Файл: Структура органов местного самоуправления и оценка их деятельности (Теоретические основы изучения органов местного самоуправления).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы изучения органов местного самоуправления
1.2. Структура органов местного самоуправления
Глава 2. Анализ организации местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе
2.1. Анализ деятельности местного самоуправления в Российской Федерации
2.2. Полномочия органов местного самоуправления и их перераспределение РФ
2.3. Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ
Глава 3. Совершенствование деятельности органов местного самоуправления в РФ
40 городских округов имеют статус Закрытой административно-территориальной единицы, 12 городских округов и один внутригородскиймуниципальный округ в Москве (ранее Троицкий городской округ) - статус научного города. По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, муниципалитеты 2013 года классифицируются как районы Крайнего Севера и равные им территории, 467 - приграничные, 302 - территории традиционного природопользования, 82 - территории опережающее социально-экономическое развитие, 52 - в свободные порты, 3 - в инновационные научно-технические центры.
Наименьшее зарегистрированное количество жителей муниципального образования составляет 2 человека в сельском поселении Михайловского сельсовета Емельяновского района Красноярского края, самое большое - 1,6 миллиона жителей в Новосибирском городском округе.
Муниципалитет, население которого составляет 8–10 тысяч человек, обычно стремится к статусу городского поселения, а население 25–30 тысяч человек - к статусу городского округа (хотя исключения не являются редкостью).
Площадь городских округов составляет от 1 кв. км (село Горный Забайкальский край) до 91,8 тыс. кв. км (Среднеканский городской округ Магаданской области), муниципальные районы - от 33 кв. км. км (Светлогорский муниципальный район Калининградской области) до 880 тыс. кв. км (Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район Красноярского края). Площадь более 80 процентов муниципальных районов и более 90 процентов городских округов находится в пределах 10 тысяч квадратных километров, что соответствует квадрату со стороной 100 километров и, если есть дороги или другие средства связи, обеспечивает жителям периферийных населенных пунктов доступ к административным центрам туда и обратно на один день. В то же время более 60 процентов сельских поселений занимают площадь более 100 квадратных километров, что соответствует площади со стороной 10 километров и ставит под сомнение реализацию принципа пешеходной доступности сельских населенных пунктов.
В течение 2017 года (с учетом законов субъектов Российской Федерации, вступивших в силу в этот период) в территориальную организацию местного самоуправления было внесено 485 изменений, в том числе 346 изменений в границах муниципальных образований в пределах субъект Российской Федерации, 134 случая преобразования муниципальных образований и 5 случаев отмены населенных пунктов (4 в Иркутской области, 1 в Камчатской области). Из 134 случаев трансформации 100 были союзы сельских поселений, которые получили широкое распространение в Вологодской, Курганской, Рязанской, Смоленской, Тверской областях, а в некоторых регионах проводились спорадически. Еще 5 случаев трансформации связаны с объединением городских и сельских поселений, 2 случая - с присоединением населенных пунктов к городским округам.
Комбинированные преобразования, связанные с объединением всех населенных пунктов, являющихся частью муниципального района, в одно городское поселение с одновременным статусом городского округа, были массово проведены в Московской области (6 преобразований в конце 2017 - начале 2018 года, 5 преобразований в в середине 2017 г.) и Ставропольском крае (8 преобразований в мае 2017 г.), отдельные преобразования такого рода произошли в Нижегородской области (Перевозский район) и Тверской области (Осташковский район). В начале 2017 года преобразование Углегорского муниципального района в городской округ было завершено, в результате чего Сахалинская область стала вторым после Магаданской области субъектом Российской Федерации, вся территория которого распределяется между районы города.
Другим видом комбинированных преобразований (объединение всех населенных пунктов одного муниципального района с существующим городским округом) является фактически поглощение этим городским округом территории смежного муниципального района и его поселений. Подобные преобразования в 2017 году проводились дважды - в Московской области (Коломенский городской округ) и в Ставропольском крае (Георгиевский городской округ).
