Файл: Понятие социального обеспечения(Теоретические основы системы социального обеспечения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Администрация руководствовалась не решением Совета МО «город Тотьма» от 17.04.2008 № 231, а иным нормативным документом, что явно противоречит действующему законодательству. В настоящее время в квартире зарегистрировано 4 человек, его жилищные условия не улучшились, жилая площадь квартиры не соответствует учетной норме площади жилого помещения на одного человека, вследствие чего он до настоящего времени нуждается в улучшении жилищных условий.

Администрация МО «город Тотьма» правомерно исходила из того, что Г. обеспечен жилой площадью более учетной нормы установленной «Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений на территории Вологодской области», кроме того обеспечен общей площадью жилых помещений более учетной нормы установленной Решением Совета МО «город Тотьма» от 17.04.2008 года № 231. Иных оснований для признания Г. нуждающимся в улучшении жилищных условий или нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, судом не установлено.

Таким образом, вынесенное постановление об отказе в признании Г. прошедшим перерегистрацию законно и обоснованно и отмене не подлежит, а следовательно исковые требования не подлежат удовлетворению[19].

Подобное дело было рассмотрено Череповецким городским судом Вологодской области.

Так, С. обратилась в суд с иском к мэрии города Череповца о возложении обязанности по предоставлению вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование требований истец указала, что она проживает с семьей в составе 3 человека в жилом помещении на основании ордера, все члены семьи зарегистрированы по вышеуказанному адресу.

Постановлением мэрии города Череповца дом признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с тем, что дом не пригоден для проживания, истица обратилась в мэрию г. Череповца с заявлением о предоставлении вне очереди жилого помещения. Жилищное управление мэрии г. Череповца на ее обращение сообщило, что после передачи в муниципальную собственность жилых помещений, предназначенных для расселения граждан, будут проводиться соответствующие мероприятия по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма.

В настоящее время в доме проживает всего несколько семьей. В доме отсутствуют элементарные условия для проживания, проблемы с водоснабжением, нахождение в доме опасно для жизни и здоровья. Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана расселения и срока сноса дома. Жилые помещения маневренного фонда предоставляются гражданам в связи с капитальным ремонтом и реконструкцией дома, а также гражданам, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств.


Истец просит обязать мэрию города Череповца предоставить вне очереди в черте города благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на состав семьи три человека, соответствующее санитарно-техническим требованиям, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (не менее 70,3 кв.м.).; взыскать с ответчика расходы по уплате госпошлин 300 руб., расходы на юридические услуги 10 000 руб.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности М. исковые требования не признала, пояснила, что расселение граждан-нанимателей из указанного дома планируется в срок до 2018 года и будет осуществляться после передачи жилых помещений в муниципальную собственность согласно графику расселения, который в настоящее время застройщиком не представлен. До обеспечения жилым помещением по договору социального найма право на безопасное жилье может быть реализовано истцом путем предоставления семье помещения маневренного фонда, о чем истцу разъяснено. Расходы на юридические услуги считает завышенными. Просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме[20].

В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не «клиентами социальной службы» закреплены основные права и обязанности, которые будут нести каждая из сторон после заключения договора. Например, для получателя услуг доступно право выбора поставщика или поставщиков социальных услуг, право на отказ от предоставления социальных услуг, право для посещения получателя услуг нотариусами, адвокатами, священнослужителями как в дневное, так и в вечернее время.

Федеральным законом «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» подтверждается наличие и соблюдение основных конституционных прав граждан. Так, согласно ст. 4 данного Закона, социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

Также в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» большое внимание уделяется защите конфиденциальности, неразглашении информации о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг согласно Кодексу Российской федерации об административных правонарушениях[21] влечет за собой наложение административного штрафа на граждан и на должностных лиц. Передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам допускается с согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме.


Можно выделить существенные плюсы Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», такие как: конкретизация содержания и перечня социальных услуг, а также основных прав и обязанностей поставщиков и получателей социальных услуг; особый упор делается на профилактику нуждаемости граждан в социальном обслуживании, вводится понятие социального сопровождения; представлен перечень срочных социальных услуг, которые могут оказываться в неотложных ситуациях; ограничивается предельный размер платы за социальные услуги, вводится принцип адресности оплаты за социальные услуги – т.е. зависимость от уровня среднедушевого дохода граждан, при этом закрепляется, что новые условия получения социальных услуг не ухудшают положение тех, кто имел право на их получение до 01 января 2015 года.

2.3.Направления реформирования системы социального обеспечения населения в Российской Федерации

Социальная политика представляет главную сферу во внутриполитической деятельности всего государства, которая направлена на защиту каждого отдельно взятого гражданина, а также всего общества в целом. Процесс решения важных социальных задач, лежащих в основе социальной сферы жизнедеятельности общества, является важным условием для непосредственной модернизации системы социальной защиты граждан Российской Федерации.

