Файл: Н. В. Замотина (И. О. Фамилия) (личная подпись) др пед наук, проф. Г. В. Ахметжанова (ученая степень, звание, И. О. Фамилия).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 229
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.2 Структура учебно-познавательной деятельности
Познавательная деятельность всегда была одним из ключевых аспектов успешного учебного процесса, именно поэтому модернизация системы российского образования выделило развитие познавательной деятельности как отдельную задачу. Требования к достижениям учащихся отражены во ФГОС «готовность и способность учащихся развивать свою собственную личность и личное самоопределение, развитие мотивации к обучению и целенаправленную познавательную деятельность» [26].
Познавательную деятельность изучали с древних времен. В античной Греции познавательную деятельность изучал раздел философии.
Большой вклад в изучение учебной и познавательной деятельности внесли такие ученые как Б. Г. Ананьев, В. В. Дрозина, Е. В. Коротаева, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина, Б. Д. Эльконин и другие отечественные и зарубежные исследователи [9], [16], [29], [31].
Учебно-познавательная деятельность имеет четкую систему принципов и методов. Данная система помогает эффективно развивать познавательную деятельность учащихся в теоретическом и практическом направлении. Если сравнивать теорию познания и познавательную деятельность, то первая занимается изучением форм и методов познания, уточняет отношения между знанием и реальностью, возможностями и пределом познания. В то время как познавательная деятельность рассматривает не только методы познания, но и процесс, который происходит в разных формах и в разных направлениях деятельности.
А. Н. Леонтьев определяет познавательную деятельность как «комплекс процессов, в ходе которых человек приобретает информацию, развивает навыки анализа и синтеза. Данные умения и навыки лежат в основе эффективного получения и обработки информации» [16].
С точки зрения Г. В. Фадиной, познавательная деятельность - «это сознательная деятельность, направленная на распознавание окружающей действительности через такие ментальные процессы, как восприятие, мышление, память, внимание, язык» [25,
c.43].
По мнению В. А. Сластёнина, «познавательная деятельность
объединяет чувственное восприятие, практику и теоретическое мышление» [24].
Следует разобрать еще одно понятие - учебная деятельность. По мнению В. И. Андреева, учебная деятельность - «это деятельность учащихся, организованная преподавателем с целью повышения эффективности решения различных уровней педагогических задач, с помощью которых они приобретают знания и умения и развивают свои личностные качества» [1, c. 108].
познавательной деятельности» [11, c. 217]. Данная педагогическая
деятельность тесно связана с проектной работой учащихся.
Стоит отметить, что процесс обучения не может быть сосредоточен только на результатах. В процессе приобретения новых знаний важную роль играет потребность в обучении. В.С. Юркевич определяет потребность в знаниях как «потребность в деятельности, направленной на приобретение новых знаний» [33]. Потребность в знаниях только тогда развивается и становится постоянной, когда человек в процессе осуществления познавательной деятельности испытывает положительные эмоции. Это характерная особенность познавательной деятельности в отличие от другой умственной активности (например, потребность в достижении и потребность в признании). По мнению В.С. Юркевич, «само осуществление познавательной деятельности увеличивает познавательную
потребность» [33].
По мнению многих ученых понятие «познавательная деятельность» намного шире, нежели чем «учебная деятельность». Познавательная деятельность определяет совокупность процессов познания. Таким образом, осуществление учебной деятельности неразрывно связано с познавательной активностью.
Познавательная активность обучающихся происходит в учебнопознавательной форме. Рассмотрим учебно-познавательную деятельность и её составляющие.
Субъектом является ученик, объектом - социально-культурный опыт, который учитель передаёт ученику в процессе образовательной, познавательной и воспитательной деятельности.
Основные характеристики образовательной познавательной деятельности: субъектность, активность, объективность, целенаправленность и сознательность.
Субъект-субъектные отношения в учебно-познавательной
деятельности определяются тем, что деятельность осуществляют ученики, а планированием, организацией и контролем руководит учитель.
Важной составляющей учебно-познавательной деятельности, без которой она не может осуществляться, является активность учащихся. Активировать ее должен учитель, в этом заключается специфика учебнопознавательной деятельности. Поэтому учителю приходится быть не только ретранслятором знаний, умений и навыков, но и грамотным управленцем сложного процесса обучения.
