Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1035
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3) А вот еще фрагмент:
«...Ослепительной белизны прелестнейший лоб осенен был прекрасными, как агат, волосами. Они вились, как чудные локоны...»
Что ж, щедрость словесной живописи (художник, создавая портрет, не жалеет красок!) в сочетании с предельной эмоциональностью авторской речи и даже витиеватостью ее, с откровенным восхищением писателя открывшейся ему красотою выдают Гоголя. Но какую его страницу, чье очарование запечатлел так вдохновенно художник? (Это тоже «Невский проспект», прелестная незнакомка, за которой помчался, на беду свою, художник Пискарев.)
4) А вот иная встреча с пленительным юным созданием:
«...Вышла из-за перегородки девочка лет четырнадцати и побежала в сени. Красота ее меня поразила».
Тема, предмет изображения одни и те же: женская красота. Но как по-разному она передана! Вместо ослепительного «гоголевского» портрета – спокойное, ровное повествование, и вместе с тем автор не скрывает своих чувств, но признание его столь же спокойно и лаконично: «Красота ее меня поразила», а вместо восторженных интонаций и эпитетов, исполненных восхищения («чудные локоны») – немногие подробности портрета и поведения («потупила большие голубые глаза», «отвечала ... безо всякой робости» – и все!) в той же спокойной, повествовательной манере... Догадались?
(«Станционный смотритель» А. С. Пушкина.)
5) А что вы скажете об этом:
«Уже солнце начинало прятаться за снеговой хребет, когда я выехал в Койшаурскую долину...»
Казалось бы, задача решается легко: Кавказ выдает Лермонтова! Хотя кавказские зарисовки есть и у Пушкина – в очерке «Путешествие в Арзрум». Однако слишком уж причудливо, живописно для пушкинской прозы, скорее, близко к гоголевской с ее склонностью к нагнетанию живописных подробностей, сгущению красок, к синтаксической усложненности и патетике. А если почувствовать еще и угрожающую таинственность горного пейзажа, нечто колдовское в «черном, полном мглою ущелье» да в речке с ее «змеиным» сверканием, близость к гоголевской прозе станет тем более несомненной. Однако ж это Лермонтов, начало «Бэлы». Вот, оказывается, как близок он к Гоголю! Но только ли он?
6) Не припомните ли это:
«Крест на могиле зашатался, и тихо поднялся из нее высохший мертвец...»?
А откуда это:
«...В эту минуту кто-то еще приблизился к калитке и собирался войти... Комната полна была мертвецами...»?
Рада, что многие узнали пушкинского «Гробовщика».
3. Подведение итогов исследовательской викторины.
Пожалуй, мы вправе сказать, что Гоголь словно бы объединил в стилистике своей многих современников; вместе с тем страницы его резко оттеняет своеобразие других писателей, даже там, где мы находим у них «гоголевское» начало.
III. Работа по новой теме.
1. Беседа.
– Любите ли вы театр? Близок ли он вам? Интересен ли?
– А знаете ли вы, как создается спектакль?
Вот несколько опорных слов (ориентируясь по ним, расскажите о рождении спектакля):
Запись на доске: автор – режиссер – чтение пьесы – актерская труппа – художник – декорации – композитор – дирижер – оркестр...
2. Инсценирование (явл. 3, д. I с Бобчинским и Добчинским).
А теперь – слушайте:
Бобчинский. Чрезвычайное происшествие!
Добчинский. Неожиданное известие!
Все. Что? Что такое? (с. 276–280, учебник).
3. Учитель (продолжение беседы).
Недоумеваете? Да, это Гоголь! Но, согласитесь, совершенно иной, неведомый пока нам. Гоголь-драматург! Как могло случиться: после «Вечеров...», «Миргорода» Гоголь создает не рассказ и не повесть, а... пьесу?
– Назовите синоним слову «пьеса». (Драматическое произведение.)
– Чем отличается драматическое произведение от иных, как определите их сравнительно с драматическими?
Перенесем терминологию, к которой начинаем привыкать, в тетради:
Литературные произведения
повествовательные | лирические | драматические |
(рассказ, повесть, роман) | (стихотворения) | |
– Для чего создаются повествовательные и лирические произведения? (Чтобы их читали.)
А пьесы, драматические произведения? (Конечно, их можно и читать, и читают, даже зачитываются! Но все-таки драматические произведения создаются для театра, для сцены.)
– Что представляет собой пьеса?
Откроем любую страницу пьесы Гоголя. Сразу же заметили, что в пьесе нет повествования и описания, почти нет авторского текста.
Драматическое произведение – это речь действующих лиц, диалоги персонажей пьесы, а иной раз, когда герой остается на сцене один, ему приходится произносить и монологи.
Выпишите слова-термины, без которых мы не смогли обойтись, объясните их этимологию и смысл.
Итак, Гоголь и театр. Неожиданное открытие: оказывается, повествовательные страницы Гоголя насквозь сценичны! Не случайно, влюбленный в гоголевское творчество Михаил Афанасьевич Булгаков, великий писатель ХХ века, создал блистательную пьесу, инсценировав поэму Гоголя «Мертвые души», а Московский Художественный театр блистательно ставит этот спектакль вплоть до сегодняшних дней.
Гоголь и театр... Не связан ли путь Гоголя к драматургии с обстоятельствами его жизни?