Существующая на сегодняшний день в Российской Федерации обстановка в сфере социального обеспечения оценивается как довольно сложная. Тут стоит обратить внимание на размер минимальной заработной платы, которая в разы ниже минимального прожиточного минимума. Размер пенсионного пособия также оставляет желать лучшего. Согласно данным Росстата на пороге черты бедности находятся порядка четверти всех граждан России. Также следует обратить внимание, что проблематика совершенствования социально-экономической стратегии, направленной на снижение уровня безработицы. Получения достойной заработной платы, увеличение занятости людей, улучшения медицинского обслуживания, поддержки, а также обеспечения пенсионеров, материнства и семьи, детей, инвалидов, на сегодняшний день значительно усилилась абсолютно на всех уровнях государственной власти[22].


Реформирование системы социального страхования должно привести ее в соответствие с развивающимися рыночными отношениями и обеспечить действенную социальную защиту трудящихся. Давно назрела необходимость в принятии нового закона в области социальной защиты. В нем должны быть закреплены гарантии прав граждан на защиту, определены объект и субъекты социальной защиты, порядок осуществления защиты, выплат и предоставления услуг, четко определен круг людей, которые подлежат социальной защиты, случаи возникновения и прекращения прав в данной области, уровень минимальных гарантий и условий получения пособий или иных форм вспомоществования.

Необходимо четко определить права граждан на социальную защиту. Необходимо создать инфраструктуру по решению проблем социальной защиты межотраслевого и межрегионального характера, организовать центры по реабилитации, соответствующие потребностям системы социальной защиты.

В результате реформирования системы социальной защиты необходимо придти к осознанию весьма важного момента: в социальной политике государства должны быть объединены два основополагающих принципа - индивидуальная ответственность индивида и солидарность всех членов общества.

Данный подход открывает широкие возможности для самореализации личности в обществе, защищает интересы обоих, взаимоувязывая их, и препятствует процессам разрушения. Принцип солидарности необходим для социальной защиты прежде всего нетрудоспособного населения: пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей с детьми и др. Для трудоспособного населения более важен принцип личной ответственности[23].

В настоящее время при переходе России к более совершенной системе социальной защиты одним из важных моментом может явиться необходимость "перераспределения ресурсов для сохранения приемлемого уровня жизни" - при поощрении фактов накопления средств всеми субъектами данного взаимодействия. Работающий может накапливать средства на случай болезни или в дополнение к пенсии, работодатели должны стремиться к разумному балансу расходования средств на зарплату и на различные виды социального страхования (как обязательного, так и добровольного), государство должно найти некоторое оптимальное соотношение своих расходов между социальным страхованием госслужащих и выплат в рамках социальной помощи. Каждая из сторон решает эти вопросы, исходя из собственных возможностей и интересов, при условии не только обеспечения некоторого "базового прожиточного минимума", который "позволит достойно преодолевать трудности", но и согласования интересов всех субъектов взаимодействия на общем поле деятельности. Для этого необходим некоторый механизм сбалансирования интересов, гармонизации всех видов ответственности: личной, коллективной, общенациональной. Этим механизмом и является социальное страхование.


Безусловно, что социальная политика с необходимостью должна строиться в соответствии с базовыми Конвенциями МОТ, а также с национальными особенностями понимания самой социальной защиты. Она не отделима от экономической политики. Только их совместное проведение даст ожидаемый эффект, а их рассогласование наоборот приведет к дальнейшему снижению социальной защищенности населения.

Учитывая международную практику, а также отечественный опыт, можно предложить в качестве основных принципов социальной защиты работающего населения следующие:

- социальная ответственность государства и общества за бережное отношение к личности и защиту его многочисленных прав, которые отражены в Декларации прав человека. Последняя, будучи принятой нашим государством, требует своего исполнения;

- социальная справедливость, т.е. обеспечение равных условий труда, его охраны, защиты здоровья и получения компенсаций достаточного уровня при утрате здоровья и трудоспособности, разного рода реабилитационной помощи;

- всеобщность и обязательный характер социальной защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация их уровня, открытость и доступность информации;

- многосубъектность социальной защиты. Ее субъектами являются государство, предприниматели, товарищества социального страхования, профессиональные организации трудящихся и другие заинтересованные в социальной защите населения организационные структуры общества;

- солидарность субъектов социальной защиты в целях обеспечения ее наибольшей эффективности, ее многоаспектности и разнонаправленности, минимизации социальных и профессиональных рисков, оптимального распределения соответствующего финансового бремени между участниками на основе заключения социальных договоров;

- разноадресность социальной защиты, широкие спектр ее форм и степень охвата, начиная от гарантий для всех трудящихся и заканчивая обеспечением отдельных категорий населения, в том числе конкретных лиц;

- экономическая и социальная свобода трудящихся в сочетании с их личной ответственностью за сохранение здоровья, трудоспособности, с правом объединения в союзы для обеспечения собственной защиты[24].

О взаимосвязи экономики и социальной сферы говорилось много и подробно, в том числе об их взаимном влиянии, поэтому развивать эту тему здесь вряд ли целесообразно. Отметим лишь, что координация мер по обеспечению экономической и социальной стабильности в обществе является одной из главных целей проведения государственной социальной политики.