Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 277

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
);

  • факторы системного характера (В);

  • отдельно выделены проявления коррупциогенности (Г).

    Оценивая изложенные ниже факторы, специалист или эксперт

    должен определить реальную степень использования выявленных характеристик нормативных формул для совершения коррупцион­ных действий должностными лицами.

    Факторы А. Типичные коррупционные факторы, связанные с реализацией полномочий органа власти. Характеризуют наделе­ние органа (должностного лица) полномочиями, которые он спо­собен использовать по собственному усмотрению (дискреционные полномочия). В механизме действия данных коррупционных фак­торов заложены те или иные отклонения при реализации дискре­ционных полномочий. Задача эксперта — оценить адекватность этих полномочий, их корреспонденции (связи) праву заявителя. Иными словами, нужно оценить свободу усмотрения чиновника, которая в антикоррупционной экспертизе признается предпосыл­кой коррупции.

    Факторы Б. Типичные коррупционные факторы, связанные с наличием правовых пробелов. Они связаны с наличием правового пробела — недостатками в правовом регулировании. Пробел может образоваться как в случае уклонения НПА от регулирова­ния, так и при отсутствии в тексте НПА превентивных антикор­рупционных норм, регулирующих ответственность государствен­ных (муниципальных) служащих за правонарушения и порядок осуществления контроля над их деятельностью. Первый из при­водимых ниже типичных коррупционных факторов имеет общий характер, остальные — частные случаи наличия пробела.

    Факторы В. Типичные коррупционные факторы системного характера. Их можно обнаружить при системном анализе НПА. Эксперту и специалисту следует оценить не только отдельные нормы анализируемого НПА, но и весь его текст.

    Факторы Г. Проявления коррупциогенности. В данной рубрике объединены такие типичные проявления коррупциогенно- сти, которые при определенных условиях могут свидетельствовать об уже свершившихся фактах коррупции (коррупционные индика­торы) и (или) способствовать проявлению коррупционных факто­ров (предкоррупциогенные факторы).


    Можно констатировать, что к факторам, которые могут обе­спечить эффективное противодействие коррупции в организациях, следует относить повышение уровня идеологической работы; качественный отбор и обучение кадров; создание временных твор­ческих коллективов; создание условий для реализации научных идей; взаимодействие с практической сферой; повышение уровня престижности профессиональной деятельности, ответственности за исполняемые обязанности; выделение государством грантов на развитие творческой молодежи и вовлечение ее в созидатель­ный труд и научную деятельность.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Какие технологии антикоррупционной экспертизы существуют?

    2. На какие две большие группы можно условно поделить типич­ные коррупционные факторы?

    3. Какими нормативными правовыми актами России регулиру­ется проведение антикоррупционной экспертизы нормативных право­вых актов и проектов нормативных правовых актов?

    4. Что понимается под антикоррупционной экспертизой норма­тивных правовых актов и проектов нормативных правовых актов?

    5. Что является предметом антикоррупционной экспертизы нор­мативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов?

    6. С какой целью должна проводиться антикоррупционная экспер­тиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов?

    7. Кто является субъектом проведения антикоррупционной экс­пертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных пра­вовых актов?

    Глава 7

    МОДЕЛЬ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ

    По данным Фонда народонаселения в мире, почти половина населения земного шара находится в возрасте до 25 лет. Это поко­ление, насчитывающее почти 3 млрд человек, зачастую подверга­ется коррупции в повседневной жизни.

    При создании системы мер противодействия коррупции в орга­низации, на наш взгляд, должны учитываться следующие ключе­вые принципы:

    1. Принцип следования законодательству и общепринятым нормам. Имеется в виду соответствие реализуемых антикоррупци­онных мероприятий Конституции Российской Федерации заклю­ченным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к организации.

    2. Принцип личного примера руководства. Ключевая роль при­надлежит руководству организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы противодействия коррупции.

    3. Принцип вовлеченности работников. Означает информиро­ванность работников о положениях антикоррупционного законода­тельства и их активное участие в реализации антикоррупционных стандартов и процедур.

    4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции. Разработка и выполнение комплекса меропри­ятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и работников в коррупционную деятельность.

    5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур. Предполагает применение таких антикоррупционных меропри­ятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят результат.

