Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Научно-теоретические основы конкурентной борьбы на мировом рынке).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Выбо-р ко-нкурентно-й стратегии фирмы о-пределяют два мо-мента:

- структура о-трасли, в ко-то-ро-й действует фирма,

- по-зиция, ко-то-рую фирма занимает в пределах о-трасли [16, с.114].

В любо-й о-трасли эко-но-мики, о-тмечает По-ртер, ко-нкурентная стратегия фирмы для рабо-ты на внутреннем или внешнем рынках до-лжна найти противо-ядие пяти силам:

1) угро-зе по-явления но-вых ко-нкуренто-в;

2) угро-зе по-явления то-варо-в- и услуг-заменителей;

3) спо-со-бно-сти по-ставщико-в ко-мплектующих изделий, узло-в и про-чего- то-рго-ваться;

4) спо-со-бно-сти по-купателей то-рго-ваться;

5) со-перничеству уже имеющихся ко-нкуренто-в между со-бо-й [16, с.123]

Значение каждо-й из указанных пяти сил меняется о-т о-трасли к о-трасли, но- именно- о-ни о-пределяют прибыльно-сти о-трасли. Ко-мпания до-лжна стремиться к то-чно-му выбо-ру сво-ей по-зиции в о-трасли, что- и о-пределяет, в ко-нечно-м счете, ее преимущества или их о-тсутствие.

Ко-нкурентно-е преимущество- делится на два о-сно-вных вида:

- бо-лее низкие издержки;

- дифференциация то-варо-в.

Низкие издержки о-тражают спо-со-бно-сть фирмы выпускать сравнимый то-вар с меньшими затратами, чем у ко-нкуренто-в.

Дифференциация - спо-со-бно-сть о-беспечить по-купателя уникально-й и большей ценно-стью в виде но-во-го- качества то-вара и но-вых по-требительских сво-йств.

Фирмы до-биваются ко-нкурентно-го- преимущества, нахо-дя но-вые способы ко-нкуренции в сво-их о-траслях, т.е. путем но-во-введений. Нововведение ведет к смене лидерства в ко-нкуренции.

К наибо-лее типичным причинам, требующих о-т фирм введения но-ваций, По-ртер о-тно-сит следующие:

1) но-вые техно-ло-гии;

2) но-вые или изменившиеся запро-сы по-купателей;

3) по-явление но-во-го- сегмента о-трасли;

4) изменения сто-имо-сти или наличия ко-мпо-ненто-в про-изво-дства;

5) изменение правительственно-го- регулиро-вания.

По-д ко-нкуренцией По-ртер по-дразумевает не равно-весие, а по-сто-янные перемены. Важную ро-ль в стимулиро-вании со-вершенство-вания и о-бно-вления играет страна базиро-вания, в ко-то-ро-й разрабатываются стратегия, о-сно-вная про-дукция и техно-ло-гия и где имеется нео-бхо-димая рабо-чая сила, обладающая навыками.

В тео-рии выделяются четыре сво-йства страны, ко-то-рые фо-рмируют среду ко-нкуренции местных фирм, влияющую на ее междунаро-дный успех. По-ртер называет их «детерминантами ко-нкурентно-го- преимущества страны» и вво-дит по-нятие «нацио-нальный ро-мб», ко-то-рый заключен в «...четырех атрибутах страны, атрибутах, ко-то-рые каждый в о-тдельно-сти и все вместе составляют о-сно-ву ко-нкурентных преимуществ страны, то- про-странство-, кото-ро-е го-сударство- со-здает и по-ддерживает для сво-их о-траслей» [16, с.128]


По-ртер выделил следующие «атрибуты», ко-то-рые и со-ставили вершины ро-мба

1. Усло-вия для факто-ро-в про-изво-дства. Характеризуют по-зицию страны по- о-сно-вным факто-рам про-изво-дства: квалификация рабо-чей силы, качество- инфраструктуры, что- нео-бхо-димо- для успешно-й ко-нкурентно-й бо-рьбы.

2. Со-сто-яние спро-са. Характер спро-са на внутреннем рынке для продукции или услуг, ко-то-рые выпускаются о-траслью. По-д по-нятием «характер спро-са» имеется в виду не то-лько- его- о-бъем и структура, но- и качества по-требителя, его- зрело-сть, о-сведо-мленно-сть, квалифициро-ванно-сть, требо-вательно-сть.

3. Ро-дственные и по-ддерживающие о-трасли. Имеются в виду о-трасли по-ставщики исхо-дных ко-мпо-ненто-в для про-изво-дства то-варо-в, о-трасли, осуществляющие по-сле про-дажно-е о-бслуживание то-варо-в. Наличие в стране о-траслей по-ставщико-в всегда благо-приятно- сказывается на любо-й о-трасли эко-но-мики.

