Файл: Бюджетная система Российской Федерации (Роль государства в регулировании экономических процессов. Значение бюджетной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следует отметить, что в настоящее время проведена систематизация законодательства в бюджетной сфере, нормативно-правовая база регламентирована удовлетворительно.

Реформируя бюджетное законодательство, надо особенное внимание уделять законности расходования бюджетных средств, а также использования муниципального имущества.

Большая часть нарушений закона связана именно с тем, что не обеспечивается реализация муниципальных программ, неэффективно используются бюджетные средства, недостаточным образом планируются расходы местного уровня, не выполняются органами местного самоуправления переданные им полномочия, отсутствует финансовый контроль или он выполняется ненадлежащим образом организацией.

В действующее законодательство следует внести изменения, которые регулировали бы вопросы муниципальных бюджетов. Для того принять региональные и муниципальные нормативные правовые акт и привести уставы муниципальных образований в соответствие с федеральными и областными нормативно-правовыми актами.

Следует решать проблемы, которые существуют в сфере обеспечения сохранности бюджетных средств. Последние годы нередкими становятся случаи, когда устанавливаются неправомерные административные барьеры при получении субсидий, превышаются полномочия при утверждении порядка их предоставления.

Особенно следует обратить внимание на то, чтобы обеспечить надлежащий контроль за расходованием средств, которые были выделены в рамках исполнения целевых программ.

Значительная часть нарушений, связанных с расходованием бюджетных средств, допускается при заключении и исполнении государственных контрактов. Поэтому особое внимание нужно уделить не только соблюдению процедур размещения заказа, но и фактическому выполнению работ и услуг, их соответствию заявленному объёму и качеству. Именно в сфере расходования бюджетных средств необходимо уделять пристальное внимание формированию цены поставляемого товара или выполнения работ, услуг. Очень часто используются мошеннические схемы, основанные на умышленном завышении стоимости, использовании фирм-посредников. В целом исполнение целевых программ сопровождается значительным числом нарушений бюджетного законодательства.

Органы финансового контроля должны надлежащим образом исполнять функции по защите материальных интересов России. Экономическая безопасность государства при расходовании бюджетных средств, выявленные и пресеченные нарушения и преступления в данной области − это наиважнейшие критерии для сохранности и повышения объема бюджета страны.


Все вышеперечисленные задачи могут быть выполнены лишь при условии создания эффективной систему управления и регулирования в сфере государственных финансов.

Можно перечислить следующие приоритетные направления политики государства в сфере расходования бюджетных средств:

  • реализация социально­-экономической политики,
  • создание условий для подъема инвестиционной и инновационной деятельности,
  • формирование необходимых предпосылок устойчивого развития бюджетной политики государства,
  • реализация программно-целевого подхода при одновременном соблюдении установленных нормативов финансирования расходов государственного бюджета.

Таким образом, бюджетно-финансовая сфере России нуждается в усилении регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, несущих непосредственную ответственность за формирование бюджетов, распределение бюджетных средств и повышение доходов в бюджет.

Основными направлениями бюджетной политики являются в современных условиях являются:

  • обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах;
  • создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей;
  • облегчение налогового бремени производителей продукции (работ или услуг), а также недопущение двойного налогообложения;
  • сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;
  • увеличение роли экологических налогов;
  • сокращение числа налогов путем их укрупнения и отмены целевых налогов, которые не дают достаточных поступлений
  • снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом;
  • укрепление и совершенствование кадрового потенциала;
  • оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление и др.

В целом Бюджетная политика государства продолжает курс, начатый в предыдущие годы, но нельзя не видеть того, что растет расслоение общества по уровню реально располагаемых доходов, сохраняются различные схемы уклонения от уплаты налогов, легализации полученных доходов и осу- ществления расходов. Поэтому для налоговой политики Российской Феде- рации все же весьма необходимы меры по совершенствованию налоговой системы. Это становится обязательным условием стабильного и уверенного развития экономики страны.

В 2021-2024 гг. планируется продолжить реализацию комплекса мер по улучшению администрирования доходов бюджетной системы, в том числе за счет дальнейшей цифровизации налогового администрирования и интеграции всех источников информации и потоков данных в единое информационное пространство с последующей автоматизацией ее анализа на основе внедрения современных технологий обработки больших массивов.


При этом особое внимание будет уделено повышению собираемости налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

Необходима реализация комплекса мер в сфере межбюджетных отношений:

  • проведение переориентации и приоритизации целевых межбюджетных трансфертов с учетом задач и приоритетов Указа и Стратегии пространственного развития (на основе дифференцированного подхода к направлениям и мерам государственной поддержки различных типов территорий, с учетом экономической специализации субъектов Российской Федерации, выявленными точками роста и инфраструктурными ограничениями);
  • пересмотр уровня софинансирования из федерального бюджета в рамках федеральных проектов;
  • принятие мер по расширению доходной базы регионов, изменению разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами:
  • пролонгация до 2024 года решения по централизации в федеральном бюджете доходов от 1% ставки налога на прибыль организаций и норматива зачислений по налогу на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции в целях перераспределения указанных доходов через предоставление дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации;
  • поэтапная передача с федерального на региональный уровень доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты с учетом необходимости решения задачи по поддержке транспортной инфраструктуры городских агломераций;
  • рассмотрение вопроса о частичной передаче с федерального на региональный уровень акцизов на крепкий алкоголь с поэтапным переходом в течение 5 лет на распределение по нормативам исходя из объемов розничной продажи алкоголя по данным, отраженным в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС);
  • расширение практики применения механизма «двух ключей» и предоставление регионам полномочий по установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для резидентов особых экономических зон и управляющих компаний особых экономических зон, участников свободной экономической зоны;
  • ограничение прав регионов с 2023 года устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций с учетом предлагаемых изменений в правила налогообложения при трансфертном ценообразовании.

