Файл: Антитеррористическая деятельность Российской Федерации правовые основы, силы и средства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 441

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. В данном документе основная роль в области борьбы с терроризмом на территории Российской Федерации отводится Национальному антитеррористическому комитету.

Основными задачами Комитета являются:

а) мониторинг состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики и совершенствованию нормативно-правового регулирования в области противодействия терроризму;

б) организация и координация деятельности по противодействию терроризму, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации, оперативными штабами в морских районах (бассейнах);

в) информационное сопровождение деятельности по противодействию терроризму.

Также нужно отметить основные функции, которые определяются для Комитета. Ими являются:

а) в целях мониторинга состояния общегосударственной системы противодействия терроризму, подготовки предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики и совершенствованию нормативно-правового регулирования в области противодействия терроризму;

б) анализ причин и условий возникновения и распространения терроризма, разработка мер по их устранению;

в) мониторинг террористических угроз и террористической активности в Российской Федерации, разработка мер по противодействию этим угрозам;

г) анализ и оценка эффективности мер, принимаемых в области противодействия терроризму федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, антитеррористическими комиссиями и оперативными штабами в субъектах Российской Федерации;

д) подготовка проектов концепций, планов и иных документов в области противодействия терроризму;

е) анализ правоприменительной практики, изучение зарубежного опыта в области противодействия терроризму и подготовка на этой основе предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и его гармонизации с нормами международного права1.

Помимо понятия терроризма в п. 2 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» закреплено также определение террористической деятельности, которая включает в себя:


а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности2.

Следующее определение можно рассмотреть в Уголовном Кодексе Российской Федерации3, статья 205: «совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающее опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Следует обратить внимание, что понятие терроризма в данном случае выявляется путем перечисления различных его форм: взрыв, поджог, или действия, устрашающие население. Анализируя законодательный подход к разработке определения можно сказать, что терроризм характеризуется как опасное явление, особенно обращается внимание на то, что терроризм — это явление, дестабилизирующее общество, нарушающее общественную безопасность, а также создающее угрозу для жизни граждан.

Анализируя данное понятие, можно заметить, что террористическая деятельность характеризуется двумя основными формами, в которых она проявляется: во-первых, это различные действия по подготовке и осуществлению террористического акта и, во-вторых, это пропаганда идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

В связи с этим в уголовное законодательство России были внесены следующие изменения: пересмотрены признаки террористического акта (ст. 205 УК РФ) и содействия террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ), установлена ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма (ст. 205.2 УК РФ)

1.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму следует понимать деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления:

а) по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма 1.

Иными словами, «противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, реализующаяся в трех направлениях: профилактика терроризма, борьба с терроризмом, а также минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма2.

Также следует рассмотреть некоторые Постановления Правительства Российской Федерации, среди которых Постановление Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»3 и Постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 2007 года № 6 «Об утверждении Правил осуществления социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате террористического акта, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом»4.

В них подробно рассмотрены Положения, которые регулируют применение оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта в воздушной среде или пресечение такого террористического акта; применение оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации для устранения угрозы террористического акта во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства, в том числе в подводной среде, или для пресечения такого террористического акта; применение Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции.

В Российской Федерации, кроме названных, существует ряд других нормативно – правовых актов, которые содержат в себе нормы противодействия терроризму и борьбы с ним, такие как: «Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 № 174-ФЗ, Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»
1, Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»2, Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации»3, Указ Президента РФ от 05.04.2016 №157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации»4.

Стоит отметить, что на сегодняшний день в результате предпринятых шагов правовая база Российской Федерации составила основу государственной политики противодействия терроризму. За последние годы в России также предпринят ряд мер по созданию единой системы противодействия терроризму. Например, к ним следует отнести создание Национального антитеррористического комитета. Основными целями антитеррористической системы мер в РФ должны являться защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма. Положительного результата в борьбе с терроризмом можно добиться только на основе комплексного подхода, привлечения сил и средств всех общественных институтов и государственных органов, международной координации и посредством правильно налаженной профилактической работы.

Таким образом, правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом определяет Федеральный закон «О противодействии терроризму». При реализации мероприятий по противодействию терроризму, необходимо опираться на закон и верховенство демократических ценностей, основные права и свободы граждан.

1.3. Принципы борьбы с терроризмом
Кроме основных понятий в ст. 2 Закона «О противодействии терроризму» обозначены также основные принципы противодействия терроризму:

1) обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности;

4) неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности;

5) системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму;

7) приоритет мер предупреждения терроризма;

8) единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций;


9) сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму;

10) конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников;

11) недопустимость политических уступок террористам;

12) минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма;

13) соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности1.

Итак, в приведенной норме всего закреплено тринадцать основных принципов противодействия терроризму. На первое место вполне обоснованно поставлен принцип обеспечения и защиты, основных прав и свобод человека и гражданина. Несомненно, вся деятельность по противодействию терроризму должна иметь своей главной целью именно обеспечение и защиту основных прав и свобод человека и гражданина в связи с тем, что ст. 2 Конституции РФ закрепляет в качестве высшей ценности человека, а также его права и свободы, признание, соблюдение и защита которых - обязанность государства2.

Помимо этого обращают на себя внимание и такие принципы противодействия терроризму, как неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, приоритет мер предупреждения терроризма, а также недопустимость политических уступок террористам (приложение № 1).

Бывший Председатель комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Васильев В.А. сказал: Закон создает правовые основы для эффективной борьбы с терроризмом1, в чем я с ним солидарен. На наш взгляд, Федеральный закон «О противодействии терроризму» устранил ряд правовых пробелов, противоречий и проблем, которые ранее возникали в законодательстве и в практике при борьбе с терроризмом.

Борьба с современным терроризмом стала одной из важнейших государственных задач, от решения которой зависит не только национальная безопасность, стабильность в обществе, доверие граждан к органам государственной власти и управления, но и в целом процесс устойчивого развития страны.

Помимо вышеперечисленных в научной литературы обозначают следующие принципы борьбы с терроризмом:

1) Разрушение сети террористических ячеек. Террористы традиционно имеют строгую иерархию лидеров. Поэтому уничтожение или арест главарей действуют на них разрушительным образом.

2) Политическая трансформация. Террористы могут успешно действовать лишь в определенных политических условиях. Как только эти условия исчезают, они теряют свою силу и даже бывшие союзники начинают враждовать.