Файл: Учебник для средней школы Утверждён Министерством просвещения рсфср издание восьмое государственное.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 146

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Для того чтобы познать общие свойства, отношения, закономерности предметов и явлений объективной действительности, человек применяет различные логические примы. Такими основными приёмами мышления являются сравнение, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение.
§ 2. Сравнение Познание вещей начинается с того, что мы их чувственно воспринимаем, сравниваем друг с другом. В процессе сравнения устанавливается отличие данной вещи от других и сходство с подобными ей вещами. Сравнением мы пользуемся не только в тех случаях, когда непосредственно воспринимаем какие-либо предметы. Нередко мы сравниваем предметы и явления через посредство других предметов и явлений. Так, например, сравнение состава Земли и Солнца мы производим посредством линий спектра солнечного луча температуры воздуха вчерашнего и сегодняшнего дня мы сравниваем посредством показаний термометра. Сравнение — это такой логический прим, с помощью которого устанавливается сходство и различие предметов, явлений объективного мира. Но для того чтобы в результате сравнения получить верные выводы, надо знать правила всякого сравнения.
Во-первых, нужно сравнивать такие предметы, которые в действительности имеют какие-то связи друг с другом. Бесполезной тратой времени будет, например, сравнение лошади и поэзии, ума и яблока и т. д.
Во-вторых, правильность любого сравнения определяется тем, что мы возьмём за основу сравнения. Так, сравнение работы двух тракторных бригад можно провести по такому количественному показателю какая бригада, например, больше подняла зяби. Но этого недостаточно. Может получиться так, что первая бригада подняла зяби больше, чем вторая бригада, нов первой бригаде вспашка зяби произведена на недостаточную глубину. Значит, для того чтобы сравнение действительно выявило лучшую бригаду, надо количественный показатель дополнить качественным показателем.
13
Выбор показателя сравнения имеет очень важное значение в любом сравнении.
В-третьих, сравнение двух или нескольких предметов надо производить по одному и тому же признаку, взятому водном и том же отношении. Например, причину образования пара люди узнали в результате сравнения нескольких явлений водном и том же отношении. Человек много раз наблюдал, что вода в каком-либо сосуде, под которым разведён огонь, начинает кипеть и образуется пар. Сравнивая водном отношении разные случаи образования пара, человек пришёл к практически важному правильному выводу причина образования пара — нагревание воды.
В-четвёртых, всякое сравнение должно проводиться не по первым попавшимся признакам, а по таким признакам, которые имеют важное, существенное значение для сравниваемых предметов. Так, например, буржуазные историки пытаются сравнивать общественный строй одной страны с общественным строем другой страны по такому признаку, как климат, географическое расположение страны и т. п. Но это приводит их к грубым ошибкам. Географическая среда не является существенным признаком, определяющим характер того или иного общественного строя. Так, климат в СССР и климат в США различаются незначительно, а развитие общественного строя в США отстало от развития общественного строя в СССР на целую историческую эпоху, ибо в США существует капиталистический строй, отличающийся наиболее паразитической и реакционной формой, тогда как СССР уже покончил с капитализмом, установил у себя социалистический строй и вступил в период постепенного перехода от социализма к коммунизму. Значит, сравнивать общественный строй различных государств надо по другим признакам. В данном случае существенным признаком будет в чьих руках собственность на средства производства (земля, орудия производства, средства сообщения и связи и т. п) — в распоряжении всего общества или в распоряжении отдельных лиц, групп, классов, использующих эти средства для эксплуатации других лиц, групп, классов.
14

Таков первый логический приём — сравнение. Другими логическими приёмами, с помощью которых раскрываются связи и закономерности предметов, явлений, являются анализ и синтез.

§ 3. Анализ и синтез Уже много тысячелетий тому назад человек заметил, что любой предмет состоит из отдельных частей, каждая из которых отличается своими особенностями. Так, дерево состоит из ствола, который можно употребить на постройку стен дома и т. д, из веток, которые можно использовать для устройства шалаша, на плетение корзин и т. д. Орех состоит из несъедобной скорлупы и вкусного ядра. Для того чтобы достать из ореха съедобную часть, его надо разбить. Из ствола дерева можно выдолбить или выжечь крепкую лодку, но для этого надо прежде всего отделить ствол от веток и корня. Эти простые свойства вещей, которые люди наблюдали миллиарды раз, прочно запечатлелись в их сознании. Встретив в процессе трудовой деятельности знакомый уже предмет, который когда-то раньше практически расчленялся на части, человек на основе обобщённого в мысли опыта может уже мысленно расчленять его на части. Стечением времени в процессе трудовой деятельности эта способность человеческого мозга — мысленно расчленять предмет на составные части — всё более и более совершенствовалась. Так выработался логический прим, который называется анализом. Анализ — это такой логический прим, с помощью которого мы мысленно расчленяем предметы, явления, выделяя отдельные их части, свойства. Никакой более или менее сложный предмет невозможно изучить, не подвергнув его анализу. Если перед классом поставлена задача узнать устройство электромотора, то для того, чтобы решить эту задачу, надо разложить мотор на отдельные части и рассмотреть каждую из них в отдельности. Ознакомление с устройством любой машины начинается с подробного изучения каждой отдельной её части. Но для полного и глубокого понимания значения и роли каждой части мотора одного анализа мало. В итоге
15
анализа мы получали знание только об отдельных частях предмета, ноне получили целостного знания об изучаемом предмете. Электромотор — это механизм, в котором части действуют как одно целое. Понять мотор можно лишь как единое целое, в котором все составные части находятся во взаимодействии, в единстве. Рассмотрение предмета или явления в единстве достигается нами с помощью другого логического прима, который называется синтезом. Синтез — это такой логический прим, с помощью которого мы мысленно соединяем водно целое расчле­
нённые в анализе отдельные части предмета, явления. Анализ и синтез — это два неразрывно связанных друг с другом логических прима. Синтез невозможен, если предмет не был проанализирована. всякий анализ должен производиться на основе знания предмета как целого. Мышление состоит столько же в разложении предметов сознания на их элементы, сколько в объединении элементов в единство.
Энгельс это выразил такой краткой формулой Без анализа нет синтеза. Но мало мысленно расчленить предмет на составные части, а затем соединить расчленённое в единое целое. Познание вещи более сложно. В каждом предмете и явлении очень много частей, сторон, свойств. Причём одни части, стороны, свойства более важны и существенны, а другие — менее важны и существенны. Ясно, что надо различать то, что существенно, важно для данного предмета, оттого, что несущественно, неважно для него. А этого человек достигает с помощью абстрагирования и обобщения.
§ 4. Абстрагирование и обобщение Много тысячелетий тому назад человек в процессе трудовой деятельности заметил, что из камня можно сделать прочное орудие, что шкуры животных хорошо защищают от холода, что дерево не тонет вводе и поэтому из него можно делать плоты и т. д. Стечением времени способность выделять отдельные свойства вещей, возникшая в процессе производственной деятельности, всё более и более совершенствовалась.
