Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 167
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Система государственных органов Российской Федерации
1.1. Разграничение компетенции федеральных органов государственной власти
1.2. Система и компетенция органов государственной власти субъектов федерации
ГЛАВА II. Местное самоуправление в Российской Федерации
2.1. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
2.2. Компетенция органов местного самоуправления.
2.3. Гарантии и ответственность в системе местного самоуправления
В статье 15.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено право органов местного самоуправления муниципального района на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения муниципальных районов, которое включает в себя следующие возможности:
А) создание музеев муниципального района;
Б) участие в организации и финансировании проведения на территории района общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
В) участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
Г) создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных сообществ национально-культурных автономий;
Д) создание службы неотложной медицинской помощи в структуре медицинских учреждение в целях оказания на территории муниципального района первичной медико-санитарной помощи. Данное полномочие не характерно для поселений.
В статье 15.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» отсутствует право осуществления финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года; а также право совершения нотариальных действий, предусмотренных законодательством, в случае отсутствия в поселении нотариуса.
В статье 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено право органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городских округов, которое включает в себя следующие возможности[23]:
- создание музеев поселения;
- участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет;
- участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству;
- создание муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования (данное полномочий не закреплено ни за муниципальными районами, ни за поселениями);
- осуществление финансирования и софинансирования капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года;
- создание условий для осуществления деятельности, связанной с реализацией прав местных сообществ национально-культурных автономий.
Органы местного самоуправления поселения вправе решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только при наличии собственных материальных ресурсов и финансовых средств (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации).
Таким образом, компетенция органа местного самоуправления является сложной правовой категорией, структура которой складывается из:
1) предметов ведения;
2) прав и обязанностей этого органа.
Предметы ведения, как структурный элемент понятия «компетенция», являются способом юридического обозначения тех сфер местной жизни, которые определяются в качестве предмета властных действий органа местного самоуправления.
В зависимости от особенностей предметов ведения органы местного самоуправления можно подразделить на:
а) органы общей компетенции;
б) органы специальной компетенции.
Принципы определения компетенции органов местного самоуправления провозглашены в ст. 4 Европейской Хартии местного самоуправления.
Предметы ведения местного самоуправления – это закрепленные в нормах муниципального права области жизнедеятельности населения муниципального образования, на которые распространяется его юрисдикция.
Вопросы местного значения, находящиеся в ведении муниципальных образований, установлены федеральным законом от 6 октября 2003 года, законами субъектов федерации и другими нормативными правовыми актами РФ.
2.3. Гарантии и ответственность в системе местного самоуправления
Вопрос гарантий местного самоуправления не раз являлся предметом рассмотрения в конституционной и муниципальной отраслях права, однако единого подхода к самому понятию гарантий местного самоуправления по-прежнему не выработано и, как следствие, отсутствует исчерпывающее их определение.
В теории права понятие гарантии местного самоуправления - это совокупность правовых норм, гарантирующих осуществление местного самоуправления.
Гарантии местного самоуправления выступают как условия, средства, механизмы, которые обеспечивают реальность прав и обязанностей местного самоуправления, возможность их реализации и наличие правовых средств их защиты.
Необходимым условием гарантий местного самоуправления является их нормативное закрепление. Гарантии местного самоуправления направлены на обеспечение реализации прав местного самоуправления. Важным элементом системы гарантий местного самоуправления являются механизмы судебной защиты местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации и Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» регулируют положения о гарантиях и защите прав местного самоуправления. Судебная защита местного самоуправления является одной из важнейших конституционных гарантий местного самоуправления.
Провозглашая местное самоуправление одной из основ конституционного строя, законодатель, с одной стороны, ведет речь о правах местного самоуправления как о его гарантиях, с другой же стороны, рассматривает местное самоуправление в качестве средства обеспечения права населения на самостоятельное решение вопросов местного значения, способа обеспечения непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина[24].
