Файл: Представителей науки и практиков. Однако вопросы проведе ния аудита затрат на производство продукции (работ, услуг).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 163
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
В себестоимость продукции включаются:
затраты на подготовку и освоение производства,
расходы, связанные с обслуживанием производственного процесса,
затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники
расходы, связанные с управлением производством,
износ по нематериальным активам [17,с.123].
обслуживание различными видами энергии (электроэнергией, паром, газом, воздухом и др.);
возведение временных (нетитульных) сооружений;
засолка, сушка и консервирование сельскохозяйственных продуктов.
ремонтно-механические цехи и мастерские,
транспорт (железнодорожный, автомобильный),
тарное и полиграфическое производства и другие.
Основными задачами бухгалтерского учета затрат вспомогательных производств являются [15,с.103]:
своевременное, полное, и достоверное отражение фактических затрат вспомогательных производств;
контроль за экономным и рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Схема 1 – Динамика затрат на 1 рубль выручки от продаж ООО «Коннект 48»
Из данных таблицы 2.2 следует, что затраты на 1 рубль выручки от продаж в ООО «Коннект 48» за анализируемый период в целом обнаруживают тенденцию к увеличению с 0,88 руб. в 2006 г. до 0,93 руб. в 2008 г. Однако по годам наблюдается неоднозначная тенденция: в 2007 г. по сравнению с 2006 г. они повысились на 0,2 руб. или 2,3%, а в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличились на 0,03 руб. или 3,3%. Таким образом, в 2008 г. на рубль выручки от продаж приходилось 93 коп. затрат и 7 коп. прибыли. Графически динамика затрат на 1 рубль выручки от продаж ООО «Коннект 48» за 2006–2008 гг. представлена на схеме 1.
Влияние изменения доходов и расходов в абсолютном выражении на показатель чистой прибыли ООО «Коннект 48» приведено в табл. 2.3.
Таблица 2.3. Влияние изменения доходов и расходов на показатель чистой прибыли ООО «Коннект 48» за 2007–2008 гг., тыс. руб.
Показатели | Изменение за 2007 год (+,–) | Изменение за 2008 год (+,–) | Совокупное изменение за весь период |
1. Доходы от обычных видов деятельности | 21275 | 58971 | 80246 |
2. Расходы по обычным видам деятельности | -19988 | -57551 | -77539 |
3. Превышение доходов по обычной деятельности над расходами по обычной деятельности | 1288 | 1420 | 2707 |
4. Проценты к уплате | 0 | -812 | -812 |
5. Прочие доходы | -36 | 93 | 57 |
6. Прочие расходы | -35 | 154 | 119 |
8. Превышение прочих доходов над расходами | -71 | 247 | 176 |
9. Прибыль до налогообложения | 1216 | 854 | 2070 |
10. Текущий налог на прибыль | -226 | -206 | -432 |
11. Чистая прибыль | 990 | 648 | 1638 |
Необходимо отметить, что увеличение доходов положительно влияет на формирование чистой прибыли организации, увеличение расходов, напротив, приводит к уменьшению показателя чистой прибыли.
Превышение доходов по обычным видам деятельности над аналогичными расходами увеличилось на 2707 тыс. руб. В структуре расходов по обычным видам деятельности произошли некоторые изменения, это связано с увеличением доли себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг до уровня 88, 9% и снижением коммерческих расходов до уровня 11,1%. Положительное влияние имеет превышение прочих доходов над расходами, которое увеличилось в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 247 тыс. руб. Таким образом, на рост чистой прибыли в большей степени повлияло увеличение доходов от обычной деятельности (выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг) на 80246 тыс. руб. Рост коммерческих расходов на 7861 тыс. руб. и прочих расходов на 693 тыс. руб. не имел доминирующего влияния. В результате прибыль до налогообложения за анализируемый период 2006–2008 гг. возросла на 2070 тыс. руб. и чистая прибыль, соответственно, на 1638 тыс. руб.
Важным разделом управления издержками предприятия является анализ взаимосвязи себестоимости, объема продаж и прибыли. В ходе этого анализа вычисляют точку безубыточности или порог рентабельности. Эта точка характеризует объем выручки от продажи, когда уже нет убытков, но еще нет прибыли.
Данные для факторного анализа приведены в табл. 2.4. Сведения об объеме продаж, а также средней цене реализованных товаров (работ, услуг) ООО «Коннект 48» за 2006–2008 гг. были представлены коммерческим директором предприятия.