Специфика учебно-познавательной деятельности определяется деятельностью педагога, которая направлена на организацию усвоения знаний, умений и навыков и на трансляцию социо-культурного опыта, а деятельность учащихся предполагает дальнейшее использование полученного опыта. Таким образом, предметом учебно-познавательной деятельности является передаваемый опыт и сфера применения этого опыта. Стоит отметить, что эффективное применение этого опыта предполагает владение системой знаний и методов действия, адекватное и творческое применение в знакомых и незнакомых ситуациях [4].
Цель для учебно-познавательной деятельности часто даётся извне, удовлетворяя тем самым социальный заказ общества.
Не стоит забывать, что познавательная активность учащегося напрямую зависит от его внутреннего состояния и потребности в учебной деятельности, а также от внешних условий, определяющих комфортную образовательную среду. Усвоение знаний, умений и навыков изучаемых предметов является одним из требований учебно-познавательной деятельности. А также формирование научной картины мира по изучаемым дисциплинам.
Учебно-познавательная деятельность имеет свою структуру. Рассмотрим структуру и ее характеристики:
Мотив
Деятельность только тогда повлияет на развитие ученика, когда имеет для него смысл и является социально-значимой. Другими словами трансформировать цель, поставленную извне, во внутренний мотив самого учащегося. Данный компонент определяет успех всего учебного процесса и его результат. Мотивами для учебно-познавательной деятельности могут выступать интерес, стремление к одобрению, боязнь наказания или неудачи и т.д. По мнению Д.Б. Эльконина, образовательная деятельность должна «побуждаться адекватными мотивами Это могут быть ... мотивы приобретения обобщенных способов действия или, проще говоря, мотивы их собственного роста, собственного самосовершенствования»[31]. Интерес к получению знаний можно считать основным мотивом учебнопознавательной деятельности. Это значит, что образовательная деятельность происходит сознательно для овладения системой знаний, умений и навыков. Если совпадают личные и профессиональные стороны учебной деятельности, то процесс обучения становится не только субъективно, но и социально значимым. Таким образом, интерес к учебно-познавательной деятельности играет важную роль в учебной деятельности, которая отвечает за ее эффективное осуществление.
Цель
Здесь стоит обратить внимание, что главная цель делится на ряд частных целей, которые появляются и достигаются со временем и при определённых условиях. Достижению целей способствуют конкретные мероприятия, которые формируют задачи. Последовательное выполнение задач приводит к необходимому результату. Каждый участник образовательного процесса должен решать эти задачи, если желает получить результат от выполняемой работы. В процессе достижения поставленных целей возникают и проблемы, которые необходимо проанализировать и разработать систему эффективных действий по их решению.
Действие
Выполнение любого задания требует от учащихся определенных действий. В процессе учебно-познавательной деятельности, например, ученик слушает объяснения учителя, читает учебный материал, изучает дополнительную литературу, выполняет лабораторные и практические работы и т.д. Учебный процесс предполагает, что учащиеся выполняют действия, которые приводят к выполнению конкретных заданий. Совокупность этих задач представляет собой процесс обучения в целом. Учебная задача - это совокупность тематической задачи и цели обучения. Стоит отметить, что одна тематическая задача может подходить нескольким темам обучения. Учебные задачи помогают конкретизировать цели учебного процесса, и тем самым, формируют у обучающихся положительную мотивацию.
Мониторинг и оценка
Мониторинг и оценка результатов является неотъемлемой частью учебно-познавательной деятельности. На данном этапе выполняется проверка учебных заданий, самостоятельных и контрольных работ, оценка их выполнения и уровень освоения. Преподаватель организует деятельность учащихся на этом этапе при помощи учебных заданий, например: аргументируйте свой ответ, найдите в тексте подтверждение, назовите правило, которое было использовано и так далее.
Рефлексия и коррекция действий
Рефлексия и контроль учебно-познавательной деятельности учащихся способствуют их организованности и самостоятельности. Контроль знаний и рефлексия помогают развивать организованность и самостоятельность у учащихся. Рефлексия способствует осознанию своих результатов и помогает учащимся спланировать самостоятельную работу над ошибками. Современные психологи этапу рефлексии и самооценки уделяют большое внимание. Важную роль здесь играет самоанализ учащихся по отношению к общей учебной деятельности и к своим индивидуальным результатам. Результатом является корректировка своих действий самими учащимися.
