Файл: Урок 1 Вступительное занятие Искусство чтения (2 часа).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 1004

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
– Сюжет очень прост и не исчерпывает содержание рассказа. Что же необычного в этом произведении?

– Почему мы читаем его с неослабевающим вниманием, хотя и не следим за изгибами сюжета?

3. Введение понятий двух типов сюжетов.

Сюжетсистема событий и действий, заключенная в произведении, его событийная цепь в той последовательности, которая дана в произведении.

(Фабула – «выпрямленный сюжет».)

Существует два типа сюжетов:

а) динамический – развитие действия происходит напряженно, стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателей, сюжетные элементы четко выражены, развязка несет огромную содержательную нагрузку;

б) адинамический – развитие действия замедленно и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко, развязка отсутствует или является формальной; в общей композиции много внесюжетных элементов, которые перемещают на себя внимание читателя. В таком сюжете главное – картина устойчивого бытия, которую рисует автор.

Вывод: сюжет рассказа Астафьева – адинамический; в нем важно не столько то, чем закончится история с фотографией, важен тот уклад сибирской деревни, довоенный, глубоко русский быт, который описывает автор.

(На доске: запись или проекция.)

Внесюжетные элементы: элементы, которые не продвигают действие вперед, во время которых ничего в сюжете не изменяется, герои остаются в прежних положениях: описание, авторские отступления и вставные эпизоды.

Описаниелитературное изображение внешнего мира или устойчивого жизненного уклада.

Авторские отступленияболее или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического или автобиографического характера, не характеризующие отдельных персонажей или отношение между ними.

Вставные эпизодыотносительно законченные фрагменты, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в другое место и время и т. п.

– С помощью чего автор показывает нам жизнь сибирской деревни?

4. Самостоятельная работа по вариантам: найти в рассказе указанные внесюжетные элементы.

1-й вариант. Описания: «Деревенское окно, заделанное на зиму, – своего рода произведение искусства»; «Люблю я смотреть на оживающие цветы».


2-й вариант. Авторские отступления: «А я таким вот и помню деревенского учителя...»; «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».

3-й вариант. Вставные эпизоды: беседа дяди Левонтия с учителем, помощь деревенских людей учителям («Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое»); сбор утильсырья («А в какой школе начали работать наши учителя!»); уроки в лесу, встреча со змеей («Как он много знал!»).

(Обратить внимание на глубокий гуманистический смысл прочитанных отрывков.)

5. Работа со схемой системы персонажей.

– Посчитайте всех героев рассказа Астафьева. Мы получили почти полное представление о жителях сибирского села. Кроме главных героев, автор упоминает и выселенцев, и тетку Авдотью, и «дитенка» учителей, и сплавное начальство, и ямщиков, и десятника сплавконторы Илью Ивановича Чехова, и дядю Левон-тия, и председателя сельсовета Митроху, и учеников Овсянской начальной школы Ваську Юшкова, Витьку Касьянова, Кольку-хохла, Ваньку Сидорова, Нинку и Саню Шахматовских. Деревня Овсянка – не абстрактное село. Она живет, смеется, дерется, ругается и радуется, звучат человеческие голоса, слышится лай собак и стук гостя в замерзшую дверь. Автор добивается того, что мы начинаем любить не только главных героев рассказа, но и всю Овсянку, ее глубоко русский уклад жизни, Енисей, увалы и вместе с ними – всю нашу Родину.

6. Словарная работа: яркость и красочность языка Астафьева.

– Как и в других произведениях Астафьева, в этом рассказе у него «вкусный» язык. Он ярко и красочно описывает жизнь деревни, употребляя диалектные и устаревшие слова, и от этого речь рассказчика и героев звучит более убедительно и выразительно.

а) Дайте определение следующим словам, встретившимся вам в тексте рассказа (по карточкам):

катанки – это...

куть – это...

магарыч – это...

прострел – это...

сарана – это...

талина – это...

туес – это...

увал – это...

швырок – это...

