Файл: Н. В. Замотина (И. О. Фамилия) (личная подпись) др пед наук, проф. Г. В. Ахметжанова (ученая степень, звание, И. О. Фамилия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Структура учебно-познавательной деятельности

Познавательная деятельность всегда была одним из ключевых аспектов успешного учебного процесса, именно поэтому модернизация системы российского образования выделило развитие познавательной деятельности как отдельную задачу. Требования к достижениям учащихся отражены во ФГОС «готовность и способность учащихся развивать свою собственную личность и личное самоопределение, развитие мотивации к обучению и целенаправленную познавательную деятельность» [26].

Познавательную деятельность изучали с древних времен. В античной Греции познавательную деятельность изучал раздел философии.

Большой вклад в изучение учебной и познавательной деятельности внесли такие ученые как Б. Г. Ананьев, В. В. Дрозина, Е. В. Коротаева, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина, Б. Д. Эльконин и другие отечественные и зарубежные исследователи [9], [16], [29], [31].

Учебно-познавательная деятельность имеет четкую систему принципов и методов. Данная система помогает эффективно развивать познавательную деятельность учащихся в теоретическом и практическом направлении. Если сравнивать теорию познания и познавательную деятельность, то первая занимается изучением форм и методов познания, уточняет отношения между знанием и реальностью, возможностями и пределом познания. В то время как познавательная деятельность рассматривает не только методы познания, но и процесс, который происходит в разных формах и в разных направлениях деятельности.

  1. В. Петровский считает, что чувства и восприятия предшествуют мышлению [21].

А. Н. Леонтьев определяет познавательную деятельность как «комплекс процессов, в ходе которых человек приобретает информацию, развивает навыки анализа и синтеза. Данные умения и навыки лежат в основе эффективного получения и обработки информации» [16].

  1. В. Дрозина определяет познавательную деятельность как свойство личности, которое обладает определенным набором «когнитивных потребностей и глубоко значимых причин когнитивной деятельности, постоянным стремлением к открытию новых знаний, способов действия» [9, c. 258].

С точки зрения Г. В. Фадиной, познавательная деятельность - «это сознательная деятельность, направленная на распознавание окружающей действительности через такие ментальные процессы, как восприятие, мышление, память, внимание, язык» [25,
c.43].

По мнению В. А. Сластёнина, «познавательная деятельность

объединяет чувственное восприятие, практику и теоретическое мышление» [24].

Следует разобрать еще одно понятие - учебная деятельность. По мнению В. И. Андреева, учебная деятельность - «это деятельность учащихся, организованная преподавателем с целью повышения эффективности решения различных уровней педагогических задач, с помощью которых они приобретают знания и умения и развивают свои личностные качества» [1, c. 108].

  1. Н. Землянская рассматривает учебную деятельность как «вид педагогической деятельности, в которой объединились признаки учебной и

познавательной деятельности» [11, c. 217]. Данная педагогическая

деятельность тесно связана с проектной работой учащихся.

Стоит отметить, что процесс обучения не может быть сосредоточен только на результатах. В процессе приобретения новых знаний важную роль играет потребность в обучении. В.С. Юркевич определяет потребность в знаниях как «потребность в деятельности, направленной на приобретение новых знаний» [33]. Потребность в знаниях только тогда развивается и становится постоянной, когда человек в процессе осуществления познавательной деятельности испытывает положительные эмоции. Это характерная особенность познавательной деятельности в отличие от другой умственной активности (например, потребность в достижении и потребность в признании). По мнению В.С. Юркевич, «само осуществление познавательной деятельности увеличивает познавательную

потребность» [33].

По мнению многих ученых понятие «познавательная деятельность» намного шире, нежели чем «учебная деятельность». Познавательная деятельность определяет совокупность процессов познания. Таким образом, осуществление учебной деятельности неразрывно связано с познавательной активностью.

Познавательная активность обучающихся происходит в учебно­познавательной форме. Рассмотрим учебно-познавательную деятельность и её составляющие.

Субъектом является ученик, объектом - социально-культурный опыт, который учитель передаёт ученику в процессе образовательной, познавательной и воспитательной деятельности.

Основные характеристики образовательной познавательной деятельности: субъектность, активность, объективность, целенаправленность и сознательность.



Субъект-субъектные отношения в учебно-познавательной

деятельности определяются тем, что деятельность осуществляют ученики, а планированием, организацией и контролем руководит учитель.

Важной составляющей учебно-познавательной деятельности, без которой она не может осуществляться, является активность учащихся. Активировать ее должен учитель, в этом заключается специфика учебно­познавательной деятельности. Поэтому учителю приходится быть не только ретранслятором знаний, умений и навыков, но и грамотным управленцем сложного процесса обучения.

Специфика учебно-познавательной деятельности определяется деятельностью педагога, которая направлена на организацию усвоения знаний, умений и навыков и на трансляцию социо-культурного опыта, а деятельность учащихся предполагает дальнейшее использование полученного опыта. Таким образом, предметом учебно-познавательной деятельности является передаваемый опыт и сфера применения этого опыта. Стоит отметить, что эффективное применение этого опыта предполагает владение системой знаний и методов действия, адекватное и творческое применение в знакомых и незнакомых ситуациях [4].

Цель для учебно-познавательной деятельности часто даётся извне, удовлетворяя тем самым социальный заказ общества.

