Файл: Учебник для средней школы Утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое государственное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
С. Н. ВИНОГРАДОВ и А. Ф. КУЗЬМИН ЛОГИКА УЧЕБНИК для СРЕДНЕЙ школы
Утверждён Министерством просвещения РСФСР ИЗДАНИЕ ВОСЬМОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
УЧЕБНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО МИНИСТЕРСТВА ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР МОСКВА От издательства Настоящее (восьмое) издание учебника печатается по седьмому изданию.
Глава I ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ НАУКИ ЛОГИКИ
§ I. Логика мышления и наука логика В труде ив быту, в учебной и общественной работе, в научном трактате ив школьном сочинении — везде и всегда необходимо правильное, те. определённое, непротиворечивое, последовательное, обоснованное, мышление. Без правильного мышления, которое осуществляется с помощью языка, человек не мог бы ни трудиться, ни общаться с другими людьми. Если кто-либо неясно, путано высказывает свои мысли, противоречит самому себе, о таком человеке говорят Его нельзя понять, в его рассуждениях нет логики. Здесь словом логика называют правильность построения мыслей. Правильное построение мыслей изучается наукой логикой. Таким образом, следует различать 1) логику мышления (правильность построения мыслей) и 2) науку логику Кратко науку логику можно определить так Логика есть наука о законах и формах правильного построения мыслей.
§ 2. Логические законы и формы Логические законы. Определённость, непротиворечивость, последовательность и обоснованность являются обязательными качествами правильного мышления. Эти качества имеют значение законов правильного мышления.
1
Наименование логика происходит от древнегреческого слова логос, что значит мышление, мысль, а также слово, в котором выражена мысль.
3
Сознательное или несознательное нарушение логических законов ведёт к неправильному выводу. Человек, который нарушает логические законы, неизбежно оказывается побеждённым в споре, дискуссии.
Приведём пример. Кто читал роман Тургенева «Рудин», тот помнит горячие споры между двумя героями этого известного произведения. Рассмотрим отрывок из беседы Рудина с
Пигасовым:
— Прекрасно — промолвил Рудин. — Стало быть, по-вашему убеждений нет
— Нет и не существует.
— Это ваше убеждение
— Да.
— Как же выговорите, что их нет Вот вам уже одно, напер вый случай. Все в комнате улыбнулись и переглянулись. Легко понять, что Пигасов потерпел поражение. Зная логику, можно определить и характер его ошибки. Пига­
сов противоречит самому себе. Признав вначале беседы, что убеждений не существует, он тут же отказывается от своей первой мысли и утверждает совершенно противоположное. Один из логических законов, который называется законом противоречия, указывает на недопустимость подобной ошибки в рассуждениях. Логика имеет своей задачей изучение законов правильного построения мыслей и логических форм. Логическая форма это структура, строение наших мыслей.
Возьмём для примера две такие мысли Медь — проводник электричества. Пшеница — растение семейства злаковых. Каждая из этих мыслей представляет собой отражение в нашем мышлении определённых фактов действительности. Так как факты эти различны, то и содержание мыслей об этих фактах различное. Но, несмотря на это, в обоих случаях мы видим общее строение, единую структуру этих мыслей. Наука логика, исследуя логические формы, отвлекается от конкретного содержания той или иной мысли.
4

Рассматривая приведённые примеры, логика интересуется не свойствами меди (ими занимается физика) и не принадлежностью пшеницы к семейству злаковых это область ботаники. Логику интересует структура мысли.
