Файл: Бюджетная система Российской Федерации (Роль государства в регулировании экономических процессов. Значение бюджетной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На основании всего вышесказанного, распределительную функцию государственного бюджета можно охарактеризовать многократностью распределения, она проявляется в каждой сфере общественных отношений. Данная функция используется государством для развития таких сфер, как экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона страны и множество других целей.

Следующей функцией государственного бюджета является контрольная функция. Она заключается в том, что бюджет является объективным количественным отражение всех экономических процессов, которые происходят во всех звеньях структуры экономики. На основании того, что контрольная функция состоит в тесной взаимосвязи с экономикой, данный вид функции отражает ход всех процессов распределения, появления и динамику положительных и негативных тенденций. Так, например, отрицательные отклонения в доходах бюджета и бюджетного финансирования являются неким сигналом о неблагополучном положении в той или иной сфере деятельности. Данные сигналы вызывают необходимость в выявлениях причин отклонений и выработке нужных мероприятий для устранения возникших проблем.

Другое важное значение данной функции вытекает из высокого уровня централизации государственного бюджета. Централизация всегда подразумевает под собой полную подотчетность нижестоящих органов перед вышестоящими. Отношения между данными органами регламентируются определённой системой последовательного подчинения, что создает условия для создания государственного финансового контроля сверху донизу. Контрольная функция, обладая свойством императивности, выступает как действенный инструмент управления экономикой и использования ресурсов бюджета государства. Эта функция бюджета является основой для системы бюджетного контроля, которая заключается в организации проверок и проведения ревизий. По результатам деятельности бюджетного контроля принимаются меры воздействия на субъекты, которые нарушают финансовый порядок, что выражается нецелевой растратой бюджетных средств. Кроме того, на основании деятельности бюджетного контроля реализуются мероприятия по устранению обнаруженных финансовых нарушений и их последствий.

1.2 Фискальные цели. Двойственный характер бюджетной политики


Бюджетно-налоговая политика – это меры, применяемые правительствами для стабилизации экономики, в частности путем манипулирования уровнями и распределением налогов и государственных расходов. Фискальные меры часто используются в сочетании с денежно-кредитной политикой для достижения определенных целей.[9]

Обычные цели как фискальной, так и денежно-кредитной политики заключаются в достижении или поддержании полной занятости, достижении или поддержании высоких темпов экономического роста, стабилизации цен и заработной платы. Установление этих целей как собственно целей государственной экономической политики и разработка инструментов, с помощью которых они достигаются, являются продуктами XX века.

В области налогов и расходов, фискальная политика включает действия и вопросы, которые находятся под непосредственным контролем правительства. Последствия таких действий, в целом, предсказуемы, снижение личного налогообложения, например, приведет к росту потребления, что в свою очередь окажет стимулирующее воздействие на экономику. Аналогичным образом, снижение налоговой нагрузки на корпоративный сектор будет стимулировать инвестиции. Меры, принятые для увеличения государственных расходов на общественные работы, имеют аналогичный экспансионистский эффект. И наоборот, сокращение государственных расходов или увеличение налоговых поступлений без принятия компенсационных мер приводит к сокращению экономики.

Налогово-бюджетная политика относится к решениям, которые определяют, будет ли правительство тратить больше или меньше, чем оно получает. До кризиса безработицы в Великобритании в 1920-е годы и Великой Депрессии 1930-х годов считалось, что правительство должно проводить надлежащую финансовую политику для поддержания сбалансированного бюджета. Тяжесть этих нарушений породила новый набор идей, впервые официально рассмотренных экономистом Джоном МейнардомКейнсом вращаясь вокруг идеи о том, что налогово-бюджетная политика должна использоваться «противоциклически», то есть что правительство должно осуществлять свое экономическое влияние, чтобы компенсировать цикл расширения и сокращения в экономике.

Вкратце правило Кейнса состояло в том, что бюджет должен быть дефицитным, когда экономика испытывает низкий уровень активности, и профициты, когда действуют условия бума (часто сопровождающиеся высокой инфляцией).[10]

При разработке налоговой системы и оценке налоговых предложений аналитики политики имеют в виду, по меньшей мере, четыре цели:


1) Эффективность: налоговая система должна как можно больше стимулировать.

2) Равенство поколений: налоговая система должна обеспечивать достаточный доход с тем, чтобы нынешние поколения не несли неоправданного бремени для будущих поколений.

3) Эгалитаризм: налоговая система должна стремиться к достижению более равномерного распределения доходов после уплаты налогов.

4) Стабилизация: налоговая система должна помочь поддерживать экономику на уровне полной занятости.

Современная дискуссия по поводу фискального стимулирования предполагает отказ от этих целей. Обсуждаемый пакет стимулов в основном нацелен на достижение цели 4, но он делает это в определенной степени за счет жертвования целями 1 и 2.

Эффективность снижается, потому что поэтапный отказ повышает эффективные предельные налоговые ставки и потому что более высокие будущие налоги, которые являются результатом дополнительного государственного долга, вероятно, будут искажающими. Конечно, поэтапный отказ существует для достижения цели 3: это классический компромисс между эффективностью и равенством.

Таким образом, государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

Глава 2 Анализ бюджетной системы России, ее структуры и проблем формирования

2.1 Исследование динамики фискальной нагрузки и развития ВВП в России

Ни одна страна не способна комфортно существовать без сбора налогов, то есть налоги являются органической частью государства. При существовании любого государства, а также и государственное регулирование экономики, обязательно должна иметься и процедура налогообложения, так как налоги представляют собой основную финансово-экономическую категорию. Для того чтобы сформировать бюджет страны, необходимы налоговые платежи. В случае недостаточного поступления налогов с организаций и физических лиц в бюджет страны, наблюдается, как следствие, острая нехватка доходной части бюджета.