Система гарантий местного самоуправления включает в себя отдельные подсистемы: общие и специальные (собственно юридические) средства и институты обеспечения реальных возможностей осуществления местного самоуправления.
Подсистемы общих гарантий обусловлены сложившимися господствующими общественными отношениями экономического, социального, политического характера и связаны с конкретными юридическими механизмами функционирования местного самоуправления через общественные связи публичного управления общественной жизнью. В нее входят экономические, политико-правовые, социальные, организационные, духовно-культурные гарантии.
Экономическими гарантиями местного самоуправления являются сложившееся в России единство экономического пространства, поддержка конкуренции, предпринимательской и иной экономической деятельности, многообразие и равноправие форм собственности, включая и муниципальную собственность, их равная правовая защита, обеспечивающие формирование устойчивой материально-финансовой базы местного самоуправления.
К экономическим гарантиям местного самоуправления относятся:
- признание и равная защита государством муниципальной собственности наряду с иными формами собственности (ст. 8 Конституции РФ);
- возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов (ст. 9 Конституции РФ);
- самостоятельное решение населением вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст. 130, 132 Конституции РФ);
- право установления местных налогов и сборов (ст. 132 Конституции РФ);
- право на дотации и субвенции (ст. 36, 37 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Политико-правовые гарантии местного самоуправления - это совокупность правовых норм, обеспечивающих деятельность всей системы местного самоуправления, которые регулируются Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными актами, законами и подзаконными актами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и преследуют достижение общей цели - обеспечение полноценной деятельности местного самоуправления в решении вопросов местного значения, а также защиту местного самоуправления, в том числе и судебную.
К политико-правовым гарантиям местного самоуправления можно отнести[25]:
- разделение властей по вертикали, как составная часть политико-правового режима государства, частью которого можно считать отделение муниципальной власти (ст. 10, 12 Конституции РФ);
- разграничение полномочий между Российской Федерацией, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;
- признание публичного характера муниципальной власти.
Социальные гарантии местного самоуправления создают условия для общественного развития на территории того или иного муниципального образования.
К социальным гарантиям местного самоуправления можно отнести:
- развитие системы социальных служб;
- установление пособий и субсидий;
- поддержка семьи, материнства и детства.
Организационные гарантии местного самоуправления создают условия для осуществления и проявления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии.
К ним можно отнести:
- самостоятельность местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
- выделение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти;
- решение вопросов самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления.
Под культурно-духовными гарантиями, в т.ч. местного самоуправления, понимается осознание населением системы культурных ценностей и ориентаций человека в обществе, в т.ч. и в решении вопросов местного значения.
К культурно-духовным гарантиям местного самоуправления можно отнести:
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования;
- охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории муниципального образования.
Подсистема специальных (юридических) гарантий местного самоуправления представляет собой совокупность правовых норм, обеспечивающих возможность эффективной реализации прав местного самоуправления и закрепляющих правовые возможности их защиты, в т.ч. судебной.
В российском законодательстве специальные (юридические) гарантии получают закрепление в виде конкретных требований, адресованных всем возможным субъектам конституционно-правовых отношений:
1) формально-юридические, представляющие собой закрепление местного самоуправления, его прав и гарантий в нормативных актах, в т.ч. в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ;
2) судебные - право на обращение в судебные органы с соответствующими обращениями; судебный порядок отмены решений, принятых населением или органами местного самоуправления;
3) ограничительные, представляющие собой запрет на ограничение прав муниципальных образований, закрепленных в Конституции РФ и федеральными законами.
В правовом государстве, каковым является Российская Федерация, правосудие осуществляется только судом, который правомочен объективно и независимо от какого бы то ни было влияния, на основе Конституции и законов, а также установленных законом процедур решать споры о нарушенном праве. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Правовая, в т.ч. судебная, защита нарушенных прав местного самоуправления и прав граждан на осуществление местного самоуправления включает в себя следующие гарантии[26]:
1. Гарантии обеспечения исполнения муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на их территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, государственными органами, органами местного самоуправления, а также должностными лицами и гражданами.