Возьмём ещё для примера два таких рассуждения Все граждане СССР имеют право Все звёзды являются раска- на образование. ленными газовыми шарами. Мы — граждане СССР. Сириус — звезда. Следовательно, мы имеем право Следовательно, Сириус — рас­
на образование. калённый газовый шар. Содержание этих двух рассуждений разное, но ход мыслей в обоих примерах одинаков. В первом случае мы мыслимо нашем праве на образование, закреплённом в Конституции СССР. Во втором случае мы мыслимо структуре Сириуса, которую он имеет, как и всякая звезда. Однако, являясь разными по содержанию, эти два рассуждения сходны между собой в отношении своего строения. Логическая форма этих рассуждений одинакова от общего положения мы идём к частному выводу. Если в процессе рассуждения наши мысли облекаются в неправильные формы, тов таком случае прийти к истинным выводам невозможно. Сравним два следующих рассуждения Во всех городах заполярным Во всех городах заполярным кругом бывают белые ночи. кругом бывают белые ночи. Город Игарка находится за Ленинград не находится заполярным кругом. полярным кругом. Следовательно, в Игарке бывают Следовательно, в Ленинграде белые ночи. не бывает белых ночей. В первом случае выводи ход рассуждений правильный. Во втором случае, несмотря на правильность исходных положений, заключение получилось ошибочным известно, что в Ленинграде бывают белые ночи. Неверный
5
вывод есть результат того, что рассуждение облечено в неправильную логическую форму Таким образом, логика изучает формы мышления. Но это не значит, что логика не интересуется содержанием мышления. Изучение формы мысли вне связи с содержанием не имело бы для нас никакого смысла. Однако изучение её в связи с содержанием не означает, что мы не можем в необходимых случаях в целях изучения мысленно отвлекать эту форму. Логические законы и формы, те. законы и формы правильного построения мыслей, являются общечеловеческими. Это значит, что люди различных эпохи стран независимо от своей классовой и национальной принадлежности строили и строят свои рассуждения по одними тем же логическим законам, мыслили и мыслят в одних и тех же логических формах. Если бы не было единых и обязательных для всех людей логических законов и форм, то люди не понимали бы друг друга. Человеческое мышление развивается, изменяется, те. становится более совершенным. Но изменение форм мышления в течение длительного времени мало заметно. Логические формы и законы обладают устойчивостью, постоянством.
§ 3. О материалистическом понимании мышления Начиная с древнейших времён люди интересовались вопросом об отношении мышления к бытию. В зависимости отрешения этого вопроса различаются в философии два направления — материалистическое и идеалистическое. Последовательное, единственно научное разрешение вопроса о материи и сознании, о материи и мышлении, об источнике наших ощущений, представлений, понятий даётся лишь марксистским философским материализмом, разработанным великими учителями трудящегося человечества К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным и ИВ. Сталиным. В противоположность идеализму, утверждающему, что материальный мир существует лишь в нашем мышле­
1
Неправильность этой формы рассуждения будет разъяснена в главе VIII.
6

нии, сознании, материализм исходит из того, что источником ощущений, представлений, понятий, мышления, сознания является материя. Материя первична, а мышление, сознание вторично. Мышление — это свойство высокоорганизованной материи, а именно — свойство мозга. Мышление не существует и не может существовать само по себе. Оно является отображением материального мира в человеческой голове. Мышление возникло и развивается в процессе обще­
ственно-трудовой деятельности людей. В самом деле, психические процессы свойственны и животным, но мышление присуще только человеку. Объяснение этого мы находим в труде. Животные не производят орудий труда. Они лишь пассивно приспособляются к природе. Человек же активно преобразовывает природу, приспособляете при помощи орудий труда к своим потребностям. В процессе производства человек ставит конкретные цели, обдумывает пути и способы их осуществления. Деятельность человека требовала от него всё более глубокого осмысливания связей и отношений между предметами и явлениями внешнего мира. Труд, — говорит Энгельс, — создал самого человека. Практика, трудовая деятельность, является и мерилом истинности наших знаний о законах природы и общественной жизни.
