Файл: Структура органов местного самоуправления и оценка их деятельности (Теоретические основы изучения органов местного самоуправления).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законы, предусматривающие повсеместное перераспределение значительного (от 11 и более) объема полномочий органов местного самоуправления по решению местных вопросов сразу в нескольких областях, действуют в 4 субъектах Российской Федерации - Московской, Орловской и Ульяновской областях, а также как Ненецкий автономный округ. Наиболее распространенной практикой является перераспределение группы полномочий в одной или нескольких смежных областях, затрагивающих все муниципалитеты определенного типа (типа). В то же время в некоторых субъектах Российской Федерации (Удмуртская Республика, Забайкальский, Камчатский и Приморский края, Волгоградская, Иркутская, Кемеровская и Тюменская области) перераспределение полномочий затрагивает ряд муниципалитетов, сгруппированных по территориальному принципу ( например, Владивостокская агломерация в Приморском крае, приграничные муниципалитеты в Псковской области и т. д.). Так или иначе, перераспределение полномочий

Это не массовое явление, и как инструмент регулирования он применяется очень локально.

Принципиально иная ситуация возникла с механизмом наделения местных органов власти отдельными государственными полномочиями (делегирование полномочий) с предоставлением местным органам власти субвенций для их реализации. Законы о полномочиях органов местного самоуправления с раздельными государственными полномочиями приняты в 84 из 85 субъектов Российской Федерации (за исключением города федерального значения Севастополь). Получателями делегированных государственных полномочий являются органы местного самоуправления всех без исключения муниципалитетов и городских округов, около 77–78 процентов городских и 91–92 процентов сельских поселений, а также в городах федерального значения, Москва

и Санкт-Петербург - все внутригородские муниципалитеты. Часто бывает ситуация с реализацией местными властями нескольких десятков делегированных государственных полномочий.

Отдельные государственные полномочия, осуществляемые органами местного самоуправления (делегированные полномочия), делятся на 3 группы:

- полномочия Российской Федерации делегируются непосредственно органам местного самоуправления;

- полномочия Российской Федерации, делегированные органам государственной власти субъекта Российской Федерации с правом их частичного или полного делегирования органам местного самоуправления (суб-делегированию);

- полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по совместной юрисдикции Российской Федерации или ее субъектов, делегированных органам местного самоуправления.


Две федеральные государственные полномочия передаются непосредственно местным органам власти - составление списков присяжных заседателей и проведение первичной военной регистрации в населенных пунктах, в которых нет военных комиссариатов. В соответствии с 15 федеральными законами, еще 30 федеральных государственных полномочий были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации с правом дальнейшей передачи органам местного самоуправления (суб-делегирование). В эту группу входят полномочия по проведению регистрации актов гражданского состояния, Всероссийской переписи населения и Всероссийской сельскохозяйственной переписи, предоставлению жилья и компенсационных выплат для определенных категорий граждан - ветеранов, бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, пострадавших от Авария на Чернобыльской АЭС, производственное объединение "Маяк" и испытания на Семипалатинском полигоне.

Чаще всего среди полномочий, делегированных органам местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации являются полномочия в сфере опеки и попечительства, а также полномочия по созданию и обеспечению деятельности административных комиссий, комиссий по несовершеннолетние и их права на предотвращение безнадзорности несовершеннолетних по отлову и содержанию бездомных домашних животных, а также полномочия, делегированные муниципальным округам для предоставления субсидий для выравнивания бюджетного обеспечения населенных пунктов. Несколько реже полномочия передаются местным органам власти в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая регулирование тарифов на услуги коммунальных организаций), здравоохранения, социальной защиты и транспортных услуг населению, а также поддержки сельскохозяйственного производства.

Полномочия органов местного самоуправления по решению местных вопросов обеспечиваются за счет собственных доходов местных бюджетов, а также делегированных государственных полномочий - субвенций из вышестоящих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Одной из форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления является местный референдум. По имеющимся данным, в 2017 году в 10 субъектах Российской Федерации было проведено 1187 местных референдумов. Кроме того, на первую половину 2018 года запланировано 194 местных референдума.

