Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Понятие и сущность управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 150

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из процесса принятия управленческих решений у лиц, принимающих решения, проявляется творческий подход, но в основном весь процесс реализован на выполнении конкретного решения, поставленного генеральным директором. Стиль руководства и принятия решений в ООО «Проммаш» характеризуется как авторитарный.

Оценку эффективности принятия управленческих решений проведем на следующем примере: в начале 2018 г. компания объявила о снижении цен на металлоконструкции бытового назначения. Данное решение было принято в целях стимулирования продаж в связи с усилением конкуренции и прогнозируемого снижения спроса на данный вид продукции.

В качестве альтернатив рассматривались следующие варианты:

    1. Снижение цен;
    2. Проведение рекламной компании;
    3. Внедрение в производство новых видов продукции.

При первом варианте компания имеет возможность увеличить объем реализации продукции с минимальными финансовыми затратами. Второй вариант требует существенного увеличения коммерческих расходов. При третьем варианте компания имеет возможность расширить ассортимент выпускаемой продукции и, тем самым, повысить объемы продаж. Однако, данный вариант потребует значительных капиталовложений и времени на его реализацию.

В разработке и принятии решения принимали участие генеральный директор, коммерческий директор и соответствующие специалисты функциональных служб предприятия.

Основные данные, учитываемые при принятии решения представлены в таблице 4.

Таблица 4

Основные данные по управленческим решениям, вынесенные на обсуждение

Параметры

Варианты решений

1

2

3

Валовой доход, тыс. руб.

350

450

650

Затраты, тыс. руб.

150

200

380

Прибыль, тыс. руб.

200

250

270

Время реализации УР, мес.

-

2

6

Оценим эффективность альтернативных вариантов, используя метод по конечным результатам по формуле 3.

Приняв К = 0,25, эффективность вариантов составит:

Вариант 1: Ээ = (200 ∙ 0,25 / 150) ∙ 100% = 33,3%.

Вариант 2: Ээ = (250 ∙ 0,25 / 200) ∙ 100% = 31,3%.

Вариант 3: Ээ = (270 ∙ 0,25 / 380) ∙ 100% = 17,8%.


По результатам расчётов следует, что принятое решение соответствует наибольшей экономической эффективности из альтернативных вариантов решений. Однако, данный вариант не учитывает возможную реакцию конкурентов. Снижение цен одной компании может вызвать аналогичные действия конкурирующих компаний и спровоцировать «ценовую войну». . Кроме того, принятое решение не сопровождалось разработкой мероприятий по снижению себестоимости продукции.

В целом, эффективность принимаемых решений в ООО «Проммаш» оценим, проведя анализ финансовых результатов деятельности компании в динамике.

Таблица 5

Результаты деятельности ООО «Проммаш»

Показатель

Значение, тыс. руб.

Изменение, тыс. руб.

Темп

прироста, %

2017 г.

2018 г.

Выручка

377923

709614

331691

87,8

Себестоимость

363575

699622

336047

92,4

Прибыль (убыток) от продаж

14348

9992

-4356

-30,4

Прочие доходы

58965

25938

-33027

-56,0

Прочие расходы

55484

23644

-31840

-57,4

Прибыль до налогообложения

17829

12286

-5543

-31,1

Текущий налог на прибыль

3617

2687

-930

-25,7

Чистая прибыль

14212

9599

-4613

-32,5

По данным таблицы следует, что в 2018 г. выручка от реализации продукции ООО «Проммаш» увеличилась на 87,8%. В то же время, опережающий темп прироста себестоимости продукции (92,4%) отражается на динамике синения прибыли от продаж на 30,4%. Еще интенсивнее уменьшились показатели прибыли до налогообложения (на 31,1%) и чистой прибыли (на 32,5%).

Следовательно, отмеченная динамика результатов деятельности ООО «Проммаш» позволяют сделать вывод о низкой эффективности принимаемых управленческих решений в исследуемый период. Отметим, что компании удалось достичь заявленной цели в увеличении объёма продаж, но целью её деятельности выступает получение прибыли. Таким образом, следует, что в рассматриваемом решении ошибка была допущена уже на стадии целеполагания.


2.3. Пути повышения эффективности управленческих решений

Как отмечалось раннее, в числе основных факторов, оказывающих влияние на эффективность управленческих решений, выступает организационная структура и система управления компанией. ООО «Проммаш» относится к категории малых предприятий и обладает слаборазвито организационной структурой. Как правило, руководители многих малых предприятий имеют недостаточный уровень квалификации и образования, к тому же с пренебрежением относятся к образованию в области экономики и менеджмента, считая, что обладают необходимыми знаниями и умениями без него. В подтверждение данного утверждения видно, что в организационной структуре исследуемой компании отсутствуют планово-экономические и аналитические подразделения, а также службы маркетинга и управления персоналом. Данные функции реализуют генеральный и коммерческий директора, что приводит к их перегруженности и снижению качества принимаемых решений. Недостаточным является уровень автоматизации управленческих процессов и их информационное обеспечение. Следовательно, исследуемому предприятию требуется совершенствование организационной структуры управления в направлении создания подразделений или найма специалистов в сфере экономики, маркетинга и менеджмента. Целесообразным представляется повышение квалификации управленческого персонала, разработка регламентов принятия управленческих решений, использование современных автоматизированных систем управления и информационных технологий.

