Файл: Выпускной (квалификационной) работы Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 621
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
50 осуществления данной деятельности по кругу правовых актов, которые не должны нарушать поднадзорные прокурору субъекты.
Непосредственное закрепление в составе самостоятельной отрасли прокурорского надзора рассматриваемого направления деятельности прокуратуры, специфика целей и задач предопределяют особую важность надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия. А также, указывают на значение в обеспечении соблюдения прав и свобод человека и гражданина и высокого уровня исполнения законов следователями при производстве предварительного расследования.
Кроме того, изучение понятия, предмета, пределов, задач, места и значимости рассматриваемого направления надзора позволит установить необходимую основу для дальнейшего изучения соответствующих полномочий, способов и актов прокурорского реагирования.
51
1 2 3 4 5 6 7
ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА
ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ
ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ
3.1. Полномочия прокурора при осуществлении прокурорского надзора
за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих
предварительное следствие
Для осуществления надзора за процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное следствие, прокурор наделяется соответствующими полномочиями, под которыми принято понимать «объем прав и обязанностей, необходимых для реализации возложенных на него функций и достижения поставленных перед ним целей и задач».
69
Конкретные полномочия прокуроров устанавливаются как Законом о прокуратуре (ст.ст. 22, 27, 30, 33), так и другим отраслевым законодательством (например, ст. 37 УПК РФ). Законодательное закрепление полномочий является основным признаком данной правовой категории.
Согласно ч. 1 ст. 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, которое уполномочено в пределах компетенции, установленной УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
70
Выделяя виды полномочий прокурора, их классификацию, необходимо отметить, что прокурорский надзор за процессуальной деятельностью следователей претерпел весьма значительные изменения с принятием УПК
РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ», а также из-за дальнейшего внесения изменений и дополнений в указанные законы. Прокуроры были лишены целого ряда полномочий по надзору за процессуальной деятельностью
69
Воронин О. В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: вопросы общей части: Учебное пособие /
О.В. Воронин. – Томск: Изд-во НТЛ, 2007. С.80.
70
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (ред. от 07.04.2020)// КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. –
Электрон.дан. М., 2020.
52 следователей, которые санкционировали производство следственных и иных процессуальных действий, обеспечивали прокурору возможность давать следователю указания о направлении расследования и проведении отдельных следственных и иных процессуальных действий, закрепляли за ним обязанность по возбуждению уголовных дел, отмене незаконных и необоснованных решений следователей. Подобное сужение полномочий связано с передачей данных функций руководителю следственного органа и ликвидацией процессуального руководства.
Внесенные в УПК РФ Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия» от
28 декабря 2010 года №404 – ФЗ
71
(Далее – ФЗ от 28.12.2010 №404) изменения несколько расширили полномочия прокурора, предоставив прокурору право истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, приостановлении и прекращении уголовного дела и принимать по ним решение.
Совокупность существующих полномочий условно можно разделить на две группы:
1. Общие полномочия, то есть полномочия прокуроров, которые применяются во всех отраслях прокурорского надзора. Общие полномочия закрепляются только в Законе о прокуратуре (ст. 22). Они включают в себя: право по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и помещения поднадзорных объектов; иметь доступ к документам и материалам поднадзорных объектов; проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; вызывать должностных лиц для объяснений по поводу
71
О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия [Электронный ресурс]: федер. закон от 28.12.2010 N 404-ФЗ (ред. от 31.12.2017)// КонсультантПлюс: справ.правовая система. –
ВерсияПроф. – Электрон.дан. М., 2020
53 нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных объектов предоставления необходимых документов, статистических и иных сведений; проведение проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
2. Специальные полномочия, то есть полномочия, которые используются прокурором в отдельных отраслях. Специальные полномочия закрепляются как в Законе о прокуратуре, так и в ином отраслевом законодательстве.
Например, полномочия прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, закрепляются в ст. 27 Закона о прокуратуре, ст.ст. 37, 124, 221 и 226 УПК
РФ.
Можно говорить о том, что фактически и практически правильным было бы разделение полномочий на 2 группы:
1) полномочия по выявлению нарушений закона, допущенных органами предварительного следствия, а также причин и условий, им способствующих;
2) полномочия по устранению нарушений закона, допущенных органами предварительного следствия, причин и условий им способствующих.
72
Если к первой группе относятся полномочия, которые направлены непосредственно на устранение нарушений закона, то ко второй группе относятся те полномочия, при которых прокурор имеет возможность выявить, провести анализ и оценить некоторые отклонения от того, что требует от органов предварительного следствия закон, т.е. иными словами предотвратить нарушение. Таким образом, прокурор реализует свое право, при котором получает полный отчет о законности дел, расследуемых и находящихся у органов предварительного следствия.
К первой группе относят:
72
Спирин А.В. Проблемы юридической науки и правоохранительной практики: взгляд молодых ученых /
Какими должны быть полномочия прокурора по истребованию уголовных дел и материалов проверок //
Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2015. - № 1(31). – С. 199.
54
проверка исполнения требований федерального законодательства при приёме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях;
истребование и проверка законности и обоснованности решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении и прекращении уголовного дела, принятие по ним решений;
право на участие прокурора в судебных заседаниях, на которых рассматриваются на стадии предварительного следствия вопросы об избрании меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб;
рассмотрение жалоб на действия или бездействия следователя или руководителя следственного органа;
право по мотивированному запросу знакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела.
Ко второй группе полномочий относят следующие:
требование прокурором от органов предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства, которые были допущены следственными органами в ходе осуществляемой ими деятельности;
право на изъятие любого уголовного дела у органа дознания и передачу его органу предварительного следствия при наличии достаточных к тому оснований;
принятие решения о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
55
вынесение мотивированного постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;
Среди полномочий по выявлению нарушений закона, допущенных органами предварительного следствия, а также причин и условий, им способствующих, рассмотрим следующие полномочия:
1) Осуществление проверки исполнения требований федерального законодательства при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
Данное полномочие конкретизировано приказом
Генеральной прокуратуры РФ от 5 сентября 2011 г. № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия».