16
Мысленно отвлекать существенное от случайного нам приходится и теперь буквально на каждом шагу. Опыт показывает, что для подлинного познания вещи пли явления надо выявить существенные свойства и отделить их от случайных. Так, например, если мы ставим перед собой задачу отобрать из ряда предметов такой, которым можно разрезать стекло, то мы обращаем внимание на одно качество нужного предмета — твёрдость, отвлекаясь, абстрагируясь от всех остальных свойств. Абстрагирование — это такой логический прим, с помощью которого мы мысленно выделяем существенные свойства предметов, явлений и отвлекаем их от несущественных, второстепенных свойств предметов, явлений материального мира. Результат абстрагирования называется абстракцией. Абстракция может быть правильной, а может быть и неправильной. Правильная абстракция отображает содержание, за­
ключённое в вещах. Так, абстрактное понятие геометрическая фигура отображает конкретное свойство предметов материального мира, их формы. Неправильной абстракция бывает в тех случаях, когда мыслятся свойства, которые к изучаемому предмету никакого отношения не имеют. Грубая ошибка совершается и тогда, когда отвлечённый от предмета признак начинают рассматривать как что-то возникшее и существующее самостоятельно, забывая о связи абстрактного понятия с предметом. В процессе абстракции мы выделяем свойства предметов, явлений. Но познать предмет вне связи с окружающей средой нельзя. Каждый единичный предмет входит в состав какого-то класса предметов, органически связан с чем-то более общим. Наша мысль и отображает связи изучаемого предмета стем общим, к которому принадлежит предмет. В течение многих столетий человек наблюдал отдельных животных лошадей, собак, волков, лисиц, медведей и др, и постепенно выделил только те признаки, которые присущи всем животными которые отличали живые организмы от окружающей среды, а именно необходимость потреблять пищу, продолжать потомство и т. п. При этом были откинуты второстепенные признаки.
17
которые встречались лишь у отдельных видов животных, как, например, однокопытность лошади, наличие рогов у коровы, жизнь крота под землёй и т. п. Так составился в конце концов мысленный образ животное. Обобщение — это мысленное объединение общих свойств однородных предметов. В процессе обобщения человек как бы отходит от конкретных предметов, отклоняется от массы деталей, присущих единичным вещам. Но это необходимо для того, чтобы, познав общее, глубже проникнуть в сущность единичных предметов. Абстрагируя свойства предметов, мы тем самым уже отображаем общие свойства предметов. Абстрагирование и обобщение представляют собой единый, неразрывный процесс. Логический приём обобщения, также как и приём абстрагирования, возник в процессе общественной производственной деятельности из практической потребности людей. Употребление орудий связано с осознанием некоторых устойчивых, постоянных свойств предметов и столь же устойчивых отношений данных предметов к другим, например отношения орудия к тому, что этим орудием добывается. Выделив при помощи абстрагирования однородные полезные свойства предметов, человек мысленно объединял в сознании это общее для данной группы предметов. Но обобщения могут быть как правильные, таки неправильные. Обобщение правильно только в том случае, если основано на познании общего, находящегося в самих вещах. Отступление от этого условия ведёт к логическим ошибкам. Так, если глубокое изучение свойств предмета или явления подменяется поверхностным ознакомлением с ним, то это может привести к неправильному, поспешному обобщению. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Чем отличается мышление от ощущений и восприятий?
2. Что такое сравнение
3. Что такое анализ и синтез
4. Что такое абстрагирование и обобщение
18
Глава III ПОНЯТИЕ
§ I. Сущность понятия Из предыдущей главы мы знаем, что мышление есть отображение в мозгу человека общих существенных свойств вещей, явлений внешнего мира. Те вещи, явления окружающей нас действительности, о которых мы мыслим, принято в логике называть предметами мысли. Так, например, предметами нашей мысли могут быть карандаш, урожай, революция, ученик, высота, движение и т. п. Вещи, явления обладают различными свойствами. Свойства вещей, явлений называются в логике признаками Например, длина данного карандаша, его цвет, свойство быть орудием письма и т. д. — всё это его признаки. Своими признаками вещи, явления или отличаются друг от друга, или сходны друг с другом. Познавая окружающую действительность, человек сравнивает предметы друг с другом, выявляет их сходство и различие путём анализа и синтеза вскрывает сущность предметов, мысленно выделяет их признаки, абстрагирует и обобщает эти признаки. В результате человек образует понятие о предметах и явлениях действительности. Понятие — это мысль, которая отображает общие и существенные признаки предметов. Например, в понятии комета отображены следующие признаки комет 1) светило, 2) состоит из крайне разреженных газов, 3) при приближении к Солнцу постепенно выбрасывает светящийся хвост. Все три перечисленных признака являются общими и существенными для комет.
19
Другой пример. В понятии белки отображены такие общие и существенные признаки белков 1) органические вещества и 2) молекулы которых состоят из соединённых в большом количестве остатков различных аминокислот. Существенным признаком предмета называется тот признак, который выражает коренное, наиболее важное свойство предмета если существенный признак отсутствует, то предмет перестаёт быть данным предметом. Например, существенным признаком химического элемента является строение атома, а несущественными — то или иное физическое состояние, внешняя форма и др. Понятия только в том случае являются правильными, если они верно отражают действительность. Если же какое-либо понятие представляет собой неверное, иска­
жённое отображение действительности, то такое понятие является ложным. Ложные понятия возникают, например, при отрыве теории от практики. Правильные понятия вырабатываются в процессе трудовой деятельности многих людей соответствие таких понятий предметами явлениям действительности проверяется практикой человека.
§ 2. Понятие и представление Понятия существенно отличаются от представлений. Представления — это наглядные образы предметов, явлений. Поэтому нельзя, например, иметь представления о скорости движения света, так как нельзя получить наглядного образа такого движения. Но мыслить скорость движения света мы можем. Мы имеем понятие о движении света со скоростью 300 000 км в секунду. Представления всегда имеют индивидуальный характер. В них главное не отделяется от второстепенного, они могут складываться и из несущественных признаков. Понятия, в отличие от представлении, отражают сущность вещей. Они имеют характер всеобщности — одними и теми же понятиями пользуется множество разных людей. Понятия, являясь отражением объективного мира, возникают в результате мыслительной деятельности многих людей. Они отличаются устойчивостью и, как всякий
20
накопленный людьми опыт, передаются (с помощью языка) от человека к человеку. Мы постоянно пользуемся понятиями как основным фондом всех наших знаний, в котором запечатлена многовековая практика человека.