§ 4. Мышление и язык Мышление развивалось вместе с языком, с которым оно неразрывно связано. Только язык делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе. Язык, — говорит ИВ. Сталин, — есть средство, орудие, при помощи которого люди общаются друг с другом, обмениваются мыслями и добиваются взаимного понимания. Будучи непосредственно связан с мышлением, язык регистрирует и закрепляет в словах ив соединении слов в предложениях результаты работы мышления, успехи познавательной работы человека и, таким образом, делает возможным обмен мыслями в человеческом обществе. На всех этапах развития человеческого общества язык
7
был единственным средством общения людей. Язык даёт людям возможность понять друг друга и организовать совместные действия в борьбе с силами природы, наладить производство материальных благ. Без языка, который понятен всем членам общества, невозможно само существование общества. Язык сыграл огромную роль в развитии мышления человека, язык явился одной из тех сил, которые помогли выделиться человеку из животного мира. Без материальной языковой оболочки мысль не могла бы ни возникнуть, ни существовать. Какие бы мысли ни появлялись в голове человека, они всегда облечены в слова, в языковые термины и фразы. «Оголённых мыслей, свободных от языкового материала, свободных от языковой природной материн»—не существует ( Сталин. Значение логики Можно логично рассуждать и не зная науки логики, также, например, как можно практически владеть языком, не изучив грамматики. Но как изучение грамматики повышает культуру нашей устной и письменной речи, таки изучение науки логики повышает культуру нашего мышления. Чтобы научиться стройно и последовательно излагать свои мысли, правильно пользоваться логическими формами, надо знать науку логику. Выдающийся русский мыслитель революционер-демо­
крат АИ. Герцен настоятельно советовал изучать логику. Известный русский педагог К. Д. Ушинский говорил, что основания разумной речи находятся в логическом мышлении. Знаменитый русский учёный КА. Тимирязев считал прямой обязанностью каждого гражданина развивать в себе способность к логическому мышлению. Основоположники марксизма-ленинизма, раскрыв истинную природу форм и законов мышления, наиболее глубоко показали их значение в нашем познании внешнего мира. Все произведения основоположников марксистско- ленинского учения являются блестящими образцами логического мышления.
8

Выступая на вечере кремлёвских курсантов в январе
1924 года, ИВ. Сталин говорило необычайной силе убеждения, простоте и ясности речей В. И. Ленина. Меня пленила, — говорил ИВ. Сталин, — та непреодолимая сила логики в речах Ленина, которая несколько сухо, но зато основательно овладевает аудиторией, постепенно электризуете и потом берёт её в плен, как говорят, без остатка. Я помню, как говорили тогда многие из делегатов Логика в речах Ленина — это какие-то всесильные щупальцы, которые охватывают тебя со всех сторон клещами и из объятий которых нет мочи вырваться либо сдавайся, либо решайся на полный провал. О силе логики, о непоколебимой последовательности в мыслях и действиях ИВ. Сталина писал АИ. Ми­
коян: У Сталина железная логика. С непоколебимой последовательностью одно положение вытекает из другого, одно обосновывает другое, ничего разбросанного в мыслях и действиях Необычайная сила убеждения, логичность и ясность речей В. И. Ленина и ИВ. Сталина являются выражением того глубокого смысла, богатства содержания, которое заложено в этих речах. Содержание мыслей, конкретные знания всегда являются главным, основным в правильном мышлении. Поэтому не следует думать, что с помощью одной только логики можно научиться правильно мыслить. Логика не может заменить фактических знаний, которые приобретаются путём изучения других наук, путём активного участия в производственной и общественной работе. Изучение логики оказывает большую помощь в процессе овладения новыми знаниями. Логика помогает скорее и глубже понять содержание учебного материала, подготовиться к урокам, решить задачи, стройно и последовательно изложить свои мысли — в устной или письменной форме — и обосновать свои рассуждения. Логика помогает найти и выделить главное, основное в изучаемом материале, лучше усвоить его содержание. Советские люди, вооружённые передовой марксистско- ленинской теорией и сознанием правоты дела Ленина — Сталина, выходят победителями из ответственных и сложных дискуссий с представителями зарубежной науки и дипломатии. Яркий пример этого — блестящие выступления советских делегатов на международных конференциях и совещаниях. Эти выступления являются образцом не только глубокого знания существа обсуждаемых вопросов, но и образцом неотразимой логики. Процесс постепенного перехода от социализма к коммунизму требует от всех советских людей высокого идейного уровня и широкого кругозора. Естественно, что в наши дни роль логики как науки о законах и формах правильного построения мыслей неизмеримо возрастает. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Что такое правильное мышление
2. Какие два значения имеет слово логика
3. Что является предметом логики
4. В чём ошибочность идеалистического взгляда на мышление
5. Изложите материалистическое решение вопроса о мышлении. СВ чём выражается связь мышления с языком.