4. Усло-вия для стратегии, структуры и со-перничества. Существующие в стране усло-вия для со-перничества (по-литика го-сударства в о-бласти конкуренции и антимо-но-по-льная по-литика) между ко-мпаниями, их структуры (гео-графические усло-вия) и стратегии.

Для успешно-го- развития любо-й из о-траслей эко-но-мики страна до-лжна обладать преимуществами для данно-й о-трасли во- всех четырех ко-мпо-нентах ро-мба.

В рабо-те «Competitive Advantage of Nations» По-ртер развивает по-нятие жизненно-го- цикла страны. Фактически характер ко-нкуренто-спо-со-бно-сти определяется то-й стадией жизненно-го- цикла, на ко-то-ро-й нахо-дится страна. По-ртер выделяет следующие четыре стадии жизненно-го- цикла страны.

1. Стадия факто-ро-в про-изво-дства. Страны, нахо-дящиеся на это-й стадии, ко-нкурируют прежде всего- по- факто-рам про-изво-дства: сто-имо-сти рабо-чей силы, пло-до-ро-дно-сти земли и т.д.

2. Стадия инвестиций. На данно-й стадии ко-нкурентно-е преимущество- эко-но-мики базируется на го-то-вно-сти и спо-со-бно-сти нацио-нальных фирм к агрессивно-му инвестиро-ванию: в со-временно-е, эффективно-е о-бо-рудо-вание и лучшую техно-ло-гию, ко-то-рые мо-жно- прио-брести на миро-во-м рынке; на покупку лицензий, со-здание со-вместных предприятий и другие средства повышения ко-нкуренто-спо-со-бно-сти бо-лее со-временных и специализированных о-траслей и сегменто-в.

3. Стадия но-во-введений. Во-зрастает разно-о-бразие по-требительско-го- спро-са в связи с ро-сто-м личных до-хо-до-в, по-вышением уро-вня о-бразо-вания и стремлением к ко-мфо-рту, а также благо-даря стимулирующей ро-ли внутренней ко-нкуренции.


4. Стадия бо-гатства. Движущей сило-й эко-но-мики является уже достигнуто-е изо-билие. О-слабление со-перничества результат уделения большего- внимания со-хранению сво-их по-зиций, нежели их усилению.

В со-о-тветствии с таким разделением стран По-ртер фо-рмулирует рекомендации по- их эко-но-мическо-й по-литике, выделяет типо-вые (в рамках каждо-го- вида) по-литические прио-ритеты:

- для эко-но-мики, нахо-дящейся на стадии факто-ро-в со-здание и поддержание о-бщей по-литическо-й и макро-эко-но-мическо-й стабильно-сти и достижение верхо-венства зако-на; до-стижение высо-ко-го- уро-вня физическо-й инфраструктуры и о-бщего- о-бразо-вания; о-ткрытие рынко-в; со-здание усло-вий для ассимиляции (заимство-вания) техно-ло-гий миро-во-го- класса и привлечения ПИИ;

- для эко-но-мики, нахо-дящейся на стадии инвестиций инвестиро-вание в со-вершенство-вание инфраструктуры и научно--исследо-вательские мо-щно-сти; со-здание во-змо-жно-стей по- о-пережению зарубежных техно-ло-гий и т.д.;

- для эко-но-мики, нахо-дящейся на стадии но-во-введений со-здание исследовательских ресурсо-в (о-рганизаций, инфраструктуры, рабо-чей силы) миро-во-го- класса; со-здание для нацио-нальных фирм усло-вий для развития уникальных стратегий и лучших в мире но-во-введений и т.д.

1.3. Факторы и индикаторы международной конкурентоспособности

Способность компаний удерживать конкурентное преимущество определяется тремя факторами:

Первый фактор - источник преимущества, который может быть: низкого либо высокого ранга. Преимущества низкого ранга это дешевая рабочая сила или сырье. Низкого потому, что всегда можно найти еще более дешевую рабочую силу или внедрить технологию, сводящую на нет преимущества в дешевом сырье (сберегающие технологии, например. Так, Япония не имеет своего газа и покупает на мировом рынке сжиженный, который дороже чем в России в 4 раза, а новые энергосберегающие технологии позволяют выпускать товар сравнимый по иенам с российским).

Преимущества высокого ранга (запатентованная технология дифференциация товаров и услуг, репутация фирмы, глубокий маркетинг) можно удерживать в течение длительного времени [5, с.104]. Они возможны лишь при условии долговременных и интенсивных капиталовложений, наличия больших навыков, подготовленного персонала, НИОКР и т.д.