§ 3. Понятие и слово Понятие, как и всякая мысль, возникает и существует на базе языкового материала, на базе языковых терминов и фраз. Реальность мысли, — говорит ИВ. Сталин, — проявляется в языке. Только идеалисты могут говорить о мышлении, несвязанном с природной материей языка, о мышлении без языка. Языковой оболочкой понятия является слово. Так, например, понятие о школе вообще выражается словом школа. Когда мы мыслим не о школе вообще, а о той школе, в которой мы учимся, то такая мысль выражается группой слов наша школа или средняя школа, в которой мы учимся. В примере, который приведён выше, предметом мысли является школа. Кроме слова школа, обозначающего предмет мысли, в примере имеются другие слова средняя, в которой мы учимся. Эти слова обозначают признаки предмета. Нов нашем примере нет такого слова, которое являлось бы сказуемым к слову школа. Следовательно, данная группа слов не является предложением, она лишь служит для выражения понятия. Другие примеры быстро плывущая лодка, дом, который строится, блестящая победа, одержанная советскими физкультурниками. Часто одно и тоже понятие Можно выразить разными словами. Например тот, кто победили победивший. Группа из трёх слов (тот, кто победил) выражает тоже понятие, которое обозначено словом победивший. Другой пример ученик, который читает книгу и ученик, читающий книгу. Нередки случаи, когда слова, сходные по звучанию, употребляются для выражения разных понятий. Например коса — сельскохозяйственное орудие для косьбы травы, коса — пряди волос, сплетённые вместе, коса — длинная узкая отмель, идущая от берега, коса—узкая полоса леса.
21
Другие примеры таких слов (омонимов мир, ключи др. Неправильное употребление омонимов неизбежно приводит к смешению понятий, тек ошибкам в рассуждении.
§ 4. Содержание и объём понятий Каждое понятие имеет содержание и объём. Содержание понятия — это знание о совокупности существенных признаков класса предметов. Например, в понятие «стратостат» входят следующие существенные признаки воздушный шар с гондолой, оборудованный для полётов в стратосферу. Таким образом, содержание понятия — это знание о предметах, к которым относится данное понятие, знание о сущности предметов, о их свойствах. Если содержание понятия верно отражает действительность, соответствует действительности, то такое понятие будет правильном, в противном случае оно будет неправильным, ложным. В холе человеческой практики, по мере того как люди глубже познают материальный мир, содержание понятий обогащается новыми признаками, а устаревшие признаки понятия отбрасываются. Например, содержание понятия об электричестве менялось, обогащалось новыми признаками, по мере того как познавались новые, ранее неизвестные свойства электричества. Современное научное понятие об электричестве глубже и вернее отражает сущность явлений электричества, чем, скажем, понятие об электричестве, существовавшее в конце прошлого века. Но понятия изменяются не только потому, что люди глубже проникают в сущность явлений, но также и потому, что сами явления стечением времени изменяются. Так, например, понятие об интеллигенции изменилось, когда вместо старой, дореволюционной интеллигенции появилась интеллигенция, вышедшая из слоёв трудящихся, воспитанная в условиях советского общества. Однако в течение какого-то периода времени содержание наших понятий бывает устойчивым, оно сохраняет свою опреде­
лённость. В понятиях содержится знание не только о признаках предметов, но также знание и о томна какие предметы данное понятие распространяется. Иначе говоря, каждое понятие имеет не только содержание, но и свой объём.
Объём понятия — это знание округе предметов, существенные признаки которых отображены в понятии. Например, объём понятия страны света составляют все мыслимые в этом понятии части горизонта север, юг, восток, запад. Объём понятия «стратостат» составляют все мыслимые виды стратостатов. Такой круг предметов может быть различным. Например, понятие растение распространяется на неограниченный круг растений на все те растения, которые когда- либо были, есть и будут. Понятие полюс Земли распространяется только на две точки земного шара. Могут быть понятия, которые относятся только к одному предмету, например понятие о современной Франции, или о реке Енисей, или о центре Земли.
§ 5. Соотношение между содержанием и объёмом понятия Между содержанием и объёмом понятия существует определённое соотношение. Рассмотрим это соотношение на примере. В объём понятия позвоночные входят все виды позвоночных животных, а содержанием являются существенные признаки, общие для всех позвоночных. Возь­
мём понятие, меньшее по объёму: млекопитающие. В объём этого понятия входят не все виды позвоночных, а только часть их, следовательно, объём понятия будет меньше. Однако содержание понятия расширяется за счёт новых признаков. Понятие млекопитающие содержит в себе признаки позвоночных (всякое млекопитающее 'есть позвоночное, а кроме того, оно содержит ещё свои, особые признаки (кормление детёнышей молоком и др, которых не было в содержании понятия позвоночные. Другой пример всякая берёза есть дерево, следовательно, понятие «берёза» содержит в себе все признаки понятия дерево. Но берёза имеет ещё и свои, особые признаки, следовательно, в содержании понятия «берёза»
23
признаков больше, чем в содержании понятия дерево. Однако по объёму понятие «берёза» уже, чем понятие дерево. Итак, понятия, более широкие но объёму, являются более узкими по содержанию — такова зависимость между содержанием и объёмом понятий. Эта зависимость имеет значение закона, который называется законом обратного отношения содержания и объёма понятий. Формулировка закона следующая чем шире содержание понятия, тем уже его объём. И соответственно наоборот чем уже содержание понятия, тем шире его объём. Закон обратного отношения распространяется только на такие понятия, из которых одно входит в объём другого. Однако изданного закона не следует, что более широкие по объёму, те. более общие, понятия имеют для нас меньшую ценность. Общие понятия отображают общие свойства, связи и закономерности предметов и явлений объективного мира.
§ 6. Ограничение и обобщение понятия В практике мышления мы нередко пользуемся логическими приёмами, которые называются обобщением понятия и ограничением понятия. Обобщить понятие — это значит перейти от менее общего к более общему понятию. Ограничить понятие — это значит перейти от более общего понятия к менее общему понятию. В соответствии с этим (согласно закону обратного отношения) изменяется содержание понятия. Рассмотрим процесс ограничения понятия наследующем примере. Объяснение того, что такое натрий, можно начать с напоминания о том, что представляет собой вообще элемента затем в понятие элемент ввести некоторые признаки, свойственные металлу. Введение этих признаков сузит объём понятия элемент, ограничит объём этого понятия, тем самым получится другое понятие, с меньшим объёмом, — понятие металл. Далее, вводя в понятие металл признаки, cвойст­
венные натрию, мы тем самым ограничиваем понятие
24
металл, те. даём вместо него ещё менее общее понятие — натрий. Таким образом, процесс ограничения понятия представляет собой постепенный переход от более общих понятий к менее общим. Ограничением понятий мы пользуемся в тех случаях, когда разъясняем содержание какого-либо понятия, причём строим своё разъяснение на основе уже известных, более общих понятий. Ограничение понятия применяется также в тех случаях, когда бывает необходимо уточнить содержание понятия, указать, к какому именно кругу явлений относится данное понятие, следовательно, отграничить понятие от других понятий, в том числе и от более общих. В процессе ограничения понятий, переходя от более общих понятий к менее общим, мы приходим, наконец, к таким понятиям, объём которых равен единице и которые, следовательно, не могут подлежать дальнейшему ограничению. Такие понятия отражают единичные, индивидуальные предметы и являются предельно узкими по объёму. Примеры таких понятий Каспийское море, первая мировая война 1914 года, улица Горького в Москве. Обобщение понятия представляет собой процесс, обратный ограничению. При обобщении понятия путём исключения некоторых его признаков мы переходим от менее общих ко всё более и более общим понятиям. Например, от понятия чех — к понятию славянин, от понятия славянин — к понятию человек. Процесс обобщения понятия протекает на основе того, что круг рассматриваемых нами предметов всё более и более расширяется за счёт новых, отличных по своим свойствам предметов. Обобщением понятий широко пользуется наука, которая всегда стремится вскрыть в предметах наиболее общие их свойства. Обобщая понятия, переходя от менее общих к более общим, мы приходим, наконец, к предельно широким по объему понятиям, которые не подлежат дальнейшему обобщению. Такие понятия называются категориями. Примеры категорий материя, время, движение, пространство, количество, форма и др.
