Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 1001
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Какую роль играет этот отрывок в понимании смысла названия рассказа Платонова «Возвращение»?
д) Алексей и Любовь Ивановна говорят о тяготах жизни на фронте и в тылу. Как вы считаете, существовало ли где-нибудь на территории нашей страны или на линии фронта спокойное место, где не было бы слез, горя, смертей?
III. Сообщение темы и целей урока.
1. Слово учителя, беседа по теме.
(Звучит запись песни «Священная война».)
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой...
– Что происходит с вами, когда вы слышите эти страстные, на «смертный бой» зовущие строки?
Несомненно, не только слухом и рассудком, но и сердцем мы переносимся в страшные годы Великой Отечественной войны, вспоминая «Сороковые» Давида Самойлова.
(Чтение стихотворения.)
Действительно, у Самойлова – страница фронтовой лирики, воспоминание о лично пережитом, и кажется, поэт и сегодня слышит, как «гремят накатанные рельсы», и видит, как «погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку» на фоне открывшейся ему картины: «... просторно. Холодно. Высоко...» – бесконечно холодные дали странствований военных лет.
(Звучит песня «Дороги» на ст. Л. Ошанина.)
– Какие образы, присущие народной поэзии, вы встретили в произведении Л. Ошанина «Дороги»?
А вот еще одна страница «сороковых, роковых»: «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»
(Чтение стихотворения К. Симонова подготовленным учеником; демонстрация документальных кадров «дорог войны».)
Заметьте: если соотнести стихотворение Симонова с песней «Священная война», мы вновь увидим, что и у фронтового поэта не только его «я», не только судьба его, так жестоко опаленная войной, его фронтовые дороги, но и судьбы России: измученные невзгодами войны «усталые женщины» с их «вдовьими слезами и с песнею женской...»
– Какие строки стихотворения показались вам самыми выразительными, поэтически особенно сильными?
На мой взгляд, особенно впечатляющи «голоса» родной земли:
– Мы вас подождем! – говорили нам пажити.
– Мы вас подождем! – говорили леса.
– Откуда ворвались эти голоса? Нет ли у этих строк особенной, поэтической «родословной»?
Несомненна связь этого стихотворения с древнерусским памятником – «Словом о полку Игореве»!
Строки фронтового поэта возвращают нашу память в прошлое:
... На русской земле умирают товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди!
Настоящее и прошлое сливается, «как встарь повелось на великой Руси» и как «повелось» на ней по сию пору: внуки и правнуки в одном строю, одной клятвой повязаны в строках поэта «сороковых, роковых»...
(Звучит песня «Катюша» на стихи М. Исаковского.)
– А эта песня на стихи М. Исаковского стала любимой многими во время войны и оставалась таковой и после ее окончания. Как вы думаете, почему?
– Ассоциативная связь с каким произведением древнерусской литературы прослеживается и в этом произведении?
(На экране высвечивается строфа из песни.)
Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
– Обратите внимание на выделенные слова. Как называется этот прием?
Пусть он помнит! Пусть слышит! пусть он бережет землю, а она, Катюша, Маша, Любовь Васильевна (из платоновского «Возвращения»), будет беречь любовь и ждать, подобно Ярославне, ждать,
... когда снега метут,
Ждать,
когда жара,
Ждать,
когда других не ждут,
позабыв вчера.
Ждать,
когда из дальних мест
писем не придет,
Ждать,
когда уж надоест всем,
кто вместе ждет.
Именно они, русские женщины, ожиданием своим могли спасти, помогали выжить в те страшные годы.
(Показ фрагмента фильма с исполнением песни на ст. Б. Окуджавы «Белорусский вокзал».)
– Каким пафосом проникнуто произведение Б. Окуджавы?
– Как вы поняли строки рефрена в песне: «Нас ждет огонь смертельный, / И все ж бессилен он...»?
