Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1003

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


(Звучит запись песни «Вечерний звон»2 (см. Примечание.).)

(Учащимся раздаются карточки с авторским текстом и фольклорным вариантом.)

Вечерний звон

И. И. Козлов

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

Уже не зреть мне светлых дней

Весны обманчивой моей!

И сколько нет теперь в живых

Тогда веселых молодых!

И крепок их могильный сон;

Не слышен им вечерний звон!

Лежать и мне в земле сырой!

Напев унылый надо мной

В долине ветер разнесет;

Другой певец по ней пройдет,

И уж не я, а будет он

В раздумье петь вечерний звон!

Фольклорный вариант

Вечерний звон, вечерний звон,

Как много дум наводит он!

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

И многих нет теперь в живых,

Тогда веселых, молодых!..

Вечерний звон, вечерний звон,

Как много дум наводит он!

3. Заключительное слово учителя по 1-й части урока.

– Как вы считаете, всякое ли стихотворение может превратиться в народную песню? Конечно, нет. Из множества стихотворений Пушкина народными песнями стали только некоторые, наиболее известные – «Под вечер, осенью ненастной», «Буря мглою небо кроет»; из стихотворений Лермонтова – «Выхожу один я на дорогу»; Некрасова – «Что так жадно глядишь на дорогу», «Ой, полна, полна коробушка». А прекрасные стихотворения Тютчева, хотя и положены были на музыку, популярности в народе не обрели. Фольклористы, исследуя причины этого, пришли к выводу, что в народ переходили стихотворения напевные (удобные для пения размеры – хорей, анапест, амфибрахий; менее удобные – ямб и дактиль), как правило, сюжетные, близкие фольклору по идее и образности.

В народном бытовании они подвергались переработкам с целью приблизить их содержание к народной поэзии, придать им нужные песенные качества.

(Композиционные и стилистические изменения указывают на стремление к наибольшей ясности и художественной простоте.)

Охотно допуская приемы поэтики старинных устных песен – постоянные эпитеты, слова ласкательные и т. д., фольклорная песня не терпит подлаживания под простонародную речь.

Расположение рифм имеет большое значение для перехода стихотворения в фольклор. Наблюдения показывают, что здесь чем проще, тем лучше. Слишком сложные строфы не годятся. Рифмы обычно парные или через стих; даже опоясывающие рифмы в песнях встречаются редко... потому что они для слуха труднее перекрестных, осложняют ритм...


(По статье И. Н. Розанова

«От книги к фольклору»)

4. Работа по учебнику со статьей «Исторические песни» (с. 10).

1) Чтение статьи.

2) Пользуясь статьей, закончить предложения (письменно):

– Исторические песни – это...

– По форме они близки...

– Основные образы исторических песен...

– Художественные приемы, используемые в исторических песнях...

3) Чтение и обсуждение песен «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» (с. 10–11 учебника).

Беседа по вопросам:

– Какие исторические песни остались в вашей памяти? Почему вы их запомнили?

– В чем тайны высокой художественности исторических песен?

5. Работа с повестью «Капитанская дочка».

– Как отозвались исторические песни в писательском творчестве? Мог ли Пушкин написать «Капитанскую дочку», не обращаясь к народным песням?

Откроем пушкинскую «Капитанскую дочку», которую нам еще предстоит читать; пробегите глазами ее страницы.

– Почему автор открывает главы эпиграфами, черпая их по преимуществу из народной поэзии? Какой ее жанр он предпочел?

– Сопоставьте песни, процитированные автором.

– Почему так широко представлены в «Капитанской дочке» песенные жанры: и разбойничьи, и солдатские, и лирические, и свадебные песни?

– Что вы ждете от романа Пушкина после такого «наплыва» народной песни?

IV. Подведение итогов урока.

– Каковы особенности исторических песен?

– В чем сходство и различие народных исторических песен и былин?

– Какое отношение народа к Пугачеву передают исторические песни?

Домашнее задание: самостоятельно подготовить тему «Частушки», рассказать о своеобразии этого жанра; подобрать для чтения в классе несколько частушек; попытаться составить свою частушку на школьную тему.

Урок 5

ПРЕДАНИЯ

Цели: познакомить учащихся с преданиями о Пугачеве и Ермаке, отметив, что наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе (о Ермаке); показать, как сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в литературе второй половины XVIII века пробивается нередко подлинная сила народного гнева (о восстании Пугачева); повторить исторические песни о Пугачеве; отметить своеобразие жанра частушек.



Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

Карточка 1.

1) Что мы называем песней? Какие виды фольклорных песен вы знаете? (Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. Народные песни бывают лирические, исторические, обрядовые, плясовые.)

2) Прочитайте текст песни. Каким событиям она посвящена? Как называются песни подобного содержания?

Под славным городом под Полтавой

Подымалась Полтавская баталья.

Запалит шведская сила

Из большого снаряда – из пушки;

Запалит московская сила

Из мелкого ружья – из мушкета.

Не крупен чеснок рассыпался –

Смешалась шведская сила.

Распахана шведская пашня,

Распахана солдатской белой грудью;

Орана шведская пашня

Солдатскими руками;

Посеяна новая пашня

Солдатскими головами;

Поливана новая пашня

Горячей солдатской кровью.

(Эта песня рассказывает о Полтавской битве, о сражении русской армии под предводительством Петра I со шведами. содержание позволяет отнести эту песню к историческим.)

3) Какие свойственные народной песне художественные приемы можно отметить в этом произведении?

