Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Система государственных органов Российской Федерации
1.1. Разграничение компетенции федеральных органов государственной власти
1.2. Система и компетенция органов государственной власти субъектов федерации
ГЛАВА II. Местное самоуправление в Российской Федерации
2.1. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
2.2. Компетенция органов местного самоуправления.
2.3. Гарантии и ответственность в системе местного самоуправления
Приведем лишь один пример. Статьей 25 ФЗ «Об общих принципах ...» от 28 августа 1995 г. был закреплен институт народной правотворческой инициативы — внесение населением в органы местного самоуправления проектов правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению. (Данный институт не только перенесен в ст. 26 ФЗ от 6 октября 2003 г., но и существенно конкретизирован). Следует отметить, что ст. 104 Конституции РФ не наделяет группы граждан правом законодательной инициативы в федеральном парламенте; не предусматривают аналогичного права и конституции (уставы) большинства субъектов Федерации. Казалось бы, налицо пример отличия местного самоуправления от государственной власти, качественно более широкого использования институтов непосредственной демократии на муниципальном уровне. Так обстоят дела в теории, а что же на практике?
На практике институт народной правотворческой инициативы не используется. Во-первых, органы местного самоуправления вправе отказать гражданам в принятии их инициатив без каких-либо оснований, по мотивам нецелесообразности, причем это решение не может быть каким-либо образом преодолено по воле населения в рамках рассматриваемого правового института. В этом его принципиальное отличие от используемого в правовой системе США института с аналогичным наименованием. Во-вторых, использование механизма правотворческой инициативы граждан в целях внесения проекта правового акта на рассмотрение органа местного самоуправления неоправданно сложно.
Так, внести проект правового акта в представительный орган муниципального образования может по просьбе инициаторов любой депутат, причем это не потребует от него никаких усилий. В этих условиях организовывать громоздкую (а в крупных муниципальных образованиях и весьма дорогостоящую) электоральную процедуру по сбору подписей с практической стороны бессмысленно. Излишне говорить о том, имеется ли хоть один шанс принятия представительным органом проекта правового акта, если внести его не пожелал ни один из депутатов.
Тем не менее, одну из функций данный правовой институт все же может выполнять; речь идет о пиар-функции. В целях политической рекламы, особенно в преддверии выборов, политики местного масштаба охотно будут организовывать сбор подписей под тем или иным популистским требованием. Однако полагать, что именно в этом заключается самоорганизация населения, самообман. Приведенный пример не отрицает как таковой ценности петиционного инструментария в системе народовластия, он лишь демонстрирует разрыв между благими пожеланиями правовой теории и действительностью.
Однако на практике принцип самостоятельности местного самоуправления не был реализован в полной мере. С одной стороны, были закреплены существенные правовые гарантии этой самостоятельности. ФЗ «Об общих принципах...» от 28 августа 1995 г., следуя логике Конституции, лишь рамочно урегулировал вопросы организации местного самоуправления; он предоставил возможность муниципальным образованиям самостоятельно определить структуру органов местного самоуправления и порядок их деятельности, разрешил многообразие схем территориальной организации местного самоуправления в субъектах Федерации, продекларировал самостоятельность местных бюджетов.
С другой стороны, органы местного самоуправления не получили обещанной им самостоятельности даже в тех вопросах, которые названы как имманентные местному самоуправлению самой Конституцией. Так, ст. 132 Конституции РФ предусматривает право органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы. Однако рамки закрепленных федеральным законодателем общих принципов налогообложения и сборов усекли более 90% этой самостоятельности, что было признано не противоречащим Конституции. Или, к примеру, органы местного самоуправления до сих пор не получили продекларированного той же статьей Конституции права самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка; так называемая муниципальная милиция осталась de jure и de facto федеральной.
В этих условиях насущными стали задачи обеспечения подлинной финансовой и хозяйственной самостоятельности местного самоуправления одновременно с усилением роли законодательного регулирования процессов его институционализации и осуществления.
Первоочередными мерами по укреплению структуры органов местного самоуправления и оптимизации их социально-экномической роли должны явиться:
- формирование местной экономики и финансовой базы;
- организация системы социальной защиты населения;
- укрепление организационно - структурной, финансово - экономической и территориальной основы местного самоуправления.
При неразвитости форм непосредственной демократии и объективной сложности их использования в сегодняшних экономических условиях только качественная законодательная база могла гарантировать эффективность местной власти и ее ответственность перед населением.
На наш взгляд, основным способом укрепления и поддержки процесса становления данной системы может явиться исключительно обеспечение государством самостоятельности органов местного самоуправления в рамках предоставленных законодательством компетенции.
Список использованной литературы
- Европейская хартия местного самоуправления ETS N 122 (Страсбург, 15 октября 1985 г.).
- Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - N 31. - Ст. 4398
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» // Собрание законодательства РФ. - 25.07.1994. - N 13. - Ст. 1447.
- Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 01.05.1995. - N 18. - Ст. 1589.
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.01.1997. - N 1. - Ст. 1.
- Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 22.12.1997. - N 51. - Ст. 5712.