25

1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

§ 7. Родовые и видовые понятия Мы уже знаем, что как в процессе ограничения, таки в процессе обобщения получается ряд понятий, из которых одни являются менее общими, а другие более общими. Более общие понятия называются родовыми понятиями, менее общие — видовыми понятиями.
Возьмём ряд понятий город — столица — Москва. Понятие город будет родовым по отношению к понятию столица, а понятие столица будет родовым по отношению к понятию Москва. Но эти же понятия находятся ив другом отношении понятие Москва является видовым по отношению к понятию столица, а понятие столица является видовым по отношению к понятию город. Таким образом, одно и тоже понятие водно и тоже время может быть и видовыми родовым, но только в разных отношениях по отношению к менее общему — оно родовое, а по отношению к более общему — видовое. В приведённом выше примере понятие столица является видовым по отношению к понятию городи родовым по отношению к понятию Москва. Родовое понятие (или родне может существовать отдельно от видовых понятий, а видовые понятия (или виды) не могут существовать отдельно от рода. Роди вид всегда взаимно связаны. Эта взаимная связь рода и вида отражает существующую в предметах связь общего и отдельного, а именно каждый предмет объективного мира содержит в себе и общие свойства, которые объединяют его с однородными предметами, и свои, особые свойства. Например, яблоко есть плод (общее свойство, присущее яблоками другим плодам, но яблоко имеет также свои, особые свойства, которых нету других плодов сосна есть дерево (общее свойство, но сосна имеет и свои, особые свойства, присущие только сосне и отличающие её от других деревьев. Общие свойства существуют только в отдельных предметах. Тем самым общие свойства являются признаком отдельных предметов. Так как всякое яблоко есть плод, то плод есть признак яблока дерево есть признак сосны и т д.
Причём эти общие свойства (плод, дерево) являются
26
существенными признаками, так как они выражают коренные свойства предметов. Точно также родовые понятия, отражая объективную связь предметов и явлений действительности, являются признаками своих видов. Когда мы говорим химия есть наука, то мы указываем, к какому роду относится химия (к роду наука, ив тоже время указываем существенный признак химии, её родовой признак (наука.
§ 8. Основные классы понятий По своему объёму понятия делятся на единичные и общие. Единичные понятия являются понятиями об отдельных (единичных) предметах. Примерами таких понятий могут быть следующие полководец МИ. Кутузов», город Ленинград, «На­
родно-Демократическая Республика Болгария, самое глубокое озеро в мире. В общих понятиях отображается множество однородных предметов. Например звезда, книга, школа, песня, урожай и др. Каждое из этих понятий относится к большой группе однородных предметов. Общие понятия могут быть более общими и менее общими. Так, понятие трактор является менее общим по отношению к понятию сельскохозяйственная машина, но более общим по отношению к понятию гусеничный трактор. Число предметов, которые охватываются общим понятием, может быть ограниченным или неограниченным. Например, общее понятие корабль относится ко всем кораблям, которые были, есть и будут. К общим понятиям с ограниченным объёмом относятся такие понятия станции Московского метро первой очереди, произведения Лермонтова, «учёные XIX века. Общие и единичные понятия могут быть собирательными понятиями. Собирательные понятия — это такие понятия, в которых мыслится совокупность однородных предметов как единое целое.
27
Например лес (деревьев, библиотека (книг, собрание (учеников. Особенность собирательных понятий заключается в том, что их нельзя приложить к отдельным предметам, совокупность которых мыслится в данном собирательном понятии. Нельзя, например, отнести понятие лес кот дельному дереву, понятие собрание к отдельному уче­
пику. Собирательные понятия можно приложить или к совокупности предметов как единому целому, или кряду таких совокупностей. В первом случае будет единичное собирательное понятие, во втором случае — общее собирательное понятие. Например, понятие о Государственной библиотеке имени В. И. Ленина в Москве будет единичным собирательным понятием, а понятие о библиотеке (вообще) будет общим собирательным понятием, так как оно относится ко многим библиотекам. Примеры общих собирательных понятий группа, созвездие, коллектив, полк, народ, толпа, класс и др. Примеры единичных собирательных понятий созвездие Большая Медведица, коллектив служащих (такого-то) учреждения, рабочий класс демократической Польши. Каждое понятие находится в различных отношениях с другими понятиями и поэтому одновременно входит в разные классы. Например, понятие высота есть общее, несобиратель­
ное; понятие собрание — общее, собирательное понятие единство стиля и содержания в рассказах А. П. Чехова — единичное, собирательное.
§ 9. Отношения между понятиями Все вещи, явления объективного мира находятся во всеобщей связи и взаимозависимости. И наши понятия являясь отражением объективного мира, находятся во взаимной связи друг с другом, в томили ином отношении друг к другу. Между некоторыми понятиями связь является очень слабой, малозаметной. Какая, например, имеется связь между понятиями медведь и классная доска Только
28
та, что оба они представляют собой отражение опреде­
лённых явлений действительности, ас точки зрения логики оба — понятия общие, несобирательные. Такие понятия, которые по своему содержанию находятся в далёком отношении друг к другу, называются несравнимыми понятиями. Все остальные понятия являются сравнимыми. Они делятся на две группы 1) совместимые понятия и 2) несовместимые понятия. Если объёмы двух (или более) понятий совпадают полностью или частично, то это будут совместимые понятия, если жене совпадают, то это будут несовместимые понятия. Заметим, что в томи другом случае имеются ввиду объёмы понятий, следовательно, отношения между понятиями, которые будут рассматриваться далее, — это отношения по объёму. В целях наглядности эти отношения изображаются графически в виде кругов каждый круг обозначает объём понятия. Рассмотрим группу совместимых понятий. Отношение тождества. Есть понятия, которые могут различаться по своему содержанию, нов которых мыслится один и тот же предмет. Такие понятия находятся в отношении тождества. Например первая мировая война и империалистическая война 1914 года. В этих двух понятиях мыслится одна и та же война, но при этом выделяются в качестве признаков разные стороны этой войны. Отношение тождества изображено в виде двух кругов, совпадающих при их наложении (черт. 1), объём одного понятия (А) полностью совпадает с объёмом другого понятия (Б. Другие примеры Москва и столица СССР, социализм и первая фаза коммунизма. Отношение подчинения. При отношении подчинения одно понятие (менее общее) входит в объём другого понятия (более общего. Отношение подчинения есть отношение вида ирода.
Объём видового понятия совпадает счастью объёма родового понятия. Например «берёза» и дерево (черт. 2).
