Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1026

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

III. Подведение итогов урока.

1. Беседа.

Вернемся еще раз во времена автора «Ревизора», к первым представлениям комедии. Помните, как встретили ее современники Гоголя? Один их упрек больно задел писателя: в комедии, утверждали многие, сплошь уродливые характеры, а вот «честного, благородного» героя нет! Есть в моей комедии, страстно утверждал автор, «честное, благородное лицо»!

Как полагаете, что имел в виду Гоголь? Ответ писателя был таким: не себя он называл «честным, благородным лицом», а... смех. Смех – герой пьесы!

– Готовы ли вы поддержать Гоголя, защитить его комедию от упреков в безверии, чуть ли не в клевете на Россию?

– Каким вы хотите видеть свой душевный город? (Домашнее задание.)

2. Чтение домашних сочинений-миниатюр (2–3 работы).

«Мой душевный город должен быть маленьким уютным мирком, в котором я бы чувствовал себя спокойно. Из него изгнаны все враги-страсти, а управляет им неподкупная и строгая старушка Совесть. В ее подчинении находятся разные заведения города: картинная галерея, библиотека, больница, храм. В моем городе царствуют только добрые и прекрасные чувства. В библиотеке я встречаюсь с Трудолюбием и Интеллектом. В трудные минуты на помощь мне приходят Терпимость, Вера и Сострадание, мои душевные раны залечивает Любовь и Забота. И самым важным мне кажется то, что мой город не стоит один-одинешенек, а постоянно ищет другие, похожие на него, создавая содружество городов-душ».

Домашнее задание: подготовиться к творческой работе по комедии Гоголя «Ревизор»; индивидуальное задание.

Урок 37

р/р. ПОДГОТОВКА К ДОМАШНЕМУ СОЧИНЕНИЮ
ПО КОМЕДИИ ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР»


Цели урока: завершить обсуждение комедии Н. В. Гоголя; учить аргументированно давать «режиссерские» и «литературно-критические» оценки гоголевского текста.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

1. Слово учителя.

Сегодня, покидая «город Глупцов», мы еще раз пройдемся по его улицам, встретимся с его обитателями, обратимся к ним с последним словом, советом, а в дальнейшем напишем письмо-сочинение.

Объявляются темы, записанные на доске:

1. Поездка в город, где правит Сквозник-Дмухановский.

2. Самый любопытный персонаж в комедии Гоголя «Ревизор».


3. Есть ли в комедии Гоголя «честное, благородное лицо»?

4. Познакомьтесь: Иван Александрович Хлестаков.

5. Как я поставил (а) бы комедию Гоголя «Ревизор» (опыт режиссуры на примере одной из сцен).

2. Беседа по вопросам.

1) «...Правит пьесою идея, мысль. Без нее нет в ней единства. А завязать может все! самый ужас, страх ожидания, гроза идущего вдали закона...» – писал Гоголь в своей статье «Театральный разъезд после представления новой комедии».

Как вы понимаете эти слова?

Какая мысль, по-вашему, «правит» «Ревизором»?

2) Мы привыкли к тому, что лучшие русские писатели с уважением относились к народу. Бесспорно, то же можно сказать о Гоголе. Почему же в «Ревизоре» Осип, слуга в доме городничего, купцы, унтер-офицерская вдова, слесарша Пошлепкина вызывают смех, хотя над двумя последними творится явная несправедливость?

(Восхищаясь гоголевской пьесой, мы смеялись, а иногда «замирали», думая, что чиновники вот-вот «разоблачат» Хлестакова, а нам так не хотелось, чтобы его «разоблачили»! Ведь тогда бы и комедия прервалась, да и не было бы ее вовсе, и чем дольше Хлестаков водит чиновников за нос, тем интереснее, уморительнее зрителю, тем страшнее, ужаснее факты жизни России первой половины XIX века вскрываются. Конечно, мы знаем, кто такой Хлестаков, а герои пьесы и не сомневаются, что он-то и есть тот самый злополучный ревизор! А мы-то его уже раскусили! Как же все это произошло? А все это устроил Гоголь! Точнее, его Осип, монологом которого открывается II действие. Нужно ли это – Осип, роль которого в комедии, казалось бы, ничтожна, его пространный монолог, к тому же не очень-то естественный: непонятно, кому он рассказывает ... Это последнее обстоятельство иной раз смущало театр, его режиссеров, и у Осипа однажды появилась собеседница – судомойка гостиничного трактира, введенная в пьесу режиссером, чтобы оправдать монолог Осипа, исправив таким образом «оплошность» автора.)

