Файл: Бюджетная система Российской Федерации (Роль государства в регулировании экономических процессов. Значение бюджетной системы).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы формирования бюджетной системы в системе национальной экономики
1.1 Роль государства в регулировании экономических процессов. Значение бюджетной системы
1.2 Фискальные цели. Двойственный характер бюджетной политики
Глава 2 Анализ бюджетной системы России, ее структуры и проблем формирования
2.1 Исследование динамики фискальной нагрузки и развития ВВП в России
2.2 Проблемы эффективности бюджетно-налоговой политики России
2.3 Анализ социальной направленности бюджетной политики России
2.4 Основные направления совершенствования бюджетной системы
Введение
Актуальность темы заключается в том, что бюджетная система государства - это отражение состояния и его развития в целом. Эта система осуществляет регулирование экономических и социальных процессов общества. Так же служит приоритетом перед экономикой и финансами в целом. При разрушении этой системы, как бы не пытались доказать обратное, отсутствии средств в бюджете падают все ценности в обществе.
Основой написания курсовой работы служит определение перспектив бюджетной системы РФ, как регулятора российской экономики. В условиях смешанной экономики, а также в сложившихся политических условиях, значительно возрастает роль бюджета. Этому являются подтверждением события в мире, характеризованные использованием бюджетных средств государства. Все это говорит о том, что стране необходимо проводить тщательный анализ доходов и расходов в стране и выявлять перспективы развития бюджетной системы РФ.
Государственный бюджет, как основа финансового плана и отражает реальные масштабы использования финансовых ресурсов и отражает налоговую политику в стране. Бюджет закрепляет конкретное направление расходования средств, перераспределени7е национального богатства страны, что позволяет эффективно регулировать экономику.
Вероятно, полагать, что успех экономического развития страны зависит от того, чтобы создать сбалансированную, мощную и конкурентоспособную систему, путем модернизации производства, усиления валютного курса, реформации налогового и бюджетного законодательства, внедрения новых технологий, улучшения инфраструктуры и экономики, а также создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса.
В курсовой работе используются такие методы исследования, как анализ, синтез, сбор данных, графический метод, количественные методы.
Цель написания работы –рассмотреть особенности бюджетной системы Российской Федерации.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие, роль бюджетной системы в экономике страны;
- описать фискальные цели. двойственный характер бюджетно-налоговой политики;
- отметить роль бюджетной политики на макроуровне;
- провести исследование динамики фискальной нагрузки и развития ВВП в России;
- раскрыть проблемы эффективности бюджетно-налоговой политики России;
- рассмотреть особенности совершенствования бюджетной политики в России.
Объект исследования – экономические отношения, связанные с развитием института фискальной политики и ее воздействия на макроэкономические отношения.
Предмет исследования – бюджетно-налоговая политика России и ее влияние на развитие ВВП.
Глава 1 Теоретические основы формирования бюджетной системы в системе национальной экономики
1.1 Роль государства в регулировании экономических процессов. Значение бюджетной системы
Бюджетная политика представляет собой основной инструмент, который необходим для регулирования рыночной экономики страны, формирования ее доходной и расходной части. Управляя налогами государство, в свою очередь, или способствует активному развитию экономики, или же, наоборот, сдерживает его.
Под самим понятием «Бюджетная политика» подразумевается система целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.
К числу основных направлений бюджетной политики можно отнести следующие: во-первых, формирование эффективной управленческой системы, направленной на регулирование финансов государства. В данном направлении необходимо обеспечить функционирование такого механизма учета, которая охватывает все бюджетные обязательства, разработку и внедрение процедуры расходования бюджетных доходов, инвентаризацию государственных активов; во-вторых, разработкой мер, направленных на совершенствование бюджетной политики в части доходов бюджетной системы[1].
Это направление предполагает работу надо эффективным функционированием системы сбора налогов, обеспечение роста эффективности управления имуществом государства, оптимизацию внешнеэкономических доходов; в-третьих, создание эффективно функционирующей системы расходов бюджета, призванной стимулировать экономический рост и обеспечивать эффективность использования средств бюджетной системы. В этом направлении бюджетная политика государства ориентирована на реализацию мер, обеспечивающих полное финансирование бюджетных обязательств, ориентацию расходов бюджетной системы на достижение запланированных показателей социально-экономического развития, приоритетность среднесрочного планирования бюджетной системы и так далее.
В связи с продвижением экономической системы к рынку сформировался широкий спектр проблемных моментов в сфере управления общественным хозяйством.
Переходные процессы оказались достаточно сложными и неоднозначными. Мысль о стихийном рынке как саморегулирующейся системе экономики оказалась ошибочной. И, исходя из этого, одним из важных инструментов, который осуществляет регулирование экономических отношений в стране, стала именно Бюджетная политика. Появился новый вид взаимоотношений между государством, физическими лицами, а также хозяйствующими субъектами, который осуществляется через налогообложения.
В настоящее время правительства многих стран используют различные формы прямого и косвенного воздействия на экономические процессы для поддержания общественного порядка. Учёные отмечают, что целесообразно применять такие формы государственного регулирования со стороны государства в рыночных условиях, как:
- прямое государственное управление рядом отраслей и учреждений;
- налоговое регулирование;
- валютное регулирование - последствия для денег в обращении;
- бюджетное регулирование – распределение государственного бюджета по различным направлениям его использования;
- регулирование путём формирования государственных программ и государственных нормативных актов;
- регулирование цен;
- регулирование условий труда, производственных отношений, оплаты труда;
- социальное регулирование (в том числе государственное социальное обеспечение);
- государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды;
- регулирование через ограничения – государственное лицензирование и так далее.
