Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Понятие и сущность управленческих решений).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 137
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты принятия управленческих решений
1.1. Понятие и сущность управленческих решений
1.2. Методы оценки эффективности управленческих решений
1.3. Классификация факторов, оказывающих влияние на эффективность управленческих решений
2. Оценка влияния факторов на эффективность принятия решений в организации
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Оценка эффективности принятия управленческих решений
6. Взаимозависимость решений. Все решения, реализуемые в организации, имеют определённую взаимосвязь. Каждое значимое решение скорее всего потребует принятия множества менее важных решений, каждое из которого оказывает влияние на общий финальный результат. Важные решения оказывают воздействия на деятельность организации в целом, а не только на сферу деятельности, на которую непосредственно нацелено принятое решение.
Часто, особенно в крупных организациях, низкая эффективность управленческих решений обусловлена негативным воздействием организационных факторов, таких как:
1) ненадежность информации, слабая организация коммуникаций, искажения, появляющиеся в процессе передачи информации. При это, следует отметить, что чем больше иерархических уровней в организации, тем больше искажается и опаздывает информация. Низкую эффективность вертикальных коммуникаций подтверждают данные о том, что непосредственный начальник работников выносит только 30% информации, а его начальник — около 40%. Коммуникации снизу вверх еще менее эффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации;
2) низкая исполнительская дисциплина. Как показали исследования, до одной трети всех управленческих решений не достигают поставленных целей из-за низкой дисциплины исполнителей (низкоее качество работы, нарушение сроков, а порой и полное невыполнение задач). Но не не обязательно, что в этом виноваты исключительно исполнители. Причинами недостаточной исполнимости решений могут быть организационные факторы, такие как несогласованность решений, установление нереальных сроков, недостаточная конкретизация решений, т.е. отсутствие чёткой регламентации того, кто и что должен делать, с использованием каких средств, в какие сроки и т.д.;
3) нереальное количество принимаемых решений. При неэффективной системе управления организацией число принимаемых решений может быть чрезмерно большим, что непременно порождает у исполнителей чувство их ненкжности и, следовательно, снижение мотивации исполнителей;
4) низкая «стандартизация» процессов подготовки и принятия решений. Несмотря на то, что большинство решений руководителей представляют собой типовые (повторяющиеся) и программируемые решения, технологии их подготовки и принятия часто не разработаны;
5) недостаточная согласованность интересов различных иерархических уровней, от которых зависит результат управленческого решения;
6) несовершенная система оформления, передачи и контроля исполнения решений. Участие в процессе исполнения решений подразделений различных уровней управления организации осложняет реализацию функций планирования и контроля;
7) недостаточная компетентность исполнителей. Данный фактор наиболее характерен для молодых, интенсивно развивающихся организаций, что обусловлено непрерывным изменением функций работников, «размытостью» круга их функций, а бывает и случайностью принятия работника на определенные должности.
Отсутствие согласованности, чрезмерная усложненность и, в то же время, не проработанность процедур принятия решений может привести как к неоправданному дублированию работ, выполняемых разными подразделениями и специалистами, так и к их невыполнению или срыву сроков, к потере или искажению информации, проходящей между подразделениями, к размыванию ответственности и пр.[8]
Таким образом, в данной работе проведено исследование факторов, оказывающих влияние на эффективность управленческих решений. Принятие решений представляет собой выбор одного из множества альтернативных вариантов действий. Особенностями принятия управленческих решений заключается в системном характере данного процесса, осознанности выбора и целенаправленности воздействия, базирование на объективных фактах и ценностных ориентирах. Принятие решений выступает составной и неотъемлемой частью всего процесса управления организацией.
Процесс принятия управленческих решений представляет собой реализацию ряда последовательных этапов. При этом, технология принятия управленческого решения может варьироваться по числу операций и этапов, в зависимости от вида и характера проблемы.
Выделяют два вида оценки эффективности управленческих решений: теоретическую (априорную), на базе которой обосновывается выбор варианта решения из множества альтернатив, и фактическую (апостериорную) – выявляемую по результатам реализации принятого решения. Известно также о двух аспектах эффективности управленческих решений – целевом и затратным. В зависимости от сферы воздействия управленческого решения различают организационную, экономическую, социальную, технологическую, правовую и экологическую эффективность. Оценка эффективности управленческих решений осуществляется с использованием количественных и качественных показателей, норм и стандартов.
Наиболее часто факторы, оказывающие влияние на эффективность управленческих решений, разделяют на внутренние и внешние. В зависимости от этапа процесса принятия решения на его эффективность оказывают влияние различные факторы. В качестве основных факторов, оказывающих влияние на эффективность управленческих решений, выделяют: личностные оценки человека, среду принятия решений, информационные и поведенческие ограничения, негативные последствия и взаимозависимость решения.