- Федеральный закон от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 18.10.1999. - N 42. - Ст. 5005.
- Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 06.10.2003. - N 40. - Ст. 3822.
- Федеральный закон от 02.03.2007 г. №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» // Собрание законодательства РФ. - 05.03.2007. - N 10. - Ст. 1152.
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 29.12.2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
- Алексеев И.А. К вопросу о соотношении муниципально-правовой и конституционно-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - N 12. - С. 59 - 63.
- Верхотина Н.В. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Федерации // Законность. - 2015. - N 12. - С. 19 - 22.
- Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность: учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 200 с.
- Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / И. А. Василенко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 495 с.
- Кеня И.А. Механизм реализации публично-правовой ответственности органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - N 3. - С. 31 - 34.
- Конституционное право России: учебник для бакалавров / Л.А. Нудненко.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 616 с.
- Мирзоев М.Г. Некоторые конституционно-правовые способы влияния федеральной власти на формирование и деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - N 1. - С. 34 - 38.
- Муниципальное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Н. В. Постовой, В. В. Таболин, Н. Н. Черногор. – М.: ИД «Юриспруденция», 2015. – 448 с.
- Муниципальное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. Е. Чаннов. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 326 с.
- Трофимова Г.А. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: проблемы теории и правовой регламентации // Административное и муниципальное право. - 2016. - N 3. - С. 223 - 233.
- Трофимова Г.А. Система федеральных государственных органов в России // Административное и муниципальное право. - 2016. - N 5. - С. 423 - 432.
-
Алексеев И.А. К вопросу о соотношении муниципально-правовой и конституционно-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - N 12. - С. 59. ↑
-
Верхотина Н.В. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Федерации // Законность. - 2015. - N 12. - С. 19. ↑
-
Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность: учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013, стр. 85. ↑
-
Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / И. А. Василенко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013, стр. 120. ↑
-
Кеня И.А. Механизм реализации публично-правовой ответственности органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - N 3. - С. 31. ↑
-
Конституционное право России: учебник для бакалавров / Л.А. Нудненко.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016, стр. 86. ↑
-
Мирзоев М.Г. Некоторые конституционно-правовые способы влияния федеральной власти на формирование и деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - N 1. - С. 34. ↑
-
Муниципальное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Н. В. Постовой, В. В. Таболин, Н. Н. Черногор. – М.: ИД «Юриспруденция», 2015, стр. 126. ↑
-
Муниципальное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. Е. Чаннов. - М.: Издательство Юрайт, 2016, стр. 105. ↑
-
Трофимова Г.А. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: проблемы теории и правовой регламентации // Административное и муниципальное право. - 2016. - N 3. - С. 223. ↑
-
Трофимова Г.А. Система федеральных государственных органов в России // Административное и муниципальное право. - 2016. - N 5. - С. 423. ↑
-
Алексеев И.А. К вопросу о соотношении муниципально-правовой и конституционно-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - N 12. - С. 60. ↑
-
Верхотина Н.В. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Федерации // Законность. - 2015. - N 12. - С. 20. ↑
-
Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность: учебное пособие / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - 3-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013, стр. 125. ↑
-
Государственное и муниципальное управление: учебник для бакалавров / И. А. Василенко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2013, стр. 156. ↑
-
Кеня И.А. Механизм реализации публично-правовой ответственности органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - N 3. - С. 32. ↑
-
Конституционное право России: учебник для бакалавров / Л.А. Нудненко.- 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2016, стр. 205. ↑
-
Мирзоев М.Г. Некоторые конституционно-правовые способы влияния федеральной власти на формирование и деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - N 1. - С. 36. ↑
-
Муниципальное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Н. В. Постовой, В. В. Таболин, Н. Н. Черногор. – М.: ИД «Юриспруденция», 2015, стр. 210. ↑
-
Муниципальное право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / С. Е. Чаннов. - М.: Издательство Юрайт, 2016, стр. 215. ↑
-
Трофимова Г.А. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: проблемы теории и правовой регламентации // Административное и муниципальное право. - 2016. - N 3. - С. 226. ↑
-
Трофимова Г.А. Система федеральных государственных органов в России // Административное и муниципальное право. - 2016. - N 5. - С. 426. ↑
-
Алексеев И.А. К вопросу о соотношении муниципально-правовой и конституционно-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. - 2015. - N 12. - С. 62. ↑
-
Верхотина Н.В. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Федерации // Законность. - 2015. - N 12. - С. 21. ↑
-
Кеня И.А. Механизм реализации публично-правовой ответственности органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2015. - N 3. - С. 34. ↑
-
Мирзоев М.Г. Некоторые конституционно-правовые способы влияния федеральной власти на формирование и деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - N 1. - С. 37. ↑
-
Мирзоев М.Г. Некоторые конституционно-правовые способы влияния федеральной власти на формирование и деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. - 2016. - N 1. - С. 37. ↑
-
Трофимова Г.А. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления: проблемы теории и правовой регламентации // Административное и муниципальное право. - 2016. - N 3. - С. 228. ↑