Как и в большинстве малых предприятий, в ООО «Проммаш» корпоративная культура формируется стихийно, ее целенаправленным созданием никто не занимается. Это негативно сказывается на психологическом климате в коллективе и мотивации персонала. Корпоративная культура играет важную роль в функционировании организации. Культуру организации нужно рассматривать как системную характеристику, в которой отражается не только морально-психологический климат, сложившийся в коллективе, но и её имидж в глазах потребителей, участников, поставщиков, партнеров, общества в целом, в ней находит выражение миссия, стратегия, цели организации, отношение к персоналу, роль лидеров и многие другие черты организационного бытия. Любое значительное изме­нение в жизни организации невозможно без соответствующего изменения культуры, и наоборот: перемены в культуре отражаются на деятельности организации.


Формирование корпоративной культуры должно носить комплексный характер. Рассмотрим основные аспекты корпоративной культуры для исследуемой организации:

Во-первых: предприятию необходимо сделать существенный акцент на личный состав, определить основными постулатами, что сотрудники выступают его главным достоянием и ООО «Проммаш» стремится к постоянному совершенствованию и развитию человеческого капитала.

Во-вторых: в ООО «Проммаш» необходимо проведение мероприятий по следующим сферам:

1) Профессионализм – поддержание и совершенствование профессионального уровня работников (организуются учебные курсы, семинары для всех уровней работников, тренинги).

2) Уважение к человеку – укрепление принципов уважения мнений других и терпимого отношения к любым различиям между людьми, открытое и доброжелательное обсуждение проблем, совместное решение производственных задач.

3) Сотрудничество – формирование слаженной работы сотрудников, как единой команды, в которой каждый отвечает за общий результат – от этого зависти успех организации.

4) Новаторство – разработка и внедрение новейших технологий, поиск наиболее эффективных решений. Руководству ООО «Проммаш» необходимо очень чутко относиться к талантливым работникам, всячески поощрять новаторство, как материально, так и психологически.

В-третьих: установить нормы и правила деловой этики. Следование высоким этическим принципам и поддержание репутации компании ООО «Проммаш», как честной, открытой компании – одна из основных задач всех сотрудников. Нарушения норм и правил деловой этики могут привести к потере доверия к организации со стороны деловых партнеров, клиентов и государственных структур. Кроме того, руководство ООО «Проммаш» должно проводит честную, справедливую и открытую политику в отношении своих сотрудников.

В-четвертых: в кодексе необходимо установить, что предприятие предоставляет всем своим сотрудникам возможности для профессионального и карьерного роста. На предприятии необходимо создать эффективную систему материального и нематериального вознаграждения сотрудников, которая позволяет:

  • объективно оценить вклад каждого сотрудника;
  • привлечь наиболее квалифицированных сотрудников;
  • стимулировать развитие и профессиональный рост работников.

Например, организовать конкурс «лучший по профессии», установить определенный денежный приз в целях стремления работников к более высоким трудовым достижениям.


В-пятых: предприятию необходимо заботится о благосостоянии и социальной защищенности своих сотрудников и их семей, предоставлять различные формы страхования и реализовать социальные программы (предоставлять путевки на санаторно-курортное лечение нуждающимся работникам и членам их семей, содействовать улучшению жилищных условий для нуждающихся работников и т.п.).

Для обеспечения эффективной реализации управленческих решений целесообразно придерживаться следующих принципов:

− изменения проводить в соответствии с разработанной стратегией их осуществления;

− процесс преобразований должен быть не обвальным, а постепенным для обеспечения плавного перехода от старого к новому, чтобы иметь резерв времени для выявления и, при необходимости, осуществления требуемых корректировок;

− учитывать влияние человеческого фактора, вполне вероятное сопротивление некоторой части персонала грядущим переменам. Необходимо противопоставить этим людям сторонников изменений, проводить разъяснительную работу по переориентации «консерваторов»;

− проводить политику партнерства с сотрудниками фирмы, основанную на информированности, поощрении инициативы и творчества, формировании благоприятного климата, эффективных «команд», здорового духа соревновательности, пресечении проявлений бюрократизма.

Таким образом, процесс принятие управленческих решений в исследуемой организации сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме принимает только один человек – генеральный директор. Стиль руководства и принятия решений в ООО «Проммаш» характеризуется как авторитарный.

В начале 2018 г. компания объявила о снижении цен на металлоконструкции бытового назначения. Данное решение было принято в целях стимулирования продаж в связи с усилением конкуренции и прогнозируемого снижения спроса на данный вид продукции. В разработке и принятии решения принимали участие генеральный директор, коммерческий директор и соответствующие специалисты функциональных служб предприятия. По результатам расчётов следует, что принятое решение соответствует наибольшей экономической эффективности из альтернативных вариантов решений. Однако, данный вариант не учитывает возможную реакцию конкурентов. Кроме того, принятое решение не сопровождалось разработкой мероприятий по снижению себестоимости продукции, что оказало негативное влияние на финансовые результаты организации. В целом, динамика результатов деятельности ООО «Проммаш» позволяет сделать вывод о низкой эффективности принимаемых управленческих решений в исследуемый период.