Файл: Органы местного самоуправления.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, при определении системы органов местного самоуправления важно положить прочное основание ее действенному функционированию, что методологически связано с разделением властей. В буквальном смысле, ст. 10 Конституции РФ не связывает местное самоуправление этим принципом, поскольку ее формулировка охватывает законодательную, исполнительную и судебную ветви государственной власти. Но в местном самоуправлении также есть организационно обособленные, самостоятельные, наделенные собственной компетенцией органы, поэтому в определенном смысле положения ст. 10 Конституции РФ распространяются и на муниципальные образования. Примечательно, что на местном уровне наблюдается заметное сближение представительной и исполнительной ветвей власти, а судебная ветвь отсутствует вовсе. Однако это не может ставить под сомнение сам принцип разделенной и сбалансированной власти, который органически присущ современному конституционализму и применяется вне зависимости от уровня властеотношений.

2.2. Компетенция органов местного самоуправления.

Существуют различные точки зрения на вопрос о понятии компетенции, элементах ее составляющих. Так, Постовой Н.В. определяет компетенцию как установленную нормами конституций, законов, подзаконных актов совокупность прав и предметов ведения жителей муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления для осуществления функций и задач местного самоуправления. Алексеев А.П. и Братановский С.Н. определяют компетенцию как установленную нормами законодательства совокупность полномочий и предметов ведения жителей муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления для решения задач местного значения в осуществлении отдельных государственных полномочий[20].

Компетенция органа местного самоуправления является сложной правовой категорией, структура которой складывается из:

1) предметов ведения;

2) полномочий.

Предметы ведения местного самоуправления – это закрепленные в нормах муниципального права сферы жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.

Каждый орган местного самоуправления должен иметь своѐ «поле деятельности», воздействовать в соответствии со своими задачами и целями на определенные виды общественных отношений. Поэтому правовое регулирование компетенции органа местного самоуправления предполагает, прежде всего, обозначение круга его деятельности, тех сфер жизни муниципального образования, в которых действует данный орган.


Таким образом, предметы ведения, как структурный элемент понятия «компетенция», являются способом юридического обозначения тех сфер местной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа местного самоуправления.

Предметы ведения местного самоуправления:

1) финансово-экономическая сфера;

2) жилищно-коммунальное хозяйство;

3) социальная сфера;

4) охрана общественного порядка;

5) отдельные государственные полномочия.

Полномочия местного самоуправления – права и обязанности муниципального образования в определенных сферах деятельности.

Принципы определения компетенции.

Наиболее общие принципы определения компетенции органов местного самоуправления провозглашены в статье 4 Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 г., к ним относятся:

1. Основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются Конституцией или законом. Однако это не исключает предоставления органам местного самоуправления в соответствии с законом полномочий для выполнения конкретных задач.

2. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти.

3. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия, как правило, должны быть полными и исключительными. Они могут быть поставлены под сомнение или ограничены каким-либо другим центральным или региональным органом власти только в пределах, установленных Законом.

4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») определяет предметы ведения местного самоуправления в целом, устанавливая вопросы местного значения, которые находятся в ведении муниципальных образований. Предметы ведения конкретных органов местного самоуправления закрепляются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Федерации в уставах муниципальных образований, других нормативных правовых актах муниципальных образований, определяющих статус органов местного самоуправления (положениях, регламентах и т.д.).

Характеристика вопросов местного значения по Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:


1) В статье 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляется, что вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным выше федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; вопросы местного значения межпоселенческого характера - часть вопросов местного значения, решение которых в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и муниципальными правовыми актами осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления муниципального района самостоятельно.

2) Вопросы местного значения разделены по типам муниципальных образований на вопросы местного значения муниципального района, поселения, городского округа.

Существуют общие для всех видов муниципальных образований вопросы[21]:

1) принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений. Практика показывает, что в уставах муниципальных образований несмотря на тенденцию к унификации, можно отразить особенности местного характера. Однако часто уставы одного уровня муниципальных образований в пределах одного субъекта часто отличаются друг от друга только названием муниципальных образований;

2) издание муниципальных правовых актов;

3) установление официальных символов муниципальных образований;

4) создание муниципальных предприятий, учреждений, финансирование муниципальных учреждений;

5) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным предприятиям и учреждениям;

6) регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса (за исключением тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса – производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), установление надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса;

7) организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица;

8) принятие и организация планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования;


9) учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов;

10) формирование, утверждение, исполнение местного бюджета;

11) установление местных налогов и сборов;

12) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

13) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального назначения;

14) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования;

15) организаций библиотечного обслуживания населения;

16) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронений;

17) организация мероприятий по гражданской обороне, защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

18) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране жизни и здоровья;

19) осуществление полномочий собственника водных объектов в пределах, установленных законодательством;

20) осуществление земельного контроля за использованием земельных участков.

Особенные вопросы местного значения:

1) обеспечение малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий жилыми помещениями. Данное полномочие относится к исключительным полномочиям поселений.

2) обеспечение противопожарной безопасности относится к числу полномочий только поселения и городского округа;

3) сохранение памятников истории и культуры – подобных полномочий нет только у муниципальных районов;

4) организация обустройства мест массового отдыха жителей включена в перечень полномочий поселений и городских округов;

5) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в поселении и городском округе. Кроме того, городской округ обязан заниматься вопросами утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К ведению муниципальных районов отнесены только вопросы утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

6) организация освещения улиц и установка указателей с номерами домов и названиями улиц. Относится к ведению поселений и городских округов.

7) вопросы поддержания в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасности (относится к полномочиям городского округа);

8) создание аварийно-спасательных служб на территории поселения. У муниципального района такой обязанности нет.

9) различие в агропромышленной сфере вопросов местного значения в зависимости от уровня и вида муниципалитета. Для поселения речь идет о развитии сельскохозяйственного производства, создании условий для развития малого предпринимательства. Для городского округа – создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции. Муниципальный район должен создавать условия для развития сельскохозяйственного производства. Район не обременен заботами по созданию условий для развития малого предпринимательства.


10) организация предоставления субсидий малоимущим гражданам на оплату жилья. Муниципальные районы этим не занимаются.

11) организация охраны общественного порядка в муниципальном районе;

12) организация в муниципальном районе предоставления общедоступного и бесплатного начального образования, основного общего и специального образования в муниципальных районах и городских округах. К ведению поселений данное полномочие не относится.

13) оказание на территории муниципального района первичной скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях.

Органы местного самоуправления муниципального района обладают всеми полномочиями органов местного самоуправления поселения на межселенных территориях и в сельских населенных пунктах, не являющихся муниципальными образованиями.

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче последним отдельных полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципальных районов. Аналогично органы местного самоуправления муниципального района могут заключать договоры с органами поселений о передачи им полномочий. Названные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений[22].

При анализе вопросов местного значения следует отметить, что Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 14.1 установлено право органов местного самоуправления поселения на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения поселений, которое включает в себя следующие возможности:

  • создание музеев поселения;
  • участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
  • участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
  • осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;
  • создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных сообществ национально-культурных автономий;
  • совершение нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса (данное полномочий характерно только для поселений).