Файл: Профилактических мероприятий средних профессиональных образовательных учреждений, подведомственных министерству.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1167
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Принципы рационального питания:
1) Энергетическая сбалансированность по практическимэнергозатратам.
2) Сбалансированность рациона: Б:Ж:У= 1: 0,8 :3,5 3) Потребность в белке на 1кг веса—0,8г
4) Лечебно-профилактическая направленность (профилактика ожирения, атеросклероза, гипертонии, сахарного диабета)
5)Щёлочная направленность питания.
6) Обогащение рациона продуктами, нормализующими микрофлору кишечника.
7)Использование продуктов, легко доступных действию ферментов.
8) Соблюдение разнообразия принимаемой пищи.
9) Учитывать анатомо-физиологические особенности возраста.
10) Рацион витаминизировать.
Энергетическая ценность пищевых продуктов (на 100г)
Крупы, макароны белки жиры
Углеводы
Ккал манная
11,3 0,67 70,3 326
гречневая
12,3 2,6 67,3 326
рисовая
6,9 0.6 76,5 319
пшено
11,9 2,9 68,6 331
овсяная
11,7 5,7 64,4 310
Макароны
10,4 0,9 75,2 332
Хлеб
Ржаной
6,5 1,0 40,1 190
Пшеничный
7,6 0.9 49,7 226
Мясо
Баранина
11,7 11,0 0
146
Говядина
11,0 9,2 0
138
Свинина
12,6 28,4 0
305
Колбасные изделия
Варёная
12,0 27,7
-
298
Сосиски
11,8 18.8
-
217
Варёнокопчёная17,8 38,8
-
416
Сырокопчёная
24,5 41,0
-
468
Птица
Куры
13,7 13,8 0,5 181
Яйцо
11,0 10,8 0,6 137
Рыба
Камбала
10,2 2,0
-
59
Треска
14,9 0,5
-
64
Овощи
Капуста
1,4
-
4,3 22
Картофель
,6 0,1 15,8 66
Лук
1,4
-
8,0 36
Морковь
1,0 0,1 5,6 26
Огурцы
0,8
-
3,9 14
Свёкла
1,4
-
8,6 38
Шоколад
6,9 35,7 52,5 547 69
Молочные продукты молоко
2,8 3,2
сметана
2,8 20,0
творог
11,0 18,0
кефир
2,8 3,2
сыр
26,0 26,5
Пищевые жиры
Масло растительное
0,0 99,9 0,0 899
Масло сливочное
0,6 82,5 0,9 718
маргарин
0.0 82,5 0,5 711
3. Ролевая игра.
Бригада делится на 2 подгруппы. Первая подгруппа получает задание – составить беседу для пожилых людей на тему «Принципы рационального питания для людей старших возрастных групп». При этом другая подгруппа – играет роль пожилых людей и готовит вопросы, на которые необходимо в дальнейшем дать полные ответы.
Вторая подгруппаполучает задание – составить беседу для пожилых людей на тему «Физическая активность для людей старших возрастных групп». При этом другая подгруппа играет роль пожилых людей и готовит вопросы, на которые необходимо в дальнейшем дать полные ответы.
Приложение 5.
Для закрепления знаний применяется устный опрос студентов.
Предлагаются вопросы:
1) Рассказать, что такое сбалансированное питание?
2) Какая должна быть калорийность пищевого рациона?
3) Что означает лечебно-профилактическая направленность в питании лиц старших возрастных групп?
4) Зачем необходимы витамины в питании лиц старших возрастных групп?
5) Что означает «калиевая диета»? Почему это необходимо?
6) Какое отношение к поваренной соли в питании лиц старших возрастных групп?
7) Что означает щелочная направленность в питании?
8) Каким образом можно улучшить ферментативную активность пищеварительных желёз у лиц пожилого и старческого возраста?
9) Какой более предпочтительный режим питания для лиц старших возрастных групп?
Распределение пищи в течение суток.
10) Что означает термин –гиподинамия?
11) Какие виды физической нагрузки допустимы для лиц пожилого и старческого возраста?