Самая оживленная общественная дискуссия была вызвана преобразованием муниципальных районов в городские районы, которые в Московской области колебались в течение последних нескольких лет. В ходе «осенней волны» 2016 года городские районы были сформированы на территориях Зарайского, Красногорского, Луховицкого, Люберецкого, Рузского и Павлово-Посадского муниципальных районов (законы вступили в силу в начале 2017 года), в течение 2017 года также были сформированы городских округов на базе Истринского, Клинского, Наро-Фоминского, Ступинского, Чеховского, Шатурского муниципальных районов.
Процесс формирования новых городских округов продолжился в 2018 году: в Московской области 3 городских округа были сформированы на базе муниципальных районов (Дмитровский, Можайский, Орехово-Зуевский), еще 2 - в Тверской области (Кашинский и Нелидовский). Процесс формирования городских округов в Пермском крае и Белгородской области начался (6 новых городских округов в начале 2018 года), в Калининградской области близится к завершению (2 из 3 оставшихся муниципалитетов уже приняли акты преобразования в начале 2018 года) ). Дальнейшее сохранение и расширение в средне- и долгосрочной перспективе тенденции формирования новых городских округов, особенно на слабо урбанизированных территориях, может означать частичный отход от двухуровневой системы организации местного самоуправления.
Динамика изменений, внесенных в 2017 году и затрагивающих в общей сложности 26 из 85 субъектов Российской Федерации, подтверждает ранее выявленные тенденции снижения количества муниципальных образований (-399) и, прежде всего, в сельских населенных пунктах (-348 ), а также в увеличении количества городских округов (+27). В то же время следует отметить, что эти преобразования в масштабах Российской Федерации не носят массовый характер и существенно затрагивают территории только отдельных субъектов Российской Федерации.
Таким образом, после завершения процедур принятия органами местного самоуправления и государственной регистрации преобразованных (вновь образованных) муниципальных образований в территориальных органах Министерства юстиции России эти муниципальные образования включаются в государственный реестр муниципальных образований. По состоянию на 1 марта 2017 года в указанный регистр включены 21 961 муниципалитет, в том числе 1758 муниципальных районов, 1544 городских и 17 785 сельских поселений, 585 городских округов, 3 городских округа с внутригородским делением, 19 внутригородских районов в городских округах, 267 внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения.
2.2. Полномочия органов местного самоуправления и их перераспределение РФ
Основной перечень локальных вопросов установлен статьями 14, 15, 16 и 16.2 Федерального закона № 131-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральным законом № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах Организация законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации »и Федерального закона« Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации »(далее - Федеральный закон № 136-ФЗ) и др. В 2017 году местные законы для городских поселений, 13 для сельских поселений (оставшиеся 26 местных вопросов в сельских поселениях решаются органами местного самоуправления муниципальных районов), 39 для муниципальных районов, 43 для городских округов, 13 - для внутригородских районов.
В 2017 году и в начале 2018 года в списки местных вопросов не было внесено никаких существенных изменений (были уточнены только определенные формулировки), количество локальных вопросов не изменилось. С 1 января 2017 года местный выпуск городского поселения, муниципального района и городского округа, сформулированный как «до 1 января 2017 года, предоставляет работнику, работающему в качестве участкового сотрудника полиции, и его семье для проживания на период обязанности работника на этой должности »(пункт 33.2 части 1 статьи 14, пункт 8.2 части 1 статьи 15, пункт 9.2 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ) утратил силу в связи с истечением срока его действия, установленного законодателем.
В то же время Федеральный закон № 131-ФЗ позволяет расширить перечень вопросов местного значения сельских населенных пунктов с 13 до 25 (с 2017 года по факту 24), а внутригородских - в перечень вопросов местного значения. городской округ.