Не стоит забывать, что познавательная активность учащегося напрямую зависит от его внутреннего состояния и потребности в учебной деятельности, а также от внешних условий, определяющих комфортную образовательную среду. Усвоение знаний, умений и навыков изучаемых предметов является одним из требований учебно-познавательной деятельности. А также формирование научной картины мира по изучаемым дисциплинам.

Учебно-познавательная деятельность имеет свою структуру. Рассмотрим структуру и ее характеристики:

Мотив

Деятельность только тогда повлияет на развитие ученика, когда имеет для него смысл и является социально-значимой. Другими словами трансформировать цель, поставленную извне, во внутренний мотив самого учащегося. Данный компонент определяет успех всего учебного процесса и его результат. Мотивами для учебно-познавательной деятельности могут выступать интерес, стремление к одобрению, боязнь наказания или неудачи и т.д. По мнению Д.Б. Эльконина, образовательная деятельность должна «побуждаться адекватными мотивами Это могут быть ... мотивы приобретения обобщенных способов действия или, проще говоря, мотивы их собственного роста, собственного самосовершенствования»[31]. Интерес к получению знаний можно считать основным мотивом учебно­познавательной деятельности. Это значит, что образовательная деятельность происходит сознательно для овладения системой знаний, умений и навыков. Если совпадают личные и профессиональные стороны учебной деятельности, то процесс обучения становится не только субъективно, но и социально значимым. Таким образом, интерес к учебно-познавательной деятельности играет важную роль в учебной деятельности, которая отвечает за ее эффективное осуществление.


Цель

Здесь стоит обратить внимание, что главная цель делится на ряд частных целей, которые появляются и достигаются со временем и при определённых условиях. Достижению целей способствуют конкретные мероприятия, которые формируют задачи. Последовательное выполнение задач приводит к необходимому результату. Каждый участник образовательного процесса должен решать эти задачи, если желает получить результат от выполняемой работы. В процессе достижения поставленных целей возникают и проблемы, которые необходимо проанализировать и разработать систему эффективных действий по их решению.

Действие

Выполнение любого задания требует от учащихся определенных действий. В процессе учебно-познавательной деятельности, например, ученик слушает объяснения учителя, читает учебный материал, изучает дополнительную литературу, выполняет лабораторные и практические работы и т.д. Учебный процесс предполагает, что учащиеся выполняют действия, которые приводят к выполнению конкретных заданий. Совокупность этих задач представляет собой процесс обучения в целом. Учебная задача - это совокупность тематической задачи и цели обучения. Стоит отметить, что одна тематическая задача может подходить нескольким темам обучения. Учебные задачи помогают конкретизировать цели учебного процесса, и тем самым, формируют у обучающихся положительную мотивацию.

Мониторинг и оценка

Мониторинг и оценка результатов является неотъемлемой частью учебно-познавательной деятельности. На данном этапе выполняется проверка учебных заданий, самостоятельных и контрольных работ, оценка их выполнения и уровень освоения. Преподаватель организует деятельность учащихся на этом этапе при помощи учебных заданий, например: аргументируйте свой ответ, найдите в тексте подтверждение, назовите правило, которое было использовано и так далее.

Рефлексия и коррекция действий

Рефлексия и контроль учебно-познавательной деятельности учащихся способствуют их организованности и самостоятельности. Контроль знаний и рефлексия помогают развивать организованность и самостоятельность у учащихся. Рефлексия способствует осознанию своих результатов и помогает учащимся спланировать самостоятельную работу над ошибками. Современные психологи этапу рефлексии и самооценки уделяют большое внимание. Важную роль здесь играет самоанализ учащихся по отношению к общей учебной деятельности и к своим индивидуальным результатам. Результатом является корректировка своих действий самими учащимися.


Таким образом, эффективность учебно-познавательной деятельности определяется компетентностью учителя, его профессиональными навыками в организации учебного процесса, и его представлениями о системе целей, знаний, умений, которые могут быть сформированы у учащихся с помощью его предмета. Исследование Н. В. Кузнецовой показало, что важную роль в определении критериев эффективности педагогической деятельности играет видение учителем возможностей своего предмета. Это влияет на организацию учебного процесса. Преподаватель, используя средства свей дисциплины, может сформировать научную картину мира, развить функциональную грамотность и творческое мышление. Для успеха в учебно­познавательной деятельности необходимо осознание учащимися цели предмета в целом и цели конкретного урока в частности. В то же время, осведомленность о целях исследования повышается, если преподаватель сообщает не только содержание исследования, но и методы получения знаний и их систематизации, описание в системе терминов, ориентацию в наглядных пособиях [20].

Таким образом, учебно-познавательная деятельность невозможна без профессионального результата. Другими словами, учащиеся должны обладать научными знаниями в виде понятий и суждений. Уметь работать с информацией: добывать, анализировать, сравнивать и делать выводы. В то же время обучение тесно связано со всеми другими видами деятельности и интегрирует их естественным образом. Именно поэтому учение является важнейшим средством образования, целостного развития личности.

Психолого-педагогические условия организации учебно­

познавательной деятельности учащихся зависят от образовательной ситуации и среды. Эти позиции могут быть:

  • пассивное восприятие и усвоение информации, представленной извне;

  • независимые активные исследования, изучение и использование информации;

  • поиск, обнаружение и использование внешне организованной и контролируемой информации.

В организации учебно-познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет технология, используемая для обучения их умению решать всевозможные задачи проблемного плана, прибегая к активному поиску информации, и с элементами творческой трансформации в представлении заданий. Характерно, что количество решаемых задач не имеет принципиального значения для усвоения знаний, навыков и развития мышления. Исходя из этого, нам видится использование