Таблица 2.4. Исходные данные для факторного анализа прибыли от продаж ООО «Коннект 48» за 2006–2008 гг.
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Абсолютное изменение, (+,–) 2008 г. к 2006 г. |
1. Объем продаж товаров (продукции, работ, услуг), шт. | 189380 | 244830 | 378340 | 188960 |
2. Средняя цена за 1 шт. проданного товара, руб. | 275 | 300,0 | 350,0 | 745 |
3. Выручка от продажи, тыс. руб. | 52173 | 73448 | 132419 | 80246 |
4. Себестоимость проданных товаров, тыс. руб. | 40267 | 56404 | 109945 | 69678 |
4.1 материальные затраты, тыс. руб. | 26477 | 36374 | 71464 | 44987 |
4.2 затраты на оплату труда, тыс. руб. | 8053 | 11300 | 21989 | 13936 |
4.3 отчисления на социальные нужды, тыс. руб. | 3060 | 4294 | 8355 | 5295 |
4.4 амортизация основных средств, тыс. руб. | 642 | 827 | 1430 | 788 |
4.5 прочие затраты, тыс. руб. | 2035 | 3609 | 6707 | 4672 |
5. Коммерческие расходы, тыс. руб. | 5826 | 9677 | 13687 | 7861 |
6. Прибыль от продажи, тыс. руб. | 6080 | 7367 | 8787 | 2707 |
Используя метод цепных подстановок, находим изменение прибыли от реализации за счет изменения каждого фактора. Результаты анализа факторов первого порядка обоснованы в табл. 2.5.
По данным нижеприведенной табл. 2.5 можно сделать вывод, что каждый фактор напрямую влиял на сумму прибыли от продаж, поэтому снижение или увеличение каждого показателя пропорционально вело к снижению или увеличению прибыли от продажи товаров (продукции, работ, услуг).
Таблица 2.5. Изменение прибыли от продажи ООО «Коннект 48» за счет изменения факторов первого порядка, тыс. руб.
Наименование показателя | Расчет | Изменение (+,–) |
1. Общее изменение прибыли от продаж | 80246 – 69678 – 7861 | 2707 |
2. Изменение прибыли за счет изменения выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг | (132419 – 40267 -5826) – 6080 | 80246 |
3. Изменение прибыли за счет изменения себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг | (132419 – 109945 -5826) – (132419 – 40267 – 5826) | 69678 |
4. Изменение прибыли за счет изменения коммерческих расходов | (132419 – 109945 -136872) – (132419 -109945 – 5826) | -7861 |
Прибыль от продаж может рассчитываться посредством факторов второго порядка, к которым относятся: объем проданных товаров в натуральном выражении, цена за единицу проданного товара, затраты на производство и реализацию продукции по экономическим элементам.
Маржинальный подход к оценке финансовых результатов и структуры затрат при данном объеме продаж предполагает разграничение переменных и постоянных затрат на производство и продажу продукции. Признанные коммерческие и управленческие расходы как расходы периода рассматриваются как условно – постоянные расходы. К числу постоянных расходов можно отнести и амортизацию основных средств и прочие общепроизводственные расходы. Корректировка себестоимости и валовой прибыли на сумму амортизации и прочих общепроизводственных расходов позволит приблизить последний показатель к величине маржинального дохода (как разнице между выручкой и переменными затратами).
Это дает возможность оценить динамику таких показателей, как критический объем продаж, операционный рычаг, запас финансовой прочности и делает выводы о рисках хозяйственной деятельности, связанных с нерациональной структурой затрат и последствиями вероятного снижения объема продаж. Рассчитаем структуру маржинального дохода ООО «Коннект 48» (табл. 2.6). Группировка затрат взята из формы №2 (Отчет о прибылях и убытках – Приложения 2, 3), а также формы №5 (Приложение к бухгалтерскому балансу, раздел «Расходы по обычным видам деятельности (элементам затрат) – Приложения 4, 5).
Таблица 2.6. Расчет структуры маржинального дохода ООО «Коннект 48», тыс. руб.