12)Каким образом можно преодолеть стресс?
13) Какова продолжительность сна для лиц пожилого и старческого возраста?
14) Что необходимо делать, чтобы улучшить засыпание?
15) Для чего нужны достаточные прогулки на свежем воздухе?
70
16) Что означает термин –гетеропротекторы?
17) Какие гетеропротекторы растительного происхождения вы знаете?
18) Перечислить виды гетеропротекторов.
19) Что такое адаптогены, перечислить.
20) Как используются продукты жизнедеятельности пчёл в качестве гетеропротекторов?
Каждому студенту предлагается по два вопроса.
Оценка за исходный уровень знаний:
Оценка «5»-- если студент правильно и полно ответил на вопросы
Оценка «4» --если студент при ответе допустил неточности
Оценка «3»--если студент ответил неправильно на один вопрос
Оценка «2» если студент не ответил на вопросы или допустил ошибки в каждом вопросе
Эталон ответа на поставленные вопросы.
1) Сбалансированное питание—это питание, которое имеет полный набор необходимых элементов—белки, жиры , углеводы, витамины, микроэлементы. Соотношение белков, жиров, углеводов составляет—1: 0,8:3,5 2) Лицам старших возрастных групп во избежании многих заболеваний необходимо следить за своей массой тела. Поступление пищи должно соответствовать затраченной энергии, а поскольку в пожилом и старческом возрасте снижается уровень физических нагрузок, то и поступление энергии с пищей должно быть ограничено. Калорийность пищевого рациона можно уменьшить за счёт употребления углеводов и жиров.
3) Пищевой рацион должен иметь лечебно –профилактическое направление для уменьшения риска таких заболеваний : атеросклероз, гипертоническая болезнь, заболевания сердечно- сосудистой системы. Для профилактики этих заболеваний должно быть уменьшено употребление жирных сортов мяса (утка, свинина, баранина), лучше употреблять—курицу, нежирную говядину в отварном виде. Сливочное масло нужно заменить растительным. Для профилактики атеросклероза хорошо использовать продукты моря: морскую капусту, морские сорта рыбы итд.
4) В питании лиц старших возрастных групп большое значение имеют витамины, тк эндогенный синтез витаминов нарушен. Витамины необходимы для регуляции обмена веществ, деятельности нервной системы, системы крови и для профилактики многих заболеваний.
5) Пища пожилых людей и людей старческого возраста для нормального функционирования сердца должна быть обогащена калием и магнием. Калием богаты –печёный картофель, капуста, кабачки, курага, изюм, чернослив, магнием—петрушка, гречка, фасоль, ржаной хлеб итд.
6) Количество поваренной соли должно быть уменьшено, тк она способна притягивать к себе жидкость, а это приводит к повышению АД и отёкам.
7) Питание должно иметь щёлочную направленность, тк с возрастом снижаются обменные процессы, функция почек и органов дыхания и возникает «закисление», ацидоз. Способствует этому высокое содержание белка и жиров животного происхождения. Щёлочными свойствами обладают растительная пища и молочные продукты.
8)Ферментативную активность можно повысить используя правильную кулинарную обработку пищевых продуктов. Тепловая обработка не должна быть длительной, овощи и фрукты лучше употреблять в пропаренном виде.
9)Режим питания лиц старших возрастных групп должен быть—приём пищи составляет 4-5раз в день. На завтрак должно приходиться—25% пищевого рациона, второй завтрак—15%, обед—
35%, ужин—25%.
10) У людей пожилого и старческого возраста очень часто возникает уменьшение физической нагрузки—гиподинамия.
71
11) Для улучшения самочувствия и борьбы с избыточной массой тела необходимы физические нагрузки. Допустимы: ходьба, бег, плавание, велосипед. Возможно выполнение физических упражнений индивидуально подобранным специалистом.
12)Лицам старших возрастных групп лучше избегать стрессовых ситуаций, а поскольку это сложно в наших условиях, то необходимо уметь переключаться на какое –либо другое занятие, отвлекающее от стрессовой ситуации. Существует специальный комплекс упражнений на расслабление, который можно освоить.