(Для народной песни характерны повторы. Здесь они есть: предлог под, запалит, распахана и др. песня построена на противопоставлении шведской и русской силы (армии). Поле битвы сравнивается с пашней, боевые действия – с пахотой. Есть также свойственные фольклору постоянные эпитеты – белая армия, горячая кровь, крупен чеснок.)

4) Как вы поняли основную мысль (идею) этой народной песни?

(Основная мысль такова: несмотря на то что шведская армия была лучше вооружена (пушки против мушкетов) и более многочисленна, русские победили благодаря мужеству и воинской доблести.)

Карточка 2.

1) Какие песни можно назвать народными лирическими? В чем их своеобразие? Чему они посвящались?

(В лирических народных песнях повествовательное начало менее развито, в них обычно выражаются чувства, переживания отдельного человека и в то же время многих людей, так как каждая песня передавалась от поколения к поколению долгое время. Каждый исполнитель поет как бы о себе, вкладывая свою душу; от этого песня не меняется, но становится по-настоящему народной. В лирических песнях отражаются любовные переживания, размышления о нелегкой доле, различные события семейной и общественной жизни. Чаще всего лирические песни протяжные, грустные, но бывают и веселые, плясовые.)


2) Прочитайте песню. Какова ее тема? Какое настроение она передает? К какому виду песен ее можно отнести?

Уж ты ночка, ты ноченька темная,

Ты темная ноченька, осенняя!

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звездочек!

Нет у девицы родного батюшки,

Нет ни батюшки, нет ни матушки,

Нет ни братца, ни родной сестры,

Нет ни рода, нет ни племени!

Уж как был-то у ней мил-сердечный друг,

Да и тот теперь далеко живет...

(Эту песню можно отнести к лирическим. Она рассказывает о тяжкой сиротской доле, об одиночестве героини. Настроение она передает невеселое: тоска, печаль сопровождают жизнь сироты.)

3) Какой распространенный прием построения лирической песни встречается здесь? В чем он состоит?

(В построении этой песни использован прием параллелизма. Вначале идет описание темной осенней ночи, ночи пасмурной, без звезд и без месяца. Потом тяжелой, безрадостной (темной) судьбы девушки-сироты, у которой нет ни родных, ни знакомых, даже милый друг «далеко живет».)

Карточка 3.

1) Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Расскажите об обрядовом фольклоре.

2) Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

3) Вспомните, какие исторические песни вам известны. С какими событиями они связаны?

(«Ермак готовится к походу на Сибирь» – завоевание новых сибирских земель; «Степан Разин на Волге» – народное восстание под предводительством Степана Разина; «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» – бунт с Емельяном Пугачевым во главе.)

4) Многие поэты разных эпох писали песни в подражание народным. Песни Н. Языкова и А. Кольцова, Ф. Глинки и Н. Некрасова, И. Козлова и многих других стали народными, т. е. их поет не одно поколение людей.

Вспомните (прочитайте) стихотворение А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя...», которое называется «Песня». Чем оно похоже на народную песню? (Текст прилагается, смотри урок 4.)

(В этой песне, ставшей народной, используются традиционные приемы фольклорной песни: параллелизм (одинокий дуб – одинокий в «чужой стороне» герой); повторы (мне родину, мне милую, мне милой дайте взгляд); слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (подруженька, малюточки, тихохонько и др.); инверсия (друг нежный; не вьются ... малютки и т. п.)


Карточка 4.

1) Задание: прочитайте песни; отметьте, какие мотивы народных песен отразились в стихотворении Кольцова.

Народные песни

Уж вы ночи мои, ночи темные!

Вечера ли мои, вечера осенние!

Я все ночи, все ночи просиживал,

Я все думы, все думы придумывал –

Как одна дума-думушка с ума нейдет.

Она с ума нейдет, со велика разума:

Если б были у меня, у молодца, крылушки,

А еще-то были да сизые перушки,

Полетел бы я на свою сторонушку,

Поглядел бы я на свое подворьице,

А еще бы я на родного батюшку,

А еще бы я на родную матушку,

А еще бы я на свою молоду жену,

На свою молоду жену да на малых детушек.

***

Ох, батюшка наш, славный тихий Дон!

Тихохонько бежешь, глубоко копашь.

Славой выводишь круты бережки,

Посредь себя становишь часто островы,

На море, на устьице – часты ракитовы кусты.

Во кустичке свивал сокол тепло гнездышко.

На завивочку кладет сокол чистого серебра,

По краюшкам выводит красным золотом,

Покрышечку сокол красит плисом-бархатом.

Свивши сокол тепло гнездо, сам задумался:

На что было, к чему свивать тепло гнездо:

Нет у меня, у сокола, соколинушки,

У меня ли, у доброго молодца, молодой жены!

А. В. Кольцов

Раздумья селянина

Сяду я за стол

Да подумаю,

Как на свете жить

Одинокому.

Золотой казны,

Угла теплова,

Бороны – сохи,

Коня – пахаря;

Нет у молодца

Молодой жены,

Нет у молодца

Друга вернова,

Вместе с бедностью

Дал мне батюшка

Лишь один талан –

Силу крепкую:

Да и ту как раз

Нужда горькая

По чужим людям

Всю истратила.

Сяду я за стол

Да подумаю,

Как на свете жить

Одинокому.

1837 г.

2) Какие существуют группы народных песен? Что вы знаете об обрядовом фольклоре?

3) Укажите особенности лирических песен. Какие народные песни вы знаете и какие песни вам нравятся?

Карточка 5.

1) Прочитайте народную песню и отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Что передал Некрасов в народной песне? Почему?

Народная песня

Спится мне, младешенькой, дремлется,

Клонит мою голову на подушечку:

Свекор-батюшка по сеничкам похаживает,

Сердитый по новым погуливает.