Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Понятие и сущность управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 136

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в условиях рыночной экономики имеет место существенная неопределенность экономической среды. Принятие взвешенных и эффективных решений выступает одна из основных задач, стоящих перед руководителями. Однако зачастую используемые ими методы не отвечают требованиям современного мира с его избытком информации и высоким ритмом жизни. В связи с этим большое практическое значение приобретают технологии и методы принятия управленческих решений.

Принятие решения является центральным процессом на всех уровнях переработки информации человеком, группами людей, системами «человек—машина». Заинтересованность представителей различных областей на­учного знания в разработке теории принятия решения, с одной стороны, создает определенные трудности, так как в каждой на­учной дисциплине формируются свои специфические подходы к проблеме, ис­пользуются различные языки, понятийные аппараты и методы исследования. С другой стороны, объединение в рамках общей теории представителей разных наук создает особенно благопри­ятные условия для плодотворных научных исследований.

В современной литературе можно встретить множество подходов к описанию процесса принятия решения.

Объектом исследования данной работы выступает процесс принятия управленческих решений в ООО «Проммаш».

Предметом исследования являются факторы, оказывающие влияния на эффективность управленческих решений.

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов процесса принятия управленческих решений и факторов, оказывающих влияние на их эффективность.

Для достижения данной цели в работе решаются следующие задачи:

- исследовать теоретические аспекты процесса принятия управленческих решений, в частности, отразить сущность и последовательность процесса принятия управленческого решения, методы оценки его эффективности и факторы, оказывающие воздействие на неё;

- провести оценку эффективности управленческих решений в исследуемой организации, выявить влияющие на него факторы и определить пути повышения эффективности решений.

Информационной основой работы выступают: законодательные акты Российской Федерации, учебная и монографическая литература, публикации периодических изданий и материалы сети Интернет.


1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений

1.1. Понятие и сущность управленческих решений

Процессы принятия решений, понимаемые как выбор одного из множества альтернативных вариантов действий, осуществляются в течение всей жизни человека. Основная масса решений принимается нами без раздумий, так как имеется автоматизм действий, отработанный многолетней практикой. Но бывают и ситуации, требующие от человека усиленной мыслительной деятельности. В этих случаях человек имеет дело с новым объектом выбора, либо обстановкой, в которой осуществляется выбор.

В отличие от повседневной деятельности, принятие решений в управлении представляет собой более систематизированный процесс. Принятие решений в организации – это всегда осознанный выбор из существующих вариантов действий, направленный на уменьшение различий фактическим состоянием компании и её желаемым будущим. Как таковой, процесс принятия управленческих решений состоит многообразных элементов, но в нём обязательно имеются такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения. Принятие решений является «центральным элементом» всей деятельности организации. При этом, решение выступает в качестве продукта управленческой деятельности, а процесс его принятия представляет собой действие, приводящее к возникновению данного продукта.[1]

Принятие решений воздействует на все сферы управления, и этот процесс выступает непременным элементом деятельности руководителя (управляющего). Принятие управленческих решений в организации осуществляется работниками различных уровней и имеет весьма формализованный характер, так как такое решение затрагивает не только одной человека, а, как повило, отражается на деятельности подразделения или всей организации.

Таким образом, принятие решений в организации это:

- осознанное и целенаправленное воздействие;

- действие, базирующееся на объективных фактах и ценностных ориентирах;

- процесс взаимодействия сотрудников организации;

- выбор альтернативных вариантов действий в рамках внутренней и внешней среды организации;

- часть всего процесса управления;

- необходимость выполнения всех других функций управления.

Принятие решений представляет собой как науку. так и искусство. Важность принятого решения невозможно переоценить – его роль огромна. Основное условие успешной деятельности организации состоит в её способности своевременно выявлять возникающие проблемы и эффективно решать их. Каждое решение направлено на устранение определённой проблемы, а эффективное решение характеризуется тем, что позволяет максимально приблизить цели деятельности организации. Тем не менее, «определение цели, еще не формулировка проблемы, а без этого нет необходимости в решениях и действиях».


Зачастую, цели, к которым стремятся руководители организации, бывают мало осознанными. В результате формулирования неверных целей происходит и решение неправильно выявленных проблем, что может привести к гораздо большим потерям, чем неэффективное решение истинных проблем. В этом процессе крайне значительна роль руководителя, так как решение представляет собой не только процесс, но и вид мыслительной деятельности и реализация воли человека. Его характеризуют следующие признаки:

- Возможность выбора из множества альтернативных вариантов (если нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно, нет и решения);

- Наличие цели (бесцельный выбор не рассматривается как решение);

- Необходимость волевого акта лица, принимающего решение (ЛПР), так как ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.[2]

При всём многообразии проблем и способов их решения, сам процесс их принятия представляет собой реализацию ряда последовательных этапов. В литературных источниках имеются различия в количестве и содержании этапов процесса принятия решений. Обобщив различные подходы можно предложить следующую технологию принятия управленческих решений:

1. Выявление проблемы, определение критериев и ограниче­ний. Наиболее распространены две интерпретации проблемы:

  • проблемой выступает ситуация, вызывающая угрозу негативного отклонения от достижения поставленной цели:
  • проблемой выступает потенциальная возможность достижения цели в более короткие сроки, с меньшими затратами или с более высокими показателями.

