Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. Система государственных органов Российской Федерации
1.1. Разграничение компетенции федеральных органов государственной власти
1.2. Система и компетенция органов государственной власти субъектов федерации
ГЛАВА II. Местное самоуправление в Российской Федерации
2.1. Система органов местного самоуправления и их роль в обществе
2.2. Компетенция органов местного самоуправления.
2.3. Гарантии и ответственность в системе местного самоуправления
За неисполнение муниципальных правовых актов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность привлечения к ответственности граждан, руководителей организаций, должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
2. Гарантии ответственности за ущерб, причиненный в результате неисполнения муниципальных правовых актов. Предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, их должностные лица, граждане несут перед органами местного самоуправления материальную ответственность в виде возмещения убытков, компенсации, штрафов, взыскиваемую в судебном порядке, за ущерб, причиненный муниципальному образованию, интересам населения в результате неисполнения решений органов местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий.
3. Гарантии судебного обжалования законов и иных нормативных правовых актов федерального и регионального (субъектов Российской Федерации) уровней по вопросам местного самоуправления. Если орган местного самоуправления полагает, что федеральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо соответствующий акт субъекта Российской Федерации по вопросам организации местного самоуправления и установления прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции РФ, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, этот вопрос разрешается соответствующим судом (ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
4. Гарантии судебного обжалования муниципальных правовых актов. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом. Иски о признании таких актов недействительными подаются в суд или арбитражный суд и рассматриваются в порядке, предусмотренном положениями гл. 25 Гражданского процессуального кодекса РФ. Таким образом, гражданами, органами местного самоуправления, прокурором, уполномоченными федеральным законом органами государственной власти в судебном порядке может быть обжаловано решение о проведении местного референдума, а также принятое на местном референдуме решение; решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, включая и решения схода граждан.
5. Гарантии судебной защиты прав граждан и органов местного самоуправления при принятии устава муниципального образования. Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в суде.
6. Гарантии судебной защиты прав и интересов муниципального образования при временном осуществлении органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления. Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает возможность обжалования в судебном порядке решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принятых по вопросам временного осуществления отдельных полномочий органов местного самоуправления, в т.ч. по вопросам введения временной финансовой администрации.
7. Гарантии судебной защиты прав граждан на осуществление местного самоуправления и иных прав граждан на территории муниципального образования. Гражданин вправе обратиться в суд с иском о восстановлении нарушенных прав на участие в местном самоуправлении в случае, если допускается какое-либо ограничение его прав по политическим убеждениям, расовой и национальной принадлежности, социальному происхождению, должностному или имущественному положению, принадлежности к общественному объединению.
Действующее законодательство закрепляет право граждан на обращение за судебной защитой при нарушении их прав в связи с организацией и проведением муниципальных выборов. Например, в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо местного самоуправления либо избирательная комиссия муниципального образования не назначит в установленный срок выборы депутатов или выборных должностных лиц, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора - назначаются соответствующим судом[27].
В случаях, прямо предусмотренных законом, органы местного самоуправления вправе обращаться в суд за защитой прав жителей муниципального образования. Так, в соответствии с Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 «О защите прав потребителей» органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей обращаются в суды с исками о признании противоправными действий продавца и прекращении таких действий.
Таким образом:
1. Гарантии местного самоуправления являются одним из необходимых условий, характеризующих основные признаки конституционно-правового института судебной защиты местного самоуправления.
2. Только законодательно закрепленные гарантии местного самоуправления способны оказывать реальное воздействие на институт судебной защиты местного самоуправления.
3. Судебные гарантии местного самоуправления являются способом реального обеспечения конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления, состоящего из предусмотренной законом совокупности процессуальных действий, осуществляемых органами судебной власти и направленных на восстановление нарушенного или оспариваемого права.
4. Гарантии местного самоуправления позволяют обеспечить реализацию и эффективную правовую защиту местного самоуправления.
5. Система гарантий местного самоуправления представляет собой систему правовых мер, направленных на защиту прав местного самоуправления.
Конституция РФ содержит основополагающий принцип в области соотношения норм международного и внутреннего (национального) права, в соответствии с которым общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международными договорами РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются нормы международных договоров. Таким образом, Конституция РФ закрепила "приоритет" международных договоров РФ перед нормами национального законодательства, а это означает, что правоприменители не только вправе, но и обязаны применять нормы международного права при разрешении конкретных споров, если возникает коллизия международного и национального права.