Показатели | 2006 год | 2007 год | 2008 год |
1. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг | 52173 | 73448 | 132419 |
2. Затраты на производство и реализацию товаров, продукции, работ, услуг | 46093 | 66081 | 123632 |
2.1 Постоянные: – амортизация основных средств – прочие – коммерческие расходы | 8503 642 2035 5826 | 13573 827 3609 9677 | 21824 1430 6707 13687 |
2.2 Переменные: – материальные затраты – затраты на оплату труда – отчисления на социальные нужды | 37590 26477 8053 3060 | 51968 36374 11300 4294 | 101808 71464 21989 8355 |
3. Маржинальный доход | 14583 | 21480 | 30611 |
3.1 Прибыль | 6080 | 7368 | 8787 |
4.1 Удельный вес прибыли в маржинальном доходе | 41, 7 | 34,3 | 28,7 |
4.2 Удельный вес постоянных расходов в маржинальном доходе | 58,3 | 65,7 | 71,3 |
Как видно из табл. 2.6, в структуре затрат на производство и реализацию продукции ООО «Коннект 48» переменные затраты занимают более 80% и составляют в 2006 году 3759 тыс. руб., в 2008 году возросли до уровня 101808 тыс. руб. Темп роста переменных затрат составил 270,8% или в 2,7 раза. Постоянные затраты увеличиваются в абсолютном выражении в меньших по сравнению с переменными затратами темпах – 256,6% или в 2,6 раза; в 2006 году они составляли 8503 тыс. руб., в 2008 году – 21824 тыс. руб. Почти равнозначное изменение постоянных и переменных затрат обусловлено как развитием производственных мощностей предприятия, так и влиянием инфляционного роста цен на сырье и материалы и арендную плату за использование производственных помещений. Затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды являются прямозависимыми от инфляционного фактора.
Относительное сокращение переменных затрат по сравнению с объемом продаж обусловило формирование маржинального дохода в 2006 году в размере 14583 тыс. руб., уровень которого увеличился за анализируемый период до 30611 тыс. руб.
Структура маржинального дохода ООО «Коннект 48» претерпела существенные изменения. Доля прибыли, содержащейся в маржинальном доходе снизилась с 41,69% в 2006 году до уровня 28,7%, при этом доля постоянных затрат, увеличилась, соответственно, на такую же величину. Структуру маржинального дохода в 2008 году можно признать неудовлетворительной, так как увеличивается негативное влияние роста постоянных затрат, снижающих показатель прибыли от продаж. Таким образом, в процессе формирования результата по обычному виду деятельности ООО «Коннект 48» все большее значение приобретают постоянных (долгосрочные) расходы, не поддающиеся быстрому изменению. Рост постоянных затрат в дальнейшем может привести к образованию группы расходов трудно управляемой и усложняющей финансовое состояние предприятия.
Маржинальный доход предприятия позволяет определить предельные показатели финансово – хозяйственной деятельности. Критический объем продаж, операционный рычаг, запас финансовой прочности взаимосвязанные показатели. При определенном (критическом) объеме продаж выручка от продажи становится равной совокупным затратам на производство и продажу продукции. Разница между годовым объемом продаж и критическим объемом продаж составляет запас финансовой прочности, который рассматривается как показатель риска. Если снижение объема продаж станет равным запасу финансовой прочности, то финансовый результат будет равен нулю. При снижении объема продаж, превышающем запас прочности, финансовый результат обратиться в убыток. Чем ниже запас прочности, тем выше риск не покрыть постоянные расходы и получить убыток при сокращении объема продаж. Иначе говоря, изменение постоянных расходов не соответствует изменению объема продаж, то есть является экономически обоснованным.
В свою очередь операционный рычаг, являясь величиной обратной величине запаса финансовой прочности, свидетельствует об усилении риска, связанного с нерациональной структурой затрат при данном объеме продаж. Расчет этих показателей приведен в табл. 2.7.
Таблица 2.7. Оценка тенденций формирования прибыли от продаж ООО «Коннект 48», тыс. руб.
Показатели | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | Абсолютное изменение (+/–) |
1. Выручка от продажи продукции | 52173 | 73448 | 132419 | 80246 |
2. Переменные затраты | 37590 | 51968 | 101808 | 64218 |
3. Маржинальный доход | 14583 | 21480 | 30611 | 16028 |
4. Постоянные затраты | 8503 | 13573 | 21824 | 13321 |
5. Прибыль от продаж | 6080 | 7368 | 8787 | 1288 |
6. Коэффициент покрытия постоянных затрат (Маржинальный доход / Выручка от продаж) | 0,3 | 0,3 | 0,2 | -0,1 |
7. Критический объем продаж (Постоянные расходы / коэффициент покрытия постоянных затрат) | 30368 | 46803 | 94887 | 64519 |
8. Операционный рычаг (Переменные затраты / Прибыль от продаж) | 6,2 | 7,1 | 11,6 | 5,4 |
9. Запас финансовой прочности, (1 / Операционный рычаг), % | 16,2 | 14,2 | 6,6 | -9,6 |