Таким образом, эффективность учебно-познавательной деятельности определяется компетентностью учителя, его профессиональными навыками в организации учебного процесса, и его представлениями о системе целей, знаний, умений, которые могут быть сформированы у учащихся с помощью его предмета. Исследование Н. В. Кузнецовой показало, что важную роль в определении критериев эффективности педагогической деятельности играет видение учителем возможностей своего предмета. Это влияет на организацию учебного процесса. Преподаватель, используя средства свей дисциплины, может сформировать научную картину мира, развить функциональную грамотность и творческое мышление. Для успеха в учебнопознавательной деятельности необходимо осознание учащимися цели предмета в целом и цели конкретного урока в частности. В то же время, осведомленность о целях исследования повышается, если преподаватель сообщает не только содержание исследования, но и методы получения знаний и их систематизации, описание в системе терминов, ориентацию в наглядных пособиях [20].
Таким образом, учебно-познавательная деятельность невозможна без профессионального результата. Другими словами, учащиеся должны обладать научными знаниями в виде понятий и суждений. Уметь работать с информацией: добывать, анализировать, сравнивать и делать выводы. В то же время обучение тесно связано со всеми другими видами деятельности и интегрирует их естественным образом. Именно поэтому учение является важнейшим средством образования, целостного развития личности.
Психолого-педагогические условия организации учебно
познавательной деятельности учащихся зависят от образовательной ситуации и среды. Эти позиции могут быть:
В организации учебно-познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет технология, используемая для обучения их умению решать всевозможные задачи проблемного плана, прибегая к активному поиску информации, и с элементами творческой трансформации в представлении заданий. Характерно, что количество решаемых задач не имеет принципиального значения для усвоения знаний, навыков и развития мышления. Исходя из этого, нам видится использование
Познавательная деятельность всегда была одним из ключевых аспектов успешного учебного процесса, именно поэтому модернизация системы российского образования выделило развитие познавательной деятельности как отдельную задачу. Требования к достижениям учащихся отражены во ФГОС «готовность и способность учащихся развивать свою собственную личность и личное самоопределение, развитие мотивации к обучению и целенаправленную познавательную деятельность» [26].
Познавательную деятельность изучали с древних времен. В античной Греции познавательную деятельность изучал раздел философии.
Большой вклад в изучение учебной и познавательной деятельности внесли такие ученые как Б. Г. Ананьев, В. В. Дрозина, Е. В. Коротаева, А. Н. Леонтьев, Г. И. Щукина, Б. Д. Эльконин и другие отечественные и зарубежные исследователи [9], [16], [29], [31].
Учебно-познавательная деятельность имеет четкую систему принципов и методов. Данная система помогает эффективно развивать познавательную деятельность учащихся в теоретическом и практическом направлении. Если сравнивать теорию познания и познавательную деятельность, то первая занимается изучением форм и методов познания, уточняет отношения между знанием и реальностью, возможностями и пределом познания. В то время как познавательная деятельность рассматривает не только методы познания, но и процесс, который происходит в разных формах и в разных направлениях деятельности.
-
В. Петровский считает, что чувства и восприятия предшествуют мышлению [21].
А. Н. Леонтьев определяет познавательную деятельность как «комплекс процессов, в ходе которых человек приобретает информацию, развивает навыки анализа и синтеза. Данные умения и навыки лежат в основе эффективного получения и обработки информации» [16].
-
В. Дрозина определяет познавательную деятельность как свойство личности, которое обладает определенным набором «когнитивных потребностей и глубоко значимых причин когнитивной деятельности, постоянным стремлением к открытию новых знаний, способов действия» [9, c. 258].
С точки зрения Г. В. Фадиной, познавательная деятельность - «это сознательная деятельность, направленная на распознавание окружающей действительности через такие ментальные процессы, как восприятие, мышление, память, внимание, язык» [25,
c.43].
По мнению В. А. Сластёнина, «познавательная деятельность
объединяет чувственное восприятие, практику и теоретическое мышление» [24].