Второй фактор - количество имеющихся у компании явных источников конкурентного преимущества. Если опираться только на одно какое-либо преимущество, то фирмы конкуренты обязательно это выбьют. Когда их много, то задача существенно усложняется.

Третий фактор - постоянная модернизация производства. Фирма должна создавать свои преимущества со скоростью не ниже той, с которой конкуренты пытаются ее нагнать. Причиной потери лидерства фирмы в отрасли, как показывает анализ более 100 отраслей и подотраслей в 10 странах мира, состоит в самоуспокоенности фирмы, в боязни вносить постоянные поправки в свою стратегию, которая со временем становится рутинной.

Приведенные выше лишь основные принципы конкурентной стратегии фирмы существуют независимо от того, действует фирма на внутреннем рынке или внешнем. Следует иметь в виду, что число конкурентов на внешнем рынке значительно больше, чем на внутреннем. Однако добиться преимуществ на внешнем рынке не возможно без наличия преимуществ на внутреннем, которые и усиливают позиции компании в международных делах. Портер правомерно уделяет особое внимание конкуренции фирм на мировом рынке, из чего можно выделить ряд основных позиций.

Формы международной конкуренции в разных отраслях значительно различаются. С одной стороны, существует спектр компании, осуществляющих незначительные по объему международные операции, например торговлю простыми металлоизделиями (лопатами, мотыгами), где речь о национальных преимуществах не идет. С другой стороны, глобальные отрасли (авиатехника, телевизоры и т.д.), представляющие арену суровой борьбы фирм разных стран. И вот здесь от компании требуется глобальная стратегия, основанная на двух принципиальных позициях.

Первая фирма может добиться глобального преимущества, выгодно размещая различные виды деятельности в разных странах, чтобы наилучшим образом обслуживать мировой рынок. Вторая фирма должна быть способной координировать деятельность разбросанных по всему миру филиалов.

Что касается первой позиции, то компания должна изначально решить важную задачу размешать филиалы в одной двух странах или во многих странах. Но в каких именно странах? Портер объемно и досконально исследует такие положения, как конфигурация деятельности компании при глобальной стратегии, вопросы глобальной координации, процессы глобализации отрасли, альянсы компаний для усиления своих позиций и др. Особо отмечает, что компания на международном рынке добивается успехов тогда, когда условия в стране ее базирования благоприятствуют про ведению наилучшей стратегии.


Страна имеет успех в тех отраслях, где ее преимущества как национальной базы имеют вес в других странах и где усовершенствования и нововведения предваряют международные потребности. Чтобы добиться международного успеха, фирмы должны преобразовать лидерство на внутреннем рынке в лидерство на международном. Это возможно с помощью правильно разработанной глобальной стратегии [1, с.21].

Наибольшую практическую значимость в свете оценки конкурентоспособности на сегодняшний день имеют ежегодные исследования, осуществляемые Всемирным экономическим форумом и Международным институтом развития менеджмента, в которых конкурентоспособность рассчитывается как обобщенный рейтинг страны по широкому перечню качественных и количественных показателей.

Такие сопоставления проводят, в частности, Международный институт развития менеджмента (Лозанна) и Всемирный экономический форум (ВЭФ), которые ежегодно готовят доклады по мировой конкурентоспособности. В рамках этих докладов страны сопоставляются по широкому массиву количественных (полученных по данным статистики) и качественных (опросных) данных: по 194 показателям в докладе ВЭФ, по 314 в докладе международного института развития менеджмента.

В рейтингах конкурентоспособности Всемирного экономического форума 194 индикатора распределены по следующим 12 группам.

1. Характеристики фирм. Характеризуют структуру стратегий национальных фирм, специфику прямых иностранных инвестиций.

2. Базовые индикаторы стран. Содержат данные о темпах роста прибыли наиболее бедной части населения, инфляционных ожиданиях, дифференциации доходов, ВВП, ВВП на душу населения и темпах его роста.

3. Индикаторы государственной и фискальной политики. Включают сведения о налоговой системе, структуре потребления, о государственных расходах, профиците дефиците бюджета.

4. Институты. Определяемые экспертным путем показатели стабильности государственных и политических институтов, уровень бюрократии, коррупции, использования судов для решения деловых споров и др.

5. Инфраструктура. Дороги, железные дороги, авиатранспорт, состояние телефонных сетей, доступ к Интернету и электронной почте, степень использования мобильной телефонной связи.

6. Человеческий потенциал. Круг показателей по качеству образования в государственных школах, различиям в качестве школ, качеству здравоохранения, силе профсоюзов, численности безработных.

7. Технология. Включает общее технологическое развитие, уровень преподавания математики в школах, научно-исследовательские институты, затраты государственного сектора на НИОКР.