Файл: Б. Н. Ельцина Институт государственного управления и предпринимательства Т. М. Резер противодействие коррупции в социальной сфере учебнометодическое пособие.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 276

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, коррупция в системе образования как в наи­более консервативном институте разрушает нравственные устои общества, представляет серьезную угрозу не просто социально­экономическому положению, но и национальным интересам страны, безопасности государства. Парадокс ситуации в том, что только через образование в принципе можно остановить разраста­ние коррупции в обществе, уменьшить ее опасность.

Наиболее распространенными коррупционными и экономи­ческими преступлениями в образовании являются нецелевое использование и хищение бюджетных средств; злоупотребление и превышение должностных полномочий; всевозможные виды неправомерного использования должностными лицами вверен­ных им ресурсов образовательного учреждения, включая недви­жимость; мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения; получение и дача взятки.

Взятки профанируют и искажают систему поощрения и наказа­ния в образовательных организациях, парализуя тем самым педа­гогический процесс. В основном используется денежная форма взятки, в том числе так называемые «благотворительные взносы» (на охрану, уборку, техническое оснащение школы и класса и пр.). С виду все может даже оформляться официально (например, переводом через Сбербанк). На деле же деньги по назначению не идут, а обналичиваются через подставные фирмы и расходу­ются по усмотрению чиновников и руководителей образователь­ных организаций на личные нужды. Размер одного такого рода «пожертвований» разнится и доходит до десятков, а в некоторых случаях и до сотен тысяч рублей.

Завуалированной формой взятки выступают плата за репети­торство; приобретение учебных пособий, оборудования; подарки ко всевозможным праздникам и на дни рождения; оказание трудо­вых услуг; оказание иных услуг и др.

Важно понимать, что для дающего взятку, например за хоро­шую оценку на экзамене, это не просто покупка оценки, это лега­лизация незнания. Когда такая легализация становится массовой, страна получает плохо образованную, невежественную массу молодежи с некачественными дипломами, но с неумеренными амбициями и верою в легитимность взяток (прил. 1).

Типичные формы коррупционных правонарушений в социаль­ной сфере:


  1. Изготовление и сбыт поддельных документов об образова­нии

В России, по данным Рособрнадзора, ежегодно покупается до 500 тыс. дипломов о высшем образовании, в том числе около 100 тыс. с так называемой «проводкой». Цена липового диплома на настоящем бланке Гознака с проводкой составляет в среднем 20-50 тыс. долл. и может достигать 150-180 тыс. долл. За те же 20-50 тыс. долл. на черном рынке ежегодно уходят до 20 тыс. дипло­мов кандидатов наук, а за 30-70 тыс. долл. — порядка 5 тыс. дипло­мов докторов наук. Дипломы «попроще» (изготовленные кустар­ным типографским способом или на цветном ксероксе) продаются за 700-1000 долл., школьные аттестаты — примерно за 500 долл.

Опасность этих дипломов в том, что они позволяют владель­цам устраиваться на работу, получать зарплату, иметь трудовой стаж, социальные выплаты, преференции молодым специалистам и др., причем такой «работник» не имеет необходимых професси­ональных навыков и может быть опасен для общества. Наверное, никто не хотел бы лечиться у медицинского работника с липовым дипломом или получать защиту в суде от адвоката с липовыми корочками. Использование заведомо подложных дипломов о выс­шем образовании распространено довольно широко. В. В. Панин приводит результаты опроса 2013 г., из которых следует, что боль­шинство россиян уверены, что сегодня купить фальшивый диплом не проблема, что покупаются дипломы в основном из карьерных соображений и что поддельные дипломы действительно помогают «выбиться в люди»; при этом только 59 % опрошенных относятся к покупке дипломов с осуждением. Характерно, что в покупке дипломов уличаются и чиновники разных уровней, и сотруд­ники милиции, и врачи, и юристы. На сегодняшний день ситу­ация такова: о продаже дипломов мы можем прочитать на стол­бах на улице, увидеть объявления в газетах, найти предложения в Интернете. Безнаказанность продавцов дошла до того, что они свободно предлагают дипломы кандидатов наук за 30 тыс. руб., дипломы докторов наук — за 32 тыс. руб., приобретаемые с целью более успешного трудоустройства. Все это сильно дискредити­рует систему образования, в которой, видимо, случаются «утечки» документов, злоупотребления служебным положением сотрудни­ков высшей школы.

  1. Совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях


Одной из распространенных схем мошенничества является создание фиктивных «институтов», где студенты якобы учатся, а на деле — это та же продажа дипломов, только растянутая во вре­мени. Такую схему трудно раскрыть правоохранительным орга­нам. Эти дела не являются очень сложными для настоящих крими­налистов: если будет политическая воля, они могут быть раскрыты в короткий срок.