– А на каком художественном приеме «построена» «Песенка о пехоте» Б. Окуджавы? К кому обращается автор? В чем смысл этого обращения?
(Звучит запись песни в исполнении автора.)
– А каким чувством проникнуто произведение М. Исаковского «Враги сожгли родную хату»? какими средствами художественной выразительности пользуется поэт, чтобы передать трагедию солдата?
(Звучит песня «Враги сожгли родную хату».)
– Центральным образом стихотворения А. Фатьянова, вынесенным в заглавие, являются соловьи. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? Каким символическим значением он наполняется?
(Подготовленный ученик читает стихотворение «Соловьи», звучит песня.)
IV. Подведение итогов урока.
1. Стихотворения и песни о войне – это тревоги, горечь, сожаление, страдание; они рассказывают о войне, о подвигах солдат, о потерях, об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат.
– Что сближает фронтовые песни с песнями народными?
– Так ли уж необходимы нам страницы и строки о Великой Отечественной войне?
Она отдалилась от нас более чем на полвека, а о ней появляются все новые произведения. «Завершится» ли она, эта тема? Или Великой Отечественной суждена бесконечная жизнь?
Я знаю: никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но сумел сберечь,
Речь не о том, но все же, все же, все же...
– Как отнестись к этому признанию А. Т. Твардовского, создавшего в годы войны одно из самых любимых солдатами произведений из неразлучной «Книги про бойца» – поэмы «Василий Теркин» и единственного в своем роде стихотворения «Я убит подо Ржевом»?
(Если позволяет время, можно прочитать отрывок из этого стихотворения.)
При входе на Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге читаем: «Никто не забыт, и ничто не забыто» – последние слова реквиема павшим, созданного Ольгой Берггольц (запомните имя поэта, неотделимое от героической эпохи осажденного Ленинграда!).
(Показ слайдов «Пискаревское кладбище.)
«Эта память – наша совесть», – сказал поэт Юрий Воронов, который на всю жизнь запомнил ленинградскую блокаду, пережитую в детстве, и только ей отдал свой поэтический дар, создав одну-единственную книгу «Блокада», которую мы читали в 6 классе.
Так нужна ли нам память о войне? «Нужна ли», ответил бы своим «Реквиемом» поэт Р. Рождественский:
... Это надо не мертвым!
Это надо живым!
По образному выражению Блока:
Мы, дети страшных лет России,
Забыть не в силах ничего!
(Звучит песня «Этот день Победы».)
2. В оставшееся время ребята читают «Интервью с ветеранами» (индивидуальное домашнее задание).
Урок 66
РУССКИЕ ПОЭТЫ ХХ ВЕКА О РОДИНЕ,
РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ
Цели урока: познакомить учащихся с русскими поэтами ХХ века, рассказывающими о красоте родной природы, о родине и о себе; учить анализировать стихи, осмысливая прочитанное; работать над выразительным чтением.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Работа по теме урока.
Звучит классическая музыка (например произведения Антонио Вивальди).
1. Беседа по вопросам.
– На страницах вашего учебника напечатаны стихи русских поэтов ХХ века. Прочитаем их имена.
– Какие из этих имен вам уже знакомы? Произведения каких поэтов вы изучали в классе, читали самостоятельно?
– Вспомним изученные ранее стихотворения уже известных нам поэтов.
(Чтение 2–3 стихотворений.)
– Прочитайте самостоятельно предложенные стихотворения. Подумайте, какое из них отзывается в вашем сердце, какое вам бы хотелось выучить наизусть, обсудить?
2. Выразительное чтение стихотворения Ин. Анненского «Снег» с последующим его обсуждением.
1) Выпишите из стихотворения все встретившиеся вам эпитеты. Какую роль они играют в создании центрального образа?
2) Определите размер данного стихотворения.
3. Работа над стихотворениями Мережковского.
1) На какие чувства читателя воздействует Д. Мережковский в стихотворении «Родное»? Какие языковые единицы «выполняют» эту задачу?
