Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1000
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стучит-гремит, стучит-гремит,
Снохе спать не дает:
«Встань, встань, встань ты, сонливая!
Встань, встань, встань ты, дремливая!
Сонливая, дремливая, неурядливая!»
Спится мне, младешенькой, дремлется,
Клонит мою голову на подушечку.
Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,
Сердитая по новым погуливает.
Стучит-гремит, стучит-гремит,
Снохе спать не дает:
«Встань, встань, встань ты, сонливая!
Встань, встань, встань ты, дремливая!
Сонливая, дремливая, неурядливая!»
Спится мне, младешенькой, дремлется,
Клонит мою голову на подушечку.
Мой любезный по сеничкам похаживает,
Легохонько, тихохонько поговаривает:
«Спи, спи, спи, спи ты, моя умница,
Спи, спи, спи ты, разумница!
Загонена, забронена, рано выдана».
Н. А. Некрасов
Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»
Матрена
Спится мне, младенькой, дремлется,
Клонит голову на подушечку;
Свекор-батюшка по сеничкам похаживает,
Сердитый по новым погуливает.
Странники
(хором)
Стучит, гремит, стучит, гремит,
Снохе спать не дает:
Встань, встань, встань, ты – сонливая!
Встань, встань, встань, ты – дремливая!
Сонливая, дремливая, неурядливая!
Матрена
Спится мне, младенькой, дремлется,
Клонит мою голову на подушечку.
Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,
Сердитая по новым погуливает.
Странники
(хором)
Стучит, гремит, стучит, гремит,
Снохе спать не дает:
Встань, встань, встань, ты – сонливая!
Встань, встань, встань, ты – дремливая!
Сонливая, дремливая, неурядливая!
2) Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк?
3) В чем сходство и различие народных исторических песен и былин?
2. Работа по теме «Частушки» (по материалу учебника, с. 11–12).
– Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?
– Как в частушках отражается время?
Р/р. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?
3. Исполнение учащимися собственных частушек.
III. Изучение новой темы.
1. Сообщение темы и целей урока.
2. Вступительное слово учителя по новой теме.
Наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVIII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе, со всеми дурными и хорошими чертами ее характера.
Человек ценен своей личной инициативой, самим своим существованием, индивидуальными чертами своей личности. Сознание ценности человеческой личности развивается, однако вслед за осознанием значения народа в исторических событиях. В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и в других произведениях XVII века народные массы по собственной инициативе присоединяют к Русскому государству города и области, сами их обороняют, проявляя беззаветную храбрость и мужество.
Повести о завоевании Сибири Ермаком, известные в науке под названием «Сибирские летописи» (предания), представляют собой литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане. Однако последующие официальные повествователи (а их было несколько) не могли полностью устранить основной тенденции казачьего «Написания»: казаки во главе с Ермаком по собственной инициативе завоевали Сибирь, силой вынудили Строгановых снабдить их всем необходимым и добровольно отдали Сибирь Русскому государству. Последующие повествователи-составители Есиповской и Строгановской летописи расцветили первоначально простые рассказы пышной фразеологией и народную идеализацию Ермака изменили в церковном духе.
3. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» (с. 14–16 учебника).
4. Беседа по тексту.
– Каким народ представляет себе Ермака?
– Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.
5. Рассматривание иллюстрации В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».
– Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?
6. Слово учителя о литературе второй половины XVIII века.
С 60-х годов открывается новый период в истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. К тому времени резко углубились политические и социальные противоречия в жизни страны. Усиление эксплуатации заводских, государственных и помещичьих крестьян вызвало бурный подъем крестьянского движения. В 1773–1775 гг.
крестьянская война под предводительством Пугачева грозила привести дворянско-самодержавную империю «на самый край конечного разрушения и гибели» (Фонвизин). Жестокая расправа с восставшим народом на время приглушила крестьянское движение, но уже вскоре волнения в деревнях вспыхивают снова, а в 1796–1797 гг. вызывают опасные повторения пугачевщины.
Настроения народных масс находят непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики («Плач холопов», указы, манифесты и воззвания Пугачева, «Челобитная к богу от крымских солдат», «Жалостное сказание», стихи беглого крепостного В. В. Подзорова). Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева: уже Пушкин оценил одно из воззваний Пугачева как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».
– Вспомните, какие исторические песни о Пугачеве вам известны. («Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».)
– Какое отношение к Пугачеву передают эти исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?
7. Чтение предания «О Пугачеве» (с. 13 учебника).
IV. Подведение итогов урока.
– Какой из текстов преданий вам понравился больше?
– В чем сходство и различие преданий и народных сказок?
