Файл: Анализ и оценка деятельности участников конкурентного рынка транспортных услуг.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Транспортная составляющая в цене продукции (ТС, %) является обобщающим показателем, на который влияют следующие основные факторы: дальность перевозок (L, км); цена перевозимого товара (Ц, руб./км); тариф, взимаемый за перевозку (Т, руб./т). В связи с этим, в общем виде она определяется по формуле:
(1)
Расчет уровня транспортной составляющей по видам сообщения, корреспонденциям перевозок и их дальности в ряде случаев имеет специфические особенности [105].
Рышковым А.В. предлагается уровень транспортной составляющей оценивать исходя из средневзвешенного тарифа и средневзвешенной цены. При этом взвешивать оба последних показателя следует по ряду признаков:
по времени, когда необходимо учесть изменение цены по месяцам;
по объему перевозок, чтобы учесть различный объем перевозки от месяца к месяцу при прочих равных условиях;
по корреспонденции перевозок, чтобы учесть зависимость цены и объемов перевозки одного и того же груза от корреспонденции перевозок (страны Европы, страны АТР, порты Северо-Западного бассейна, порты Дальневосточного бассейна и порты Южного бассейна);
по дальности перевозки – по этому признаку взвешивают только тариф.
При оценке уровня транспортной составляющей по видам сообщения по всем грузам за ряд месяцев, перевозимым железнодорожным транспортом, следует использовать следующую формулу [22]:
(2)
где – средний уровень транспортной составляющей по всем укрупненным группам грузов в n-периоде по виду сообщения m, %;
– средневзвешенный тариф в n-периоде по виду сообщения m, руб./т;
– средневзвешенная конечная цена по всем группам грузов по m виду сообщения в n периоде, руб./т;
m – вид сообщения или корреспонденции перевозок: «э» – экспорт (назначением на сухопутные погранпереходы РФ – «эс», на припортовые станции РФ – «эп»), «в» – внутренние перевозки.
Для оценки тарифной нагрузки, которую несет российский товаропроизводитель при транспортировке своей продукции железнодорожным транспортом внутри государства, применяется следующая формула [22]:
, (3)
где – уровень транспортной составляющей при перевозках во внутригосударственном сообщении в n периоде;
– средневзвешенный железнодорожный тариф в n периоде во внутригосударственном сообщении;
– средневзвешенная отпускная цена перевозимого товара в n периоде.
Для определения уровня транспортной составляющей при перевозке основной номенклатуры грузов на экспорт применяется следующая формула [22]:
, (4)
где – средний уровень транспортной составляющей при перевозках на экспорт;
– средневзвешенный железнодорожный тариф в периоде n;
– средняя экспортная цена (как правило, FOB) в n периоде.
Цена FOB – это цена на условиях поставки «франко борт судна», включает в себя доставку до порта и погрузку на борт судна [23]. Цена FOB является наиболее приемлемой для расчета уровня транспортной составляющей при перевозках в направлении припортовых станций.
Таким образом, степень влияния транспортно-логистических компаний на совокупные затраты по перевозке грузов должна оцениваться именно исходя из конечной цены на товар. В таблице 5 приведены данные об изменении транспортной составляющей при перевозке грузов в 2012 г. и 2021 г. по железным дорога РФ.
Таблица 5 – Транспортная составляющая при перевозке грузов по инфраструктуре ОАО «РЖД» [130]
Род груза | Транспортная составляющая при перевозке грузов, % | Изменение, % | ||
2012 | 2021 | абс. | относит. | |
Уголь энергетический | 32,3 | 34,0 | 1,7 | 5,3 |
Уголь коксующийся | 23,1 | 19,3 | -3,8 | -16,5 |
Нефть сырая | 21,7 | 16,5 | -5,2 | -24,0 |
Дизельное топливо | 8,0 | 6,6 | -1,4 | -17,5 |
Мазут | 25,6 | 13,0 | -12,6 | -49,2 |
Руда железная | 24,0 | 15,2 | -8,8 | -36,7 |
Чугун | 9,2 | 8,3 | -0,9 | -9,8 |
Алюминий | 3,6 | 5,5 | 1,9 | 52,8 |
Лес круглый | 29,7 | 29,0 | -0,7 | -2,4 |
Цемент | 12,7 | 14,9 | 2,2 | 17,3 |
Удобрения азотные | 10,8 | 10,4 | -0,4 | -3,7 |
Зерно | 11,9 | 9,4 | -2,5 | -21,0 |
Из таблицы 5 видно, что по большинству грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, транспортная составляющая снизилась. Это связано с тем, что рост цен в большинстве отраслей промышленности опережает рост железнодорожных тарифов. Однако, по ряду грузов она увеличилась. Например, по перевозкам алюминия транспортная составляющая увеличилась с 3,6 % в 2012 г. до 5,5 % в 2021 г.
Рассмотрим пример конкретного взаимодействия ОК РУСАЛ и ОАО «РЖД» при перевозке алюминия и глинозема. По итогам 2021 г. на долю ОК РУСАЛ пришлось около 9 % мирового производства алюминия и 8 % глинозема [21]. 90% транспортных затрат ОК РУСАЛ приходится на долю железнодорожного транспорта. В 2019 году по железной дороге было перевезено около 4 млн. тонн алюминия, 7,2 млн тонн глинозема и 6 млн. тонн прочего сырья, что обеспечило доходные поступления ОАО «РЖД» от перевозок грузов ОК РУСАЛ в размере 23 млрд руб. [21]. В 2021 году к Богучанскому алюминиевом заводу – структурному подразделению ОК РУСАЛ проведена железнодорожная ветка от ближайшей станции Пихтовая. Согласно проекту, после выхода завода на полную мощность, он создаст дополнительное увеличение грузооборота в Красноярском крае на 2,3 млн тонн (16-18%) в год и, соответственно, увеличение дохода 3,46 млрд руб. [22].
В настоящее время для повышения способности конкурировать на международных рынках, важное значение для развития крупных компаний, в том числе и ОК РУСАЛ, приобретает взаимодействие с инфраструктурными отраслями, имеющими ключевое значение для формирования себестоимости продукции [12].
В 2016 году между ОАО «РЖД» и ОК РУСАЛ был заключен Договор, фиксирующий тарифы на перевозку основных видов продукции ОК РУСАЛ под гарантии роста объемов. Скидки составляли до 38% от уровня тарифов Прейскуранта 10-01. В результате удалось сохранить конкурентоспособность алюминиевой промышленности РФ и, более того, увеличить объем производства, а, следовательно, перевозок на 25%.
В настоящее время ОК РУСАЛ активно развивается. В течение ближайших лет планируется ввести новые производственные мощности на территории Сибири и Юго-востоке европейской части России. Среди них Богучанский алюминиевый завод мощностью 600 тыс. тонн в год, Тайшетский алюминиевый завод мощностью 750 тыс. тонн в год и Саратовский завод мощностью до 1000 тыс. тонн алюминия в год. В таблицах 6-7 представлены результаты расчета транспортной составляющей в себестоимости одной тонны алюминия и глинозема основных действующих заводов ОК РУСАЛ в 2020 г.
Из таблиц 6-7 следует, что отмена скидок по провозным платам влечет за собой повышение затрат ОК РУСАЛ на железнодорожные перевозки. В частности, стоимость транспортировки 1 тонны алюминия в среднем вырастает на 65% (с 285,2 до 484,9 $/т), а глинозема – на 54 % (с 42,0 до 64,7 $/т). Увеличение стоимости доставки, в свою очередь, негативно скажется на себестоимости продукции ОК РУСАЛ, которая возрастет более чем на 5 % для производства алюминия и на 13% для производства глинозема.
Таблица 6 – Уровень транспортной составляющей в себестоимости одной тонны алюминия п.п.
№ п/п | Завод | Объем производства, тыс.т | Транспортные расходы на перевозку 1 т алюминия, $/т | Транспортная составляющая, % | |||||||
по тарифу со скидкой | по полному тарифу | по тарифу со скидкой | по полному тарифу | ||||||||
1 | БрАЗ | 1002 | 310,5 | 527,92 | 19,77 | 33,60 | |||||
2 | КрАЗ | 1000 | 220,7 | 375,21 | 13,93 | 23,69 | |||||
3 | САЗ | 537 | 380,5 | 646,85 | 23,93 | 40,68 | |||||
4 | НкАЗ | 320 | 208,4 | 354,27 | 11,13 | 18,92 | |||||
5 | ХАЗ | 297 | 305,9 | 520,1 | 20,93 | 35,57 | |||||
Итого | 3156 | 285,20 | 484,87 | 17,94 | 30,49 |
Таблица 7 – Уровень транспортной составляющей в себестоимости одной тонны глинозема
№ п/п | Завод | Объем потребления, тыс.т | Транспортные расходы на доставку 1 т глинозема, $/т | Транспортная составляющая, % | ||
по тарифу со скидкой | по полному тарифу | по тарифу со скидкой | по полному тарифу | |||
1 | БрАЗ | 2104 | 44,24 | 68,13 | 15,26 | 23,49 |
2 | КрАЗ | 2100 | 31,01 | 47,76 | 10,69 | 16,47 |
3 | САЗ+ХАЗ | 1751 | 37,49 | 57,73 | 12,93 | 19,91 |
4 | НкАЗ | 672 | 55,36 | 85,25 | 19,09 | 29,40 |
Итого | 6 628 | 42,03 | 64,72 | 14,49 | 22,32 |
Биржевая цена алюминия на 24.01.2021 года составила 1726,5 $/т [23] или 58741 руб./т.
В последние годы наметилась тенденция снижения биржевой цены алюминия на мировом рынке (в конце 2021 г. цены были около 2000 $/т), в тоже время постоянно возрастает цена за перевозку алюминия и глинозема, что увеличивает себестоимость производства алюминия.
Себестоимость алюминия с 2019 г. по 2021 г. выросла на 32,3 % (с 1471 $/т до 1946 $/т соответственно). В случае продолжения этих тенденций усиливается риск ослабления конкурентоспособности ОК РУСАЛ на мировом рынке металлов. Кроме того, ряд предприятий ОК РУСАЛ с изначально низкими производственными показателями, окажутся убыточными. При существующем уровне себестоимости производства алюминия на уровне 2000 $/т, пятипроцентное повышение тарифа переведет многие российские структуры ОК РУСАЛ в разряд убыточных и потребуется их закрытие. В этих условиях необходимо понимать границы тарифных ограничений на перевозки.
Представленные данные в таблице 6-7 и рассчитанные значения транспортной составляющей при перевозке алюминия значительно больше, оценок специалистов ОАО «РЖД», приведенных выше. Это объясняется, прежде всего, конкретизацией условий и объемов перевозок указанных грузов. Такая дифференциация по транспортной составляющей позволяет определить максимальный коэффициент индексации тарифов на услуги инфраструктуры железнодорожного транспорта при рассчитанных значениях транспортной составляющей для перевозок глинозема и алюминия по полному тарифу и тарифу со скидкой.