Файл: Бюджетная система Российской Федерации (Роль государства в регулировании экономических процессов. Значение бюджетной системы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы заключается в том, что бюджетная система государства - это отражение состояния и его развития в целом. Эта система осуществляет регулирование экономических и социальных процессов общества. Так же служит приоритетом перед экономикой и финансами в целом. При разрушении этой системы, как бы не пытались доказать обратное, отсутствии средств в бюджете падают все ценности в обществе.

Основой написания курсовой работы служит определение перспектив бюджетной системы РФ, как регулятора российской экономики. В условиях смешанной экономики, а также в сложившихся политических условиях, значительно возрастает роль бюджета. Этому являются подтверждением события в мире, характеризованные использованием бюджетных средств государства. Все это говорит о том, что стране необходимо проводить тщательный анализ доходов и расходов в стране и выявлять перспективы развития бюджетной системы РФ.

Государственный бюджет, как основа финансового плана и отражает реальные масштабы использования финансовых ресурсов и отражает налоговую политику в стране. Бюджет закрепляет конкретное направление расходования средств, перераспределени7е национального богатства страны, что позволяет эффективно регулировать экономику.

Вероятно, полагать, что успех экономического развития страны зависит от того, чтобы создать сбалансированную, мощную и конкурентоспособную систему, путем модернизации производства, усиления валютного курса, реформации налогового и бюджетного законодательства, внедрения новых технологий, улучшения инфраструктуры и экономики, а также создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности, малого и среднего бизнеса.

В курсовой работе используются такие методы исследования, как анализ, синтез, сбор данных, графический метод, количественные методы.

Цель написания работы –рассмотреть особенности бюджетной системы Российской Федерации.

Задачи исследования:

  • рассмотреть понятие, роль бюджетной системы в экономике страны;
  • описать фискальные цели. двойственный характер бюджетно-налоговой политики;
  • отметить роль бюджетной политики на макроуровне;
  • провести исследование динамики фискальной нагрузки и развития ВВП в России;
  • раскрыть проблемы эффективности бюджетно-налоговой политики России;
  • рассмотреть особенности совершенствования бюджетной политики в России.

Объект исследования – экономические отношения, связанные с развитием института фискальной политики и ее воздействия на макроэкономические отношения.

Предмет исследования – бюджетно-налоговая политика России и ее влияние на развитие ВВП.

Глава 1 Теоретические основы формирования бюджетной системы в системе национальной экономики

1.1 Роль государства в регулировании экономических процессов. Значение бюджетной системы

Бюджетная политика представляет собой основной инструмент, который необходим для регулирования рыночной экономики страны, формирования ее доходной и расходной части. Управляя налогами государство, в свою очередь, или способствует активному развитию экономики, или же, наоборот, сдерживает его.

Под самим понятием «Бюджетная политика» подразумевается система целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий.

К числу основных направлений бюджетной политики можно отнести следующие: во-первых, формирование эффективной управленческой системы, направленной на регулирование финансов государства. В данном направлении необходимо обеспечить функционирование такого механизма учета, которая охватывает все бюджетные обязательства, разработку и внедрение процедуры расходования бюджетных доходов, инвентаризацию государственных активов; во-вторых, разработкой мер, направленных на совершенствование бюджетной политики в части доходов бюджетной системы[1].

Это направление предполагает работу надо эффективным функционированием системы сбора налогов, обеспечение роста эффективности управления имуществом государства, оптимизацию внешнеэкономических доходов; в-третьих, создание эффективно функционирующей системы расходов бюджета, призванной стимулировать экономический рост и обеспечивать эффективность использования средств бюджетной системы. В этом направлении бюджетная политика государства ориентирована на реализацию мер, обеспечивающих полное финансирование бюджетных обязательств, ориентацию расходов бюджетной системы на достижение запланированных показателей социально-экономического развития, приоритетность среднесрочного планирования бюджетной системы и так далее.
В связи с продвижением экономической системы к рынку сформировался широкий спектр проблемных моментов в сфере управления общественным хозяйством.


Переходные процессы оказались достаточно сложными и неоднозначными. Мысль о стихийном рынке как саморегулирующейся системе экономики оказалась ошибочной. И, исходя из этого, одним из важных инструментов, который осуществляет регулирование экономических отношений в стране, стала именно Бюджетная политика. Появился новый вид взаимоотношений между государством, физическими лицами, а также хозяйствующими субъектами, который осуществляется через налогообложения.

В настоящее время правительства многих стран используют различные формы прямого и косвенного воздействия на экономические процессы для поддержания общественного порядка. Учёные отмечают, что целесообразно применять такие формы государственного регулирования со стороны государства в рыночных условиях, как:

  • прямое государственное управление рядом отраслей и учреждений;
  • налоговое регулирование;
  • валютное регулирование - последствия для денег в обращении;
  • бюджетное регулирование – распределение государственного бюджета по различным направлениям его использования;
  • регулирование путём формирования государственных программ и государственных нормативных актов;
  • регулирование цен;
  • регулирование условий труда, производственных отношений, оплаты труда;
  • социальное регулирование (в том числе государственное социальное обеспечение);
  • государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды;
  • регулирование через ограничения – государственное лицензирование и так далее.

Формы государственного влияния на экономику определяются конкретными потребностями страны, на основе которых формируется экономическая политика и устанавливается механизм её реализации. Важно свободно двигаться в финансовой и денежно-кредитной политике, обосновывать инвестиционные решения.

Фактор государственных закупок представляется в качестве огромного стабилизатора в общей системе спроса. Механизм передачи также компенсирует недостатки в саморегулировании рынка в руках правительства. Переводы обеспечивают более равномерное распределение ресурсов между различными группами населения и даже между поколениями людей. И одним из эффективных механизмов регулирования рынка является бюджетная политика.