29
Понятие, большее по объёму, — дерево — полностью включило в себя понятие, меньшее по объёму,—«берёза». Более общее (родовое) понятие называется подчиняющим, а менее общее (видовое) называется подчинённым понятием. Черт. I. Черт. 2. Отношение подчинения понятий не следует смешивать с отношением части и целого. Такие, например, понятия, как месяц и год, ветви и дерево, цехи завод, относятся как часть к целому, ноне как вид к роду. Нельзя, например, сказать, что каждый месяц есть годно мы говорим, что каждый куст есть растение. Конечно, кусты тоже являются частью всех растений, но они не только часть растений, но и вид растений, в то время как месяц — только часть, ноне вид года, цех — только часть, ноне вид завода. Отношение частичного совпадения об ъ ё м о в . В таком отношении находятся, например, понятия комсомольцы и колхозники. Часть комсомольцев — колхозники, а часть колхозников — комсомольцы. На чертеже 3 показано, как часть объёма одного понятия, изображённого в виде круга, совпадает счастью объёма другого понятия. Такие понятия, объёмы которых частично совпадают, называются перекрещивающимися понятиями. Другие примеры перекрещивающихся понятий рабочие и москвичи художники и поэты.
30
Отношения тождества, подчинения и частичного совпадения объёмов являются отношениями совместимых понятий, те. таких понятий, объёмы которых в той или иной мере совпадают. Между несовместимыми понятиями также существуют три вида отношений отношение соподчинения, отношение противоположности и отношение противоречия. Отношение соподчинения. Когда одному и тому же родовому понятию подчинены несколько видовых понятий, то эти видовые понятия находятся между собой в отношении соподчинения. Например понятия Европа, Азия, Африка находятся в отношении соподчинения, так как каждое из них является видом по отношению к понятию части света. Отношение соподчинения есть отношение между видами, объединёнными общим родом. На чертеже 4 показано отношение соподчинения, в котором находятся понятия А, Б и В, общим родом для которых является понятие Г. Объёмы соподчинённых понятий не совпадают друг с другом, но все они входят в объём одного итого же родового понятия. Примеры соподчинённых понятий «первобытно-общин­
ный строй, рабовладельческий строй, феодальный строй, капиталистический строй, социалистический строй (общий род — общественный строй. Отношение противоположности. В отношении противоположности находятся такие два понятия, которые по своему содержанию противоположны друг другу, но оба входят в объём одного итого же родового понятия. Например «чёрный цвет и белый цвет (общий их род цвет. На чертеже 5 показано отношение противоположности. Другие примеры храбрость и трусость,
«подъём» и спуск. Каждое из противоположных понятий не только отрицает своим содержанием другое, противоположное понятие, но и утверждает взамен другого, противоположного, нечто новое, несовместимое с ним.
31
Отношение противоречия. В отношении противоречия находятся такие два понятия, из которых одно полностью отрицает другое, но содержание отрицающего понятия остаётся неопределённым. Например
«чёрный» (цвет) и не чёрный» (цвет высокий (предмет) и невысокий (предмет. На чертеже 6 показано отношение противоречия. На чертеже видно, что объём понятия разделён на две части, из которых одна совершенно несовместима по своему содержанию с другой. Однако содержание отрицающей части остаётся нераскрытым. Отношения между понятиями
32
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Что называется понятием
2. Что такое существенные признаки (Приведите примеры)
3. Чем отличается понятие от представления
4. Что такое содержание понятия
5. Что такое объем понятия
6. Что такое ограничение понятия
7. Что такое обобщение понятия
8. Какое существует отношение между объёмом и содержа понятия
9. Укажите основные классы понятий. (Приведите примеры) .
10. Какие могут быть отношения между понятиями
11. Чем отличаются противоположные понятия от противоречащих понятий
Глава IV ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
§ I. Сущность определения понятия Определение понятия есть такое логическое действие, в процессе которого раскрывается содержание понятия. Раскрыть содержание понятия — это значит указать его существенные признаки. Определением понятия называется также результат указанного действия. Каждый предмет имеет бесконечное число признаков, и пытаться указать все признаки предмета невозможно. Определение содержит в себе лишь такие признаки, которые, являясь существенными, отграничивают понятие от других понятий. В определении выражается в сжатой форме основное знание о предметах. Следовательно, определение понятия есть определение тех предметов, на которые распространяется данное понятие. Определяя, например, понятие трактор, мы определяем те тракторы, которые имеются в действительности. Определим, например, понятие ромб. Для этого прежде всего укажем ближайший род ромб — это параллелограм. Но, кроме ромба, есть и другие виды параллелограмов. Поэтому необходимо ещё указать в определении такой признак ромба, который отличает его от других видов параллелограмов, те. указать видовое отличие равенство сторон. В результате получается ромб — это параллелограм, все стороны которого равны друг другу. Это и будет определение понятия ромб.
34
По своему строению определение состоит из двух Основных частей определяемого понятия и определяющего понятия. Так, в нашем примере понятие ромб было определяемым, а понятие «параллелограм, все стороны которого равны друг другу было определяющим. Определяющее понятие указывает на ближайший род определяемого и на его видовое отличие. Состав определения схематически можно изобразить таким образом вид есть роди видовое отличие. Например газогенератор (вид) есть аппарат (род, превращающий твёрдое топливо в газообразное (видовое отличие. Видовое отличие не всегда выражается одним признаком. Таких признаков может быть несколько. Совокупность их представляет видовое отличие. Например Антарктика — это часть света, включающая материк Антарктиду и окружающие моря и острова. В этом определении родовым понятием будет часть света, а видовое отличие выражено тремя признаками включающая материк Антарктиду, включающая окружающие моря, включающая окружающие острова. Классическим образцом определения является определение нации, которое дал ИВ. Сталин Нация есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры. В этом определении указаны все необходимые признаки нации. Ближайший род в этом определении — общность людей, а все остальные признаки, отличающие нацию от коллектива, общественных организаций, класса и др, являются видовым отличием. Все эти признаки выражают коренные свойства нации. Определив нацию, ИВ. Сталин далее пишет Необходимо подчеркнуть, что ни один из указанных признаков, взятый в отдельности, недостаточен для определения нации. Более того достаточно отсутствия хотя бы одного из этих признаков, чтобы нация перестала быть нацией. Только наличие всех признаков, взятых вместе, даёт нам нацию.

§ 2. Правила определения Чтобы определить понятие, необходимо, конечно, прежде всего иметь знание о существенных признаках тех предметов, на которые это понятие распространяется. Человек, который не знает, например, что такое материализм, не сможет определить понятие материализм если даже он хорошо усвоил все правила определения. Однако, зная о материализме, ноне зная способов определения, легко можно допустить ошибку в определении. Существует четыре правила определения.
1. Определение должно быть соразмерным. Это значит, что определяемое и определяющее понятия должны быть равны по объёму.