В подавляющем большинстве случаев местные референдумы были связаны с введением механизма самообложения. В 2017 году референдумы по самостоятельному налогообложению проводились 1093 раза, из которых 866 раз в Республике Татарстан, 105 раз в Кировской области, 84 раза в Пермском крае, 38 раз в муниципалитетах, еще 7 субъектах Российской Федерации. Федерация. В то же время рекордные показатели принадлежат Республике Татарстан, в которой в 2017 году в 866 муниципальных образованиях (из них 19 городских и 847 сельских) было собрано более 203 миллионов рублей в рамках самостоятельного налогообложения. Такая активность граждан стимулируется софинансированием местных инициатив из республиканского бюджета.


Кроме того, 3 субъекта Российской Федерации (Пермский край, Кемеровская и Липецкая области) проголосовали за изменение статуса муниципальных образований, в большинстве случаев заканчивая утверждением предложенных изменений. В то же время следует отметить, что большинство муниципальных преобразований, проведенных в 2017 году - начале 2018 года, были основаны на мнениях представительных органов муниципальных образований, затронутых этими преобразованиями.

Очень редкой формой прямого решения гражданами местных проблем являются собрания граждан, периодически проводимые в небольших населенных пунктах, обычно с населением не более 100 человек (в некоторых случаях от 100 до 300 жителей), которые имеют активное избирательное право и пользуются полномочия представительных органов муниципальных образований. Такая форма местного самоуправления предусмотрена уставами 1 городского поселения (Иннополис, Верхнеуслонский район Республики Татарстан, в котором на начало 2017 года насчитывалось 102 постоянных жителей) и 73 сельских поселений в 16 субъектах Россия Федерация. Большая часть этих населенных пунктов в Красноярском крае - 14 населенных пунктов, Республика Саха (Якутия) - 13 населенных пунктов, Чеченская Республика - 11 населенных пунктов, Хабаровский край - 10 населенных пунктов. В то же время во многих из этих населенных пунктов население имеет устойчивую тенденцию к сокращению, и некоторые из них фактически оставлены населением, в результате чего государственные органы власти субъектов Российской Федерации сталкиваются с вопрос об их отмене.

В то же время распространенными формами гражданской активности являются собрания граждан (в 2017 году было проведено 72,9 тысячи раз, в первые 2 месяца 2018 года - 15,5 тысячи раз) и публичные слушания (103,4 тысячи раз в 2017 году, 7 тысяч раз). в первые 2 месяца 2018 года). Следует отметить, что при решении ряда вопросов местного значения (принятие и изменение муниципальных уставов, утверждение и изменение местных бюджетов, вопросы территориального планирования, изменения в территориальной организации местного самоуправления и т. Д.), Общественности слушания обязательны. Опросы граждан проводятся реже - 4,5 тысячи в 2017 году, 1,4 тысячи в первые 2 месяца 2018 года, а также конференции (собрания делегатов) - 3 тысячи в 2017 году, 0,6 тысячи в первые 2 месяца 2018 года.

Из необязательных (необязательных) форм участия граждан в решении местных вопросов - территориальное общественное самоуправление (ТОС), прямо предусмотренное Федеральным законом № 131-ФЗ, а также институт сельских старейшин, который до недавнего времени регулировался только законодательством отдельных субъектов Российской Федерации.


По данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях более 5,6 тыс. Муниципальных образований, представляющих 76 субъектов Российской Федерации, создано 30,1 тыс. Территориальных органов государственной власти, уставы которых зарегистрированы органами местного самоуправления. из которых около 2,4 тысячи зарегистрированы также как некоммерческие организации. При этом TOC охватывает как городские, так и сельские районы: около 15,8 тыс. TOC было создано на территориях городских поселений, городских округов (в том числе городских округов с внутригородским делением) и городов федерального значения, около 14,3 тыс. TOC - на территориях сельских расчеты. Более 280 муниципалитетов сотрудничают с 1,7 тыс. TOC на основе соглашений.