Органы и должностные лица местного самоуправления являются низовым звеном управления в системе государства, и их ответственность за свою деятельность служит непосредственной и реальной гарантией надлежащего исполнения обязанностей.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», обосновывает возможность привлечения органов и должностных лиц местного самоуправления к ответственности перед такими субъектами, как государство, население и физические и юридические лица (ст. 70). Ответственность перед последними традиционно относится к гражданско-правовой ответственности.
Ответственность перед государством указывает на возложение ответственности от имени Российской Федерации соответствующими государственными органами, в частности судом, а ответственность перед населением - на принятие решения населением прямо или опосредованно (через избранный им орган).
Ответственность же перед юридическими и физическими лицами также является ответственностью, налагаемой государственными органами от имени Российской Федерации.
Если в результате незаконных действий (бездействия), принятия акта, противоречащего закону, органами и должностными лицами местного самоуправления причиняется имущественный ущерб, он подлежит возмещению за счет казны муниципального образования
Согласно нормам выше упомянутого закона подлежат ответственности[28]:
1) органы местного самоуправления, депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления перед населением (ч. 1 ст. 71);
2) представительный орган местного самоуправления перед законодательным органом государственной власти субъекта РФ (ст. 73);
3) глава муниципального образования и глава местной администрации перед высшим должностным лицом субъекта РФ (ст. 74);
4) глава муниципального образования перед представительным органом местного самоуправления, как избранный представительным органом, так и получивший свою должность в ином порядке (ст. 74.1).
Еще одним видом ответственности называется внутрикорпоративная ответственность, которая, как предполагается, возникает в каждом отдельном муниципальном образовании между органами местного самоуправления, между органами и должностными лицами местного самоуправления, а также внутри органов местного самоуправления.
Однако понятие «внутрикорпоративная ответственность местного самоуправлении» можно расширить и на другие уровни власти - федеральному и региональному.
Федеральным законом об общих принципах организации местного самоуправления в РФ, в частности, установлены достаточно краткие основания ответственности перед государством:
1) факт неисполнения решения суда, подтвержденный в судебном порядке (ст. 73);
2) непринятие мер по исполнению решения суда (ст. 74);
3) решения, действия (бездействие), повлекшие (повлекшее) наступление финансовых правонарушений, служащих основанием для временного исполнения отдельных полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти (п. 1 ч. 2 ст. 74.1);
4) неисполнение в течение трех месяцев и более обязанностей по решению вопросов местного значения, переданных государственных полномочий (п. 2 ч. 2 ст. 74.1);
5) неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом муниципального образования, данная два раза подряд (п. 3 ч. 2 ст. 74.1);
6) несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (п. 4 ч. 2 ст. 74.1);
7) допущение главой муниципального образования, местной администрацией, иными органами и должностными лицами местного самоуправления муниципального образования и подведомственными организациями массового нарушения государственных гарантий равенства прав и свобод человека и гражданина в зависимости от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, если это повлекло нарушение межнационального и межконфессионального согласия и способствовало возникновению межнациональных (межэтнических) и межконфессиональных конфликтов (п. 5 ч. 2 ст. 74.5 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в РФ).
На основании выше изложенного можно сказать, что теоретическое обоснование и правовое регулирование ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления должны получить в дальнейшем наиболее четкий характер.
Заключение
Безусловно, развитие форм демократического Участия граждан в решении вопросов местного значения является и должно остаться важнейшим императивом муниципального права. Однако можно назвать юридическим романтизмом представления о том, что реальное российское местное самоуправление сегодня является самоорганизацией и самодеятельностью населения. Более того, не следует полагать, что соответствующие идеи муниципально-правовой науки можно будет воплотить в жизнь в исторически короткие сроки. К сожалению, для этого пока нет необходимых социальных и экономических предпосылок. Попытки же закрепить в позитивном праве схемы, не отвечающие потребностям практики, неизбежно обречены на провал. Практика отторгает надуманные построения юридической теории.
Территориальное общественное самоуправление (ТОС) на уровне микрорайонов города и дворов оказалось формально «пристегнутым» к местному самоуправлению, но фактически лишенным финансовой базы и возможности влиять на принятие публично-властных решений. В ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ (далее «Об общих принципах...» от 28 августа 1995 г.) должным образом не был урегулирован вопрос о порядке регистрации органов ТОС в качестве юридических лиц. В результате в тех регионах, где эти органы все-таки смогли обрести статус юридического лица, они были зарегистрированы, как правило, в форме общественных объединений. То есть деятельность органов ТОС по сути свелась к реализации права граждан на объединение, а не к участию в осуществлении местной публичной власти.