2) А как вы поняли строчку последней строфы «Здесь – тише радость и спокойней горе»?
3) Где, по мнению автора, сосредоточена гармония? (Стихотворение «Не надо звуков».) Чему следует учиться у природы?
4. Обсуждение стихотворений Н. Рубцова.
1) Какой образ Руси предстал перед вами в стихотворении Рубцова «По вечерам»? Как вы поняли смысл названия?
2) Какова тема и идея этого стихотворения? А стихотворения «Встреча»?
3) Определите размер стихотворения «Встреча».
5. Обучение анализу стихотворений.
1) Слово учителя, чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой...»
Я воспитан природой суровой,
Мне довольно заметить у ног
Одуванчика шарик пуховый,
Подорожника твердый клинок.
Чем обычней простое растенье,
Тем живее волнует меня
Первых листьев его появленье
На рассвете весеннего дня.
В государстве ромашек, у края,
Где ручей, задыхаясь, поет,
Пролежал бы всю ночь до утра я,
Запрокинув лицо в небосвод.
Жизнь потоком светящейся пыли
Все текла бы, текла сквозь листы,
И туманные звезды светили,
Заливая лучами кусты.
И, внимая весеннему шуму,
Посреди очарованных трав,
Все лежал бы и думал я думу
Беспредельных полей и дубрав.
Надеюсь, вы вспомнили некоторые особенности поэзии Заболоцкого, его лаконичность, метафоричность, взаимопроникновение образов природы и чувств человека.
Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением этого поэта и попытаемся осмыслить, разобраться в нем.
2) Выразительное чтение стихотворения «Вечер на Оке» учителем или подготовленным учеником.
3) Анализ стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке».
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
В этой строфе нет нарочито поэтических слов и выражений. Создается впечатление, что это вовсе не поэтический текст, а отрывок какой-нибудь лекции по искусству, ее тезис, идея, которая будет доказываться в ходе рассуждения. И в то же время мы чувствуем, что каждое слово стоит на единственно возможном для него месте, и вся фраза максимально точно выражает мысль о том, что очарованье русского пейзажа доступно не каждому человеку (об этом говорил и русский писатель К. Г. Паустовский). Вместе с мыслью строфа содержит туго скрученную пружину чувства, которая будет разворачиваться в следующих строфах.
– Каков размер стихотворения?
Перед нами строгий 5-стопный ямб, несколько смягченный пиррихиями (пропуск ударения в стопе ямба или хорея).
Рифмы богатые. На протяжении всего стихотворения рифма перекрестная.
– Отметьте аллитерацию в двух первых строках:
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.
Что-то странное чудится нам в самой постановке вопроса. Размышляя, мы начинаем понимать, что поэт показывает нам человека, не обремененного работой, который не обращает внимания на природу. Именно природа у Заболоцкого работает, трудится: разворачивает новые листья на деревьях, выгоняет травы, создает плоды. Природа занята ежедневной, обыденной, не видной человеческому глазу работой, она как цельное существо со своим разумом и самосознанием не хочет замечать «нас, неочарованных людей», не подверженных ее чарам; вышедших из ее лона, но порвавших с нею связь.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
С наступлением вечера природа словно приоткрывает свою тайну, помогает ему проникнуть в чудо. В строфе появляются не только определения, но именно эпитеты. Ощущение тайны передается и с помощью звукописи.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
С помощью олицетворений автор «оживляет» природу, но он не очеловечивает её: напротив, мы чувствуем, что это человек приближается к природе, к её постижению; что лесам свойственно вздыхать, опускаясь в воду, а реке – приникать грудью к небосводу. Вся строфа представляет собой развернутую метафору, включающую в себя сравнение и сплавленную с олицетворением: по существу речь идёт об отражении деревьев и закатного неба в воде, но поэт как бы переворачивает картину, и мы с естественного языка образов с трудом переводим на язык рациональности.