Первый этап имеет наиболее важное значение в технологии принятия управленческих решений. Верное определение проблемы является основой для её успешного решения. На данном этапе требуется определить, к каком виду относится возникшая проблема, чтобы выбрать максимально соответствующие ей методы решения, признаки проблемы, выявить степень уникальности данной проблемы. Лицо, принимающее решение (ЛПР), самостоятельно или с привлечением специалистов, с учётом ограничений по времени, собирает и проводит анализ необходимой информации.

В ситуации, когда проблема вызывает необходимость срочного решения, данный этап требуется максимально сократить (лучше принять неправильное решение, но своевременно). Однако, встречаются ситуации, требующие максимальных временных затрат на поиск и обработку информации, когда потенциальный эффект от правильного решения превышает данные издержки.[3]


2. Определение вариантов решения. Разработка альтернативных вариантов управленческих решений может происходить непосредственно ЛПР или с привлечением экспертов и использованием экспертных методов. Данный этап характеризуется как самый творческий. Для его эффективного осуществления требуется формирование творческой среды в коллективе экспертов, что накладывает ЛПР дополнительную ответственность.

3. Проведение оценки вариантов решения и выбор наилучшего. Это самый сложный и ответственный этап – пик технологии принятия решения. На данном этапе ЛПР, осущевляет выбор наиболее предпочтительного для организации варианта действий. С учётом данного факта, принятое решения проблемы может быть деструктивным, стимулирующим, формирующим или сдерживающим, в зависимости от выбранного направления действий. По возможности, на данном этапе целесообразно проведение эксперимента.

4. Реализация управленческого решения. Процесс принятия решения не завершается выбором альтернативного варианта действий. Сам по себе выбор определённого варианта действий не имеет большой ценности. Для устранения проблемы или получение выгоды из возникающей возможности необходима успешная реализация принятого решения. На данном этапе осуществляются практические действия по разрешению проблемы.

5. Обратная связь. Для эффективной реализации управленческого необходимо наличие обратной связи между ЛПР и исполнителями принятого решения. На данном этапе осуществляется измерение и оценка результатов принятого решения, сопоставление фактических показателей с целевыми. Регулярное получение данных о ситуации до и после реализации решения позволяет руководителю своевременно принять корректирующие решения, в случае возникновения негативного эффекта и свести его к минимуму. Кроме того, данный этап предполагает определение критериев эффективности реализуемого управленческого решения, их расчёт, выявление факторов, оказывающих влияние на достигнутый результат и, при необходимости, принятие корректирующих решений и соответствующих действий.

Таким образом, технология принятия управленческого решений позволяет систематизировать и оптимизировать данные процессы в организации. Однако отметим, что представленная технология не является строго установленной, она может варьироваться по числу операций и этапов в зависимости от вида и характера проблемы.


1.2. Методы оценки эффективности управленческих решений

Оценка эффективности управленческих решений занимает важное место в деятельности организации. Она необходима для последующей деятельности организации, так как в ситуации, когда принятое решение окажется неэффективным, то это отразится и на эффективности функционирования организации в целом. Поэтому в процессе разработки управленческого решения требуется провести существенную исследовательскую работу по выбору наилучшего варианта, чтобы в последующем предотвратить неэффективную деятельность.

Выделяют два вида оценки эффективности управленческих решений: теоретическую (априорную), на базе которой обосновывается выбор варианта решения из множества альтернатив, и фактическую (апостериорную) – выявляемую по результатам реализации принятого решения.

Известно также о двух сторонах эффективности управленческих решений – целевой и затратной. Целевая сторона характеризует степень достижения целей организации, а затратная – уровень экономичности использования ресурсов в процессе производства.[4]

Управленческие решения принимаются практически во всех сферах функционирования организации. В связи с чем, различают следующие виды эффективности управленческих решений:

1. Организационная эффективность характеризует снижение усилий, численности персонала или времени, необходимых для достижения целей организации. Характеристиками организационной эффективности (организационным результатом) управленческого решения может выступать:

− для работника – изменение трудовых функций, улучшение рабочей среды, повышения уровня безопасности производства и т.п.;

− для организации – оптимизация структуры и функциональных связей, рост производительности труда, сокращение численности персонала и др.

2. Экономическая эффективность – представляет собой соотношение экономического эффекта, полученного в результате реализации принятого управленческого решения, и стоимости ресурсов, потраченных на его разработку и реализацию. При этом, экономический эффект может выражаться в виде прибыли, экономии ресурсов, получении финансовых ресурсов.

3. Социальная эффективность – характеризует результат достижения социальных целей работников и организации, более быстрым темпом или меньшим количеством людей. Она может выражаться в следующем:

− для работника – повышение уровня творчества в исполняемых функциях, возможность общения, социализации и самореализации;