Файл: Факторы, влияющие на эффективность управленческих решений (Понятие и сущность управленческих решений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 145

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6. Взаимозависимость решений. Все решения, реализуемые в организации, имеют определённую взаимосвязь. Каждое значимое решение скорее всего потребует принятия множества менее важных решений, каждое из которого оказывает влияние на общий финальный результат. Важные решения оказывают воздействия на деятельность организации в целом, а не только на сферу деятельности, на которую непосредственно нацелено принятое решение.

Часто, особенно в крупных организациях, низкая эффективность управленческих решений обусловлена негативным воздействием организационных факторов, таких как:

1) ненадежность информации, слабая организация коммуникаций, искажения, появляющиеся в процессе передачи информации. При это, следует отметить, что чем больше иерархических уровней в организации, тем больше искажается и опаздывает информация. Низкую эффективность вертикальных коммуникаций подтверждают данные о том, что непосредственный начальник работников выносит только 30% информации, а его начальник — около 40%. Коммуникации снизу вверх еще менее эффективны, так как до начальства доходит не более 10% информации;

2) низкая исполнительская дисциплина. Как показали исследования, до одной трети всех управленческих решений не достигают поставленных целей из-за низкой дисциплины исполнителей (низкоее качество работы, нарушение сроков, а порой и полное невыполнение задач). Но не не обязательно, что в этом виноваты исключительно исполнители. Причинами недостаточной исполнимости решений могут быть организационные факторы, такие как несогласованность решений, установление нереальных сроков, недостаточная конкретизация решений, т.е. отсутствие чёткой регламентации того, кто и что должен делать, с использованием каких средств, в какие сроки и т.д.;

3) нереальное количество принимаемых решений. При неэффективной системе управления организацией число принимаемых решений может быть чрезмерно большим, что непременно порождает у исполнителей чувство их ненкжности и, следовательно, снижение мотивации исполнителей;

4) низкая «стандартизация» процессов подготовки и принятия решений. Несмотря на то, что большинство решений руководителей представляют собой типовые (повторяющиеся) и программируемые решения, технологии их подготовки и принятия часто не разработаны;

5) недостаточная согласованность интересов различных иерархических уровней, от которых зависит результат управленческого решения;

6) несовершенная система оформления, передачи и контроля исполнения решений. Участие в процессе исполнения решений подразделений различных уровней управления организации осложняет реализацию функций планирования и контроля;


7) недостаточная компетентность исполнителей. Данный фактор наиболее характерен для молодых, интенсивно развивающихся организаций, что обусловлено непрерывным изменением функций работников, «размытостью» круга их функций, а бывает и случайностью принятия работника на определенные должности.

Отсутствие согласованности, чрезмерная усложненность и, в то же время, не проработанность процедур принятия решений может привести как к неоправданному дублированию работ, выполняемых разными подразделениями и специалистами, так и к их невыполнению или срыву сроков, к потере или искажению информации, проходящей между подразделениями, к размыванию ответственности и пр.[8]

Таким образом, в данной работе проведено исследование факторов, оказывающих влияние на эффективность управленческих решений. Принятие решений представляет собой выбор одного из множества альтернативных вариантов действий. Особенностями принятия управленческих решений заключается в системном характере данного процесса, осознанности выбора и целенаправленности воздействия, базирование на объективных фактах и ценностных ориентирах. Принятие решений выступает составной и неотъемлемой частью всего процесса управления организацией.

Процесс принятия управленческих решений представляет собой реализацию ряда последовательных этапов. При этом, технология принятия управленческого решения может варьироваться по числу операций и этапов, в зависимости от вида и характера проблемы.

Выделяют два вида оценки эффективности управленческих решений: теоретическую (априорную), на базе которой обосновывается выбор варианта решения из множества альтернатив, и фактическую (апостериорную) – выявляемую по результатам реализации принятого решения. Известно также о двух аспектах эффективности управленческих решений – целевом и затратным. В зависимости от сферы воздействия управленческого решения различают организационную, экономическую, социальную, технологическую, правовую и экологическую эффективность. Оценка эффективности управленческих решений осуществляется с использованием количественных и качественных показателей, норм и стандартов.

Наиболее часто факторы, оказывающие влияние на эффективность управленческих решений, разделяют на внутренние и внешние. В зависимости от этапа процесса принятия решения на его эффективность оказывают влияние различные факторы. В качестве основных факторов, оказывающих влияние на эффективность управленческих решений, выделяют: личностные оценки человека, среду принятия решений, информационные и поведенческие ограничения, негативные последствия и взаимозависимость решения.


2. Оценка влияния факторов на эффективность принятия решений в организации

2.1. Краткая характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Проммаш» (ООО «Проммаш») представляет собой совокупность производственных и торговых предприятий. Компания работает на рынке металлоконструкций и комплектующих для железнодорожного транспорта, а также инструментов и изделий бытового назначения. Кроме этого, имеется возможность выполнения различных токарных изделий.