Возьмём для примера определение понятия квадрат квадрат есть равносторонний прямоугольник. Это определение соразмерное, так как определяемое понятие квадрат и определяющее квадрат есть равносторонний прямоугольник являются тождественными понятиями, те. имеют один и тот же объём. Но если бы мы, определяя понятие квадрат, ограничились указанием одного родового признака квадрат есть прямоугольник, то такое определение было бы слишком широким по объёму; кроме квадратов, есть и другие прямоугольники, поэтому понятия квадрат и прямоугольник не тождественны. Слишком широкое определение получится ив том случае, если в качестве видового отличия приведено недостаточное количество признаков. Возьмём следующее определение Конденсатор есть прибор, служащий для накопления электрической энергии. Хотя в этом определении указаны ирод, и видовое отличие, нос помощью такого определения мы неотличим конденсатора от аккумулятора. Необходимо в качестве видового отличия указать ещё на некоторые признаки, характерные только для конденсатора. Итак, слишком широкое определение есть неточное, неправильное определение. Неточным, неправильным является и слишком узкое определение. Например, в определении линза есть оптическое стекло, ограниченное двумя выпуклыми поверхностями
36
указаны роли видовое отличие, однако такое определение относится не ко всякой линзе, а только к разновидности линз — к лупе. Следовательно, объём определяющего понятия уже объёма определяемого. Правило соразмерности нарушено — определение линзы дано неверно. Слишком узким будет и такое определение Астрономия есть наука о звёздах». В этом определении видовое отличие не исчерпывает предмета науки астрономии, так как астрономия есть наука не только о звёздах, но и о всех небесных телах.
2. Определение не должно делать круга. Нарушение этого правила состоит в том, что в качестве определяющего берётся такое понятие, которое само можно понять только посредством определяемого. Например Что такое противоречие в рассуждении Это такое противоречие, которое представляет собой нарушение логичности мышления. Такое определение — пример круга в определении, так как нарушение логичности мышления не может быть понято без указания на противоречие в рассуждении. Ошибка круг в определении иногда принимает форму тавтологии.
Возьмём такой пример Существенные признаки предмета—это такие признаки, которые являются существенными для предмета. Или Смешное — это то, что вызывает смех.
3. Определение не должно быть отрицательным. Определение должно указывать на то, что представляет собой предмета не на то, чем не является предмет. Поэтому такое определение, как свет есть отсутствие темноты, не может дать никакого знания о природе света. Однако в некоторых случаях определение может содержать в себе отрицание. Например, в определении инертных газов (аргон, неон и др) указывается их химическая неактивность. Отрицательные определения употребляются также в тех случаях, когда определяемым является отрицательное понятие. Например Иррациональное число — это число, которое несоизмеримо ни с единицей, ни се частями.
4. Определение должно быть ясным, четким, не допускающим двусмысленных или метафорических выражений. К числу последних выражений относятся архитектура есть окаменевшая музыка, лев есть царь зверей и т. д.
37
Иногда определение не получает необходимой ясности и чёткости, становится громоздким оттого, что в него включаются лишние слова, хотя указанное выше правило соразмерности может при этом не нарушаться. Например, совершенно ненужной была бы последняя часть фразы (начиная со слова которое) в следующем определении Магнитная индукция — это возбуждение магнетизма в кусках железа или стали, введённых в магнитное поле, которое вызывает в них явление магнетизма, те. намагничивает их. Определение получилось громоздкими запутанным, так как в него включены лишние слова. Вполне достаточно было бы определить магнитную индукцию как возбуждение магнетизма в кусках железа или стали, введённых в магнитное поле. Конечно, это определение не исчерпывает всего содержания понятия магнитной индукции. Но, во-первых, не требуется, чтобы всякое определение всегда содержало в себе все признаки понятия, а, во-вторых, лишние слова (в неправильном определении) нашего знания расширить не могут. Определение должно быть точным, ясными по возможности настолько кратким, насколько краткость определения не мешает необходимой его полноте.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

§ 3. Генетическое определение Слово генезис означает происхождение. Генетическое определение — это такой вид определения, который указывает на происхождение определяемого предмета. Например Шар есть геометрическое тело, образованное вращением круга около его диаметра. Другие примеры Окружность — это замкнутая кривая, которая образуется движением на плоскости точки, сохраняющей равное расстояние от центра. Или Окружность — это замкнутая кривая, все точки которой находятся на равном расстоянии от центра. Первое определение генетическое, второе — негенетическое. Таким образом, генетическое определение также содержит в себе указание на ближайший роди видовое отличие. Оно подчиняется всем правилам негенетического определения и отличается от него лишь характером своего содержания.
38
Генетическое определение применяется в тех случаях, когда бывает необходимо указать на происхождение интересующего нас предмета.
§ 4. Номинальное определение От определения понятия следует отличать так называемое номинальное определение, те разъяснение смысла слова, имени, выражающего данное понятие. Например Генезис — это значит происхождение, источник. Номинальное определение не представляет собой определения понятий, следовательно, предметов, отражением которых являются понятия. Номинальное определение лишь по форме может иногда совпадать с определением понятий. Так как оно не раскрывает содержания понятия, а только выясняет смысл слова, то важно уметь отличать определение понятия от номинального определения, чтобы не подменять одно другим. Сравним два вида определений
1) Номинальное определение Атом значит неделимый.
2) Определение понятия Атом — это мельчайшая частица вещества, состоящая из ядра и электронов. В первом определении лишь разъясняется значение слова. Это значение не соответствует современному знанию об атомах, оно устарело. Во втором определении раскрываются существенные признаки атома. Номинальные определения бывают необходимы виз вестных случаях, особенно в отношении заимствованных слов, однако они не могут заменить собой определений понятий.
§ 5. Значение определений Определить понятие — значит вскрыть его содержание, те. указать существенные признаки, которые являются отражением коренных свойств предметов. Однако в определении почти никогда не указываются все существенные признаки, так как это оказывается невозможным. Понятие богаче по содержанию, чем определение. Определение сужает понятие, на что указывает и само слово определение определить — значит поставить предел, указать границы, сузить содержание понятия.
39
Отсюда следует, что для того чтобы иметь понятие о томили ином предмете, недостаточно знать определение такого понятия. Поэтому при проработке учебного материала нельзя ограничиваться заучиванием одних определений. Определения в этом случае лишь помогают понять и лучше запомнить проработанный материал. В научном исследовании нередко применяются предварительные определения. Такие определения даются вначале исследования, когда объект ещё не изучен и понятие он м ещё не оформилось. Цель предварительного определения — выделить объект исследования, указать его примерные границы, насколько это возможно в условиях неполного знания он м. Но главное назначение определений — это подытожить результаты исследования, закрепить в краткой форме добытые знания. В определении закрепляются самые основные признаки понятия. Определения понятий нельзя рассматривать как нечто раз навсегда установленное и неизменное. По мере углубления и расширения наших знаний о предметах, явлениях действительности определения понятий изменяются, они становятся более полными и более точно отражают сущность предметов.