13) Для восстановления сил необходим достаточный полноценный сон. Продолжительность сна для мужчин—7-8час, для женщин—8-9час.
14) Наиболее полноценный сон до полуночи с 22час до 24час, в этот период наиболее активно происходят восстановительные процессы. Для лучшего засыпания исключить употребление тонизирующих напитков(чай, кофе), просмотр остросюжетных передач, хорошо погулять перед сном.
15) Прогулки на свежем воздухе способствуют хорошему засыпанию, улучшают настроение, способствуют синтезу витамина Д, необходимому для профилактики заболеваний костей.
16) Гетеропротекторы –это вещества, замедляющие процессы старения в организме.
17)Гетеропротекторы растительного происхождения—это пищевые антиоксиданты: метионин, глютаминовая кислота, красящее вещество свёклы, пряные травы, молочно-растительная диета.
18) К гетеропртекторам относят следующие средства: витамины и микроэлементы, новокаин в виде препаратов—геровитал, асловитал, геронтил.
Гормоны—неробол, подкожные инъекции плаценты, антиретикулярная сыворотка Богомольца
А.А.(АЦС).
19)Адаптогены—биологически-активные вещества: препараты женьшеня, элеутерококка, хвойные экстракты, лимонник, заманиха.
20) В качестве адаптогенов распространены препараты маточного молочка пчёл—апилак, витаапинол.
72
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Башкортостан
«Белорецкий медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ:
«
Естественные роды XXI века.
Физиопсихопрофилактическая подготовка к родам.
Обучение женщины поведению во время родов и профилактике
патологии родового акта»
ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий по специальности 34.02. 01 Сестринское дело
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение
Разработала: Т.Е Буракова
Белорецк, 2017 73
Рецензия
на методическое обеспечение практического занятия по теме
«
Естественные роды XXI века.
ФППП к родам.
Обучение женщины поведению во время родов и
профилактике патологии родового акта»
Методическое обеспечение составлено в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 34.02. 01
Сестринское дело.
Методическое обеспечение разработано в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта и рабочей программы ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий по специальности 34.02. 01 Сестринское дело МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение.
В составленной методической разработке практического занятия по методике «Круглого стола» грамотно определены основные цели и задачи обучения, прослеживается чёткость, системность и последовательность в изложении материала. Работа написана доступным языком с соблюдением соответствующих требований и правил. Подробно изложены основные понятия темы, материал преподносится в доступной форме, подтверждается классификациями, иллюстрациями, слайд-презентацией, видеоматериалами и наглядными дидактическим материалом.
Содержание материала обеспечивает развитие профессиональных компетенций, необходимых для оказания доврачебной консультативной помощи в виде прегравидарной подготовки к беременности супружеским парам, раскрыты аспекты перинатальной психологии, помощи при ведении беременности и родов, осуществлению ухода за новорожденным.
Методическое обеспечение занятия поможет преподавателям и студентам в рациональном использовании обширного дидактического материала, распределении учебного времени, что в конечном итоге будет способствовать глубокому овладению и использованию полученных учебных знаний по дисциплине.
Методическая разработка рекомендуется для обучения студентов специальности Сестринское дело медицинского колледжа и является руководством для подготовки и проведения занятий преподавателями.
Рецензент:
Преподаватель высшей квалификационной категории ГАПОУ РБ «Белорецкий медицинский колледж»
____________ Н.В.Рыжкина
74
Рецензия
на методическое обеспечение практического занятия по теме
«
Естественные роды XXI века.
ФППП к родам.
Обучение женщины поведению во время родов и
профилактике патологии родового акта»
Методическая разработка создана преподавателем в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом и предназначена для проведения теоретического занятия по ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий по специальности 34.02. 01 Сестринское дело
МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение.
Материалы методической разработки практического занятия структурированы и составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля. Правильно определена актуальность темы и сформулированы общая и конкретные цели занятия для того, чтобы учебный процесс проходил по методике «Круглого стола». Технологическая карта отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе занятия.