– Согласны ли вы с вольностью, которую позволил себе режиссер? А как бы вы поставили эту сцену?

Не забудем: Осип все-таки лишь эпизодическое лицо в пьесе; однако роль его исполнял иной раз актер, которого мы привыкли видеть исключительно в центральных персонажах (пьесы или фильмы): например, Сергей Юрский, блистательный актер, сыгравший Осипа на сцене Большого драматического театра в Санкт-Петербурге, в спектакле, поставленном Георгием Товстоноговым; оправдано ли это: великий актер и эпизодическая, второстепенная вроде бы роль?



Итак, все вполне оправдано! И роль Осипа, человека из народа, мужика, слуги, ой как важна! Именно он заставляет нас смеяться над Хлестаковым, с первых же сцен обнажая истинный смысл, «нутро» своего барина. Вспомните унизительные препирательства Хлестакова с Осипом.

а) Как строит драматург диалоги Хлестакова с Осипом?

Разве не странно, не комично, что хозяином положения вдруг становится ... слуга, что барин у него под каблуком?

б) Эпитетом «плут» Гоголь характеризует Осипа («... он не любит много говорить, и молча плут») и Землянику («... проныра и плут» (см. «Замечания для господ актеров»). Чем «плутни» Осипа отличаются от плутней Земляники?

в) Осип подает совет Хлестакову поскорее уехать из города. Какие черты характера и особенности поведения Осипа «подготовили» этот совет?

г) Зачитайте, о каких «обидах», чинимых городничим, рассказывают купцы.

– Какие черты характера, поведения осуждает Гоголь?

д) О бесправном положении своем поведали и слесарша с унтер-офицерской вдовой. (Чтение текста.)

– Почему же мы смеемся над ними?

3) Писатель Владимир Владимирович Набоков отмечал, что в «Ревизоре» фон для действия создают так называемые внесценические персонажи, т. е. герои, которые не появляются на сцене, но о которых в той или иной форме сообщают действующие лица. Например, в первом акте пьесы городничий говорит о судебном заседателе, об учителях и т. д. В третьем – Хлестаков, наряду с лицами, принадлежащими к близкой ему среде (кухарка Маврушка), повествует о князьях и графах, которые якобы толкутся у него в передней, об иностранных посланниках, с которыми он якобы играет в карты, и т. д.

– Найдите упоминания и рассказы действующих лиц о несценических персонажах.

– Какое значение имеют, по-вашему, эти персонажи для понимания замысла комедии?

– Мы уже говорили о гоголевской развязке комедии, убедительна ли она и комична ли?

– Можно ли было завершить «Ревизора» удачнее? Обратили внимание на любопытную особенность заключительной сцены?

– Сам ревизор в ней не появляется: он – «за сценой»! Почему? Удачно ли это? А может быть, было бы куда сильнее для завершения комедии вывести на сцене «настоящего» ревизора? А ждали ли мы его? Было бы оправдано его появление в финале комедии?

Как бы мы ни ждали ревизора, в комедии Гоголя он остается тайной, если угодно, «инкогнито», в особом, художественном смысле, и это придает ему какой-то «мистический» смысл в финале пьесы. Ревизор у Гоголя не столько конкретное лицо,
сколько олицетворение государства, мудрой и честной власти, карающей нечестивцев, на что и уповал автор бессмертной комедии.

– А как относитесь вы к этим надеждам Гоголя, расскажите об этом в своих сочинениях.

3. Выступления учащихся по главам из книги Ю. Манна «Николай Гоголь. Жизнь и творчество» – М.: Русский язык, 1988.

«Всё дурное», «все несправедливости...»

«В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

Правда, это сказано опять-таки ретроспективно: в 1847 году в «Авторской исповеди». В пору написания комедии Гоголь с такой итоговой чёткостью об её задании еще не говорил. Но само по себе такие категории, как общественная справедливость и благо, вовсе не были ему чужды; напротив, именно с их помощью, ещё с юношеских лет, обдумывал Гоголь свой путь. Вспомним: «Я перебирал в уме... все должности в государстве и остановился на одном. На юстиции. Я видел, что здесь работы будет более всего...» и т. д. Разве это не та же лексика, не тот же круг понятий, что и в определении задания «Ревизора»?

