Файл: Анализ и оценка деятельности участников конкурентного рынка транспортных услуг.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Транспортная составляющая в цене продукции (ТС, %) является обобщающим показателем, на который влияют следующие основные факторы: дальность перевозок (L, км); цена перевозимого товара (Ц, руб./км); тариф, взимаемый за перевозку (Т, руб./т). В связи с этим, в общем виде она определяется по формуле:

(1)

Расчет уровня транспортной составляющей по видам сообщения, корреспонденциям перевозок и их дальности в ряде случаев имеет специфические особенности [105].

Рышковым А.В. предлагается уровень транспортной составляющей оценивать исходя из средневзвешенного тарифа и средневзвешенной цены. При этом взвешивать оба последних показателя следует по ряду признаков:

 по времени, когда необходимо учесть изменение цены по месяцам;

 по объему перевозок, чтобы учесть различный объем перевозки от месяца к месяцу при прочих равных условиях;

 по корреспонденции перевозок, чтобы учесть зависимость цены и объемов перевозки одного и того же груза от корреспонденции перевозок (страны Европы, страны АТР, порты Северо-Западного бассейна, порты Дальневосточного бассейна и порты Южного бассейна);

 по дальности перевозки – по этому признаку взвешивают только тариф.

При оценке уровня транспортной составляющей по видам сообщения по всем грузам за ряд месяцев, перевозимым железнодорожным транспортом, следует использовать следующую формулу [22]:

(2)

где – средний уровень транспортной составляющей по всем укрупненным группам грузов в n-периоде по виду сообщения m, %;

– средневзвешенный тариф в n-периоде по виду сообщения m, руб./т;

– средневзвешенная конечная цена по всем группам грузов по m виду сообщения в n периоде, руб./т;

m – вид сообщения или корреспонденции перевозок: «э» – экспорт (назначением на сухопутные погранпереходы РФ – «эс», на припортовые станции РФ – «эп»), «в» – внутренние перевозки.

Для оценки тарифной нагрузки, которую несет российский товаропроизводитель при транспортировке своей продукции железнодорожным транспортом внутри государства, применяется следующая формула [22]:


, (3)

где – уровень транспортной составляющей при перевозках во внутригосударственном сообщении в n периоде;

– средневзвешенный железнодорожный тариф в n периоде во внутригосударственном сообщении;

– средневзвешенная отпускная цена перевозимого товара в n периоде.

Для определения уровня транспортной составляющей при перевозке основной номенклатуры грузов на экспорт применяется следующая формула [22]:

, (4)

где – средний уровень транспортной составляющей при перевозках на экспорт;

– средневзвешенный железнодорожный тариф в периоде n;

– средняя экспортная цена (как правило, FOB) в n периоде.

Цена FOB – это цена на условиях поставки «франко борт судна», включает в себя доставку до порта и погрузку на борт судна [23]. Цена FOB является наиболее приемлемой для расчета уровня транспортной составляющей при перевозках в направлении припортовых станций.

Таким образом, степень влияния транспортно-логистических компаний на совокупные затраты по перевозке грузов должна оцениваться именно исходя из конечной цены на товар. В таблице 5 приведены данные об изменении транспортной составляющей при перевозке грузов в 2012 г. и 2021 г. по железным дорога РФ.
Таблица 5 – Транспортная составляющая при перевозке грузов по инфраструктуре ОАО «РЖД» [130]

Род груза

Транспортная составляющая при перевозке грузов, %

Изменение, %

2012

2021

абс.

относит.

Уголь энергетический

32,3

34,0

1,7

5,3

Уголь коксующийся

23,1

19,3

-3,8

-16,5

Нефть сырая

21,7

16,5

-5,2

-24,0

Дизельное топливо

8,0

6,6

-1,4

-17,5

Мазут

25,6

13,0

-12,6

-49,2

Руда железная

24,0

15,2

-8,8

-36,7

Чугун

9,2

8,3

-0,9

-9,8

Алюминий

3,6

5,5

1,9

52,8

Лес круглый

29,7

29,0

-0,7

-2,4

Цемент

12,7

14,9

2,2

17,3

Удобрения азотные

10,8

10,4

-0,4

-3,7

Зерно

11,9

9,4

-2,5

-21,0


Из таблицы 5 видно, что по большинству грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, транспортная составляющая снизилась. Это связано с тем, что рост цен в большинстве отраслей промышленности опережает рост железнодорожных тарифов. Однако, по ряду грузов она увеличилась. Например, по перевозкам алюминия транспортная составляющая увеличилась с 3,6 % в 2012 г. до 5,5 % в 2021 г.

Рассмотрим пример конкретного взаимодействия ОК РУСАЛ и ОАО «РЖД» при перевозке алюминия и глинозема. По итогам 2021 г. на долю ОК РУСАЛ пришлось около 9 % мирового производства алюминия и 8 % глинозема [21]. 90% транспортных затрат ОК РУСАЛ приходится на долю железнодорожного транспорта. В 2019 году по железной дороге было перевезено около 4 млн. тонн алюминия, 7,2 млн тонн глинозема и 6 млн. тонн прочего сырья, что обеспечило доходные поступления ОАО «РЖД» от перевозок грузов ОК РУСАЛ в размере 23 млрд руб. [21]. В 2021 году к Богучанскому алюминиевом заводу – структурному подразделению ОК РУСАЛ проведена железнодорожная ветка от ближайшей станции Пихтовая. Согласно проекту, после выхода завода на полную мощность, он создаст дополнительное увеличение грузооборота в Красноярском крае на 2,3 млн тонн (16-18%) в год и, соответственно, увеличение дохода 3,46 млрд руб. [22].

В настоящее время для повышения способности конкурировать на международных рынках, важное значение для развития крупных компаний, в том числе и ОК РУСАЛ, приобретает взаимодействие с инфраструктурными отраслями, имеющими ключевое значение для формирования себестоимости продукции [12].

В 2016 году между ОАО «РЖД» и ОК РУСАЛ был заключен Договор, фиксирующий тарифы на перевозку основных видов продукции ОК РУСАЛ под гарантии роста объемов. Скидки составляли до 38% от уровня тарифов Прейскуранта 10-01. В результате удалось сохранить конкурентоспособность алюминиевой промышленности РФ и, более того, увеличить объем производства, а, следовательно, перевозок на 25%.

В настоящее время ОК РУСАЛ активно развивается. В течение ближайших лет планируется ввести новые производственные мощности на территории Сибири и Юго-востоке европейской части России. Среди них Богучанский алюминиевый завод мощностью 600 тыс. тонн в год, Тайшетский алюминиевый завод мощностью 750 тыс. тонн в год и Саратовский завод мощностью до 1000 тыс. тонн алюминия в год. В таблицах 6-7 представлены результаты расчета транспортной составляющей в себестоимости одной тонны алюминия и глинозема основных действующих заводов ОК РУСАЛ в 2020 г.


Из таблиц 6-7 следует, что отмена скидок по провозным платам влечет за собой повышение затрат ОК РУСАЛ на железнодорожные перевозки. В частности, стоимость транспортировки 1 тонны алюминия в среднем вырастает на 65% (с 285,2 до 484,9 $/т), а глинозема – на 54 % (с 42,0 до 64,7 $/т). Увеличение стоимости доставки, в свою очередь, негативно скажется на себестоимости продукции ОК РУСАЛ, которая возрастет более чем на 5 % для производства алюминия и на 13% для производства глинозема.
Таблица 6 – Уровень транспортной составляющей в себестоимости одной тонны алюминия п.п.

№ п/п

Завод

Объем производства, тыс.т

Транспортные расходы на перевозку 1 т алюминия, $/т

Транспортная составляющая, %

по тарифу со скидкой

по полному тарифу

по тарифу со скидкой

по полному тарифу

1

БрАЗ

1002

310,5

527,92

19,77

33,60

2

КрАЗ

1000

220,7

375,21

13,93

23,69

3

САЗ

537

380,5

646,85

23,93

40,68

4

НкАЗ

320

208,4

354,27

11,13

18,92

5

ХАЗ

297

305,9

520,1

20,93

35,57

Итого

3156

285,20

484,87

17,94

30,49

Таблица 7 – Уровень транспортной составляющей в себестоимости одной тонны глинозема

№ п/п

Завод

Объем потребления, тыс.т

Транспортные расходы на доставку 1 т глинозема, $/т

Транспортная составляющая, %

по тарифу со скидкой

по полному тарифу

по тарифу со скидкой

по полному тарифу

1

БрАЗ

2104

44,24

68,13

15,26

23,49

2

КрАЗ

2100

31,01

47,76

10,69

16,47

3

САЗ+ХАЗ

1751

37,49

57,73

12,93

19,91

4

НкАЗ

672

55,36

85,25

19,09

29,40

Итого

6 628

42,03

64,72

14,49

22,32




Биржевая цена алюминия на 24.01.2021 года составила 1726,5 $/т [23] или 58741 руб./т.

В последние годы наметилась тенденция снижения биржевой цены алюминия на мировом рынке (в конце 2021 г. цены были около 2000 $/т), в тоже время постоянно возрастает цена за перевозку алюминия и глинозема, что увеличивает себестоимость производства алюминия.

Себестоимость алюминия с 2019 г. по 2021 г. выросла на 32,3 % (с 1471 $/т до 1946 $/т соответственно). В случае продолжения этих тенденций усиливается риск ослабления конкурентоспособности ОК РУСАЛ на мировом рынке металлов. Кроме того, ряд предприятий ОК РУСАЛ с изначально низкими производственными показателями, окажутся убыточными. При существующем уровне себестоимости производства алюминия на уровне 2000 $/т, пятипроцентное повышение тарифа переведет многие российские структуры ОК РУСАЛ в разряд убыточных и потребуется их закрытие. В этих условиях необходимо понимать границы тарифных ограничений на перевозки.

Представленные данные в таблице 6-7 и рассчитанные значения транспортной составляющей при перевозке алюминия значительно больше, оценок специалистов ОАО «РЖД», приведенных выше. Это объясняется, прежде всего, конкретизацией условий и объемов перевозок указанных грузов. Такая дифференциация по транспортной составляющей позволяет определить максимальный коэффициент индексации тарифов на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта при рассчитанных значениях транспортной составляющей для перевозок глинозема и алюминия по полному тарифу и тарифу со скидкой.