Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 277
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(Б);
факторы системного характера (В);
отдельно выделены проявления коррупциогенности (Г).
Оценивая изложенные ниже факторы, специалист или эксперт
должен определить реальную степень использования выявленных характеристик нормативных формул для совершения коррупционных действий должностными лицами.
Факторы А. Типичные коррупционные факторы, связанные с реализацией полномочий органа власти. Характеризуют наделение органа (должностного лица) полномочиями, которые он способен использовать по собственному усмотрению (дискреционные полномочия). В механизме действия данных коррупционных факторов заложены те или иные отклонения при реализации дискреционных полномочий. Задача эксперта — оценить адекватность этих полномочий, их корреспонденции (связи) праву заявителя. Иными словами, нужно оценить свободу усмотрения чиновника, которая в антикоррупционной экспертизе признается предпосылкой коррупции.
Факторы Б. Типичные коррупционные факторы, связанные с наличием правовых пробелов. Они связаны с наличием правового пробела — недостатками в правовом регулировании. Пробел может образоваться как в случае уклонения НПА от регулирования, так и при отсутствии в тексте НПА превентивных антикоррупционных норм, регулирующих ответственность государственных (муниципальных) служащих за правонарушения и порядок осуществления контроля над их деятельностью. Первый из приводимых ниже типичных коррупционных факторов имеет общий характер, остальные — частные случаи наличия пробела.
Факторы В. Типичные коррупционные факторы системного характера. Их можно обнаружить при системном анализе НПА. Эксперту и специалисту следует оценить не только отдельные нормы анализируемого НПА, но и весь его текст.
Факторы Г. Проявления коррупциогенности. В данной рубрике объединены такие типичные проявления коррупциогенно- сти, которые при определенных условиях могут свидетельствовать об уже свершившихся фактах коррупции (коррупционные индикаторы) и (или) способствовать проявлению коррупционных факторов (предкоррупциогенные факторы).
Можно констатировать, что к факторам, которые могут обеспечить эффективное противодействие коррупции в организациях, следует относить повышение уровня идеологической работы; качественный отбор и обучение кадров; создание временных творческих коллективов; создание условий для реализации научных идей; взаимодействие с практической сферой; повышение уровня престижности профессиональной деятельности, ответственности за исполняемые обязанности; выделение государством грантов на развитие творческой молодежи и вовлечение ее в созидательный труд и научную деятельность.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Глава 7
МОДЕЛЬ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ
По данным Фонда народонаселения в мире, почти половина населения земного шара находится в возрасте до 25 лет. Это поколение, насчитывающее почти 3 млрд человек, зачастую подвергается коррупции в повседневной жизни.
При создании системы мер противодействия коррупции в организации, на наш взгляд, должны учитываться следующие ключевые принципы:
Антикоррупционная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организации. Реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер включает в себя:
Основным кругом лиц, подпадающих под действие политики, являются работники организации, находящиеся в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Политика может закреплять случаи и условия, при которых ее действие распространяется и на других лиц (например, физических и (или) юридических), с которыми организация вступает в иные договорные отношения.
Обязанности работников по предупреждению и противодействию коррупции в организации предписывают следующую модель поведения:
Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, — важнейшая задача образовательной организации. Уровень образования населения, его правовой культуры — это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию данному негативному явлению приводит к его укоренению.
Особенность современной ситуации заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, считается, что простой гражданин не имеет возможности противостоять ее проявлениям.
Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов, как «коррупция», «меры противодействия коррупции». Поэтому разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников, студентов и всех категорий обучающихся (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т. п.) могут стать инновационным направлением методической деятельности в образовательной организации. Современная школа нуждается в педагогически и методически обработанном материале, побуждающем обучающихся к формированию собственной системы ценностей. В процессе обучения важно рассмотреть кор - рупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое, осветить исторический аспект проблемы. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (так же, как к наркомании, алкоголизму), развивать навыки антикоррупционного поведения.