§ 6. Примы, заменяющие определение При определении понятия мы указываем его ближайший роди видовое отличие. Однако не каждое понятие имеет родине для каждого понятия мы можем указать видовое отличие. Поэтому не каждое понятие можно определить указанным выше способом. Нельзя, например, определить категории (сущность, бытие и др, так как категории являются предельно широкими понятиями, те. для них не существует более широких (родовых) понятий (см. стр. 26). Через ближайший роди видовое отличие нельзя определить также некоторые понятия, отражающие элементарные свойства вещей. Для таких понятий трудно указать видовое отличие. Например прямой, сухость, желтизна и др. Но ив тех случаях, когда мы можем определить понятие, мы не ограничиваемся одним определением. Существуют логические примы, которые могут дополнить определение. Среди таких приёмов отметим следующие пять указание, описание, характеристика, сравнение, различение. Эти приёмы имеют и самостоятельное назначение. Ими часто пользуются для того, чтобы дать представление о предмете, подчеркнуть те или иные свойства предмета, выделить предмет по какому-либо признаку и т. п.
1. Указание. Указание — самый простой приём ознакомления с предметом, который непосредственно нами воспринимается. Например, желая ознакомить кого-нибудь сданным цветом, формой, звуком и пр, мы указываем на этот цвет или воспроизводим данный звук. Указание не может, разумеется, дать понятия о предмете, оно даёт лишь индивидуальное представление. Ука­
зание—это первая ступень в объяснении свойств пред­
­­­­в.
2. Описание. Описание представляет собой перечисление ряда признаков единичного предмета (например, описание Бородинского поля Л. Толстым или Сор­
мова М. Горьким, вида какого-либо животного или растения. Например, С. Аксаков так описывал лебедя Белый, как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, сч рным носом и чёрными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывёт между зелёных камышей по темносиней, гладкой поверхности воды. Может быть описание процесса например, общественного события, физического явления, химической реакции и пр. Цель описания — указать наиболее точно и полно признаки предмета.
3. Характеристика. В характеристике указываются некоторые отличительные признаки предмета. Может быть характеристика единичного предмета мысли (например, такого-то ученика) и характеристика общего явления например, признаком волевых действий человека является преодоление им препятствий. Цель характеристики — подчеркнуть, что предмет обладает или не обладает такими-то определёнными прими.
41

4. Сравнение. Сравнение по своей внешней форме нередко бывает похоже на определение, однако сравнение нельзя смешивать с определением. Сравнение предполагает наличие двух предметов мысли, из которых один поясняется с помощью другого. Например Дети — цветы жизни. Разумеется, никак нельзя предположить, что в этом сравнении понятие цветы будет родом по отношению к понятию дети. Цветы сами по себе вообще не являются признаком, присущим детям. Но образное сравнение детей с цветами даёт возможность понять присущие детям свойства (красота, нежность и др. Другие примеры Ленинград — колыбель революции, Писатели — инженеры человеческих душ.
5. Различение. Различение — это разновидность сравнения. При различении, как и при сравнении, мы мысленно сопоставляем два предмета, но указываем не на сходство, а па различие. Например Водород отличается от кислорода тем, что сам горит, но горения не поддерживает.
§ 7. Сущность деления понятия Деление понятия есть такое логическое действие, в процессе которого раскрывается объём понятия. Раскрыть объём понятия — это значит указать видовые понятия, соподчинённые делимому понятию. Например, требуется произвести деление понятия ученики нашего класса по признаку национальности. Выяснив вопрос о национальной принадлежности учеников нашей группы, мы констатируем, что все они делятся на русских, украинцев и грузин. Производя деление понятия, мы мысленно разделяем по определённому признаку тот класс предметов, отражением которого является делимое понятие. Делимое понятие есть родовое понятие. В результате деления получаются видовые понятия, которые называются членами деления. Признак, по которому производится деление, называется основанием деления. В приведённом выше примере понятие ученики нашей группы — делимое понятие, основание деления — признак национальности, а члены деления — видовые понятия, которые получились в результате деления. В качестве основания деления можно было взять и другой признак (например, возрастной, и тогда, естественно, мы имели бы другие члены деления. Те понятия, которые получаются в результате деления те. члены деления, можно снова делить по какому- либо основанию, а вновь полученные понятия вновь делить. Таким образом, получается сложная система понятий так, в зоологии все позвоночные делятся на виды позвоночных затем, например, птицы делятся на виды птиц и т. д. Чтобы деление было правильным, необходимо соблюдение правил деления.
§ 8. Правила деления Если наше знание об объёме делимого понятия неполно или неверно, то соответственно и деление будет неполным или неверными правила деления не смогут помочь нам в этом случае, но знание правили умение применить их является необходимым, когда мы ясно представляем, какие именно виды входят в объём делимого понятия. Знание правил деления в этом случае предохранит нас от ошибки. Всего правил деления четыре.
1. Деление должно быть соразмерным. Это значит, что члены деления должны в совокупности равняться объёму делимого понятия. При правильном делении не может быть такого положения, чтобы сумма членов деления была больше или меньше объёма делимого понятия. Так, если при делении объёма понятия треугольник взять в качестве основания отношение сторон треугольника по величине, то правильное деление представится в следующем виде Треугольник разносторонний равносторонний равнобедренный
43
В результате нарушения этого правила возможна одна из двух ошибок или деление будет чрезмерно широким, или слишком узким. Например, деление понятия учащиеся было бы чрезмерно широкими потому ошибочным, если бы мы, кроме учеников начальной и средней школы, студентов и других учащихся, указали бы ещё и дошкольников. Деление понятия учащиеся было бы слишком узким если бы мы не указали каких-либо учащихся (например, учащихся курсов.
2. Деление должно производиться по одному основанию ипритом существенному. Чтобы произвести деление понятий, можно взять в качестве основания любой признак из числа тех, которые входят в содержание делимого понятия. Так, объём понятия река можно разделить следующим образом 1) судоходная и несудоходная (основание пригодность реки для судоходства 2) быстрая и тихая основание — скорость течения воды в реке 3) мелкая и глубокая (основание — глубина реки) и т. д. Но какой бы признак мы ни взяли для разделения понятия, мы не должны менять этот признак в процессе деления. Разумеется при этом, что в основание делимого понятия мы можем взять только существенный признак. Было бы нарушением указанного правила, если бы мы понятие население города разделили так мужчины, женщины и старики. Здесь смешаны два признака признак пола и признак возрастной. Было бы также ошибочным брать в качестве основания для деления какой-нибудь случайный признак, например делить людей на грустных и весёлых. Правило относительно основания деления есть важнейшее правило деления. Большинство ошибок в делении связано с нарушением этого правила.
3. Члены деления должны исключать друг друга. Это правило вытекает из предыдущего если основание деления выдержано, то и члены деления будут исключать друг друга, если жене выдержано, то члены деления будут перекрещиваться, следовательно, деление будет неправильным. Пример неправильного деления понятия Зубы делятся на резцы, клыки, коренные и молочные. Здесь члены деления не исключают друг друга, потому что в основу деления положены разные признаки.
4. Деление не должно делать скачка. Это значит, что при делении понятия необходимо брать ближайшие виды, а не отдалённые. Было бы неправильным деление природы на животных, растения и минералы. Необходимо сначала разделить понятие природа на органическую природу и неорганическую природу, а затем уже производить дальнейшее деление, в противном случае получается скачок в делении.