Расширенные списки локальных выпусков сельских населенных пунктов действуют в 61 субъекте Российской Федерации. Практически во всех субъектах Российской Федерации, принявших такие законы, одинаковые полномочия закреплены за всеми сельскими поселениями. Исключение составили Иркутская, Ленинградская, Ростовская и Тюменская области, а также Ямало-Ненецкий автономный округ, в которых использовался дифференцированный подход к поселениям в разных муниципальных образованиях. В 2017 году дополнительные локальные выпуски были присвоены 13,9 тыс. Населенных пунктов, а в 2018 году - 13,6 тыс.,что составило соответственно 77% от их общего количества. При этом 9,6 тыс. Населенных пунктов в 2017 году и 9,1 тыс. Населенных пунктов в 2018 году было выделено более 10 дополнительных местных выпусков, а 1,4 тыс. Населенных пунктов в 2017 году и 2,2 тыс. Населенных пунктов в 2018 году - все вопросы местного значения населенных пунктов (за исключением вопросы, которые не разрешены сельским законодательством для федеральных поселений).
Кроме того, договорный механизм передачи определенных полномочий для решения определенных вопросов местного значения в соответствии с соглашениями между органами местного самоуправления муниципальных районов и поселениями, принадлежащими им, остается важным. Этот механизм почему-то востребован более чем двумя третями муниципалитетов. Так, согласно информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в 2017 году 828 муниципальных районов передали часть полномочий по решению своих местных вопросов 259 городским и 7,6 тыс. Сельским поселениям; в 2018 году соответственно 804 муниципальных района передали часть своих полномочий 237 городским и 7,2 тысячам сельских поселений.
В 2017 году местные власти 1134 городских и 13,4 тысяч сельских поселений передали часть своих полномочий 1414 муниципальным округам. В 2018 году 1092 городских и 13,4 тысячи сельских поселений передали свои полномочия 1419 муниципальным округам. В то же время около 5,8 тыс. Населенных пунктов в 2017 г. и около 5,6 тыс. Населенных пунктов в 2018 г. частично или полностью передали муниципальным округам свои полномочия в бюджетно-финансовой сфере, более 4,8 тыс. Населенных пунктов в 2017 г. и более 3,9 тыс. Населенных пунктов в 2018 год - полномочия в области городского планирования, территориального планирования, землепользования и застройки, более 800 населенных пунктов в 2017 году и более 700 поселений в 2018 году - полномочия по благоустройству территории, более 700 поселений в 2017 году и более
600 населенных пунктов в 2018 году - полномочия по решению 11 и более локальных вопросов.
Законы Республики Дагестан, Самарской и Челябинской областей определяют полномочия городских округов с внутригородским делением Махачкала, Самара и Челябинск и их внутригородских районов. В то же время 3 локальных номера полностью отнесены к внутригородским районам в махачкалинском городском округе, 4 вопроса в Самарском городском округе и 11 вопросов в Челябинском городском округе, еще 13, 15 и 21 местный вопрос соответственно, при условии разделения отдельных полномочий для их решения с внутригородских зон, входящих в их состав.
Законы о перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (с передачей полномочий по решению местных вопросов от органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации), принятые в составе о реализации нормативных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренных Федеральным законом № 136-ФЗ, в 2017 году они действовали в 44 субъектах Российской Федерации и затронули 3,8 тыс. муниципальных образований; в 2018 году такие законы уже действуют в 47 субъектах Российской Федерации и затрагивают 4200 муниципалитетов (с 2017 года законы о перераспределении полномочий в Республике Коми, Республике Северная Осетия - Алания, Белгород, Калининград и Тверь регионов), и с 2018 года в Хабаровском крае, Вологодской области, Еврейской автономной области).
Полномочия распоряжаться (предоставлять) земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, закреплены
муниципальные районы, городские поселения и городские округа 2017 - 2018 годы частично или полностью выведены из муниципалитетов по законам 28 субъектов Российской Федерации. В ряде регионов они затронули только административные центры субъектов Российской Федерации (города Архангельск, Белгород, Барнаул, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Курск, Кызыл, Липецк, Тула, Элиста, Якутск), в некоторых регионы - определенная группа муниципалитетов (Приморский край, Иркутск, Тюмень
и Псковская область). Несколько реже объектом перераспределения становятся полномочия органов местного самоуправления в области архитектуры, градостроительства и территориального планирования (включая полномочия по утверждению генеральных планов, правил землепользования и застройки, выдачи разрешений на строительство и т. Д.), Электроэнергии, газо- и водоснабжение территорий, природопользование, дорожная деятельность, транспортные услуги для населения, торговля и реклама.