Поэтому каждая образовательная программа позволяет детализировать отдельные направления работы по противодействию коррупции, создавать условия для формирования антикоррупционного мировоззрения у человека и активной гражданской позиции. Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон — молодежных организаций, родительской общественности, предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий.
Далее, исходя из ст. 57 ТК РФ, по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Следовательно, введение в трудовой договор работника обязанности в виде соблюдения норм антикоррупционного поведения можно считать перспективным направлением.
В плане мероприятий по противодействию коррупции в организации и вовлечению в него работников следует уделить внимание мерам по недопущению коррупционных проявлений в наиболее подверженных коррупционным рискам направлениях работы, включая:
Особое внимание необходимо уделить обеспечению права граждан на доступ к информации о деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальных образовательных организаций, в том числе работа с обращениями граждан и организаций по вопросам образования, мониторинг публикаций в средствах массовой информации о фактах коррупции в сфере образования.
Формирование обратной связи с гражданами и организациями (круглосуточные телефоны доверия, прямые линии, интернет-приемные, личный прием руководящими работниками и т. д.), определение порядка обработки поступающих сообщений о коррупционных проявлениях, установка телефонного номера, работающего в круглосуточном режиме, назначение ответственного лица за ведение приема таких сообщений и передачу информации руководителю, размещение на сайтах сведений о структуре, функциях организаций, времени и месте приема граждан, представителей организаций руководством, порядке обжалования действий должностных лиц позволяет осуществлять такую работу наиболее эффективно.
Мероприятия по антикоррупционному просвещению граждан также разноплановы. К ним относятся:
Наличие в штате работников, прошедших обучение по вопросам противодействия коррупции, позволяет вовлечь в антикоррупционную деятельность более широкий круг работников. Наличие в должностных обязанностях работников обязанностей по соблюдению норм локальных актов, регулирующих вопросы этики служебного поведения и противодействия коррупции, и осуществление контроля над соблюдением норм гражданского и налогового законодательства при вручении подарков работникам направлено на повышение правовой культуры работников и руководителей организации. Следует учитывать, что необходимо обеспечить личное участие руководителей в организации в данном виде работы.
В разделе Национального плана противодействия коррупции, посвященного антикоррупционному мониторингу, могут быть такие мероприятия, как реализация антикоррупционных мер при проведении мониторинга деятельности организаций; организация и проведение исследований коррупциогенных факторов и эффективности реализуемых антикоррупционных мер, в том числе путем проведения интернет-опросов; использование полученных результатов для выработки превентивных мер.
Таким образом, при планировании антикоррупционных мероприятий в организации следует учитывать
Исключительное значение в процессе антикоррупционных мероприятий имеют активная жизненная позиция, нравственный пример руководителя организации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
В рамках данного учебно-методического пособия автором были проведены анализ и обобщение современного состояния правового, организационного и методического обеспечения использования специальных знаний при разработке мер, направленных на противодействие коррупции в социальной сфере на примере сферы образования в России. Были проанализированы антикоррупционные инструменты в социальной сфере.
Противостояние коррупции — дело всего российского общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится образовательной организации. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, — важнейшая задача школы и вуза. Уровень образования населения, его правовой культуры — это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. Современная действенная борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических, правовых, психологических, образовательных и воспитательных мер. Необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий; образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.
Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению со стороны самого государства приводит к укоренению данного тяжелого социального недуга. Особенность современного момента заключается в том, что антикоррупционное поведение еще не стало повседневной нормой для государственных и муниципальных органов управления, а также для должностных лиц образовательных организаций, некоторых педагогических работников. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, всякое противодействие ей обречено на неудачу, а простой гражданин не имеет возможности каким-либо образом противостоять ее проявлениям. Например, к основным предпосылкам роста коррупции в сфере образования в настоящее время можно отнести:
Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением.
Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны и это всегда проблема нравственного выбора. Для того чтобы выбор антикоррупционного поведения был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего российского общества.