На каждом уровне образования действуют свои
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

причины и формы проявления коррупции. Рассмотрим структуру уровней образования и определим характер преступлений, совершаемых на каждом таком уровне.

Распространение проявлений коррупции в дошкольном образо­вании связано с демографической ситуацией (например, с ростом числа рождающихся детей), сокращением численности дошколь­ных учреждений образования и проявляется в получении платы за зачисление ребенка в детский сад, в вымогательстве периоди­ческих платежей, в использовании имущества образовательной организации для собственного обогащения (сдача помещений образовательной организации в аренду), в покровительстве или попустительстве по службе.

Специфика преступлений коррупционной направленности, совершаемых в учреждениях начального, основного и среднего общего образования, обусловлена взрослением обучающихся, которые начинают участвовать в совершении преступлений, фор­мированием письменно-двигательного комплекса навыков обучаю­щихся, организацией форм текущего и итогового контроля успева­емости, реализацией системы Единого государственного экзамена. необходимостью оформления документов об образовании, нали­чием систем самоуправления обучающихся и их родителей.

Распространение коррупции на уровень профессионального образования обусловлено тем, что результаты обучения суще­ственно воздействуют на профессиональную деятельность (про­фессиональное образование дает возможность получать звания, должности; пройти аттестацию, сертификацию; продвигаться по карьерной лестнице; быть включенным в резерв и др.). Данное обстоятельство приводит не только к увеличению размеров пред­мета взятки или иного преступления коррупционной направлен­ности, но и к выходу преступной деятельности за пределы образо­вательного учреждения. В связи с этим возникает необходимость розыска преступников, не являющихся учащимися, подкупающих работников образовательных организаций.

На правонарушения коррупционной направленности в про­фессиональном образовании оказывает влияние появление у обучающихся финансовой самостоятельности. Так, в каче­стве обучающихся выступают взрослые (получение второго высшего образования, повышение квалификации); появляется необходимость исследовать подписи; формируется институт сту­денческого самоуправления (для решения проблем образователь­ного процесса студенты обращаются не только к родителям, но и к другим студентам), что приводит к распространению соуча­стия в совершении преступлений коррупционной направленности в сфере образования.


Таким образом, проявления коррупции в сфере образования не ограничиваются лишь преступным взаимодействием обучаю­щихся и педагогов, а представляют собой масштабные преступле­ния, значительная часть которых совершается преступными груп­пами.

К основным причинам коррупции в сфере образования можно отнести:

  1. Несовершенство законодательства и пробелы в правовом регулировании в области образования. Законодательство проти­воречиво, что позволяет чиновникам, а также нечистым на руку работникам системы образования создавать себе идеальные усло­вия для вымогательства и шантажа граждан. Законы содержат много лазеек и неточностей.

  2. Отсутствие законодательно установленных процедур подго­товки и принятия нормативных и иных регулирующих и распоря­дительных актов. Это развязывает руки заинтересованным чинов­никам, уполномоченным лицам.

  3. Наличие недостатков организационно-контрольных меха­низмов (отсутствие последовательного и системного подхода в борьбе с коррупцией в отрасли; любые шаги по ограничению коррупции в сфере образования носят до сих пор либо символиче­ский, либо фрагментарный характер).

Достаточно привести пример с введением в 2009 г. на всей территории страны Единого государственного экзамена (ЕГЭ), с помощью которого Минобрнауки рассчитывало серьезно повли­ять на уровень коррупции при поступлении в вузы. К сожале­нию, практика работы общественных организаций показала без­основательность таких надежд. Вокруг ЕГЭ создаются новые коррупционные механизмы: учителя помогают детям на экзамене, чиновники заранее сообщают задания, сертификаты ЕГЭ подде­лывают и т. д. Кроме того, в эффективности данного механизма возникают большие сомнения из-за наличия непрозрачного спи­ска льготников, который включает в себя 153 категории. Например, в Башкортостане, по сообщениям СМИ, в 2012 г. за сдачу одного предмета размер взяток колебался от 5 до 12 тыс. руб. В других регионах страны (Северный Кавказ, Москва и др.) суммы были многократно выше.

В течение ряда лет сохранялась порочная практика ЕГЭ- туризма, когда, зная расценки за помощь в получении высоких баллов, одиннадцатиклассники других регионов устремлялись в Дагестан, чтобы получить хороший сертификат ЕГЭ. Именно из-за подобной (преступной) практики и других злоупотреблений в России сегодня ужесточены правила проведения ЕГЭ (секрет­ные пакеты с заданиями, сейфы для экзаменационных материа­лов, металлоискатели, камеры слежения, нумерация парт, сдача мобильных телефонов, режим досмотра школьников и сопрово­ждения их в места общего пользования, дежурство полицейских в образовательных организациях, присутствие общественных наблюдателей и пр.).