Файл: Воспитания и социализации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учащиеся класса привыкли чувствовать себя единым коллективом с общими интересами. В основном, в классе преобладает хорошее настроение, активное отношение к учёбе. Также идет процесс развития коллективистских устремлений, организованности, самостоятельности. В коллективе присутствует не только критика, но и самокритика. В группах ценят  познавательную активность, дружелюбие. Отрицательным моментом считаются ябеды и жалобы, лживость. Интересы в классе самые разнообразные. Среди них - интерес девочек к музыке, танцам и изобразительной деятельности. Мальчики интересуются компьютерными играми и спортом.

В коллективе наблюдается следующее социометрическое распределение ролей. Лидеров в классе много.

Большой интерес проявляют к спортивным и творческим занятиям. Особенно нравится выступать перед одноклассниками и родителями. Стараются быть лучше, чем остальные. Болезненно переживают свои неудачи.

Что касается поведения,   то можно сказать, что положительного в общении – доброжелательности,  отзывчивости, чуткости – у них больше, чем агрессивности, эгоизма, грубости. Хотя на переменах отличаются своим громким голосом, шумят, стараются перекричать друг друга. Учащиеся не пропускают сознательно школьные занятия, только по болезни и по причине того, что родители вовремя не отправили ученика в школу.

Дети чувствуют себя комфортно, нашли себе друзей, стремятся прийти на помощь. Расти, воспитывать детей такими, помогает чётко налаженная система работы  детского  самоуправления и система работы с родителями.

В целом, класс дружный. Ребята легко отзываются на просьбы учителя и своих одноклассников о помощи, активно и добросовестно выполняют порученное им задание, принимают участие во всех классных и внеклассных, а также школьных мероприятиях.

В учебной деятельности имеет место определенная стабильность:

- 2015-2016 уч. год закончили 1 отличник и 5 хорошистов, остальные учащиеся показали удовлетворительный уровень знаний, конечно, продолжает существовать определенная группа учащихся, имеющих трудности в освоении учебного материала, но им и их родителям была оказана соответствующая методическая помощь и даны соответствующие рекомендации по выполнению учебных заданий, при выполнении которых возможно достижение положительных результатов.


Эта задача, учебная, остается главной среди всех целей и задач воспитательной работы в классном коллективе на все последующие годы.

В начале учебного  года среди учащихся проводился опрос «Что они ожидают от 5 класса?».  По его результатам дети в основном  приходят в школу  и ждут от 5 класса  новых знакомств, в том числе с учителями и предметами, хороших оценок и, конечно, общения. В школе им нравятся учителя, класс и интересные уроки. Предпочитают такие качества как общительность, приветливость, а также доброта и отзывчивость. Больше всего ребят тревожит учеба,  а также отношения с друзьями и  здоровье.


Методика №1: Диагностика нравственной самооценки

Инструкция:

Учитель обращается к ученикам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-и бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1-н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».

Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

295. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов:

Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:

Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы, в 2 бала - 3

единицы, в 1 бал - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например,

4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов:

От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Методика №2: Диагностика этики поведения

Инструкция:

Учитель объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».


Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.

Инструкция:

«Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только пять» Список учитель заранее выписывает на доске.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

303. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.

5 положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

    1. - низкий уровень.


Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция:

«Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один»


Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

А) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов:

1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником.

4 балла - высокий уровень

2, 3 балла - средний уровень

0, 1 балл - низкий уровень

Эти методики позволяют видеть динамику духовно-нравственного развития личности каждого ребенка и коллектива в целом, анализировать состояние воспитательного процесса, осуществлять анализ динамики изменений в развитии отдельных качеств личности. Учителю необходимо заполнить лист оценки эффективности в начале учебного года и в конце для того, чтобы увидеть эффективность той воспитательной работы, которая была спланирована и проведена в классе.

Методика оценки уровня воспитанности ученика (Н. П. Капустина)

Основными показателями результатов учебно-воспитательного процесса является обученность и воспитанность учащихся. Предлагаемая методика оценки воспитанности является развитием идей, апробированных и проверенных в науке и практике, такими педагогами как Б. П. Битинас, О. С. Богданова, К. Я Вазина, Н. К. Голубев, А. В. Зосимовский, Н. И. Монахов, М. И. Шилова, Н. Е. Щуркова и др. В основе предлагаемой методики три категории:

  • Цели воспитания, выступающие в качестве критериев оценки;

  • Показатели воспитанности, выступающие как задачи воспитания;

  • Отношения как качества личности.

Например, цель воспитания – развитие любознательности, следовательно, любознательность является критерием оценки. Совокупность показателей под данный критерий (мне интересно учиться, я люблю читать, мне интересно находить ответы на непонятные вопросы, мне нравится выполнять домашние задания, я стремлюсь получать хорошие отметки) характеризует образования (качества), которые проявляются в реальных отношениях с миром.