Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1032
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«...Уж на что, осмелюсь доложить вам, головоломка обязанность градоначальника! Столько лежит всяких дел, относительно одной чистоты, починки, поправки ... словом, наиумнейший человек пришел бы в затруднение, но, благодаря Богу, все идет благополучно. Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; но, верите ли, что, даже когда ложишься спать, все думаешь: «Господи Боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно...» наградит ли оно или нет, конечно, в его воле, по крайней мере, я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало... то чего же мне больше? ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью все прах и суета.
Артемий Филиппович (в сторону). Эка, бездельник, как расписывает! Дал же Бог такой дар!
Хлестаков. Это правда. Я, признаюсь, сам люблю иногда заумствоваться: иной раз прозой, а в другой и стишки выкинутся.
(Начинает диалог городничий. Его слова – сплошная выдумка о добросовестной работе, сдобренная откровенной лестью по отношению к ревизору. Забавно, что каждое высказывание заключает в себе что-то действительно существующее в городе и деятельности городничего, но в противоположном значении. Это создает комический эффект. Только по отношению «к начальству» городничий почти искренен, так как, конечно, хочет, чтобы ревизор остался доволен. Гоголь разоблачает притворство хитрого градоначальника репликой Хлестакова, который наивно замечает, что тоже любит «присочинить», таким образом, серьезность и тем более правдивость чувств городничего уничтожена мгновенно. Зависть судьи, отъявленного бездельника и мошенника, к «талантам» начальника завершает разоблачительную картину.)
4. Да, в комедии герой раскрывается прежде всего в словах: он рассказывает о себе, своих чувствах (или скрывает их), и по тому, что и как говорит персонаж, можно судить о его личности. Определите по отдельным репликам, кому они принадлежат. Свой ответ аргументируйте.
а) «Я люблю поесть. Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия». (Хлестаков. Интересы самые приземленные, но любит высказываться «красиво» и говорит пошлости.)
б) «Нет, нет, позвольте уж мне самому. Бывали трудные случаи в жизни
, сходили еще даже и спасибо получал; авось Бог вынесет и теперь». (Городничий перед посещением мнимого ревизора готов к «сражению», имеет опыт подобных дел.)
в) «Знаю, знаю... Этому не учите, это я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете». (Почтмейстер. Речь идет о вскрытии чужих писем. Нарушая служебный долг, этот чиновник даже не задумывается о безнравственности такого поведения.)
г) «Не приведи Бог служить по ученой части, всего боишься. Всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек». (Лука Лукич Хлопов – человек трусливый, не справляющийся со своими обязанностями. Однако в его словах звучит критика времени, когда каждое умное слово могло вызвать политические преследования.)
д) «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-та, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки...» (Петр Иванович Бобчинский – городской помещик (бездельник), главная черта характера – любопытство.)
е) «Да делать-то, конечно, нечего. А за ошибку-то повели ему заплатить штраф. Мне от своего счастья нечего отказываться, а деньги бы мне теперь очень пригодились». (Унтер-офицерская вдова, высеченная по ошибке. Не справедливости ищет, а получить штраф.)
5. В своей комедии Гоголь дает еще замечания для господ актеров с краткой характеристикой героев. Узнайте одного из них по описанию. Какими средствами писатель добивается комического эффекта?
«Человек, прочитавший 5 или 6 книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. Представляющий его должен всегда сохранять в лице своем значительную мину. Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».
(Это характеристика судьи – Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина. Уже фамилия его говорит о том, как он относится к служебным обязанностям: тяп-ляп. Авторская ирония заключена в каждой фразе и направлена не только на этого «героя», но и других тоже. Первая – о «вольнодумстве», основанном на чтении 5–6 книг (!) – говорит и о других, которые за всю жизнь прочитали и того меньше. Значительная мина – следствие уважения окружающих к его знаниям и уму – снова ирония. наконец, сравнение его речи с боем старинных часов тоже вызывает смех.)
6. Одной из особенностей комедии Гоголя является то, что в ней даны уже сложившиеся характеры, и характеры эти
описаны, как мы только что еще раз убедились, самим Гоголем в «Замечаниях для господ актеров». Во время прочтения комедии мы постоянно обращаемся к этим «замечаниям», чтобы понять, как реализуется в поступках, действиях характер того или иного героя. Следя за сюжетом, мы отмечаем, как оправдывается характеристика, данная Гоголем Хлестакову в «Замечаниях для господ актеров», понимаем, почему чиновники верят болтовне этой «фитюльки».
Попробуем назвать, какие события, происходящие в комедии, можно соотнести с каждым элементом сюжета.
(Экспозиция – сообщение городничего о тайном приезде ревизора, совещание чиновников о мерах, которые необходимо предпринять.
Завязка – предположения Добчинского и Бобчинского, что Хлестаков и есть ревизор, реакция на это сообщение городничего и чиновников.
Развитие действия – все похождения Хлестакова в роли ревизора, заканчивающиеся сватовством и отъездом.
Кульминация – вечер у городничего, чтение письма.