    6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания. Означает неотвратимость наказания для работников, вне зависи­мости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий, в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональную ответственность руководства за реализацию внутриорганизацион- ной антикоррупционной политики.

    7. Принцип открытости бизнеса. Имеется в виду информиро­вание контрагентов, партнеров, а также общественности о приня­тых в организации антикоррупционных стандартах ведения биз­неса.

    8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга. Предполагается регулярное осуществление мониторинга эффек­тивности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля над их исполнением.

    Антикоррупционная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприя­тий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организации. Реализация предус­мотренных политикой антикоррупционных мер включает в себя:

    • определение должностных лиц, ответственных за реализа­цию антикоррупционной политики;

    • определение и закрепление обязанностей работников, свя­занных с предупреждением и противодействием коррупции;

    • установление перечня реализуемых антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения);

    • ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики;

    • соблюдение порядка пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику.

    Основным кругом лиц, подпадающих под действие политики, являются работники организации, находящиеся в трудовых отно­шениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняе­мых функций. Политика может закреплять случаи и условия, при которых ее действие распространяется и на других лиц (например, физических и (или) юридических), с которыми организация всту­пает в иные договорные отношения.

    Обязанности работников по предупреждению и противо­действию коррупции в организации предписывают следующую модель поведения:

    • воздерживаться от совершения и (или) участия в соверше­нии коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации;

    • воздерживаться от поведения, которое может быть истол­ковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;

    • незамедлительно информировать непосредственного руко­водителя/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о случаях склонения работ­ника к совершению коррупционных правонарушений;

    • незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию антикоррупци­онной политики/руководство организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организа­ции или иными лицами;

    • сообщать непосредственному начальнику или иному ответ­ственному лицу о возможности возникновения либо о возникшем конфликте интересов.

    Проблемы образования тесно связаны с проблемами обще­ственного развития. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, — важнейшая задача образо­вательной организации. Уровень образования населения, его пра­вовой культуры — это не только престиж страны, но и вопрос наци­ональной безопасности. Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию данному негативному явлению приводит к его укоренению.

    Особенность современной ситуации заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, считается, что простой гражданин не имеет возможности противостоять ее проявлениям.

    Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов, как «коррупция», «меры противодействия коррупции». Поэтому разработка системы зада­ний, проектирование и описание различных форм антикоррупци­онного просвещения школьников, студентов и всех категорий обу­чающихся (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т. п.) могут стать инновационным направлением методической дея­тельности в образовательной организации. Современная школа нуждается в педагогически и методически обработанном матери­але, побуждающем обучающихся к формированию собственной системы ценностей. В процессе обучения важно рассмотреть кор - рупцию как явление социально-историческое, социально-экономи­ческое, правовое, осветить исторический аспект проблемы. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправ­ленно формировать негативное отношение к коррупции (так же, как к наркомании, алкоголизму), развивать навыки антикоррупци­онного поведения.

    Поэтому каждая образовательная программа позволяет дета­лизировать отдельные направления работы по противодействию коррупции, создавать условия для формирования антикоррупци­онного мировоззрения у человека и активной гражданской пози­ции. Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон — молодежных организаций, родительской общественности, пред­принимателей, представителей властных структур и правоохрани­тельных органов, представителей религиозных конфессий.

    Далее, исходя из ст. 57 ТК РФ, по соглашению сторон в трудо­вой договор могут также включаться права и обязанности работ­ника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из усло­вий коллективного договора, соглашений. Следовательно, введе­ние в трудовой договор работника обязанности в виде соблюдения норм антикоррупционного поведения можно считать перспектив­ным направлением.

    В плане мероприятий по противодействию коррупции в орга­низации и вовлечению в него работников следует уделить внима­ние мерам по недопущению коррупционных проявлений в наибо­лее подверженных коррупционным рискам направлениях работы, включая:

    • прием, перевод и отчисление обучающихся (воспитанни­ков) из образовательных организаций (особо уделить внимание дошкольным учреждениям, общеобразовательным организациям);

    • проведение государственной итоговой аттестации выпуск­ников общеобразовательных организаций;

    • реализацию национальных проектов и целевых программ в сфере образования, в том числе использование поступившего и закупленного в организации оборудования в рамках федераль­ных и областных целевых программ;

    • оказание населению платных образовательных и иных услуг;

    • организацию эффективного использования дорогостоящего оборудования;

    • организацию приема пожертвований от граждан и органи­заций;

    • взаимодействие с гражданами и организациями;

    • проведение аттестационных процедур.

