Файл: Понятие социального обеспечения(Теоретические основы системы социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В зависимости от избираемых подходов различают следующие системы социальной защиты:

государственную, опирающуюся на принцип социальной заботы государства о социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности (она предусматривает дифференцированный подход к определению малообеспе­ченных групп населения по степени нуждаемости и льготное предоставление им социальной помощи);

частную, базирующуюся на принципе ответственности каждого члена обще­ства за свою судьбу и судьбу своей семьи с использованием зарабатываемых собственной трудовой и предпринимательской деятельностью доходов, дохо­дов от собственности, а также личных сбережений (эта система ориентирована на распределение по труду и включает частное социальное страхование).

Основные формы социальной защиты:

законодательно определенные социальные гарантии и их удовлетворение на ос­нове базовых стандартов и программ,

регулирование доходов и расходов населения;

социальное страхование;

социальное вспомоществование;

социальные услуги;

целевые социальные программы.

В теории права социального обеспечения имеют место два вида источников: международный и локальный. Состав представленных источников определяет происхождением отношений, которые регулируют данную отрасль права. Международные

Международное соглашение – это документ, который заключен Россией с иностранным государством в письменной форме. Данное соглашение регулируется межнациональным правом. При этом совершенно не имеет значения, содержится этот договор в одном документе или нескольких. Также неважным остается его конкретное название. Международные соглашения РФ могут быть подписаны от имени России, Правительства и федеральных органов исполнительной власти[7].

На основании этого будет заключены такие договоры: межгосударственные, межправительственные и межведомственные. После того, как международные соглашения опубликованы, то все его положения могут носить правой характер в РФ непосредственно, если для их реализации не нужно издавать акты внутри государства, а также совершать компетентными органами власти действий, регламентируемых законом .

Международными источниками права общественного обеспечения служат ООН и МОТ, СНГ.

Локальные акты также стоит отнести к источникам права общественного обеспечения. Они актуальны сегодня по причине активного формирования рыночной экономики. Благодаря им удается в значительной степени повысить уровень социальной охраны граждан.


Достигается это по причине наличия дополнительных мер социальной поддержки работающих людей, членов их семей или работников, которые вышли на заслуженный отдых. Как правило, работодатель принимает локальные акты на недоговорных основаниях. Но и они могут содержать акты общественного обеспечения. Самым главным локальным актом остается коллективное соглашение.

Это источник права, который отвечает за трудовое сотрудничество в организации или у частного предпринимателя. Он заключается между работодателем и работниками. В РФ коллективных соглашений имеется более 200 тыс[8].

Примером коллективного соглашения может стать договор, заключенный между ОАО «Газпром» и его дочерними обществами. Каждый работник, предоставивший заявление, может получить дополнительную материальную помощь. Ее размер будет не меньше двух минимальных заработных плат.

В связи с этим будет интересно узнать, какие социальные права по конституции предоставляются каждому человеку-гражданину. Предоставляют такую помощь следующим лицам: многодетной семье; ветераны ВОВ; бывшим воинам, участвующим в боевых действиях; участники аварии на Чернобыльской АЭС.

Если наступает смерть работника, то вся материальная помощь должна быть выплачена его родственниками .

Также предприятие берет на себя обязанность по оплате на погребение и перевозку умерших работников к месту захоронения. Каково место права в системе социальных норм, подробно указано в данной статье.

Будет интересно каждому узнать, какие социальные выплаты при рождении третьего ребенка положены и кому конкретно. Возможно так же будет интересно узнать, какие социальные выплаты матерям одиночкам положены в первую очередь.

Каждый человек, проживающий у себя в стране, должен знать условия, согласно которым он имеет право претендовать на социальное обеспечение. Но разобраться со всеми сложностями этого процесса можно будет только после рассмотрения принципов прав социального обеспечения. Все они регулируются ГК и гарантируют равные права людей при получении той или иной материальной помощи.

В материальном смысле под источником права понимаются политические, экономические и иные предпосылки, связанные с объективными потребностями общественного развития, т.е. система факторов, предопределяющих содержание и форму права. В формальном смысле источник права – это способ организации и внешнего выражения права. В настоящее время система источников права социального обеспечения включает три подсистемы: федеральную, региональную (субъекты РФ), местную (муниципальные образования)[9].


Специфика источников права социального обеспечения проявляется в следующем:

1) объективная нестабильность;

2) отсутствие кодифицированного акта;

3) большое количество подзаконных актов (в том числе акты министерства труда и социальной защиты , внебюджетных фондов). Источники права социального обеспечения можно классифицировать:

1) по юридической форме выражения: – международные правовые акты;

– Конституция РФ;

– законы (федеральные и субъектов РФ);

– указы Президента РФ;

– постановления Правительства РФ;

– иные нормативные правовые акты – акты федеральных министерств, служб, агентств, глав администраций и органов исполнительной власти субъектов РФ , акты органов муниципальных образований; – акты, принятые в порядке социального партнерства.

Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;

Международный пакт о гражданских и политических правах : принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г.; О минимальных нормах социального обеспечения : конвенция МОТ № 102 (1952);

О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца: конвенция МОТ № 128 (1967);

Конвенция о правах ребенка (1989);

Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. 17 2) в зависимости от сферы действия:

– федеральные;

– региональные;

– отраслевые (межотраслевые);

– местные.

3) в зависимости от срока действия:

– акты неопределенного срока действия;

– временные акты;

– условно срочные (на период действия каких-то обстоятельств, продолжительность действия которых не может быть точно установлена во времени).

4) по порядку и процедуре принятия: –

принимаемые в законодательном порядке;

– принимаемые в административно-распорядительном порядке;

– принимаемые в порядке социального партнерства. Кроме того, источники права социального обеспечения можно классифицировать по источникам финансирования, по форме акта, по органам, принимавшим акт[10].

Способы систематизации законодательства о социальном обеспечении.

С точки зрения общей теории права систематизация законодательства может осуществляться посредством консолидации (создание в структуре законодательства крупных однородных блоков, посвященных какой-то области регулирования – пенсионное законодательство, законодательство о пособиях), инкорпорации (действующие акты объединяются в определенных предметных (хронологических) сборниках без изменения содержания и выстраиваются в соответствии с их юридической силой) или кодификации[11].


Кодификация является наиболее эффективным и целесообразным путем систематизации законодательства, но настоящее время ее осуществление мало реально по следующим причинам:

а) постоянно увеличивается объем нормативного материала;

б) нестабильность законодательства, вызванная неопределенностью государственной политики в области социального обеспечения, финансово-экономическим положением страны.

Таким образом социальное обеспечение необходимо считать структурным компонентом концепции социальной защи­ты граждан, которое представляется отображением реальной социальной политики государства. Нужно заметить, что мы живем в действительности, которая обуславливает потребность систематического развития, исходя из этого изменение социальной направленности государства беспрекословно повлечет за собой изменение форм, типов помощи, поддержки и защиты граждан, которое в любом случае отразится на социальном обеспечении.

1.3 Формы социального обеспечения

Формы социальной защиты населения могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от субъекта-адресата социальной защиты:

1. Общие, то есть направлены на все население;

2. Специальные или категориальные, направлены на отдельные категории граждан;

3. Исключительные, предоставляются в особых случаях, на основании специальных нормативных актов, поддержка лиц, пострадавших от стихийных бедствий, катастроф природного и техногенного характера и так далее.

Основополагающей разновидностью социального обеспечения нетрудоспособныхлиц необходимо считать пенсионное обеспечение.

Пенсия – это финансовая выплата на постоянной основе (в расчете на календарный месяц), осуществляемая в определенном действующим законодательством порядке конкретным категориям субъектов из социальных фондов и иных соответствующих источников, которые главным образом созданы для этих целей[12].

Причинами для пенсионного обеспечения как правило считаются разные правовые факты: достижение определенной законом возрастной категории; возникновение инвалидности; утрата кормильца (для нетрудоспособных членов семьи кормильца); продолжительное осуществление обособленной специализированной деятельности – выслуга лет.


На данный момент все разновидности пенсий, уплачиваемые в нашем государстве, делятся на нижеприведенные типы:

пенсии по обязательному социальному страхованию (уплачиваются из размеров страховых взносов по соответствующему пенсионному страхованию, аккумулированных в пенсионном фонде государства);

пенсии по государственному пенсионному обеспечению (финансовое обеспечение которых осуществляется непосредственно из государственного бюджета).

Основополагающую роль в концепции социального обеспечения и социальной защиты населения имеют пособия и компенсационные выплаты. Пособия – это финансовые выплаты, которые назначаются людям систематически либо на единовременной основе в определенных действующим законом обстоятельствах с целью компенсации потерянного заработка или же предоставления необходимой финансовой помощи.

В различии же от пенсий, которые выступают в качестве главного и единственного источника финансовых ресурсов к существованию, пособие, как принято, необходимо считать помощью, которая на временной основе заменяет потерянный заработок либо же является дополнением к главному источнику средств к существованию (заработку, либо пенсии)[13].

Основополагающие разновидности пособий, установленные существующим законом:

пособие ввиду нетрудоспособности на временной основе;

пособия людям, которые имеют малолетних детей;

пособие по безработице;

единовременные пособия людям при появлении поствакцинального осложнения;

единовременное пособие медицинским сотрудникам, которые заразились вирусом иммунодефицита человека во время осуществления своих профессиональных обязанностей;

единовременное пособие людям, которые привлечены для борьбы с терроризмом; пособия ввиду получения увечья при исполнении служебных обязанностей и специализированным заболеванием; социальные пособия людям, которые уволены с военной службы .