Институт СВТ крайне неравномерно распределен по всей стране, однако, в целом, он имеет высокую плотность населения в регионах Центрального, Приволжского и Южного федеральных округов. Наибольшее развитие движение ТОС получило в республиках Башкортостан, Бурятия и Марий Эл, Краснодарском крае, Архангельской, Белгородской, Воронежской, Кировской и Тамбовской областях. Абсолютным чемпионом является Краснодарский край, в котором насчитывается 6,0 тыс. TOC, охватывающий территории всех городских и сельских поселений, а также городские районы, существующие на территории области. Следует отметить неравномерное распределение ТОС не только по всей стране, но часто во многих соседних регионах РФ с аналогичными социально-демографическими параметрами.

Назначенные сельские старейшины действуют в 31,2 тыс. Сельских населенных пунктах, охватывающих около 6 тыс. Муниципальных образований (из которых 5,2 тыс. - сельские поселения) в 52 субъектах Российской Федерации. Этот институт получил наибольшее распространение в Удмуртской и Чувашской республиках, Владимирской, Вологодской, Ленинградской, Тверской, Тульской и Нижегородской областях, а также в Тверской области (7,1 тыс.) И Удмуртской Республике (1,9 тыс.), Которые они работают в большинство сельских населенных пунктов. Этот институт в целом востребован в субъектах Российской Федерации, где сельские поселения представляют собой достаточно крупные территориальные единицы, охватывающие большое количество населенных пунктов, расположенных на значительном расстоянии друг от друга, в которых осуществляется прямая связь между населением и местными жителями. Правительству сложно из-за указанных обстоятельств. В то же время в субъектах Российской Федерации с преобладанием достаточно компактных поселений (в частности, в регионах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов) институт сельских старейшин не получил развития.


Так, по данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 42,7 тыс. Органов местного самоуправления имеют статус юридического лица, из которых 20,5 тыс. - местные администрации, 13,2 тыс. - представительные органы, 6,4 тыс. промышленности и 0,7 тыс. - территориальных органов местных администраций, 1,5 тыс. - контрольно-учетных и 0,35 тыс. - других органов местного самоуправления.

Учредителями муниципальных унитарных предприятий являются около 4,8 тыс. Муниципальных образований, учредителями муниципальных учреждений являются почти 18,3 тыс. (Не считая органов местного самоуправления со статусом юридических лиц).

Во всех 85 субъектах Российской Федерации созданы межмуниципальные организации сотрудничества - советы муниципальных образований субъектов Российской Федерации. В указанных советах состоит подавляющее большинство (около 20 тысяч) муниципальных образований страны.

При этом 651 муниципальное образование участвует в других межмуниципальных некоммерческих организациях, 332 - в межмуниципальных экономических обществах. 981 муниципалитет имеет двусторонние соглашения о межмуниципальном сотрудничестве в субъектах Российской Федерации, в которых они расположены, более 378 с муниципалитетами других субъектов Российской Федерации (большое количество таких соглашений заключено муниципалитетами Республики Крым). 861 муниципалитет имеет соглашения о внешнеэкономическом сотрудничестве, включая соглашения с городами-побратимами и соглашенияо приграничном сотрудничестве.

Учредителями или соучредителями СМИ являются органы местного самоуправления почти 3,1 тыс. Муниципалитетов, более 16,5 тыс. Муниципальных образований имеют официальные веб-сайты в сети Интернет информации и телекоммуникаций.

2.3. Основные проблемы развития системы местного самоуправления в РФ

Принципы децентрализации управления, субсидиарности и самоорганизации граждан, разработанные с учетом мирового опыта решения местных проблем, не совсем адекватно отражены в российском законодательстве. Руководители субъектов Федерации неоднократно выражают серьезную обеспокоенность проблемами местного самоуправления. Общая направленность их выступлений касается усиления подотчетности и подотчетности органов местного самоуправления перед государственными органами, соблюдения законодательства и расходования бюджетных средств, а также усиления ответственности органов и должностных лиц органов местного самоуправления перед населением и государством.