Домашнее задание: подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику (задание 1, с. 17, раздел «Развивайте дар слова»); вспомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам.
Урок 6
«Повесть О ЖИТИИ И О ХРАБРОСТИ БЛАГОРОДНОГО
И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
(2 часа)
Цели урока: познакомить учащихся с «Повестью о житии... Александра Невского»; показать, как в русской литературе в период монголо-татарского завоевания возникло стремление пробудить патриотические чувства читателей; учить узнавать прочитанные произведения и определять их жанры; работать над умением отбирать определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком» с включением характерной для этого предания лексикой: много в ней великого добра таится; занемог; хвороба; доспехи; завел разговор; богатства несметные; нехоженая землица лежит; одолел сибирского хана и т. д.
– В чем сходство и различие преданий и народных сказок? Покажите на примерах в процессе пересказа фрагментов.
I. Изучение новой темы.
1. Беседа по вопросам.
– Как начиналась русская литература? Определите ее хронологические (время) и географические («откуда есть пошла») истоки.
– Остались ли в вашей памяти творения древнерусской словесности? Вспомните самое волнующее.
– Как надо читать произведения Древней Руси? В чем неповторимость их интонаций, лексики, художественных образов? Какие слова, обороты остались в памяти?
(Определения, характеризующие тональность литературы Древней Руси, ее художественный мир:
– неторопливость, обстоятельность;
– степенность, торжественность;
– велеречивость (высокопарность, напыщенность по языку, красноречивость), возвышенность, книжность;
– исповедальность, монологичность;
– драматизм, трагичность;
– взволнованность, эмоциональность, лиризм;
– человечность, сострадание, кротость, смирение, благоговение, религиозность.)
– Помните ли вы героев древнерусской литературы? Кто из них наиболее близок и интересен?
– Как вы подразделили бы бесконечно многообразную литературу Древней Руси? Что такое «жанр» и необходимо ли это понятие?
(Жанры – группы произведений внутри литературных родов, имеющие один или несколько общих признаков и сходные черты художественного мира, определяемые особенностями художественной условности данной группы произведений. Жанры духовной литературы: молитва, притча, житие, поучение, повесть, летопись.)
2. Викторина: узнайте прочитанные произведения и определите их жанр.
– «Вот, вышел сеятель сеять. И когда он сеял, иное упало при дороге; налетели птицы и поклевали его. Иное упало на места каменистые, где немного было земли; и тотчас взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло и, как не имея корня, засохло. Иное упало в терпение, и выросло терпение и заглушило его. Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто раз, а другое в шестьдесят, иное в тридцать. Кто имеет уши слушать, да услышит».
(«Притча Иисуса Христа о сеятеле».)
– «Радуйся, Петр, ибо дана тебе была от Бога сила убить летающего свирепого змея! Радуйся, Феврония, ибо в женской голове твоей мудрость святых мужей заключалась! ...Радуйтесь, честные предводители, ибо в княжении своем со смирением, в молитвах, творя милостыню, не возносясь прожили; за это и Христос осенил вас своей благодатью, так что и после смерти тела ваши неразлучно в одной гробнице лежат, а духом вы предстоите перед владыкой Христосом! Радуйтесь, преподобные и преблаженные, ибо и после смерти незримо исцеляете тех, кто с верой к вам приходит!»
(«Повесть о Петре и Февронии Муромских»,
написана в жанре жития святых.)
– «Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые ограбили его, сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел той же дорогой, увидел его и прошел мимо. Также шел помощник священника, подошел, посмотрел и прошел мимо. А потом проезжал этой дорогой самарянин, увидел его и сжалился. Он подошел, перевязал ему раны, возлил масло в вино. И посадил на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем».
(«Притча о добром самарянине».)
– «И нашел быка большого и сильного. И велел он разъярить его. Прижгли быка каленым железом и пустили, и побежал бык мимо него, и схватил он быка рукою за бок, и вырвал кожу с мясом, сколько рука захватила. И сказал ему Владимир: «Можешь с ним бороться».
(«Сказание о Кожемяке».)
– «А отец приказал слугам: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги. И заколите откормленного теленка, станем пировать и веселиться. Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
(«Притча о блудном сыне».)
– «И сказал им:
– Соберите хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей.
Они собрали. И повелел женщинам сделать болтушку, из чего кисель варят, выкопать колодец, а болтушку налить в кадку и опустить ее в колодец. И велел выкопать другой колодец и вставить в него кадку, и поискать меду. Нашли лукошко меду в княжеской кладовой. И приказал он разбавить мед и влить в кадку во второй колодец».
(«Сказание о белгородском киселе».)