Методическая разработка предназначена для аудиторной работы преподавателя и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе.
Рецензент:
Заведующий по учебной работе ГАПОУ РБ
«Белорецкий медицинский колледж»
________А.А. Оглобличев
75
Пояснительная записка
Данное методическое обеспечение предназначено для проведения практического занятия по теме «Естественные роды XXI века. ФППП к родам.
Обучение женщины поведению во время родов и профилактике патологии родового акта», составлено в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 060102 34.02. 01 Сестринское дело.
Беременность – это прекрасная пора для женщины, но за время ожидания появления на свет долгожданного ребенка возникает масса вопросов по правильной подготовке к родам. Физиопсихопрофилактическая работа, оказываемая в структурах родовспоможения, дает возможность женщинам сформировать «доминанту – роды без страха», подготовиться психологически и физически к сложному биологическому процессу деторождения.
Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют преподавателю выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся. Оснащение занятия включает предметное и визуальное обеспечение (презентация). Хронологическая карта отражает этапы занятия, ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность преподавателя и обучающихся на каждом этапе занятия.
Методическая разработка может быть рекомендована преподавателям
ПМ 01. Проведение профилактических мероприятий по специальности 34.02.01
Сестринское дело МДК 01.01 Здоровый человек и его окружение для проведения практического занятия, применяя метод «Круглого стола» проходит в течение 60 минут.
Цели урока:
Учебная
•
Обучить студентов постигать знания по методике круглого стола.
•
Научить использовать знания для определения своей точки зрения.
76
•
Углубить знания студентов по подготовке беременных к родам.
•
Научить применять в решении поставленной задачи навыки наблюдения за беременными, роженицами и родильницами, оказания физиопсихопрофилактической помощи в родах и знания будущей специальности по теме занятия.
•
Научить компетентно аргументировать свою точку зрения перед оппонентами и отстаивать ее в дискуссии.
Воспитательная
•
Воспитать уважительное отношение к любой точке зрения, которая доказательно утверждается.
•
Привить любовь и уважение к будущей профессии.
Развивающая
•
Расширить кругозор студентов по теме круглого стола в ходе дискуссии.
•
Входе занятия раскрыть глубокий смысл и важность каждой представленной позиции для рационального ведения беременности и родов.
Тип урока: круглый стол
Обеспечение урока:
1. Компьютер.
2. Экран.
3. Мультимедийный проектор.
4.Слайд-видео постановка «Золотой стандарт естественных родов нашего столетия».
5. Схема «Золотого стандарта естественных родов XXI века».
6. Опорные раздаточные карточки для подготовки аргументов в поддержку точки зрения.
7. Опорный теоретический материал.
Междисциплинарные связи:
Анатомия и физиология человека
Основы патологии
77
Гигиена и экология человека
Генетика человека с основами медицинской генетики
Психология
ПМ 01 Медицинская и медико-социальная помощь женщине, новорожденному и семье при физиологическом течении беременности, родов и в послеродовом периоде
ПМ 02 Медицинская помощь беременным и детям при заболеваниях, отравлениях и травмах
ПМ 03 Медицинская помощь женщине с гинекологическими заболеваниями в различные периоды жизни
Внутридисциплинарные связи: Физиологические изменения организма женщины во время беременности, ведение беременности, родов и послеродового периода.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
1. В.Р. Кучма, О.В. Сивочалова. Здоровый человек и его окружение. Учебник для медицинских училищ и колледжей. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015 – 544 с.
2. Дзигуа М.В. Физиологическое акушерство. Учебник для медицинских училищ и колледжей. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2013 – 432 с.
Дополнительные источники:
1.
Радзинский В.Е. Руководство по акушерству к практическим занятиям. - М.:
ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 656с.
2 .
Дзигуа М.В. Акушерство. Руководство к практическим занятиям. М. ГЭОТАР-
Медиа, 2014. – 304 с
Интернет-ресурсы:
1.
Министерство здравоохранения и социального развития РФ
(http//www.minzdravsoc.ru)
78