Так, прокурорским работникам предписывается организация, обеспечение и осуществление постоянного и действенного надзора за неукоснительным исполнением органами дознания и предварительного следствия требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Мерами прокурорского надзора прокурорские работники обязаны осуществлять своевременное предупреждение, выявление и устранение нарушений законов в деятельности органов дознания и предварительного следствия, защиту прав и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений; пресекать незаконные действия (бездействие) и решения должностных лиц названных органов, препятствующие доступу пострадавших от преступлений к уголовному судопроизводству.
73 73
Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия [Электронный ресурс]: приказ Генпрокуратуры России от 05.09.2011 N 277 (ред. от 05.12.2016) // КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. – Электрон.дан. М., 2020.
56
Для осуществления рассматриваемого полномочия прокуроры обязаны тщательно и всесторонне проверять соблюдение установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений. Особое внимание при этом обращается на вопросы соблюдения компетенции уполномоченных должностных лиц органов дознания и предварительного следствия; обязательного порядка проверки сообщений средств массовой информации о преступлениях; сроков регистрации сообщений о преступлениях и их проверок, порядка продления сроков; достоверности документов и результатов проверки сообщений.
Также подлежит проверке, не использовались ли по отношению к заявителю, изменившему свое первичное обращение или объяснение, незаконные методы воздействия; правильно ли применены нормы материального и процессуального права; уведомлен ли заявитель о результатах разрешения его сообщения; разъяснены ли ему право обжаловать принятое решение и порядок обжалования. Соблюдение сроков рассмотрения проверочных материалов, обоснованность сроков продления по таким материалам также должны проверяться на системной основе.
Винокуров Ю.Е. также отмечает, что прокуроры должны с особым вниманием проверять законность разрешения сообщений о преступлениях, связанных с проявлениями коррупции, организованной преступности, терроризма и экстремизма; незаконным оборотом наркотиков, взрывчатых веществ, взрывных устройств, наркотических средств и психотропных веществ; о преступных посягательствах на бюджетные средства; о преступлениях в сфере экологии, добычи природных ресурсов и вывоза их за границу.
74
Одним из наиболее проблемных вопросов при осуществлении надзора за законностью рассмотрения сообщений о преступлениях является наличие
74
Винокуров Ю.Е. Прокурорский надзор / Ю. Е. Винокуров. – М. : Юрайт, 2011. - С. 229-230.
57 фактов укрытия преступлений от учета и регистрации. В связи с этим на основании вышеуказанного внутриведомственного приказа прокурорскими работниками ежемесячно производятся сверки регистрационно-учетных данных, находящихся в органах предварительного следствия, с учетной документацией, а также с имеющимися в медицинских учреждениях, страховых компаниях, государственных контролирующих, надзорных и контрольно-ревизионных органах, документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний.
Сокрытие преступлений следственными органами является наиболее частым нарушением, что проявляется в отказе следователей принять сообщение о преступлении, а также в незаконном вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела. Так, распространенным случаем является квалификация соответствующими должностными лицами деяний, явно содержащих признаки состава преступления, как административных проступков.
2) Прокурор в рамках своих полномочий истребует и проверяет законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении и прекращении уголовного дела, принимает по ним решение. Такое полномочие дает право выносить различные постановления в случае признания соответствующих решений необоснованными и незаконными.
При вынесении следователем рассматриваемых постановлений возникает необходимость направления копий постановлений о приостановлении предварительного расследования или прекращении уголовного дела прокурору. Если из направленных прокурору копий постановлений следователей невозможно или трудно сделать какой-либо вывод о законности и обоснованности данных решений, то по мотивированному письменному запросу прокурора должностные лица
58 следственного органа обязаны направить ему на ознакомление материалы соответствующего уголовного дела.
75
Постановление следователя об отказе в возбуждении уголовного дела должно быть направлено заявителю и прокурору в срок не позднее 24 часов после его принятия, а значит, прокурор обязан обращать особое внимание на своевременность направления данного постановления, должен считать существенным нарушением закона непредставление постановления в указанный срок. В обязанности прокурора также входит организация по незамедлительному представлению в прокуратуру материалов по поступившему постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела.
Изучая материалы проверок, проверяя постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор должен тщательно проверять полноту проведенных проверочных мероприятий и их объективность.
Согласно статистическим данным в Томской области в 2017 году прокурорами было отменено 8105 постановлений следователя и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела, в 2018 году – 6051, в 2019 году –
4841 (приложение 1). При этом возбуждено уголовных дел по результатам отмены постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в 2017 году
– 1084, в 2018 – 726, в 2019 – 764 (приложение 1).
Кроме того, приказом Генерального прокурора от 28.12.2016 №826 предусмотрена обязанность раздельного ведения книг учёта, поступивших в прокуратуру постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, о возбуждении уголовного дела.
76
Если прокурор, осуществляя проверку постановления следователя об отказе в возбуждении уголовного дел, признает его незаконным, необоснованным и немотивированным, он отменяет рассматриваемое решение своим постановлением в срок не позднее пяти суток со дня его поступления прокурору.
75
Кехлеров С.Г. Настольная книга прокурора / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю.
Винокуров. – М: Изд-во Юрайт, 2012. С. 660.
76
Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия [Электронный ресурс]: Приказ Генпрокуратуры России от 28.12.2016 N 826 // КонсультантПлюс: справ.правовая система. – ВерсияПроф. – Электрон.дан. М., 2020.