7. Для чего необходимо изучать логику

Глава II ЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
§ 1. Мышление — опосредствованное и обобщённое познание действительности Процесс познания начинается с ощущений, возникающих в результате непосредственного воздействия предметов и явлений материального мира на органы чувств. Ощущение — это отображение нашим сознанием того или иного свойства материального предмета, например твёрдости, цвета и т. д. Но человек отображает не только отдельные свойства предметов, но и целые предметы и явления (парта, доска, лампа и т. д. Так как свойства предметов, которые отражаются в нашем сознании, связаны в реальном предмете в единое целое, то ив нашем сознании ощущения этих отдельных свойств связываются в единый образ предмета. Отображение в нашем сознании отдельных предметов и явлений как целого есть восприятие. Ощущения и восприятия являются наглядными образами единичных предметов. Но чтобы познать законы, по которым совершается развитие и изменение вещей и явлений, человек сопоставляет, сравнивает, перерабатывает в своём мозгу ощущения и восприятия этих вещей и явлений — отвлекает, выделяет важное и существенное, отображает связи и отношения вещей и явлений. Эта деятельность нашего мозга является новой ступенью в развитии познания и называется мышлением. Познакомимся с теми отличительными признаками, которые характеризуют мышление. Когда человек смотрит на поднимающийся из трубы дым, с помощью зрения он воспринимает многие черты
11
этого явления цвет и движение частиц дыма, направление и ширину дымовой струи, высоту, которой она достигает, и т. д. Заметив дым, человек делает вывод значит, в печи разведён огонь. Что же позволило человеку прийти к выводу, который высказан им в словах значит, в печи разведён огонь То, что человек осознал причинную связь между дымом и огнём. Знание об огне, разведённом в печи, человек получил косвенным путём, посредством других фактов те. опосредствованно. Но недостаточно установить один раз наличие причинной связи между двумя или несколькими предметами, чтобы вскрыть то общее, что характерно для всех данных предметов. Для этого надо осознать, что данная связь имеет общий характер, что в основе её лежат общие свойства и закономерности самих предметов материального мира. Мысль отображает общие свойства предметов, присущие не только одному предмету, но и группе сходных предметов. Так, например, такое общее свойство всех листьев, как зелёный цвет, мы можем выразить в мысли все листья зелены. В ощущении же отображается цвет только тех листьев, которые непосредственно воздействуют на наш орган зрения. Итак, мышление есть опосредствованное и обобщён­
ное познание действительности. Мысль отображает общие свойства вещей, закономерные связи и отношения между вещами. Чувства, — говорил В. И. Ленин, — показывают реальность мысль и слово — общее. Мышление не представляет собой какой-то простой суммы ощущений и восприятий. Мышление есть качественно новая форма познания, более совершенная по сравнению с чувственным познанием. Более совершенная не только потому, что объектом мышления могут быть отдалённые предметы, недоступные в данный момент для чувственного познания, но главным образом потому, что мышление даёт возможность проникнуть в сущность вещей, познавать закономерность явлений, а значит, глубже, полнее отражать действительность.
12