Следует разобрать еще одно понятие - учебная деятельность. По мнению В. И. Андреева, учебная деятельность - «это деятельность учащихся, организованная преподавателем с целью повышения эффективности решения различных уровней педагогических задач, с помощью которых они приобретают знания и умения и развивают свои личностные качества» [1, c. 108].
-
Н. Землянская рассматривает учебную деятельность как «вид педагогической деятельности, в которой объединились признаки учебной и
познавательной деятельности» [11, c. 217]. Данная педагогическая
деятельность тесно связана с проектной работой учащихся.
Стоит отметить, что процесс обучения не может быть сосредоточен только на результатах. В процессе приобретения новых знаний важную роль играет потребность в обучении. В.С. Юркевич определяет потребность в знаниях как «потребность в деятельности, направленной на приобретение новых знаний» [33]. Потребность в знаниях только тогда развивается и становится постоянной, когда человек в процессе осуществления познавательной деятельности испытывает положительные эмоции. Это характерная особенность познавательной деятельности в отличие от другой умственной активности (например, потребность в достижении и потребность в признании). По мнению В.С. Юркевич, «само осуществление познавательной деятельности увеличивает познавательную
потребность» [33].
По мнению многих ученых понятие «познавательная деятельность» намного шире, нежели чем «учебная деятельность». Познавательная деятельность определяет совокупность процессов познания. Таким образом, осуществление учебной деятельности неразрывно связано с познавательной активностью.
Познавательная активность обучающихся происходит в учебнопознавательной форме. Рассмотрим учебно-познавательную деятельность и её составляющие.
Субъектом является ученик, объектом - социально-культурный опыт, который учитель передаёт ученику в процессе образовательной, познавательной и воспитательной деятельности.
Основные характеристики образовательной познавательной деятельности: субъектность, активность, объективность, целенаправленность и сознательность.
Субъект-субъектные отношения в учебно-познавательной
деятельности определяются тем, что деятельность осуществляют ученики, а планированием, организацией и контролем руководит учитель.
Важной составляющей учебно-познавательной деятельности, без которой она не может осуществляться, является активность учащихся. Активировать ее должен учитель, в этом заключается специфика учебнопознавательной деятельности. Поэтому учителю приходится быть не только ретранслятором знаний, умений и навыков, но и грамотным управленцем сложного процесса обучения.
Специфика учебно-познавательной деятельности определяется деятельностью педагога, которая направлена на организацию усвоения знаний, умений и навыков и на трансляцию социо-культурного опыта, а деятельность учащихся предполагает дальнейшее использование полученного опыта. Таким образом, предметом учебно-познавательной деятельности является передаваемый опыт и сфера применения этого опыта. Стоит отметить, что эффективное применение этого опыта предполагает владение системой знаний и методов действия, адекватное и творческое применение в знакомых и незнакомых ситуациях [4].
Цель для учебно-познавательной деятельности часто даётся извне, удовлетворяя тем самым социальный заказ общества.
Не стоит забывать, что познавательная активность учащегося напрямую зависит от его внутреннего состояния и потребности в учебной деятельности, а также от внешних условий, определяющих комфортную образовательную среду. Усвоение знаний, умений и навыков изучаемых предметов является одним из требований учебно-познавательной деятельности. А также формирование научной картины мира по изучаемым дисциплинам.
Учебно-познавательная деятельность имеет свою структуру. Рассмотрим структуру и ее характеристики:
Мотив
Деятельность только тогда повлияет на развитие ученика, когда имеет для него смысл и является социально-значимой. Другими словами трансформировать цель, поставленную извне, во внутренний мотив самого учащегося. Данный компонент определяет успех всего учебного процесса и его результат. Мотивами для учебно-познавательной деятельности могут выступать интерес, стремление к одобрению, боязнь наказания или неудачи и т.д. По мнению Д.Б. Эльконина, образовательная деятельность должна «побуждаться адекватными мотивами Это могут быть ... мотивы приобретения обобщенных способов действия или, проще говоря, мотивы их собственного роста, собственного самосовершенствования»[31]. Интерес к получению знаний можно считать основным мотивом учебнопознавательной деятельности. Это значит, что образовательная деятельность происходит сознательно для овладения системой знаний, умений и навыков. Если совпадают личные и профессиональные стороны учебной деятельности, то процесс обучения становится не только субъективно, но и социально значимым. Таким образом, интерес к учебно-познавательной деятельности играет важную роль в учебной деятельности, которая отвечает за ее эффективное осуществление.