Антикоррупционная модель, предлагаемая в учебно-методическом пособии, противостоит самовоспроизводящейся коррупционной системе, вовлекающей в свою орбиту участников. Она состоит из антикоррупционного законодательства, принятого в Российской Федерации в последние годы, правовой позиции гражданского общества, осуждающего коррупционные преступления и правонарушения. Антикоррупционное поведение должностных лиц государственных и муниципальных органов способны сделать более эффективными институты власти, при этом укрепляется институт исполнительной власти, который начинает отвечать перед населением. Действуют судебная система, использующая Уголовный кодекс, а также Кодекс об административных правонарушениях в Российской Федерации в случаях, прямо предусмотренных законом, а также антикоррупционные комиссии, созданные в государственных и муниципальных органах.
Решая внутренние проблемы, такие как повышение правового сознания населения, четкое следование законам, инструкциям и предписаниям без обхода их и дачи взяток, ограничив до минимума коррупционные проявления (полного уничтожения кор - рупции не достигло ни одно из современных государств), можно добиться улучшений во внешней среде.
Если будет политическая воля руководства страны, ее основных институтов, политических партий, то образовательная система может предложить российскому обществу антикоррупционные модели, просвещенческие идеи, обеспечить взаимодействие со средствами массовой информации и активными пользователями Интернета. Проблема коррупции не может быть решена без поддержки и в отрыве от общества, но именно государство обязано при этом обеспечить соответствующие ресурсы — правовые, финансовые, кадровые, информационные и др.
факторы системного характера (В);
отдельно выделены проявления коррупциогенности (Г).
Оценивая изложенные ниже факторы, специалист или эксперт
должен определить реальную степень использования выявленных характеристик нормативных формул для совершения коррупционных действий должностными лицами.
Факторы А. Типичные коррупционные факторы, связанные с реализацией полномочий органа власти. Характеризуют наделение органа (должностного лица) полномочиями, которые он способен использовать по собственному усмотрению (дискреционные полномочия). В механизме действия данных коррупционных факторов заложены те или иные отклонения при реализации дискреционных полномочий. Задача эксперта — оценить адекватность этих полномочий, их корреспонденции (связи) праву заявителя. Иными словами, нужно оценить свободу усмотрения чиновника, которая в антикоррупционной экспертизе признается предпосылкой коррупции.
Факторы Б. Типичные коррупционные факторы, связанные с наличием правовых пробелов. Они связаны с наличием правового пробела — недостатками в правовом регулировании. Пробел может образоваться как в случае уклонения НПА от регулирования, так и при отсутствии в тексте НПА превентивных антикоррупционных норм, регулирующих ответственность государственных (муниципальных) служащих за правонарушения и порядок осуществления контроля над их деятельностью. Первый из приводимых ниже типичных коррупционных факторов имеет общий характер, остальные — частные случаи наличия пробела.
Факторы В. Типичные коррупционные факторы системного характера. Их можно обнаружить при системном анализе НПА. Эксперту и специалисту следует оценить не только отдельные нормы анализируемого НПА, но и весь его текст.
Факторы Г. Проявления коррупциогенности. В данной рубрике объединены такие типичные проявления коррупциогенно- сти, которые при определенных условиях могут свидетельствовать об уже свершившихся фактах коррупции (коррупционные индикаторы) и (или) способствовать проявлению коррупционных факторов (предкоррупциогенные факторы).
Можно констатировать, что к факторам, которые могут обеспечить эффективное противодействие коррупции в организациях, следует относить повышение уровня идеологической работы; качественный отбор и обучение кадров; создание временных творческих коллективов; создание условий для реализации научных идей; взаимодействие с практической сферой; повышение уровня престижности профессиональной деятельности, ответственности за исполняемые обязанности; выделение государством грантов на развитие творческой молодежи и вовлечение ее в созидательный труд и научную деятельность.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
-
Какие технологии антикоррупционной экспертизы существуют? -
На какие две большие группы можно условно поделить типичные коррупционные факторы? -
Какими нормативными правовыми актами России регулируется проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов? -
Что понимается под антикоррупционной экспертизой нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов? -
Что является предметом антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов? -
С какой целью должна проводиться антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов? -
Кто является субъектом проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов?
Глава 7
МОДЕЛЬ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ
По данным Фонда народонаселения в мире, почти половина населения земного шара находится в возрасте до 25 лет. Это поколение, насчитывающее почти 3 млрд человек, зачастую подвергается коррупции в повседневной жизни.
При создании системы мер противодействия коррупции в организации, на наш взгляд, должны учитываться следующие ключевые принципы:
-
Принцип следования законодательству и общепринятым нормам. Имеется в виду соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к организации. -
Принцип личного примера руководства. Ключевая роль принадлежит руководству организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы противодействия коррупции. -
Принцип вовлеченности работников. Означает информированность работников о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в реализации антикоррупционных стандартов и процедур. -
Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции. Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и работников в коррупционную деятельность. -
Принцип эффективности антикоррупционных процедур. Предполагает применение таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят результат. -
Принцип ответственности и неотвратимости наказания. Означает неотвратимость наказания для работников, вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий, в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональную ответственность руководства за реализацию внутриорганизацион- ной антикоррупционной политики. -
Принцип открытости бизнеса. Имеется в виду информирование контрагентов, партнеров, а также общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах ведения бизнеса. -
Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга. Предполагается регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля над их исполнением.
Антикоррупционная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности организации. Реализация предусмотренных политикой антикоррупционных мер включает в себя:
-
определение должностных лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики; -
определение и закрепление обязанностей работников, связанных с предупреждением и противодействием коррупции; -
установление перечня реализуемых антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения); -
ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики; -
соблюдение порядка пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику.
Основным кругом лиц, подпадающих под действие политики, являются работники организации, находящиеся в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций. Политика может закреплять случаи и условия, при которых ее действие распространяется и на других лиц (например, физических и (или) юридических), с которыми организация вступает в иные договорные отношения.
Обязанности работников по предупреждению и противодействию коррупции в организации предписывают следующую модель поведения:
-
воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени организации; -
воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации; -
незамедлительно информировать непосредственного руководителя/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений; -
незамедлительно информировать непосредственного начальника/лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной политики/руководство организации о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами; -
сообщать непосредственному начальнику или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо о возникшем конфликте интересов.
Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, — важнейшая задача образовательной организации. Уровень образования населения, его правовой культуры — это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию данному негативному явлению приводит к его укоренению.
Особенность современной ситуации заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, считается, что простой гражданин не имеет возможности противостоять ее проявлениям.
Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов, как «коррупция», «меры противодействия коррупции». Поэтому разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников, студентов и всех категорий обучающихся (практикумы, игры, интернет-уроки, дискуссии и т. п.) могут стать инновационным направлением методической деятельности в образовательной организации. Современная школа нуждается в педагогически и методически обработанном материале, побуждающем обучающихся к формированию собственной системы ценностей. В процессе обучения важно рассмотреть кор - рупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое, осветить исторический аспект проблемы. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (так же, как к наркомании, алкоголизму), развивать навыки антикоррупционного поведения.
Поэтому каждая образовательная программа позволяет детализировать отдельные направления работы по противодействию коррупции, создавать условия для формирования антикоррупционного мировоззрения у человека и активной гражданской позиции. Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон — молодежных организаций, родительской общественности, предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий.
Далее, исходя из ст. 57 ТК РФ, по соглашению сторон в трудовой договор могут также включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Следовательно, введение в трудовой договор работника обязанности в виде соблюдения норм антикоррупционного поведения можно считать перспективным направлением.
В плане мероприятий по противодействию коррупции в организации и вовлечению в него работников следует уделить внимание мерам по недопущению коррупционных проявлений в наиболее подверженных коррупционным рискам направлениях работы, включая:
-
прием, перевод и отчисление обучающихся (воспитанников) из образовательных организаций (особо уделить внимание дошкольным учреждениям, общеобразовательным организациям); -
проведение государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций; -
реализацию национальных проектов и целевых программ в сфере образования, в том числе использование поступившего и закупленного в организации оборудования в рамках федеральных и областных целевых программ; -
оказание населению платных образовательных и иных услуг; -
организацию эффективного использования дорогостоящего оборудования; -
организацию приема пожертвований от граждан и организаций; -
взаимодействие с гражданами и организациями; -
проведение аттестационных процедур.
Особое внимание необходимо уделить обеспечению права граждан на доступ к информации о деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования, муниципальных образовательных организаций, в том числе работа с обращениями граждан и организаций по вопросам образования, мониторинг публикаций в средствах массовой информации о фактах коррупции в сфере образования.
Формирование обратной связи с гражданами и организациями (круглосуточные телефоны доверия, прямые линии, интернет-приемные, личный прием руководящими работниками и т. д.), определение порядка обработки поступающих сообщений о коррупционных проявлениях, установка телефонного номера, работающего в круглосуточном режиме, назначение ответственного лица за ведение приема таких сообщений и передачу информации руководителю, размещение на сайтах сведений о структуре, функциях организаций, времени и месте приема граждан, представителей организаций руководством, порядке обжалования действий должностных лиц позволяет осуществлять такую работу наиболее эффективно.
Мероприятия по антикоррупционному просвещению граждан также разноплановы. К ним относятся:
-
мероприятия по формированию нетерпимого отношения к проявлениям коррупции с юношеского возраста; -
организация антикоррупционной пропаганды, проведение специализированных семинаров, занятий по вопросам антикоррупционного законодательства, соблюдения норм этики и морали при оказании услуг населению, разработка локальных актов, устанавливающих нормы служебного поведения работника организации, проведение консультаций по вопросам их применения.
Наличие в штате работников, прошедших обучение по вопросам противодействия коррупции, позволяет вовлечь в антикоррупционную деятельность более широкий круг работников. Наличие в должностных обязанностях работников обязанностей по соблюдению норм локальных актов, регулирующих вопросы этики служебного поведения и противодействия коррупции, и осуществление контроля над соблюдением норм гражданского и налогового законодательства при вручении подарков работникам направлено на повышение правовой культуры работников и руководителей организации. Следует учитывать, что необходимо обеспечить личное участие руководителей в организации в данном виде работы.
В разделе Национального плана противодействия коррупции, посвященного антикоррупционному мониторингу, могут быть такие мероприятия, как реализация антикоррупционных мер при проведении мониторинга деятельности организаций; организация и проведение исследований коррупциогенных факторов и эффективности реализуемых антикоррупционных мер, в том числе путем проведения интернет-опросов; использование полученных результатов для выработки превентивных мер.
Таким образом, при планировании антикоррупционных мероприятий в организации следует учитывать
-
наличие/отсутствие случаев коррупционного поведения в организации; -
антикоррупционное просвещение; -
обретение опыта решения проблем на основе взаимодействия; -
деятельность по формированию у работников антикоррупционного мировоззрения; -
формирование мотивации к антикоррупционному поведению, соответствующему нравственно-правовым нормам современного общества.
Исключительное значение в процессе антикоррупционных мероприятий имеют активная жизненная позиция, нравственный пример руководителя организации.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
-
Какие принципы антикоррупционного поведения работников социальной сферы приняты? -
Какие основные направления работы организации можно внести в перечень антикоррупционных мероприятий? -
Какие мероприятия можно осуществить для совершенствования антикоррупционного управления организацией? -
Возникнет ли конфликт интересов в ситуации, когда муж является руководителем образовательной организации, а его жена — руководителем финансово-бухгалтерского отдела, непосредственно подчиненного руководителю организации? Как, по вашему мнению, следует поступить руководителю образовательной организации? -
Каковы особенности федерального государственного контроля качества образования и федерального государственного надзора в сфере образования? -
Какими нормативными правовыми актами регулируются вопросы дисциплинарной ответственности физических лиц и в каком порядке применяются меры дисциплинарной ответственности? -
Какие факторы влияют на национальную безопасность страны?
В рамках данного учебно-методического пособия автором были проведены анализ и обобщение современного состояния правового, организационного и методического обеспечения использования специальных знаний при разработке мер, направленных на противодействие коррупции в социальной сфере на примере сферы образования в России. Были проанализированы антикоррупционные инструменты в социальной сфере.
Противостояние коррупции — дело всего российского общества. Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится образовательной организации. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, — важнейшая задача школы и вуза. Уровень образования населения, его правовой культуры — это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности. Современная действенная борьба с коррупцией предполагает использование системы экономических, политических, правовых, психологических, образовательных и воспитательных мер. Необходимо сосредоточить усилия на ограничении сферы приложения проявлений коррупции, снижении степени ее влияния, минимизации вредных последствий; образование может и должно внести свой вклад в создание антикоррупционной атмосферы в обществе, в формирование антикоррупционной устойчивости личности.
Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению со стороны самого государства приводит к укоренению данного тяжелого социального недуга. Особенность современного момента заключается в том, что антикоррупционное поведение еще не стало повседневной нормой для государственных и муниципальных органов управления, а также для должностных лиц образовательных организаций, некоторых педагогических работников. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, всякое противодействие ей обречено на неудачу, а простой гражданин не имеет возможности каким-либо образом противостоять ее проявлениям. Например, к основным предпосылкам роста коррупции в сфере образования в настоящее время можно отнести:
-
разрозненность и противоречивость законодательства в сфере образования; -
падение качества и престижа отечественного образования и укоренение в сознании обучающихся маргинальной модели поведения (правовой инфантилизм и правовой нигилизм); -
снижение культурного уровня выпускников педагогических вузов и колледжей, социальная апатия, конформизм, отсутствие четкой правовой (антикоррупционной) позиции, отсутствие перспектив профессионального роста; -
противоречивость отношения к ЕГЭ со стороны педагогического, родительского и юношеского сообществ; -
социальное расслоение населения, углубление социального неравенства в зависимости от места проживания (города-милли- онники — провинциальные городки и деревни российской глубинки).
Коррупция включает в себя две составляющие: правовую (коррупционные правонарушения, преступления) и этическую (морально-этические коррупционные отклонения, нарушения). Будучи антиобщественным явлением, она безнравственна по сути. Во многом именно терпимость общества к повседневным проявлениям коррупционного поведения и делает коррупцию столь распространенным явлением.
Коррупция разъедает общественную мораль, культивирует алчность, жадность, игнорирование закона, насилие. В коррупцию всегда вовлечены две стороны и это всегда проблема нравственного выбора. Для того чтобы выбор антикоррупционного поведения был более осмысленным, взвешенным, необходимы объективная информация, знания, наглядные примеры негативных последствий, четко определенная позиция государства и всего российского общества.
Антикоррупционная модель, предлагаемая в учебно-методическом пособии, противостоит самовоспроизводящейся коррупционной системе, вовлекающей в свою орбиту участников. Она состоит из антикоррупционного законодательства, принятого в Российской Федерации в последние годы, правовой позиции гражданского общества, осуждающего коррупционные преступления и правонарушения. Антикоррупционное поведение должностных лиц государственных и муниципальных органов способны сделать более эффективными институты власти, при этом укрепляется институт исполнительной власти, который начинает отвечать перед населением. Действуют судебная система, использующая Уголовный кодекс, а также Кодекс об административных правонарушениях в Российской Федерации в случаях, прямо предусмотренных законом, а также антикоррупционные комиссии, созданные в государственных и муниципальных органах.
Решая внутренние проблемы, такие как повышение правового сознания населения, четкое следование законам, инструкциям и предписаниям без обхода их и дачи взяток, ограничив до минимума коррупционные проявления (полного уничтожения кор - рупции не достигло ни одно из современных государств), можно добиться улучшений во внешней среде.
Если будет политическая воля руководства страны, ее основных институтов, политических партий, то образовательная система может предложить российскому обществу антикоррупционные модели, просвещенческие идеи, обеспечить взаимодействие со средствами массовой информации и активными пользователями Интернета. Проблема коррупции не может быть решена без поддержки и в отрыве от общества, но именно государство обязано при этом обеспечить соответствующие ресурсы — правовые, финансовые, кадровые, информационные и др.