    Особое внимание необходимо уделить обеспечению права граждан на доступ к информации о деятельности органов, осу­ществляющих управление в сфере образования, муниципальных образовательных организаций, в том числе работа с обращени­ями граждан и организаций по вопросам образования, мониторинг публикаций в средствах массовой информации о фактах корруп­ции в сфере образования.


    Формирование обратной связи с гражданами и организаци­ями (круглосуточные телефоны доверия, прямые линии, интер­нет-приемные, личный прием руководящими работниками и т. д.), определение порядка обработки поступающих сообщений о кор­рупционных проявлениях, установка телефонного номера, рабо­тающего в круглосуточном режиме, назначение ответственного лица за ведение приема таких сообщений и передачу информации руководителю, размещение на сайтах сведений о структуре, функ­циях организаций, времени и месте приема граждан, представи­телей организаций руководством, порядке обжалования действий должностных лиц позволяет осуществлять такую работу наиболее эффективно.

    Мероприятия по антикоррупционному просвещению граждан также разноплановы. К ним относятся:

    • мероприятия по формированию нетерпимого отношения к проявлениям коррупции с юношеского возраста;

    • организация антикоррупционной пропаганды, проведение специализированных семинаров, занятий по вопросам антикор­рупционного законодательства, соблюдения норм этики и морали при оказании услуг населению, разработка локальных актов, уста­навливающих нормы служебного поведения работника организа­ции, проведение консультаций по вопросам их применения.

    Наличие в штате работников, прошедших обучение по вопро­сам противодействия коррупции, позволяет вовлечь в антикорруп­ционную деятельность более широкий круг работников. Наличие в должностных обязанностях работников обязанностей по соблю­дению норм локальных актов, регулирующих вопросы этики слу­жебного поведения и противодействия коррупции, и осуществле­ние контроля над соблюдением норм гражданского и налогового законодательства при вручении подарков работникам направлено на повышение правовой культуры работников и руководителей организации. Следует учитывать, что необходимо обеспечить лич­ное участие руководителей в организации в данном виде работы.

    В разделе Национального плана противодействия коррупции, посвященного антикоррупционному мониторингу, могут быть такие мероприятия, как реализация антикоррупционных мер при проведении мониторинга деятельности организаций; организация и проведение исследований коррупциогенных факторов и эффек­тивности реализуемых антикоррупционных мер, в том числе путем проведения интернет-опросов; использование полученных резуль­татов для выработки превентивных мер.


    Таким образом, при планировании антикоррупционных меро­приятий в организации следует учитывать

    • наличие/отсутствие случаев коррупционного поведения в организации;

    • антикоррупционное просвещение;

    • обретение опыта решения проблем на основе взаимодей­ствия;

    • деятельность по формированию у работников антикорруп­ционного мировоззрения;

    • формирование мотивации к антикоррупционному поведе­нию, соответствующему нравственно-правовым нормам совре­менного общества.

    Исключительное значение в процессе антикоррупционных мероприятий имеют активная жизненная позиция, нравственный пример руководителя организации.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

    1. Какие принципы антикоррупционного поведения работников социальной сферы приняты?

    2. Какие основные направления работы организации можно вне­сти в перечень антикоррупционных мероприятий?

    3. Какие мероприятия можно осуществить для совершенствова­ния антикоррупционного управления организацией?

    4. Возникнет ли конфликт интересов в ситуации, когда муж явля­ется руководителем образовательной организации, а его жена — руководителем финансово-бухгалтерского отдела, непосредственно подчиненного руководителю организации? Как, по вашему мнению, следует поступить руководителю образовательной организации?

    5. Каковы особенности федерального государственного контроля качества образования и федерального государственного надзора в сфере образования?

    6. Какими нормативными правовыми актами регулируются вопросы дисциплинарной ответственности физических лиц и в каком порядке применяются меры дисциплинарной ответственности?

    7. Какие факторы влияют на национальную безопасность страны?