Формы государственного влияния на экономику определяются конкретными потребностями страны, на основе которых формируется экономическая политика и устанавливается механизм её реализации. Важно свободно двигаться в финансовой и денежно-кредитной политике, обосновывать инвестиционные решения.
Фактор государственных закупок представляется в качестве огромного стабилизатора в общей системе спроса. Механизм передачи также компенсирует недостатки в саморегулировании рынка в руках правительства. Переводы обеспечивают более равномерное распределение ресурсов между различными группами населения и даже между поколениями людей. И одним из эффективных механизмов регулирования рынка является бюджетная политика.
Бюджетная система занимает центральное место в любой финансовой системе, а государственный бюджет является главным звеном в данной системе. Для полного понимания необходимо дать определение такому экономическому явлению, как государственный бюджет. В первую очередь, необходимо обратиться к истории. Первая попытка сформировать некий план расходов и доходов была осуществлена в конце XVII века в Англии. Само слово бюджет происходит от английского слова «budget», которое имеет одно из значений - сумка, мешок с деньгами. Сам же термин «бюджет» может толковаться различными способами. Так, например, С.М. Омирбаев в своей работе дал следующие определения термину государственный бюджет[2]:
Как объем финансовых ресурсов любого экономического субъекта. В роли субъекта может выступать государство, корпорация, семья или гражданин.
Бюджет представляет собой соотношение между расходами или доходами экономического субъекта, которое характеризует соответствие поступления и расходования финансовых средств за определенный период времени.
В монографии «Казна и бюджет», написанной под руководством доктора юридических наук Д.Л. Комягина, утверждается, что термины «бюджет» и «казна» связаны друг с другом. Кроме того, в данной работе выделены несколько значений, которые помогают раскрыть экономическую, материальную и юридическую сущность «бюджета».
Во-первых, бюджет понимается как фонд денежных средств. Сами же средства являются совокупностью записей на банковских счетах. От этого значения невозможно полностью отказаться. В тексте монографии приводится замечание П.М. Годме из его работы «Финансовое право» о том, что закон или акт не может быть в дефиците или излишке[3].
Иными словами, материально-вещественным воплощением бюджета является централизованный денежный фонд государства. Данный фонд образуется на основе финансовых отношений и сочетает в себе не только общие черты денежных фондов, но и свои специфические особенности:
- Данный денежный фонд предназначен исключительно для удовлетворения общегосударственных потребностей.
- Все процессы, связанные с централизованным денежным фондом, регламентируются законами и нормативными правовыми актами государства.
- Источниками фонда являются денежные средства, которые поступают в форме налоговых и неналоговых платежей от физических или юридических лиц, которые проживают или осуществляют деятельность на территории данного государства.
- Средства из государственного бюджета используются, как правило, на безвозмездной основе.
- Данный фонд обладает высокой динамичностью, что заключается в постоянном процессе разделения фонда на более мелкие целевые фонды или слияние фондов.
- Государственный бюджет используется исключительно в форме фонда.[4]
Второе значение бюджета мы можем выявить из легального определения. Если же обратиться к Бюджетному кодексу Российской Федерации, то в данном документе мы можем обнаружить следующую интерпретацию термина бюджет: «Бюджет - форма образования и использования денежных средств публично-правового образования в целях финансового обеспечения исполнения публичных обязательств соответствующего публично-правого образования. Публично-правовое образование - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование»[5].
Подобные определения можно найти в законодательствах РСФСР, СССР, которые уже утратили силу. Во всех законах можно выявить общую суть, которая указывает на то, что бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.
В связи с тем, что бюджет подразумевает под собой прогнозный характер, мы можем выявить третье значение этого термина - финансовый план-прогноз публично-правового образования. В этом значении бюджет непрерывно связан с понятием государственной сметы, иными словами, росписи доходов и расходов. Данное значение термина не может существовать отдельно от других видов планирования в системе планов деятельности и дальнейшего развития публично-правового образования, так как государственное планирование тесно связано с возможностями финансирования этих планов. Однако, с другой стороны, бюджетное планирование фактически детерминировано другими планами, например, социально-экономическими планами или народно-хозяйственными планами.[6]
В странах, в которых развита рыночная экономика, уделяется много времени и внимания для составления, анализа выполнения и утверждения государственных годовых бюджетов, которые на различных уровнях (государственном или территориальном) являются определяющим фактором для финансового планирования. В большинстве развитых стран процесс принятия бюджета что на государственном, что на муниципальном уровне носит демократический характер. Это заключается в том, что бюджеты обсуждаются в парламентах и в их комиссиях детальным образом, затрагивая все расходные статьи. Таким образом, правительство лишается возможности растраты народных денег в угоду своих личных интересов.
Любой экономический объект, коим является государственный бюджет, проявляет свои свойства через функции. Сущность государственного бюджета, как экономической категории реализуется в нескольких функциях, выполняемых бюджетом:
- Распределительная;
- Контрольная;
- Информационная;
- Регулирующая;
- Институционализация общественных предпочтений.[7]
Помимо материальных и нематериальных сфер производства, в работе «Финансы и кредит» под редакцией В.П. Литовченко, авторы выделяют два других направления для перераспределения средств[8]:
- Перераспределение национального дохода через бюджет, которое связано с наличием нерентабельных, но, в тоже время, необходимых для государства отраслей. Например, сельское хозяйство, угледобыча и т.д.
- Перераспределение средств между районами и регионами, которое связано с различием климатических условий и специализацией регионов. Это направление особенно характерно для Российской Федерации.
- Перераспределение средств между регионами может проходить несколькими способами:
- Дотации - средства, выделенные из одного бюджета для предоставления поддержки бюджету другого уровня бюджетной системы для покрытия текущих расходов на безвозмездной и безвозвратной основе;
- Субвенции - бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу для погашения целевых расходов;
- Субсидии - бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
- Трансферты - бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе.