Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1189
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное автономное профессиональноеобразовательное
учреждениеРеспублики Башкортостан
«Салаватский медицинский колледж»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
специальность 34.02.01. Сестринское дело
МДК 01.01. Здоровый человек и его окружение
ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 21
Тема«Обучение лиц пожилого и старческого возраста принципам здорового
образа жизни».
ФИО преподавателя:Г.Б. Ахмадышина, О.В. Сливочкина
Салават 2017 45
Рецензия
на учебно-методический комплекс МДК 01.01 Здоровый человек и его
окружение, тема «Обучение лиц пожилого и старческого возраста принципам
здорового образа жизни».
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Учебно-методический комплекс по МДК 01.01 Тема «Обучение лиц пожилого и старческого возраста принципам здорового образа жизни»разработан для обеспечения выполнений требований
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Учебно-методический комплекс включает в себя следующие элементы:
-
Аннотация,
-
Методический блок,
-
Информационный блок,
-
Приложения.
Тестовые задания разнообразны, позволяют адекватно оценивать уровень знаний студентов по МДК. Методические рекомендации по практическим занятиям обеспечивают формирование профессиональных и общих компетенций. Слайд- сопровождение лекционного материала способствует лучшему усвоению материала.
Представленный учебно-методический комплекс дисциплины содержателен, имеет практическую направленность, включает достаточное количество разнообразных элементов, направленных на развитие умственных, творческих способностей студента.
В целом, учебно-методический комплекс МДК 01.01 по теме «Обучение лиц пожилого и старческого возраста принципам здорового образа жизни» способствует качественному владению обучающимся профессиональными и общими компетенциями.
46
СОДЕРЖАНИЕ
1.
Аннотация
4 2.
Методический блок
6 3.
Информационный блок
14 4.
Приложение 1 5.
Приложение 2 6.
Приложение 3 7.
Приложение 4 8.
Приложение 5 47
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело.
Разработка предназначена для студентов, в задачи которых входит изучение материала о социально-геронтологических процессах и явлениях на основе междисциплинарных подходов, развитие умения использовать полученную информацию в систему ранее полученных знаний; обучение конструктивным формам мышления и прогнозирования, освоение практических навыков работы с пожилыми людьми.
Методическая разработка темы определяет межпредметные и внутрипредметные связи, включает методы формирования общих и профессиональных компетенций, определенных содержанием темы:
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое воспитание населения.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
48
ОК 13 Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Методическая разработка практического занятия по теме «Обучение лиц пожилого и старческого возраста принципам здорового образа жизни» может быть использована преподавателями ПМ 01 Проведение профилактических мероприятий учреждений СПО.
49
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Рекомендации по работе с методической разработкой
1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих формирование необходимых компетенций, знаний и умений. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся;
2. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (цифровые обучающие программы, презентация);
3. Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность педагога и обучающихся на каждом этапе занятия;
4. Информационный блок включает лекционный материал, предназначенный для организации самостоятельной внеаудиторной деятельности студентов.
Данный вид деятельности осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями для самостоятельной внеаудиторной работы по данной теме.
5. Для оценки и коррекции знаний, полученных на предыдущем занятии, студентам предлагается решение Кроссворда и тестовых заданий.
6. Во время практической работы студенты работают малыми группами (по 3-4 человека, это активизирует интерес к занятию; побуждает к активной учебно- познавательной деятельности; совершенствует умение работать в коллективе.
50
Название МДК: « Здоровый человек и его окружение»
Тема занятия: «Обучение лиц пожилого и старческого возраста принципам здорового образа жизни»
Курс: 3 курс
Форма: индивидуальная, групповая
Тип: комбинированный
Вид занятия: практическое занятие
Метод обучения:
- беседа,
- объяснение,
- демонстрация презентации в Power-Point,
- самостоятельная работа студентов,
- работа с учебной и дополнительной литературой (ОИ, ДИ, И - Р),
- самостоятельная работа с интернет – ресурсами;
- работа студентов в малых группах.
1. Репродуктивный:
- словесный (рассказ, объяснение, инструктаж),
- наглядный: метод иллюстраций,
- практический.
2. Алгоритмический: (работа по набору правил).
3. Самостоятельная работа студентов (решение кроссворда, отработка манипуляций).
4. Методы активного обучения (решение проблемных и ситуационных задач).
Продолжительность: 6 часов
Место проведения: Кабинет здорового человека и его окружения
Цели занятия:
Методические:
1. Применение комплекса методов обучения:
• воспроизводящие, тренировочные упражнения;
• проблемно-поисковые методы (решение задач);
• частично-поисковые методы - самостоятельная работа;
• метод проблемного изложения – сочетание словесной информации с элементами проблемности;
• индивидуальные имитационные методы (анализ конкретных ситуаций).
2. Использование информационных технологий.
Дидактические:
1.
Дальнейшее формирование знаний.
2.
Работа с медицинской документацией.
3
. Формирование навыков по предоставлению информации для пациента, а также для продолжения формирования следующих профессиональных компетенций:ПК 1.1-1.2 51
Воспитательные:
1.
Воспитание профессиональной аккуратности исполнительности, ответственности к порученному делу.
2.
Воспитание у студентов наиболее важных личностно- профессиональных качеств медицинского работника:
• умение осознавать ответственность за жизнь пациента;
• умение анализировать свое поведение;
• воспитание умения работать по стандартам и формирования общих компетенций:ОК1-13
Развивающие:
1.
Формирование у студентов:
• навыка анализа и синтеза изучаемого материала;
• способности осуществлять внутрипредметные связи;
• способности применять межпредметные связи.
2.
Умение решать проблемные и ситуационные задачи.
3.
Развитие умений анализировать ошибки и формирования общих компетенций:ОК 1-13
Планируемые результаты обучения: В соответствии с требованиями
Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности
34.02.01
Сестринское дело студент должен
уметь:
- обучать население принципам здорового образа жизни;
- проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;
- консультировать по вопросам рационального и диетического питания.
знать:
- современные представления о здоровье в разные возрастные периоды, возможные факторы, влияющие на здоровье,
- направления сестринской деятельности по сохранению здоровья;
- принципы рационального и диетического питания.
Цель использования компьютерных технологий на занятии: с целью повышения наглядности, повышает эффективность самообразования.
Оснащение занятия:
Используемые технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор,
Используемые цифровые образовательные ресурсы: ЭОР, презентации
Используемые дидактические средства обучения: таблицы, учебники
Межпредметные связи:
УД Анатомия и физиология человека;
52
УД Психология;
ПМ 04. Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Внутрипредметные связи:
МДК 01.02. Основы профилактики
Литература:
Основная:
Крюкова Д.А.Здоровый человек и его окружение–Ростов н/Д:Феникс, 2016 г.
Дополнительная:
1.
А.Б., Газимов А.Х. Погодина Основы геронтологии и гериатрии – Ростов н/Д: Феникс, 2014 г.
2.
Рябикова Т.В. Сестринское дело в гериатрии – М.: ВУНМЦ, 2013 г.
3.
Крюкова Д.А., Лысак Л.А, Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение - Ростов н/Д: Феникс, 2014 г.
4.
Кучма В.Р., Донцов В.И., Кожин А.А. Этапы жизнедеятельности человека и медицинские услуги в разные возрастные периоды – М.: Издательство
«Мастерство», 2012г.
Домашнее задание
Направлено на продолжение формирования общих компетенций:
ОК 1-13
ПК 1.1-1.2
Подготовка к Диф. зачету по МДК «Здоровый человек и его окружение»
53
Технологическая карта занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Методическое
обоснование
1.
Организационный этап – 5 мин.
Приветствует обучающихся, проверяет готовность студентов к занятию, внешний вид, настраивает на работу.
Занимают свои места, настраиваются на плодотворную работу
-
Организует и дисциплинирует студентов;
- воспитывает ответственность;
- воспитывает требовательность к себе;
- самоконтроль.
2.
Мотивация занятия – 5 мин.
Выявить уровень мотивации деятельности и наметить пути по формированию условий, способствующих её повышению.
Определить уровень мотивации деятельности учащихся; оценить деятельность преподавателя по формированию положительной мотивации; определить уровень мотивации и наметить управленческие решения по ее повышению.
Концентрируется внимание студентов на предстоящей работе.
-
Создается рабочая обстановка;
- активизируется внимание студентов;
- формируется познавательный интерес к занятию.
3.
Контроль и актуализация опорных знаний – 30 мин.
Организация работы по проверке домашнего задания с целью повторения пройденного материала в форме Решение кроссворда
(Приложение 1), Тестирование
(Приложение 2).
Обучающиеся решают кроссворд, выполняют тесты
-
Воспроизведение ранее изученного материала;
- выявление уровня самостоятельного мышления.
4.
Изложение нового материала– 75 мин.
Объяснение преподавателя
(Приложение 3) с демонстрацией презентации
Презентация оздоровительных методик, направленных на улучшение общего состояния здоровья, профилактику заболеваний, подготовленные студентами:
1.
Система Н.М.Амосова
«Преодоление старости»
-
Позволяет устанавливать связь нового материала с ранее изученным;
- закрепляет знания по теме;
- развивает зрительную память;
- развивает познавательный интерес у студентов;
54
2. Брэгг «Программа по оздоровлению позвоночника».
3. Система здоровья
Г.С.Шаталовой.
(Приложение 4)
Студенты получают информацию.
- подводит обучаемых к пониманию проблемы;
- углубляет знания по теме.
5.
Инструктаж о порядке выполнения заданий - 5 мин.
Изложение порядка работы на занятии, назначение определённых действий, способов их осуществления, последовательности образовательных операций
Осознание порядка действий на занятии, продумывание хода этапов учебной деятельности. формирует умения работать по набору правил; воспитывает чувства ответственности и собственной ориентации по вопросу приоритета своего здоровья; закрепляет использование здоровьесберегающих технологий в рабочем процессе.
6.
Практическая работа – 100 мин.
Изложение порядка определенных действий на предстоящей работе малыми группами, контроль за ходом работы (Приложение 5).
Создание логических цепочек. Оценка и самооценка уровня знаний.
Работа студентов малыми группами (по 3-4 человека):
- закрепляет навыки самостоятельной работы с алгоритмами;
- активизирует интерес к занятию;
- побуждает к активной учебно-познавательной деятельности;
- совершенствует умение работать в коллективе.
7.
Закрепление нового материала– 25 мин.
Организует работу по проверке усвоения пройденного материала
(Приложение 6).
Обучающиеся отвечают на вопросы преподавателя
-
Проверка знаний всей бригады;
- выявляет умение применять полученные
55