«Пьеса по-настоящему живет только на сцене», – как-то заметил Николай Васильевич Гоголь. Получается, что без сцены, без театра пьеса, не обретя жизни «настоящей», вполне может умереть?
Мы невольно чувствуем какое-то особое отношение Гоголя к театру, родство с ним, влюбленность в сцену, в театр, в актеров...
Откроем своеобразное вступление к комедии «Ревизор», прочитаем пока лишь ее заглавие: «Характеры и костюмы. Замечания для господ актеров».
Заметили, как Гоголь, преступив через запрет, который до него не нарушал ни один драматург, позволил себе пространный и вполне самостоятельный авторский текст? Вероятно, писатель настолько тревожился за судьбу своего первого драматического произведения: а вдруг оно будет неверно сыграно, что вмешивается в подготовку спектакля, в репетиции, разъясняя характер каждого персонажа.
Каков адрес этой гоголевской страницы? («... для господ актеров»!)
В какой же роли выступает автор, посмевший актеров наставлять (разве это его задача?)? Вот вам и еще одно амплуа Гоголя: он не только автор «Ревизора», но, если хотите, еще и режиссер!
Найдите еще один театральный термин и по словарю уточните его значение. (Амплуа – тип актерских ролей. А. резонера.)
И, наконец, гоголевское «господа актеры»!
Как жаль, что мы слишком мало знаем об истории театра, и нам трудно представить, как любили завсегдатаи театра унижать актеров, каким презренным было само актерское звание. И вдруг: «... для господ актеров»!
Откуда это благоговение перед театром? потребность себя самого почувствовать то актером, причем непременно поочередно играющим каждого персонажа, то режиссером? А ведь все начинается с детства! И театр вошел в жизнь Гоголя подобно тому, как стихи в душу Пушкина, – в младенчестве еще, «с первыми понятиями». Крепостной театр, прославивший имение соседа, помещика Трощинского, – первые незабываемые впечатления будущего писателя, театральные его впечатления. А затем школьные годы! Ученик Нежинского лицея Гоголь-Яновский почувствовал неудержимое влечение к игре, к
сценическому перевоплощению, представляя себя на сцене. Мог ли он не заразить товарищей замыслом, который давно у него созрел и требовал воплощения: создать в лицее свой театр! Навсегда запомнит Гоголь свою «премьеру», в которой он участвовал и как режиссер, и как актер.
Как вы думаете, какую пьесу избрали Гоголь и его «труппа»?
Фонвизинского «Недоросля»! Фонвизин был кумиром Гоголя. А как вы полагаете, кого в комедии Фонвизина сыграл Гоголь? Перед зрителями предстала... госпожа Простакова! Хотите узнать, чем завершилась затея Гоголя и с театром, и с ролью госпожи Простаковой? По отзывам очевидцев, премьера лицейского театра прошла триумфально, виновником же успеха был Гоголь, талантливо поставивший спектакль и столь же успешно, талантливо сыгравший г-жу Простакову.
Не «повторить» ли и нам Гоголя? Не перенести ли его опыт на комедию «Ревизор»?
Домашнее задание: познакомиться со статьей учебника «О замысле, написании и постановке «Ревизора» (с. 247–250); подготовить выразительное чтение по ролям I и II действия комедии (распределить роли); индивидуальное задание: рассказ о театре и своих театральных впечатлениях с использованием специальной (театральной) лексики: вестибюль, фойе, зрительный зал, партер, амфитеатр, ложи, антракт; спектакль, премьера, режиссер, актерская труппа, композитор, дирижер, оркестр, музыкальная интродукция (вступление, пролог); смотреть, затаив дыхание; вслушиваться в голос актера, в интонации его, вглядываться в лица исполнителей; переноситься в мир, созданный на сцене; сострадать, с трудом сдерживать слезы; хохотать от души; восхищаться искусством создателей спектакля.
Урок 33
«РЕВИЗОР»: ПЕРВОЕ И ВТОРОЕ ДЕЙСТВИЯ.
ХЛЕСТАКОВ И «МИРАЖНАЯ ИНТРИГА» (Ю. МАНН)
Цели урока: познакомить, прокомментировать и обсудить события и характеры I и II действий комедии; начать работу над составлением цитатного плана; работать над выразительным чтением по ролям.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Опыты устных сочинений (инд. задание).
– Как чувствовали себя, создавая собственное произведение о театре – точнее, о себе в театре?
– Что удалось сравнительно легко (если, разумеется, удалось)?
– А что доставило муки? Удалось ли их преодолеть?
2. Рецензирование первых опытов театральных эссе (размышлений, раздумий свободных, словно наедине с самим собой).
– Что, несомненно, удалось сегодняшним авторам?
– Что пока не получилось?
3. Пересказ статьи из учебника «О замысле, постановке и написании «ревизора».
III. Работа по новой теме.
1. Слово учителя.
Итак, не пора ли нам сделать остановку в городе, где правит Сквозник-Дмухановский, а правосудие вершит Ляпкин-Тяпкин, в компании с полицейскими Уховертовым, Свистуновым и Держимордой, больницами же ведает Артемий Филиппович Земляника, а исцеляет больных уездный лекарь Христиан Иванович Гибнер...
Итак, «Ревизор». Комедия в пяти действиях.
«На зеркало неча пенять, / коли рожа крива».