§ 9. Дихотомическое деление Дихотомическое, те. двучленное, деление состоит в том, что делимое понятие полностью делится на два противоречащих понятия. Например Все книги могут быть или учебниками, или не учебниками. Это деление отвечает всем правилам деления оно соразмерно, имеет одно основание, члены деления исключают друг друга, скачка в делении нет. Его можно продолжать дальше Все не учебники делятся на беллетристику и не беллетристику, Вся не беллетристика делится на технические и не технические книги и т. д. Особенность дихотомического деления состоит в том, что мы, производя деление, можем не знать всех видов делимого понятия. Бывает, что для нас важно выделить лишь некоторые виды, нам известные, и мы можем дихотомическое деление применять ив том случае, когда нас не интересует объём второго понятия. Дихотомическим делением часто пользуются ив теоретической, ив практической деятельности. Например, химик, исследуя свойства металлов, делит все элементы на металлы и неметаллы. Состав группы неметаллов его может в данном случае не интересовать. Работник в области народного образования может мысленно разделить взрослое население района на имеющих детей школьного возраста и не имеющих таких детей. Дальнейшее подразделение будет касаться только первой группы, поскольку только она в данном случае будет представлять интерес.
45

§ 10. Примы, сходные с делением Наряду с делением понятий мы пользуемся в практике мышления некоторыми логическими приёмами, которые внешне сходны с делением, но по существу отличны от него.
1. Расчленение целого нач ас т и . Например Месяц январь состоит из четырёх недель и трёх дней, Поезд состоит из паровоза, вагонов и платформ. В этих примерах речь идёт не о видах ироде, а о частях и целом. Месяц, конечно, не является родовым понятием по отношению к неделями дням, а неделя и день — это не виды месяца, а его части поезд не является родовым понятием по отношению к вагонам, а вагон — это не вид поезда, а часть его. Другие примеры членения дерево — ветки, ствол, листья, корни квартира — комнаты здание — крыша, стены, окна.
2 . Расположением ы слей по оп редел н ному плану. Планы мероприятий, планы сочинений, оглавления в книгах — всё это не будет делением понятий, так как во всех этих случаях нет отношения, какое существует между видами иродом. Классификация Производя деление понятий, мы тем самым мысленно делим на группы те предметы, к которым относятся делимые понятия. Одним из видов мысленного деления предметов на группы является классификация. Классификацией называется система расположения предметов по классам на основании сходства этих предметов внутри класса и их отличия от предметов других классов. Примером классификации может служить Периодическая система элементов, созданная великим русским учёным Д. И. Менделеевым (1834—1907). Менделеев расположил элементы в порядке возрастания их атомных весов и по признаку однотипности химических качеств. Классификация элементов и открытый Менделеевым периодический закон дали возможность великому химику предсказать существование ряда неизвестных элементов.
46
Каждый элемент в Периодической системе имеет свои особые признаки и отличается ими от других элементов. В выборе основания классификации проявилась гениальность Менделеева, так как принятое им основание сыграло решающую роль в создании Периодической системы. Этот факт подчёркивает важность значения для классификации правильно выбранного основания. Если за основание классификации принимается существенный признак предметов, то такая классификация может иметь научное и практическое значение она ласт возможность обнаружить закономерности, которым подчиняются предметы, явления, как это мы видели на примере классификации, предложенной Менделеевым. Классификацию, в основе которой находится коренной признак предметов, выражающий их природу, принято называть естественной классификацией. Примером естественной классификации (кроме Периодической системы) может служить классификация животных в современной зоологии. Если за основу классификации берётся признак, не выражающий природы классифицируемых предметов, то такая классификация называется искусственной. Примером такой классификации является алфавитный список учеников данного класса. Разумеется, таили иная начальная буква фамилии никакого отношения к коренным свойствам ученика не имеет. Однако этот случайный признак бывает полезно использовать в практических целях, в целях простого удобства — отсюда возникает потребность расположить фамилии учеников в алфавитном порядке. Классификация (естественная или искусственная) подчиняется всем правилам деления она должна проводиться по одному основанию, члены её должны исключать друг друга, совокупность всех её членов должна исчерпывать собой весь данный класс, внутри классификации не должно быть неоправданных скачков. Классификация помогает найти в изучаемых явлениях определённый порядок, систему их взаимных связей, помогает охватить изучаемые явления, предметы в целом. Классификация имеет важное положительное значение для запоминания изучаемых явлений, предметов.
47
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
1. Что такое определение понятия
2. Укажите составные части определения.
3 Назовите правила определения. (Дайте примеры на каждое правило)
4. Что такое генетическое определение (Дайте пример)
5. Что такое номинальное определение (Дайте пример)
6. Какое значение имеют определения
7. Укажите примы, сходные с определением.
8. Что такое деление понятия Укажите правила деления.
9. Что такое дихотомическое деление
10. Какое имеется различие между делением понятия и мысленным расчленением предмета (Приведите пример расчленения)
11. Укажите примы, сходные с делением.
12. Что такое классификация
13. Какое различие имеется между естественной и искусственной классификацией
Глава V СУЖДЕНИЕ
§ 1. Сущность суждения Познавая окружающую действительность, мы выделяем предметы, их признаки. Так, например, исследовав какой-либо металлический предмет, мы высказываем такую мысль он м. Этот предмет обладает такими свойствами, как блеск, ковкость, плавкость, теплопроводность и электропроводность. В данном высказывании мы судим о предмете, высказываем он м суждение, которое представляет собой мысль о предмете и его признаках. Но предмет может и не обладать каким-либо признаком. В таком случае мы говорим о предмете Этот предмет не белый Данная книга неинтересная и т. д. Наличие или отсутствие у предмета какого-либо признака отражается в нашем мышлении в форме утвердительного или отрицательного суждения. Суждение всегда что-либо утверждает или отрицает. Суждением называется мысль, которая утверждает или отрицает что-либо относительно предметов и их признаков. В том случае, когда мы в суждении связываем то, что действительно связано в окружающей действительности, или разъединяем то, что разъединено в окружающей действительности, — наше суждение верно, истинно. Так, суждение Металлы являются проводниками электричества истинно. Металлам, как известно, присуще свойство электропроводности, ив нашем суждении утверждается это. Но когда мы в суждении мысленно связываем то, что не связано на самом деле в материальном мире, или мысленно разъединяем то, что в действительности связано в материальном мире, — паше суждение в этом случае ложно, не истинно, ибо оно не соответствует предмету, который отображается в суждении. Так, суждение Атом есть неделимая частица вещества является суждением ложным. В данном случае мы мысленно соединили то, что в действительности не связано. Атом — сложная материальная система, он разлагается на ядро и электроны. Может быть разложено и ядро атома, которое состоит из протонов и нейтронов. При этом происходит превращение атома данного химического элемента в атом другого химического элемента. Атом неделим лишь в химическом отношении. Это означает, что не существует меньшей доли данного химического элемента, чем атом. Истинность суждения, те. верное отображение действительности, является важнейшим качеством суждения. При отсутствии этого качества суждение теряет всякую ценность. Суждение, как и понятие, является формой отображения в нашем сознании объективной действительности. В суждении выражается наше знание предметов и явлений материального мира, их свойств и связей.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14