Широта и обобщённость изображения запечатлелись в первых же редакциях пьесы. Свой «уездный город» ещё в начальном варианте «Театрального разъезда...» драматург назвал «сборным городом всей тёмной стороны». Разве это не то же самое, что «собрать в одну кучу всё дурное в России...»?

В этом городе есть всё – как в маленьком государстве. Тут и просвещение, и почта, и здравоохранение, и своего рода социальное обеспечение (в лице попечителя богоугодных заведений), и карательные органы, т. е. полиция. И, конечно, суд, юстиция – предмет пристального интереса Гоголя с гимназической поры. <...>

Город в «Ревизоре» последовательно иерархичен и, так сказать, пирамидален: на вершине его, как маленький царек, восседает городничий. Есть в городе и неофициальные сферы: своё избранное общество, своё дамское общество, в котором первенствует опять-таки семейство городничего; своё общественное мнение; свои поставщики новостей в лице городских помещиков Бобчинского и Добчинского.

Существует в городе и своя низовая жизнь, жизнь непривилегированных сословий. Жизнь эта течёт под пятой чиновников и полицейских, и мы больше ощущаем её, догадываемся о ней, чем видим на сцене. Но в четвёртом действии те, кого городничий несколько суммарно называет «купечеством да гражданством»и прорываются на первый план. Вслед за купцами, которые ещё могут отделаться взятками, появляются и беззащитные перед властями слесарша и унтер-офицерша. А там, как сообщает ремарка, вырисовывается «какая-то фигура во фризовой шинели, с небритою бородою, раздутою губою и перевязанною щекою, а за нею в перспективе показывается несколько других». Бродяги ли это какие или больные, или, может быть, «отрапортованные», то есть избитые полицейскими – мы так и не узнали. Но Гоголь во всяком случае намечает открытую «перспективу» в глубь городской жизни, заставляя предполагать в ней ещё всякое...


Гоголь везде подчёркнуто «локален», он как бы всецело захвачен лишь происходящими в городе событиями. Но глубина перспективы исподволь ведёт к обобщению. Перед нами действительно весь город – цельный и органичный. Поэтому гоголевский город словно зажил самостоятельной жизнью. Он стал минимально-необходимой моделью, которую можно и даже нужно было соотнести с другими, подчас более крупными явлениями, то есть с жизнью российской империи в целом. Мы потом увидим, как преломилась такая структура комедии в восприятии её первых зрителей.

Широта обобщения в «Ревизоре» возрастала благодаря следующей особенности гоголевской художественной манеры. Обычно в русской комедии (да и не только русской) порочным и развращенным персонажам противопоставлялся мир настоящей, честной жизни. <...> Противопоставление осуществлялось или открыто, когда в действие включались добродетельные герои, или опосредованно, скрытно, когда присутствие подобных лиц чувствовалось за сценой.

Но Гоголь не сделал ни того, ни другого. Драматург не только отказался от идеальных, добродетельных персонажей, – он не оставил для них возможности существования и за сценой, вне сюжета комедии.

В «Ревизоре» нет даже намёка на то, что где-либо, в каком-либо дальнем или близком углу обширного русского государства жизнь протекает не так, как в городе, но по иным законам и правилам. Всё в пьесе предстаёт как общепринятое, освящённое обычаями и традицией. И городничий, и чиновники твёрдо знают, что нужно делать с прибытием «ревизора»: нужно давать взятки, задабривать, пускать пыль в глаза. Эти средства и раньше оправдывали себя, при наезде других высокопоставленных лиц (Сквозник-Дмухановский горд тем, что он «трёх губернаторов обманул», да и не только «губернаторов...»); помогут они и на этот раз.

Конечно, могло произойти и так, что ревизор не взял бы. Но тот, с кем случилось бы подобное, считал бы, что это просто его личное невезение. (Мало ли какие бывают соображения у важного лица! Например, городничий, не умея вначале найти «подход» к Хлестакову, мог подумать, что тот просто набивает себе цену.) В правильности и эффективности выбранных мер никто из чиновников не сомневается.

Не сомневаются в этом и люди низших сословий – купцы, мещане, те, кто выступает в пьесе в роли обиженных и просителей. Купцы жалуются на городничего не за то, что он берёт взятки («мы уж порядок всегда исполняем»), а за то, что он меры не знает, чересчур лютует в своей алчности («Не по порядкам поступает»). И это говорят они тому, кого считают воплощением порядка! Зная «порядок», они и сами явились к Хлестакову с подношением.