    В рамках данного учебно-методического пособия автором были проведены анализ и обобщение современного состояния пра­вового, организационного и методического обеспечения исполь­зования специальных знаний при разработке мер, направленных на противодействие коррупции в социальной сфере на примере сферы образования в России. Были проанализированы антикор­рупционные инструменты в социальной сфере.

    Противостояние коррупции — дело всего российского обще­ства. Проблемы образования тесно связаны с проблемами обще­ственного развития. Важная роль в становлении личности отво­дится образовательной организации. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несо­вместимого с ценностями современного правового государства, — важнейшая задача школы и вуза. Уровень образования населе­ния, его правовой культуры — это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. Современная действенная борьба с коррупцией предполагает использование системы эконо­мических, политических, правовых, психологических, образова­тельных и воспитательных мер. Необходимо сосредоточить уси­лия на ограничении сферы приложения проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, минимизации вредных послед­ствий; образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование анти­коррупционной устойчивости личности.

    Отсутствие целенаправленной системы мер по противо­действию этому негативному явлению со стороны самого госу­дарства приводит к укоренению данного тяжелого социального недуга. Особенность современного момента заключается в том, что антикоррупционное поведение еще не стало повседневной нормой для государственных и муниципальных органов управле­ния, а также для должностных лиц образовательных организаций, некоторых педагогических работников. К сожалению, в обще­стве бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с кор­рупцией бессмысленно, всякое противодействие ей обречено на неудачу, а простой гражданин не имеет возможности каким-либо образом противостоять ее проявлениям. Например, к основным предпосылкам роста коррупции в сфере образования в настоящее время можно отнести:

    • разрозненность и противоречивость законодательства в сфере образования;

    • падение качества и престижа отечественного образова­ния и укоренение в сознании обучающихся маргинальной модели поведения (правовой инфантилизм и правовой нигилизм);

    • снижение культурного уровня выпускников педагогических вузов и колледжей, социальная апатия, конформизм, отсутствие четкой правовой (антикоррупционной) позиции, отсутствие пер­спектив профессионального роста;

    • противоречивость отношения к ЕГЭ со стороны педагоги­ческого, родительского и юношеского сообществ;

    • социальное расслоение населения, углубление социального неравенства в зависимости от места проживания (города-милли- онники — провинциальные городки и деревни российской глу­бинки).

    Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным прояв­лениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь рас­пространенным явлением.

    Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны и это всегда проблема нравственного выбора. Для того чтобы выбор антикоррупционного поведения был более осмысленным, взвешенным, необходимы объектив­ная информация, знания, наглядные примеры негативных послед­ствий, четко определенная позиция государства и всего россий­ского общества.

    Антикоррупционная модель, предлагаемая в учебно-методиче­ском пособии, противостоит самовоспроизводящейся коррупцион­ной системе, вовлекающей в свою орбиту участников. Она состоит из антикоррупционного законодательства, принятого в Российской Федерации в последние годы, правовой позиции гражданского общества, осуждающего коррупционные преступления и правона­рушения. Антикоррупционное поведение должностных лиц госу­дарственных и муниципальных органов способны сделать более эффективными институты власти, при этом укрепляется институт исполнительной власти, который начинает отвечать перед насе­лением. Действуют судебная система, использующая Уголовный кодекс, а также Кодекс об административных правонарушениях в Российской Федерации в случаях, прямо предусмотренных зако­ном, а также антикоррупционные комиссии, созданные в государ­ственных и муниципальных органах.

    Решая внутренние проблемы, такие как повышение правового сознания населения, четкое следование законам, инструкциям и предписаниям без обхода их и дачи взяток, ограничив до мини­мума коррупционные проявления (полного уничтожения кор - рупции не достигло ни одно из современных государств), можно добиться улучшений во внешней среде.

    Если будет политическая воля руководства страны, ее основ­ных институтов, политических партий, то образовательная система может предложить российскому обществу антикорруп­ционные модели, просвещенческие идеи, обеспечить взаимодей­ствие со средствами массовой информации и активными пользо­вателями Интернета. Проблема коррупции не может быть решена без поддержки и в отрыве от общества, но именно государство обя­зано при этом обеспечить соответствующие ресурсы — правовые, финансовые, кадровые, информационные и др.