Цель
Здесь стоит обратить внимание, что главная цель делится на ряд частных целей, которые появляются и достигаются со временем и при определённых условиях. Достижению целей способствуют конкретные мероприятия, которые формируют задачи. Последовательное выполнение задач приводит к необходимому результату. Каждый участник образовательного процесса должен решать эти задачи, если желает получить результат от выполняемой работы. В процессе достижения поставленных целей возникают и проблемы, которые необходимо проанализировать и разработать систему эффективных действий по их решению.
Действие
Выполнение любого задания требует от учащихся определенных действий. В процессе учебно-познавательной деятельности, например, ученик слушает объяснения учителя, читает учебный материал, изучает дополнительную литературу, выполняет лабораторные и практические работы и т.д. Учебный процесс предполагает, что учащиеся выполняют действия, которые приводят к выполнению конкретных заданий. Совокупность этих задач представляет собой процесс обучения в целом. Учебная задача - это совокупность тематической задачи и цели обучения. Стоит отметить, что одна тематическая задача может подходить нескольким темам обучения. Учебные задачи помогают конкретизировать цели учебного процесса, и тем самым, формируют у обучающихся положительную мотивацию.
Мониторинг и оценка
Мониторинг и оценка результатов является неотъемлемой частью учебно-познавательной деятельности. На данном этапе выполняется проверка учебных заданий, самостоятельных и контрольных работ, оценка их выполнения и уровень освоения. Преподаватель организует деятельность учащихся на этом этапе при помощи учебных заданий, например: аргументируйте свой ответ, найдите в тексте подтверждение, назовите правило, которое было использовано и так далее.
Рефлексия и коррекция действий
Рефлексия и контроль учебно-познавательной деятельности учащихся способствуют их организованности и самостоятельности. Контроль знаний и рефлексия помогают развивать организованность и самостоятельность у учащихся. Рефлексия способствует осознанию своих результатов и помогает учащимся спланировать самостоятельную работу над ошибками. Современные психологи этапу рефлексии и самооценки уделяют большое внимание. Важную роль здесь играет самоанализ учащихся по отношению к общей учебной деятельности и к своим индивидуальным результатам. Результатом является корректировка своих действий самими учащимися.
Таким образом, эффективность учебно-познавательной деятельности определяется компетентностью учителя, его профессиональными навыками в организации учебного процесса, и его представлениями о системе целей, знаний, умений, которые могут быть сформированы у учащихся с помощью его предмета. Исследование Н. В. Кузнецовой показало, что важную роль в определении критериев эффективности педагогической деятельности играет видение учителем возможностей своего предмета. Это влияет на организацию учебного процесса. Преподаватель, используя средства свей дисциплины, может сформировать научную картину мира, развить функциональную грамотность и творческое мышление. Для успеха в учебнопознавательной деятельности необходимо осознание учащимися цели предмета в целом и цели конкретного урока в частности. В то же время, осведомленность о целях исследования повышается, если преподаватель сообщает не только содержание исследования, но и методы получения знаний и их систематизации, описание в системе терминов, ориентацию в наглядных пособиях [20].
Таким образом, учебно-познавательная деятельность невозможна без профессионального результата. Другими словами, учащиеся должны обладать научными знаниями в виде понятий и суждений. Уметь работать с информацией: добывать, анализировать, сравнивать и делать выводы. В то же время обучение тесно связано со всеми другими видами деятельности и интегрирует их естественным образом. Именно поэтому учение является важнейшим средством образования, целостного развития личности.
Психолого-педагогические условия организации учебно
познавательной деятельности учащихся зависят от образовательной ситуации и среды. Эти позиции могут быть:
-
пассивное восприятие и усвоение информации, представленной извне; -
независимые активные исследования, изучение и использование информации; -
поиск, обнаружение и использование внешне организованной и контролируемой информации.
В организации учебно-познавательной деятельности учащихся решающее значение имеет технология, используемая для обучения их умению решать всевозможные задачи проблемного плана, прибегая к активному поиску информации, и с элементами творческой трансформации в представлении заданий. Характерно, что количество решаемых задач не имеет принципиального значения для усвоения знаний, навыков и развития мышления. Исходя из этого, нам видится использование