Формирование бюджетной политики в соответствии с принципами, заложенными в новую конструкцию «бюджетных правил» обеспечит устойчивость федерального бюджета к подвижности цен на энергоносители, а также будет способствовать формированию предсказуемых макроэкономических и финансовых условий, необходимых для обеспечения устойчивого роста экономики и содействовать проводимой Банком России политике таргетирования инфляции.


Важным компонентом системных мер является формирование стабильных налоговых условий. Ключевая цель реализуемых изменений системы налогообложения– фиксация налоговых условий для делового сообщества на ближайшие 6 лет с одновременной донастройкой налоговой системы, которая будет способствовать реализации национальных целей развития.

Формирование проекта федерального бюджета предполагает выделение в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов. Это позволит сформировать ресурс на финансирование национальных целей развития, предусмотренных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2019 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Реализация мер по повышению эффективности государственных расходов будет осуществляться в соответствии с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов на период 2019-2024 годов. Это предполагает развитие механизмов мониторинга реализации государственных программ, интеграцию в них национальных проектов (программ), внедрение системы управления налоговыми расходами и увязку всех существующих и внедряемых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов.

Неотъемлемым условием эффективной реализации, обозначенной бюджетной политики, является обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности.

Заключение

В работе были рассмотрены основные теоретические аспекты бюджетной системы и ее сущности.

Согласно данным статистики налоги как часть ВВП и составляющей системы стимулирования развития отечественной экономики можно рассмотреть, используя следующие данные статистики: по произведенному методу можно рассмотреть данные по статье «Налоги на продукты», которые включают в себя налоги, размер которых прямо зависит от стоимости произведенной продукции и оказанных услуг, а также «Чистые налоги на продукты» за вычетом «Субсидии на продукты». Обычно при анализе эффективности налоговой системы и для оценки величины налоговой нагрузки рассчитывают долю налоговых доходов в ВВП. Налоги на продукты и налоги на производство и импорт в текущих ценах показывают динамику к росту, но их доля незначительно сокращается каждый год. Анализ также показал положительную динамику по увеличению ВВП. Увеличение за период с 2010 года по 2019 год составило 98,85 % с 46308,5 млрд.руб. (2010 год) до 92089,3 млрд.руб. по итогам 2019 года.


Анализ влияния налогообложения на динамику ВВП с помощью корреляционно-регрессионного показал, что между ВВП и налогами на производство и импорт имеется связь (связь между признаком Y и фактором X высокая и прямая). То есть, чем выше, значение налоги на производство и импорт, тем выше ВВП и наоборот. Возможна экономическая интерпретация параметров модели - увеличение налогов на производство и импорт на 1 млрд.руб. приводит к увеличению ВВП в среднем на 10,932 млрд.руб.

Анализ эффективности налоговой политика показал, что в налоговой политике государства есть как эффективные решения (например, инвестиционный вычет), так и неэффективные, которые связаны со многими негативными рисками (повышение НДС). Также уже по итогам 2019 году можно увидеть повышение инфляции и, наверное, повышение НДС внесло немалый вклад (по информации Министерства экономического развития РФ по состоянию на декабрь 2019 инфляция за 2019 г. составит 3,1% (декабрь к декабрю), в то время как инфляция год/году уже 4,7%) Как все это отразится на ВВП можно увидеть лишь после публикации официальных данных по ВВП в 2019 году в конце января 2020, однако, переход Федеральной статистики в ведомство Минэкономразвития, снижает доверие к публикуемым показателям.

По итогам исследования можно назвать следующие главные причины низкого экономического роста (ВВП) в стране:

  • сохранение снижения курса рубля и недоверия населения и частного сектора к национальной валюте;
  • сохранение высоких инфляционных ожиданий;
  • зависимость Валового регионального продукта от топливно-энергетического комплекса;
  • рост затрат на оборону и военные нужды;
  • структурные диспропорции в экономике страны;
  • непопулярные налоговые решения, которые увеличивают налоговое бремя;
  • снижение производительности труда;
  • зависимость рубля от иностранных валют, а также цен на нефть;
  • сохранение импортозависимости;
  • острая внешнеполитическая обстановка.

В последней части курсовой работе изучены проблемы и перспективы развития бюджетной системы РФ. Качественная структура доходной части бюджетной системы, и, прежде всего, доходной части федерального бюджета, является важной проблемой. Ещё одна проблема бюджетной системы связана с тем, что формируются финансовые полюса и периферия, кроме того, растут диспропорции в уровне социально-экономического развития многих регионов.

Таким образом, на современном этапе российская бюджетная система претерпела ряд изменений, сформирована трехуровневая бюджетная система. Также осуществлена первая реформа межбюджетных отношений, продолжается процесс разделения функций бюджетов разных уровней. Все эти изменения свидетельствуют о том, что отношения между бюджетными уровнями являются более качественными, более рациональными, чем был до проведения реформ.