Файл: Акты применения права понятие, особенности, виды по дисциплине Теория государства и права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
действовать в строгих рамках своей компетенции, не присваивая себе полномочий, которые не зафиксированы в законе.

Требование законности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента:

1) соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело, требований подведомственности, подсудности и т.д.;

2) строгое соблюдение всех процессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения и т.д.;

3) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы, которая действует в данном случае;

4) вынесение решения по делу в строгом соответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Обоснованность - это означает, что:

  • должны быть выявлены все относящиеся к делу факты;

  • данные факты должны быть тщательно и объективно изучены и признаны достоверными;

  • все недоказанные и сомнительные факты не должны быть приняты во внимание и отвергнуты.

Целесообразность. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными решением вопроса. Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности с ссылками на целесообразность.

Второй аспект целесообразности в праве - это соответствие деятельности и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их. В пределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.

Орган, применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должен в то же время действовать инициативного максимальным учетом особенностей места и времени исполнения, разумно распределяя кадры и т.д.


Справедливость - это требование к актам применения права, отражает идею о социальной справедливости общества, означает осознание правильности решения дела с точки зрения интересов народа и государства, убежденность лица применяющего права, а также окружающих в том, что принятое решение служит интересам трудящихся, а также наиболее полно и последовательно отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений.


Заключение
В результате проведенного исследования можно прийти к следующим выводам:

1. Правоприменительный акт – государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом права по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав и юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормального осуществления.

К основным признакам правоприменительных актов относятся:

  • акт применения права имеет властный характер и охраняется принудительной силой государства;

  • акт применения – это индивидуальный правовой акт;

  • правоприменительные акты должны быть законными, выноситься в строгом соответствии с законом, опираться на определенные нормы права;

  • акты применения норм права издаются в установленном законом форме и имеют точное наименование.

2. Большинство актов применения права являются актами – документами. В них есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций. Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках, прежде всего науках процессуального права – уголовного, гражданского, административного права.
3. Эффективность правоприменительных актов зависит от их юридической и фактической обоснованности, от качества применяемого нормативного акта, законности и действенности их содержания, полноты учета всех возможных последствий, целесообразности, а также от качества организации принятия решения и его реализации.

Любая деятельность плодотворна и эффективна, когда осуществляется с полным пониманием дела. Выявление эффективности правоприменительного акта связано с определением целей издания данного акта, результатов его действия, соизмерения результатов с целями и неизбежными издержками. Полная эффективность правоприменительного акта достигается, когда все его цели, и ближайшие и отдаленные, и конечные, достигнуты с минимальным ущербом для общества, небольшими экономическими затратами, в оптимальные сроки.



4. Правоприменительные акты должны отвечать требованиям законности, целесообразности, обоснованности и справедливости.


Список используемых источников и литературы

  1. Административный кодекс Российской Федерации. М., 2004.

  2. Антипова Т. Правила применения нормативных правовых актов // Право и экономика. 2004. № 11. С. 3-6.

  3. Арзамаскин Н. Н. Реализация норм права // Теория государства и права. 1996. С. 75-78.

  4. Венгеров А. Б. Теория государства и права. М., 2000. С. 528 .

  5. Витрук Н.В. Акты применения в механизме реализации прав и свобод личности // Правоведение. 2002. -№2. С. 23-29.

  6. Конституция Российской Федерации. М., 2003.

  7. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М., 1998. С. 384.

  8. Общая теория государства и права. / Под ред. В. В. Лазарева. – М., 1996. С. 458

  9. Теория государства и права. / Под ред. проф.В. М. Корельского и проф. В. Д. Перевалова. М., 2002. С. 616

  10. Теория государства и права. / Под ред. М. Н. Марченко. 2000. С. 624.

  11. Теория государства и права: Академический курс в 2-х томах. Т. II. М., 2002. С. 315.

  12. Тихомиров Ю. А. Правоприменение: от стихийности к системе // Журнал российского права. 2007. № 12. С. 27-36.

  13. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: 2004.

  14. Формы реализации права. Применение правовых норм // Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 1996. С. 258-275.

  15. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник. М., 2002.С. 420.

  16. Четвертин В. А. Понимание права и государства. Введение в курс теории права и государства. М.,1997. С. 284.

  17. Юсупов В.А. Правоприменительная деятельность органов управления. М., 1999. 261 с.

  18. Яковлев В. Ф. О системном применении права // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2007. № 3. С. 4-10.