Рассмотрим основные параметры федерального бюджета РФ за 2018- 2021 гг. (рис.1)

Рисунок 1 – Основные параметры федерального бюджета РФ

за 2018-2021 гг

Из рисунка 1 видно, что в настоящем 2019 году такие показатели как доходы, расходы, профицит и нефтегазовые доходы возросли по сравнению с предыдущим 2018 годом. К примеру, доходы за 2018 год составили 17,073 трлн Рублей, а в 2019 году этот показатель немного возрос до значения в 19,948 трлн руб. Однако вместе с доходами возросли и расходы, если в 2018 году они составляли 16,591 трлн руб., то уже в 2019 году они составляют 18,049 трлн руб. В 2020-2021 гг. также планируется повышение данных показателей, однако нужно учитывать и то, что прогнозы сбываются не всегда и в какой-то момент все может иметь совершенно другую картину. Следует почеркнуть, что в структуре доходов Федерального бюджета увеличивается удельный вес нефтегазовых доходов, что позволяет повысить экономическую независимость России от конъектуры мировых цен на нефть и газ, складывающуюся на внешнем рынке.

Отдельно можно рассмотреть структуру налоговых доходов Федерального бюджета (рис.2)

Рисунок 2 – Налоги и сборы, формирующие бюджет РФ

Наибольший вклад в бюджет вносит налог на добавленную стоимость (30 %), подоходный налог с физических лиц (24 %), налог на прибыль (14 %) и акцизы (12 %).

Для повышения собираемости налогов, снижения объемов теневых операций предлагается в 2019-2020 гг. ввести онлайн кассы в сфере розничной торговли. Благодаря онлайн-кассам предприятия торговли не смогут скрывать свои продажи. При применении таких видов касс, все данные о тех или иных платежах будут направляться в Федеральную налоговую службу (ФНС). Федеральная Бюджетная служба, в свою очередь будет:

  • фиксировать платежи;
  • вести строгий контроль на таможне, для чего будет создана единая система «прослеживания» продукции от момента поступления для оформления и до продажи конечному пользователю (планируется запуск пилотного проекта);
  • запускать обмен налоговыми данными, при котором станет проблематичным уклонение от уплаты налогов и т. п.

Серьезной проблемой бюджетирования является несбалансирован- ность бюджетов субъектов РФ. Из 85 субъектов РФ профицитными являются 56 регионов (против 45 в 2018 году), с суммарным профицитом 80 млрд рублей., а остальные не балансируют свой бюджет и функционируют за счет межбюджетных трансфертов и бюджетных ассигнований. Для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ можно было бы изменить соотношение ставок налога на прибыль организаций между федеральным бюджетом и бюджетом субъекта государства, и кроме того ограничить перенос убытков, которые были получены налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах.


Хочется уделить внимание тому, что нашей стране до сих пор установлена единая Бюджетная ставка на доходы физических лиц (НДФЛ) равная 13 %. По-нашему мнению, действующая плоская шкала налогообложения противоречит принципу социальной справедливости и ведёт к усилению социального неравенства, а не к его сокращению. Прогрессивная шкала подоходного налога используется сегодня в европейских и многих других странах. Так, например, в Норвегии подоходный налог с годовой зарплаты исчисляют по ставке 9,5 % при доходе от 220501 до 248500 норвежских крон. При превышении этой суммы налог рассчитывают по прогрессивной шкале, и величина его может достигать 39 %.

Конечно, нельзя сказать, что в западных странах применение прогрессивной шкалы даёт только положительные результаты. Многие обеспеченные люди стараются спрятать свои доходы или же меняют гражданство, чтобы избежать налогового бремени. Однако следует помнить о том, что социальное неравенство в России сегодня гораздо более ярко выражено, чем в развитых странах, заработная плата отличается в десятки, в сотни раз. И, конечно же, несправедливо, что более богатые граждане платят в виде налога меньшую часть своего дохода, чем обычные граждане.

Следующие факторы могут способствовать росту ВВП и эффективности налоговой политики РФ: укрепление и стабильность национальной валюты к доллару США, высокая урожайность сельского хозяйства, замедление роста цен со стороны государства и действий инструментов денежно-кредитной политики. Однако, проблемами можно назвать отсутствие адекватной индексации заработной платы в стране, обстановка во внешней политике, санкции, продовольственное эмбарго, и как следствие высокая волатильность национальной валюты к доллару США. Все это вызвало большие колебания цен на рынке товаров и услуг в стране, а также повысило дефицит бюджета. Также важно, чтобы налоговые процессы поддерживались не негативными факторам (как, например, снижение доходов населения, снижение спроса и снижение уровня производства), а факторами положительными (рост уровня отечественного производства, повышение производительности труда, индексация заработной платы в соответствии с реальным уровнем жизни, эффективная денежно-кредитная политика).

Налоги на производство и импорт – это обязательные безвозмездные невозвратные платежи, взимаемые органами государственного управления с производящих единиц в связи с производством и импортом товаров и услуг или использованием факторов производства. Они называются безвозмездными, потому что государство ничего не предоставляет взамен индивидуальной единице, производящей платеж, хотя оно может использовать средства, собранные с помощью налогов, для предоставления товаров или услуг другим единицам или обществу в целом. Налоги на производство и импорт состоят из налогов на продукты и прочих налогов на производство.