Файл: А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 594
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
42
Своеобразие последней придавал также факт исключительно сильного влия- ния на нее христианской религии и римско-католической церкви. Эта цер- ковь практически безраздельно господствовала в сфере духовной жизни на протяжении почти всех Средних веков. В руках священнослужителей поли- тика и юриспруденция, как и все остальные науки, оставались прикладными отраслями богословия. На протяжении всей политической истории западно- европейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско- католической церковью, папством и светскими феодалами (в первую очередь монархами) за главенствующую роль в обществе. Соответственно и одной из центральных проблем тогдашнего политико-юридического знания оказался вопрос о том, какая власть (организация) должна иметь приоритет: духовная
(церковь) или светская (государство).
Обосновывая политические притязания церкви, ее идеологи утверждали, что могущество государей происходит от церкви, а она получила свой авторитет непосредственно от Христа. Отсюда проистекает безусловная обязанность христианских государей подчиняться главе христианской церкви. Различные идейные течения, в которых выражался протест против засилья официальной церкви, эксплуатации и произвола светских феодалов (плебейские и бюргер- ские ереси), тоже, в общем, не выходили за рамки религиозного мировоззре- ния. Правда, социально-политические программы, рождавшиеся в лоне этих оппозиционных движений, резко отличались от общественно-классовых установок идеологов феодализма.
Складываясь и развиваясь на почве феодальных отношений, под колоссаль- ным воздействием христианства, католической церкви, политико- юридическое знание средневековой Западной Европы вместе с тем воспри- няло и продолжило ряд существенных идей античной политической и право- вой мысли. К числу подобного рода идей относят, в частности, представле- ние о государстве как о некоем организме, положение о правильных и непра- вильных государственных формах и об их круговороте, идею естественного
43 права как нормы, вытекающей из природы вещей, положение о высокой зна- чимости закона для устройства нормальной государственной жизни и др.
1. Начало эпохи Средневековья чаще всего связывается с падением Римской империи под ударами варваров и с переходом от рабовладения к феодально- му способу производства, а конец – с Новым временем, эпохой становления промышленного производства, основанного на наемном труде рабочих.
Средневековье подразделяется на три стадии: раннее (IV–IX вв.), классиче- ское (X – первая половина XIV в.) и позднее (XIV – вторая половина XVII в.), завершившее свое существование в связи с укреплением буржуазного спосо- ба производства. Эпоха Средневековья была не самым плодотворным перио- дом правовой науки. Наоборот, первоначально достижения античной право- вой науки, равно как и позитивного права, были преданы забвению в странах
Западной Европы, за исключением Византии. Основу политико-правовой науки Средневековья, в истории которой принято выделять две стадии: пат- ристику (II–VIII вв.) и схоластику (XII–XIII вв.) определяет средневековая христианская философия.
Под заметным влиянием римской юриспруденции развивалась юридическая мысль в средневековой Западной Европе. Для средневековых юристов рим- ское право и римская юриспруденция были исходным пунктом их теоретиче- ской и комментаторской деятельности. Кодификация римского права являет- ся одним из важнейших достижений средневековой правовой науки, имею- щим огромное историческое значение.
В начале 2-го тысячелетия с развитием городов, цеховой промышленности и торговли в странах Западной Европы возникла потребность в нормах права, способных надлежащим образом закрепить права и обязанности участников имущественных предпринимательских отношений и обеспечить им надле- жащую правовую защиту. Потребности в праве, способном упорядочить дей- ствия участников экономических отношений, были удовлетворены посред- ством рецепции римского права, начало которой положили юристы Болон- ской школы, сформировавшейся в конце XI в.
44 2. Процесс рецепции римского права длился несколько столетий и проходил в несколько этапов. На этапе (XII–ХШ вв.) представителями Болонской шко- лы и их последователями были вызволены из забвения Дигесты. На этапе
XIV–XV вв. рецепции римского права характеризовались стремлением юри- стов, образовавших школу комментаторов {постглоссаторов), органично со- гласовывать положения права с особенностями частноправовых отношений эпохи Средневековья. Благодаря усилиям глоссаторов и постглоссаторов римское право получило второе рождение и стало широко применяться в странах Западной Европы. Известными представителями школы глоссаторов были Ирнерий, Булгар, Рогериус, Альберикус, Бассианус, Пиллиус, Ваккари- ус, Одофредус, Ацо. Избранные глоссы всей школы были изданы Аккурси- усом в середине XIII в. (Glossa Ordinarm).