Развязка – сообщение о приезде настоящего ревизора.)
V. Работа по новой теме.
1. Слово учителя.
Удивительное мастерство Гоголя проявилось в том, что он придумал такую завязку, которая сразу же привела в движение всех действующих лиц. Каждый из героев, встревоженный известием о приезде ревизора, ведет себя в соответствии со своим характером и своими преступлениями против законности.
Второе действие, как мы выяснили, показало перелом в поведении Городничего, преодолевшего свой страх, понявшего, что «ревизора» нетрудно обмануть, то есть скрыть от него все свои преступления. Итак, завязался конфликт, но конфликт комедийный. Борющиеся силы: городничий и его окружение – Хлестаков.
Комедийность конфликта состоит в том, что в нем все наоборот: с точки зрения здравого смысла, героем нападающим, атакующим должен быть ревизор как государственный чиновник, приехавший в город с проверкой, а Хлестаков никого не атакует, так как не является настоящим ревизором; напротив, он стал объектом нападения и, как может, отражает это нападение. героем, ведущим действие, оказался городничий. Все его действия подчинены одному стремлению: обмануть ревизора, создать видимость благополучия в городе, не дать возможности раскрыть его преступления. Все чиновники полностью поддерживают его в этом, так как они тоже имеют свои грехи. Вот это «наоборот» пройдет через все наиболее важные моменты в развитии конфликта.
Итак, перенесемся вновь в дом городничего, в комнату, где готовятся к встрече с «ревизором» Марья Антоновна и Анна Андреевна.
2. Чтение по ролям явления 1–3, действия III.
3. Слово учителя.
Итак, дамы готовы к встрече, готов и городничий со своим окружением. События, изображенные в III действии, представляют очень важный этап в развитии конфликта. Но, обратите внимание, и здесь борьба между участниками конфликта (городничий – Хлестаков) развивается тоже алогично, «наоборот»: Хлестаков понял, что его принимают за какое-то очень важное лицо, и рассказом о своей столичной жизни старается напустить на себя еще больше важности.
4. Чтение по ролям (явление 6, действие III).
5. Вывод.
Хлестаков завирается до такой степени, что полностью разоблачает себя. Сцена вранья является кульминацией в саморазоблачении Хлестакова: он с самой первой встречи с городничим ведет себя так глупо, как человек «без царя в голове», а в сцене вранья, это его качество раскрывается с наибольшей силой. И, казалось бы, теперь чиновники, если не все, то хотя бы городничий, должны были бы понять свою ошибку, а они ничего не поняли: так велик их страх, так тяжки их грехи. Городничий все время старается проникнуть в сущность характера Хлестакова, он понимает, что тот по молодости многое наврал, но все-таки верит, что Хлестаков – ревизор, и потому отдает новые приказания: никого в дом не впускать, кто может пожаловаться. Напряженность комедийного действия растет.
6. Завершение чтения по ролям (явления 9–11, действие III).
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение по ролям IV действия; индивидуальное задание: инсценировка отдельных сцен IV действия.
Урок 35
«РЕВИЗОР»: ЧЕТВЕРТОЕ ДЕЙСТВИЕ.
РАЗОБЛАЧЕНИЕ ПОРОКОВ ЧИНОВНИчества
Цели урока: сформулировать «своевременные мысли» и вопросы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города; побудить учащихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения; учить «сквозь смех слышать грусть», воспитывать желание бороться со всем «дурным в России».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по новой теме.
1. Слово учителя.
Некоторые литературоведы (В. В. Сиповский, А. Г. Цейтлин) считали, что действие «Ревизора» охватывает один день. Другие (А. М. Левидов) не соглашались с этим мнением. обдумайте сюжет комедии, перечитайте еще раз IV действие: нет ли в нем указания на тот временной отрезок, в течение которого совершается действие «Ревизора»?
2. Выразительное чтение по ролям (IV действие, явление 1-е).
3. Инсценирование (явления 3–7, IV действие, явления 9–10, действие IV).
4. Беседа по вопросам.
– Какой цели подчинены все действия городничего и его подчиненных от завязки конфликта до сцены сватовства Хлестакова за Марью Антоновну? Каков результат их деятельности?
(Городничий как герой, ведущий действие, добился большего, чем хотел: он не только сумел скрыть от «ревизора» свои преступления, но даже породнился с ним.)
К. С. Станиславский задавал вопрос: почему, смотря «ревизора», невольно думаешь об истерзанной и несуразной России? Да и сам Н. В. Гоголь писал (чтение эпиграфа к уроку, записанного на доске): «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал... и за одним разом посмеяться над всем... Сквозь смех... читатель услышал грусть...»
Откуда же эта грусть? этот смех сквозь слезы?
5. Фронтальная работа: собирание всех известных сведений о городе и чиновниках.
– Где происходит действие?
– Почему у этого города нет названия? (Неопределенное местоположение города, откуда «хоть 3 года скачи, ни до какого государства не доскачешь», придает ему условность, позволяет отразить в нем все социальные пороки России, достичь большей степени обобщения всех пороков.)