 |
Сеть Ашан |
1 |
2 |
1 |
3 |
Сеть Лента |
1 |
2 |
1 |
3 |
Сеть Пятерочка |
2 |
2 |
2 |
2 |
Таким образом, можно отметить, что: по критерию «цена на минимальную корзину» и «ассортиментный перечень» существенную конкуренцию для сети «Магнит» составляет сеть «Лента» и «Ашан»; сеть «Магнит» существенно опережает своих конкурентов по количеству магазинов и их форматам, являясь российским лидером.
2.2 Анализ деятельности за 2017-2019 гг.
Проведем анализ ведущих финансовых факторов, определяющих рост стоимости сети «Магнит» в 2017-2019 гг.
Среди основных факторов можно выделить: выручку; валовую маржу; показатель EBITDA; чистую прибыль компании; маржу чистой прибыли.
Таблица 3
Ключевые финансовые показатели по форматам магазинов сети магнит в 2017-2019 гг. [10]
Показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
Чистая выручка |
579 694,88 |
763 527,25 |
950 613,34 |
магазины у дома |
450 801,48 |
577 775,77 |
701 274,95 |
гипермаркеты |
106 175,58 |
139 655,12 |
161 578,67 |
магнит семейный |
10 678,07 |
25 533,74 |
44 825,31 |
магазины дрогери |
11 873,35 |
19 756,68 |
40 122,06 |
оптовые продажи |
166,40 |
805,94 |
2 812,35 |
Валовой доход |
165 262,99 |
220 511,52 |
270 820,81 |
Валовая маржа, % |
28,51% |
28,88% |
28,49% |
EBITDAR |
79 678,33 |
106 096,11 |
134 149,92 |
EBITDAR маржа, % |
13,74% |
13,90% |
14,11% |
EBITDA |
64 721,23 |
85 522,20 |
103 972,93 |
EBITDA маржа, % |
11,16% |
11,20% |
10,5% |
EBIT |
50 536,88 |
67 925,20 |
82 856,21 |
EBIT маржа, % |
8,72% |
8,90% |
8,72% |
Чистая прибыль |
35 620,38 |
47 375,39 |
59 061,20 |
Чистая маржа, % |
6,14% |
6,20% |
6,21% |
Таким образом, выручка сети «Магнит» выросла на 31,71% с 579 694,88 млн. руб. за 2013 г. до 950 613,34 млн. руб. за 2017 г. Рост чистой выручки связан с увеличением торговых площадей и ростом сопоставимых продаж.