Бюджетная система занимает центральное место в любой финансовой системе, а государственный бюджет является главным звеном в данной системе. Для полного понимания необходимо дать определение такому экономическому явлению, как государственный бюджет. В первую очередь, необходимо обратиться к истории. Первая попытка сформировать некий план расходов и доходов была осуществлена в конце XVII века в Англии. Само слово бюджет происходит от английского слова «budget», которое имеет одно из значений - сумка, мешок с деньгами. Сам же термин «бюджет» может толковаться различными способами. Так, например, С.М. Омирбаев в своей работе дал следующие определения термину государственный бюджет[2]:


Как объем финансовых ресурсов любого экономического субъекта. В роли субъекта может выступать государство, корпорация, семья или гражданин.

Бюджет представляет собой соотношение между расходами или доходами экономического субъекта, которое характеризует соответствие поступления и расходования финансовых средств за определенный период времени.

В монографии «Казна и бюджет», написанной под руководством доктора юридических наук Д.Л. Комягина, утверждается, что термины «бюджет» и «казна» связаны друг с другом. Кроме того, в данной работе выделены несколько значений, которые помогают раскрыть экономическую, материальную и юридическую сущность «бюджета».

Во-первых, бюджет понимается как фонд денежных средств. Сами же средства являются совокупностью записей на банковских счетах. От этого значения невозможно полностью отказаться. В тексте монографии приводится замечание П.М. Годме из его работы «Финансовое право» о том, что закон или акт не может быть в дефиците или излишке[3].

Иными словами, материально-вещественным воплощением бюджета является централизованный денежный фонд государства. Данный фонд образуется на основе финансовых отношений и сочетает в себе не только общие черты денежных фондов, но и свои специфические особенности:

  1. Данный денежный фонд предназначен исключительно для удовлетворения общегосударственных потребностей.
  2. Все процессы, связанные с централизованным денежным фондом, регламентируются законами и нормативными правовыми актами государства.
  3. Источниками фонда являются денежные средства, которые поступают в форме налоговых и неналоговых платежей от физических или юридических лиц, которые проживают или осуществляют деятельность на территории данного государства.
  4. Средства из государственного бюджета используются, как пра­вило, на безвозмездной основе.
  5. Данный фонд обладает высокой динамичностью, что заключа­ется в постоянном процессе разделения фонда на более мелкие целевые фонды или слияние фондов.
  6. Государственный бюджет используется исключительно в форме фонда.[4]

Второе значение бюджета мы можем выявить из легального определения. Если же обратиться к Бюджетному кодексу Российской Федерации, то в данном документе мы можем обнаружить следующую интерпретацию термина бюджет: «Бюджет - форма образования и использования денежных средств публично-правового образования в целях финансового обеспечения исполнения публичных обязательств соответствующего публично-правого образования. Публично-правовое образование - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование»[5].


Подобные определения можно найти в законодательствах РСФСР, СССР, которые уже утратили силу. Во всех законах можно выявить общую суть, которая указывает на то, что бюджет - форма образования и расходо­вания денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти.

В связи с тем, что бюджет подразумевает под собой прогнозный характер, мы можем выявить третье значение этого термина - финансовый план-прогноз публично-правового образования. В этом значении бюджет непрерывно связан с понятием государственной сметы, иными словами, росписи доходов и расходов. Данное значение термина не может существовать отдельно от других видов планирования в системе планов деятельности и дальнейшего развития публично-правового образования, так как государственное планирование тесно связано с возможностями финансирования этих планов. Однако, с другой стороны, бюджетное планирование фактически детерминировано другими планами, например, социально-экономическими планами или народно-хозяйственными планами.[6]

В странах, в которых развита рыночная экономика, уделяется много времени и внимания для составления, анализа выполнения и утверждения государственных годовых бюджетов, которые на различных уровнях (государственном или территориальном) являются определяющим фактором для финансового планирования. В большинстве развитых стран процесс принятия бюджета что на государственном, что на муниципальном уровне носит демократический характер. Это заключается в том, что бюджеты обсуждаются в парламентах и в их комиссиях детальным образом, затрагивая все расходные статьи. Таким образом, правительство лишается возможности растраты народных денег в угоду своих личных интересов.

Любой экономический объект, коим является государственный бюджет, проявляет свои свойства через функции. Сущность государственного бюджета, как экономической категории реализуется в нескольких функциях, выполняемых бюджетом:

  1. Распределительная;
  2. Контрольная;
  3. Информационная;
  4. Регулирующая;
  5. Институционализация общественных предпочтений.[7]

Помимо материальных и нематериальных сфер производства, в работе «Финансы и кредит» под редакцией В.П. Литовченко, авторы выделяют два других направления для перераспределения средств[8]:

  1. Перераспределение национального дохода через бюджет, которое связано с наличием нерентабельных, но, в тоже время, необходимых для государства отраслей. Например, сельское хозяйство, угледобыча и т.д.
  2. Перераспределение средств между районами и регионами, которое связано с различием климатических условий и специализацией регионов. Это направление особенно характерно для Российской Федерации.
  3. Перераспределение средств между регионами может проходить несколькими способами:
  4. Дотации - средства, выделенные из одного бюджета для предоставления поддержки бюджету другого уровня бюджетной системы для покрытия текущих расходов на безвозмездной и безвозвратной основе;
  5. Субвенции - бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы или юридическому лицу для погашения целевых расходов;
  6. Субсидии - бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов;
  7. Трансферты - бюджетные средства, предоставленные бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе.