Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 276
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Таким образом, коррупция в системе образования как в наиболее консервативном институте разрушает нравственные устои общества, представляет серьезную угрозу не просто социальноэкономическому положению, но и национальным интересам страны, безопасности государства. Парадокс ситуации в том, что только через образование в принципе можно остановить разрастание коррупции в обществе, уменьшить ее опасность.
Наиболее распространенными коррупционными и экономическими преступлениями в образовании являются нецелевое использование и хищение бюджетных средств; злоупотребление и превышение должностных полномочий; всевозможные виды неправомерного использования должностными лицами вверенных им ресурсов образовательного учреждения, включая недвижимость; мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; получение и дача взятки.
Взятки профанируют и искажают систему поощрения и наказания в образовательных организациях, парализуя тем самым педагогический процесс. В основном используется денежная форма взятки, в том числе так называемые «благотворительные взносы» (на охрану, уборку, техническое оснащение школы и класса и пр.). С виду все может даже оформляться официально (например, переводом через Сбербанк). На деле же деньги по назначению не идут, а обналичиваются через подставные фирмы и расходуются по усмотрению чиновников и руководителей образовательных организаций на личные нужды. Размер одного такого рода «пожертвований» разнится и доходит до десятков, а в некоторых случаях и до сотен тысяч рублей.
Завуалированной формой взятки выступают плата за репетиторство; приобретение учебных пособий, оборудования; подарки ко всевозможным праздникам и на дни рождения; оказание трудовых услуг; оказание иных услуг и др.
Важно понимать, что для дающего взятку, например за хорошую оценку на экзамене, это не просто покупка оценки, это легализация незнания. Когда такая легализация становится массовой, страна получает плохо образованную, невежественную массу молодежи с некачественными дипломами, но с неумеренными амбициями и верою в легитимность взяток (прил. 1).
Типичные формы коррупционных правонарушений в социальной сфере:
-
Изготовление и сбыт поддельных документов об образовании
В России, по данным Рособрнадзора, ежегодно покупается до 500 тыс. дипломов о высшем образовании, в том числе около 100 тыс. с так называемой «проводкой». Цена липового диплома на настоящем бланке Гознака с проводкой составляет в среднем 20-50 тыс. долл. и может достигать 150-180 тыс. долл. За те же 20-50 тыс. долл. на черном рынке ежегодно уходят до 20 тыс. дипломов кандидатов наук, а за 30-70 тыс. долл. — порядка 5 тыс. дипломов докторов наук. Дипломы «попроще» (изготовленные кустарным типографским способом или на цветном ксероксе) продаются за 700-1000 долл., школьные аттестаты — примерно за 500 долл.
Опасность этих дипломов в том, что они позволяют владельцам устраиваться на работу, получать зарплату, иметь трудовой стаж, социальные выплаты, преференции молодым специалистам и др., причем такой «работник» не имеет необходимых профессиональных навыков и может быть опасен для общества. Наверное, никто не хотел бы лечиться у медицинского работника с липовым дипломом или получать защиту в суде от адвоката с липовыми корочками. Использование заведомо подложных дипломов о высшем образовании распространено довольно широко. В. В. Панин приводит результаты опроса 2013 г., из которых следует, что большинство россиян уверены, что сегодня купить фальшивый диплом не проблема, что покупаются дипломы в основном из карьерных соображений и что поддельные дипломы действительно помогают «выбиться в люди»; при этом только 59 % опрошенных относятся к покупке дипломов с осуждением. Характерно, что в покупке дипломов уличаются и чиновники разных уровней, и сотрудники милиции, и врачи, и юристы. На сегодняшний день ситуация такова: о продаже дипломов мы можем прочитать на столбах на улице, увидеть объявления в газетах, найти предложения в Интернете. Безнаказанность продавцов дошла до того, что они свободно предлагают дипломы кандидатов наук за 30 тыс. руб., дипломы докторов наук — за 32 тыс. руб., приобретаемые с целью более успешного трудоустройства. Все это сильно дискредитирует систему образования, в которой, видимо, случаются «утечки» документов, злоупотребления служебным положением сотрудников высшей школы.
-
Совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях
Одной из распространенных схем мошенничества является создание фиктивных «институтов», где студенты якобы учатся, а на деле — это та же продажа дипломов, только растянутая во времени. Такую схему трудно раскрыть правоохранительным органам. Эти дела не являются очень сложными для настоящих криминалистов: если будет политическая воля, они могут быть раскрыты в короткий срок.
На каждом уровне образования действуют свои
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
причины и формы проявления коррупции. Рассмотрим структуру уровней образования и определим характер преступлений, совершаемых на каждом таком уровне.
Распространение проявлений коррупции в дошкольном образовании связано с демографической ситуацией (например, с ростом числа рождающихся детей), сокращением численности дошкольных учреждений образования и проявляется в получении платы за зачисление ребенка в детский сад, в вымогательстве периодических платежей, в использовании имущества образовательной организации для собственного обогащения (сдача помещений образовательной организации в аренду), в покровительстве или попустительстве по службе.
Специфика преступлений коррупционной направленности, совершаемых в учреждениях начального, основного и среднего общего образования, обусловлена взрослением обучающихся, которые начинают участвовать в совершении преступлений, формированием письменно-двигательного комплекса навыков обучающихся, организацией форм текущего и итогового контроля успеваемости, реализацией системы Единого государственного экзамена. необходимостью оформления документов об образовании, наличием систем самоуправления обучающихся и их родителей.
Распространение коррупции на уровень профессионального образования обусловлено тем, что результаты обучения существенно воздействуют на профессиональную деятельность (профессиональное образование дает возможность получать звания, должности; пройти аттестацию, сертификацию; продвигаться по карьерной лестнице; быть включенным в резерв и др.). Данное обстоятельство приводит не только к увеличению размеров предмета взятки или иного преступления коррупционной направленности, но и к выходу преступной деятельности за пределы образовательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость розыска преступников, не являющихся учащимися, подкупающих работников образовательных организаций.
На правонарушения коррупционной направленности в профессиональном образовании оказывает влияние появление у обучающихся финансовой самостоятельности. Так, в качестве обучающихся выступают взрослые (получение второго высшего образования, повышение квалификации); появляется необходимость исследовать подписи; формируется институт студенческого самоуправления (для решения проблем образовательного процесса студенты обращаются не только к родителям, но и к другим студентам), что приводит к распространению соучастия в совершении преступлений коррупционной направленности в сфере образования.
Таким образом, проявления коррупции в сфере образования не ограничиваются лишь преступным взаимодействием обучающихся и педагогов, а представляют собой масштабные преступления, значительная часть которых совершается преступными группами.
К основным причинам коррупции в сфере образования можно отнести:
-
Несовершенство законодательства и пробелы в правовом регулировании в области образования. Законодательство противоречиво, что позволяет чиновникам, а также нечистым на руку работникам системы образования создавать себе идеальные условия для вымогательства и шантажа граждан. Законы содержат много лазеек и неточностей. -
Отсутствие законодательно установленных процедур подготовки и принятия нормативных и иных регулирующих и распорядительных актов. Это развязывает руки заинтересованным чиновникам, уполномоченным лицам. -
Наличие недостатков организационно-контрольных механизмов (отсутствие последовательного и системного подхода в борьбе с коррупцией в отрасли; любые шаги по ограничению коррупции в сфере образования носят до сих пор либо символический, либо фрагментарный характер).
Достаточно привести пример с введением в 2009 г. на всей территории страны Единого государственного экзамена (ЕГЭ), с помощью которого Минобрнауки рассчитывало серьезно повлиять на уровень коррупции при поступлении в вузы. К сожалению, практика работы общественных организаций показала безосновательность таких надежд. Вокруг ЕГЭ создаются новые коррупционные механизмы: учителя помогают детям на экзамене, чиновники заранее сообщают задания, сертификаты ЕГЭ подделывают и т. д. Кроме того, в эффективности данного механизма возникают большие сомнения из-за наличия непрозрачного списка льготников, который включает в себя 153 категории. Например, в Башкортостане, по сообщениям СМИ, в 2012 г. за сдачу одного предмета размер взяток колебался от 5 до 12 тыс. руб. В других регионах страны (Северный Кавказ, Москва и др.) суммы были многократно выше.
В течение ряда лет сохранялась порочная практика ЕГЭ- туризма, когда, зная расценки за помощь в получении высоких баллов, одиннадцатиклассники других регионов устремлялись в Дагестан, чтобы получить хороший сертификат ЕГЭ. Именно из-за подобной (преступной) практики и других злоупотреблений в России сегодня ужесточены правила проведения ЕГЭ (секретные пакеты с заданиями, сейфы для экзаменационных материалов, металлоискатели, камеры слежения, нумерация парт, сдача мобильных телефонов, режим досмотра школьников и сопровождения их в места общего пользования, дежурство полицейских в образовательных организациях, присутствие общественных наблюдателей и пр.).