ООО «Проммаш» создано по решению учредителей 23 марта 2014 г. и зарегистрировано по адресу: 602240, Владимирская область, г. Муром, Меленковский проезд, дом 6.

Основной целью деятельности общества является получение прибыли, а также повышение жизненного уровня и благосостояния участников общества и членов трудового коллектива.

Основным видом деятельности ООО «Проммаш» является "Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы".

Дополнительные виды деятельности: "Производство незамкнутых стальных профилей горячей обработки, листового проката в пакетах и стального рельсового профиля для железных дорог и трамвайных путей", "Предоставление услуг по ковке, прессованию, объемной и листовой штамповке и профилированию листового металла", "Обработка металлических изделий механическая", "Производство инструмента". 

Общество осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, быть истцом и ответчиком в суде.

Согласно Уставу, высшим органом управления ООО «Проммаш» является общее собрание участников. Единоличный исполнительный орган общества – Генеральный директор, избирается общим собранием участников ООО «Проммаш» сроком на 5 лет.

Организационная структура ООО «Проммаш» представлена на рис. 1.


Генеральный директор

Главный бухгалтер

Коммерческий директор

Отдел сбыта

Отдел закупок

Складские и торговые подразделения

Техническая служба

Производственные цеха

Главный инженер

Бухгалтерия

Плановый отдел

Общее собрание участников

Рисунок 1. Организационная структура управления ООО «Проммаш»

В целом организационную структуру управления ООО «Проммаш» можно охарактеризовать как линейно-функциональную. Характерными чертами организационной структуры такого типа являются:

  1. Четкое разделение труда, что приводит к появлению высококвалифицированных специалистов в каждой должности.
  2. Иерархичность уровней управления, при котором каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему.
  3. Наличие взаимоувязанной системы обобщенных формальных правил и стандартов, обеспечивающих однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность различных задач.
  4. Осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиями. Защищенность служащих от произвольных увольнений.

В компании существуют следующие структурные подразделения: техническая служба, планово-экономический отдел, отделы закупок и сбыта, бухгалтерия, а также производственные, складские и торговые подразделение.

Среднесписочное число работников ООО «Проммаш» составляет 115 человек, что относит его к категории субъектов малого предпринимательства.

2.2. Оценка эффективности принятия управленческих решений

Процесс принятия решений отражается на всех этапах управления. Управленческая деятельность в части формирования и реализации решений в ООО «Проммаш» состоит из следующих этапов (табл. 1).

Таблица 1

Распределение полномочий при этапах технологии принятия решений

Этапы управленческого решения

Субъекты управленческого решения

Анализ текущей ситуации, выявление проблем и возможностей

Генеральный директор,

Руководители функциональных служб

Подготовка управленческого решения

Генеральный директор

Обеспечение процедур принятия управленческого решения

Генеральный директор

Планирование реализации управленческого решения

Руководители функциональных служб

Выполнение управленческого решения

Персонал организации

Контроль за выполнением решения

Генеральный директор


Как видно из этапов процесса принятие управленческих решений сильно зависит от личностного фактора, так как по сути решения в фирме принимает только один человек – генеральный директор.

С помощью матрицы управления можно проиллюстрировать уровень распределения полномочий при принятии управленческих решений на предприятии (табл. 2).

«1» обозначена фактическая ответственность.

«2» - общее руководство.

«3» - необходимость консультироваться.

«4» - «возможность» консультироваться.

«5» - необходимо ставить в известность

Таблица 2

Распределение полномочий при принятии решений

Сфера применения управленческого решения

Генеральный директор

Главный

инженер

Коммерческий директор

Главный

бухгалтер

Управленческий персонал

Производственный персонал

Планирование деятельности

1

3

3

3

3

5

Проведение анализа деятельности

2

3

1

3

4

5

Финансовое планирование

1

3

2

3

4

5

Бухгалтерский учет

2

4

3

1

4

5

Материально-техническое обеспечение

2

3

1

3

4

5

Документальное оформление

2

4

3

1

5

5

Управление человеческими ресурсами

1

3

2

5

5

5

Оценку уровня принятия решений осуществим по 5-ти балльной системе (табл. 3).

Таблица 3

Оценка уровня принятия решений персоналом предприятия

Лицо, принимающее решение

Оценка качества принятия решений

Пояснения

Генеральный директор

5

Авторитарные решения, но использует мнения других специалистов

Главный инженер

3

Решения преимущественно шаблонные, но рассматривает альтернативные варианты

Коммерческий директор

4

Проявляется творческий подход, ограничен властью генерального директора

Главный бухгалтер

3

Решения преимущественно шаблонные, но рассматривает альтернативные варианты

Управленческий персонал

2

Решения шаблонные, не рассматривают другие альтернативы и возможности

Производственный персонал

1

Не проявляют самостоятельности, опираются на указания непосредственного руководителя