б) А как вы понимаете смысл таких слов, как:

парниша-ревун, домовничать, деревенская молодица, гужом ходили, ухарски гикая, настегала прутом, нудь в ногах, догляд людской...?

– Продолжите эту работу: самостоятельно найдите в тексте диалектные и устаревшие слова.

в) Выделите в тексте рассказа Астафьева фразы, принадлежащие бабушке героя. Что необычно, на ваш взгляд, в ее речи? Как характеризует эту героиню ее речь?




IV. Подведение итогов урока по вопросам.

1. Мир природы тесно связан с миром простых сельских жителей. О какой народной примете, раскрывающей глубокие знания свойств растений, вы узнали из рассказа Астафьева?

2. Почему «малоприметное» лицо учителя запомнилось герою на всю жизнь? Найдите описание учителя.

3. Почему в селе все уважали учителей? Почему учитель так никогда и не узнал, кто свалил ему воз дров?

4. Перескажите эпизод встречи со змеей от лица ребят. Дайте оценку поступку учителя.

5. Перечитайте следующий отрывок (проекция на экран):

«Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька» (с. 219, учебник-хрестоматия).

– Какова, с точки зрения автора рассказа, главная цель жизни учителя?

6. Как вы поняли смысл финальной части рассказа Астафьева?

«Смотрю, иногда улыбнусь, вспоминая, а смеяться и тем паче насмехаться над деревенскими фотографиями не могу, как бы они порой нелепы ни были. Пусть напыщенный солдат или унтер снят у кокетливой тумбочки, в ремнях, в начищенных сапогах – всего больше и красуется их на стенах русских изб, потому как в солдатах только и можно было раньше «сняться» на карточку; пусть мои тетки и дядьки красуются в фанерном автомобиле, ... пусть казак ... изображает казака с кинжалом, пусть ... люди таращатся с фотографий».

– Каким чувством проникнуто описание старых фотографий? Что хотел донести автор до современного читателя? Как вы понимаете фразу, заканчивающую повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история...»?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение описания со слов: «Люблю я смотреть на оживающие цветы» – до слов: «... и боязно было спугнуть среди зимы впорхнувшего к нам предвестника тепла, солнца, зеленой земли»; используя дополнительную литературу, подготовить биографию А. Т. Твардовского,
опережающее задание: начать подготовку к инсценированию глав из трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира: выявить инициативную группу, распределить роли, выбрать сцены, которые будут поставлены в классе.

Урок 65

СТИХИ И ПЕСНИ
О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941–1945
гг.

Цели урока: проверить знания учащимися текста рассказа Платонова «Возвращение», гуманистического смысла рассказа; учить выразительно читать стихотворения, высказывая свое мнение, определяя тему произведения; воспитывать глубокое уважение к ветеранам войны.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Тест и контрольные вопросы по тексту.

а) Назовите героев рассказа Платонова «Возвращение», описания которых даны:

  • «...был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели один непорядок»;

  • «...кожа на лице его, обдутая ветрами и загоревшая на солнце, имела коричневый цвет; серые глаза... глядели... скромно, даже застенчиво, и говорил он хотя и прямо, но деликатно и любезно <...> глухой, хриплый голос пожилого человека, его темное грубое лицо и выражение силы и беззащитности на нем»;

  • «...у нее было живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по правде и всерьез, и доброе сердце, потому что она не обижалась...»;

  • «...была миловидна, проста душою и добра своими большими рабочими руками и здоровым, молодым телом <...> любили ее, как старшую сестру... за ее большой рост и сердце, вмещающее, как у истинной сестры, всех братьев в одну любовь и никого в отдельности».

б) Какой прием использует автор рассказа «Возвращение», поэтизируя образ героини: «...волосы Маши пахнут, как осенние павшие листья в лесу, и он не мог их никогда забыть».

в) Почему фраза Петруши «А я хочу, чтоб вам больше досталось» заставила родителей содрогнуться?

г) «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце, заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал вдруг все, что знал прежде, гораздо точней и действительней. Прежде он чувствовал другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно коснулся ее обнажившимся сердцем».