2. Оценка влияния факторов на эффективность принятия решений в организации
2.1. Краткая характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Проммаш» (ООО «Проммаш») представляет собой совокупность производственных и торговых предприятий. Компания работает на рынке металлоконструкций и комплектующих для железнодорожного транспорта, а также инструментов и изделий бытового назначения. Кроме этого, имеется возможность выполнения различных токарных изделий.
ООО «Проммаш» создано по решению учредителей 23 марта 2014 г. и зарегистрировано по адресу: 602240, Владимирская область, г. Муром, Меленковский проезд, дом 6.
Основной целью деятельности общества является получение прибыли, а также повышение жизненного уровня и благосостояния участников общества и членов трудового коллектива.
Основным видом деятельности ООО «Проммаш» является "Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы".
Дополнительные виды деятельности: "Производство незамкнутых стальных профилей горячей обработки, листового проката в пакетах и стального рельсового профиля для железных дорог и трамвайных путей", "Предоставление услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла", "Обработка металлических изделий механическая", "Производство инструмента".
Общество осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.
Согласно Уставу, высшим органом управления ООО «Проммаш» является общее собрание участников. Единоличный исполнительный орган общества – Генеральный директор, избирается общим собранием участников ООО «Проммаш» сроком на 5 лет.
Организационная структура ООО «Проммаш» представлена на рис. 1.
Генеральный директор
Главный бухгалтер
Коммерческий директор
Отдел сбыта
Отдел закупок
Складские и торговые подразделения
Техническая служба
Производственные цеха
Главный инженер
Бухгалтерия
Плановый отдел
Общее собрание участников
Рисунок 1. Организационная структура управления ООО «Проммаш»
В целом организационную структуру управления ООО «Проммаш» можно охарактеризовать как линейно-функциональную. Характерными чертами организационной структуры такого типа являются:
- Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.
- Иерархичность уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
- Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
- Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.
В компании существуют следующие структурные подразделения: техническая служба, планово-экономический отдел, отделы закупок и сбыта, бухгалтерия, а также производственные, складские и торговые подразделение.
Среднесписочное число работников ООО «Проммаш» составляет 115 человек, что относит его к категории субъектов малого предпринимательства.
2.2. Оценка эффективности принятия управленческих решений
Процесс принятия решений отражается на всех этапах управления. Управленческая деятельность в части формирования и реализации решений в ООО «Проммаш» состоит из следующих этапов (табл. 1).
Таблица 1
Распределение полномочий при этапах технологии принятия решений
Этапы управленческого решения |
Субъекты управленческого решения |
Анализ текущей ситуации, выявление проблем и возможностей |
Генеральный директор, Руководители функциональных служб |
Подготовка управленческого решения |
Генеральный директор |
Обеспечение процедур принятия управленческого решения |
Генеральный директор |
Планирование реализации управленческого решения |
Руководители функциональных служб |
Выполнение управленческого решения |
Персонал организации |
Контроль за выполнением решения |
Генеральный директор |
Как видно из этапов процесса принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме принимает только один человек – генеральный директор.
С помощью матрицы управления можно проиллюстрировать уровень распределения полномочий при принятии управленческих решений на предприятии (табл. 2).
«1» обозначена фактическая ответственность.
«2» - общее руководство.
«3» - необходимость консультироваться.
«4» - «возможность» консультироваться.
«5» - необходимо ставить в известность
Таблица 2
Распределение полномочий при принятии решений
Сфера применения управленческого решения |
Генеральный директор |
Главный инженер |
Коммерческий директор |
Главный бухгалтер |
Управленческий персонал |
Производственный персонал |
Планирование деятельности |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
5 |
Проведение анализа деятельности |
2 |
3 |
1 |
3 |
4 |
5 |
Финансовое планирование |
1 |
3 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Бухгалтерский учет |
2 |
4 |
3 |
1 |
4 |
5 |
Материально-техническое обеспечение |
2 |
3 |
1 |
3 |
4 |
5 |
Документальное оформление |
2 |
4 |
3 |
1 |
5 |
5 |
Управление человеческими ресурсами |
1 |
3 |
2 |
5 |
5 |
5 |
Оценку уровня принятия решений осуществим по 5-ти балльной системе (табл. 3).
Таблица 3
Оценка уровня принятия решений персоналом предприятия
Лицо, принимающее решение |
Оценка качества принятия решений |
Пояснения |
Генеральный директор |
5 |
Авторитарные решения, но использует мнения других специалистов |
Главный инженер |
3 |
Решения преимущественно шаблонные, но рассматривает альтернативные варианты |
Коммерческий директор |
4 |
Проявляется творческий подход, ограничен властью генерального директора |
Главный бухгалтер |
3 |
Решения преимущественно шаблонные, но рассматривает альтернативные варианты |
Управленческий персонал |
2 |
Решения шаблонные, не рассматривают другие альтернативы и возможности |
Производственный персонал |
1 |
Не проявляют самостоятельности, опираются на указания непосредственного руководителя |