Постглоссаторы (или комментаторы), занявшие доминирующие позиции в европейской юриспруденции в XIII–XV вв., основное внимание уделяли комментированию самих глосс. Представители школы постглоссаторов (Ра- ванис, Луллий, Бартолус, Балдус и др.), стремились дать логическую разра- ботку такой системы общих юридических принципов, категорий и понятий.
В отличие от глоссаторов постглоссаторы вновь обращаются к идеям есте- ственного права и соответствующим учениям римских юристов и других своих предшественников. Соответствие требованиям естественного права выступает в качестве критерия для признания соответствующих норм пози- тивного права (норм законодательства и обычного права).
Правоположения, развитые и обоснованные юристами постглоссаторской школы, получили широкое признание не только в теоретической юриспру- денции, но и в правовой практике.
К началу XVI столетия схоластические приемы изучения римского права утрачивают общественные симпатии. В юриспруденции заметно ослабевает влияние школы постглоссаторов и начинает складываться новое гуманисти- ческое направление, представители которого свою непосредственную задачу видели в максимально бережном отношении к текстам римского права и в
45 точном раскрытии смысла его правоположений, норм права. Представители этого направления (Будаус, Альциатус, Цазий, Куяций, Донелл, Дуарен и др.) вновь сосредоточивают внимание на тщательном изучении источников рим- ского права. Юристы XVI в. по преимуществу являются легистами, высту- пающими против феодальной раздробленности, за централизацию государ- ственной власти, единое позитивное право.
В позднем средневековье римское право стало конкурировать с националь- ным (Франция, Германия) и нередко менялось под воздействием этой кон- фронтации. В Германии реципированное римское право получило наимено- вание "современное римское право".
С начала XVI в. в юриспруденции заметно ослабевает влияние школы постг- лоссаторов и начинает складываться так называемая гуманистическая школа
(гуманистическое направление в юриспруденции). Представители этого направления (Будаус, Альциатус, Цазий, Куяций, Донелл, Дуарен и др.) вновь сосредоточивают внимание на тщательном изучении источников дей- ствующего права, особенно римского права. Для юристов гуманистической школы право – это прежде всего право позитивное, законодательство. Юри- сты XVI в. по преимуществу являются легистами, выступающими против феодальной раздробленности, за централизацию государственной власти, единое светское законодательство, кодификацию действующего позитивного права.
Скептическое отношение представителей гуманистической школы к есте- ственному праву, однако, не означало полного отрицания естественноправо- вых идей и представлений. Ряд юристов этого времени (например Донелл и др.), характеризуя место и роль римского права среди источников действую- щего права, расценивали его в качестве "лучшей объективной нормы есте- ственной справедливости". Вместе с тем в теоретическом плане средневеко- вые юристы внесли заметный вклад в процесс развития юриспруденции как с позиций юснатурализма, так и под углом зрения позитивного права, разра- ботки его догмы. Они значительно обогатили понятийный и теоретико-
46 познавательный аппарат юридической науки, углубили понимание ее пред- мета.
В XII в. Фридрих Барбаросса, германский император, назвал римское право "всемирным правом". В XVI в. его называли "писаным разумом" и "юрис- пруденцией, висящей в воздухе". В XIX в. юрист Моддерман (1888 г.) назвал его "правом общим, высшим и научным".
3. Признание обществом и государством права в качестве важнейшего регу- лятора отношений в возрождающихся сферах экономики и торговли и дей- ственного средства разрешения конфликтов между участниками имуще- ственных отношений порождает острый дефицит в юристах. Дефицит в юри- дических кадрах был преодолен посредством создания специальных юриди- ческих образовательных учреждений – университетов. Первым университе- том, специализировавшимся на подготовке юридических кадров, был Болон- ский университет, основанный неким Пепо в конце XI в. Вскоре университет стал пользоваться успехом благодаря тому, что право в нем преподавалось в качестве основного предмета. В целом ряде юридических школ того времени
(X–XI вв.), возникших в Риме, Павии, Равенне и других городах, в ходе изу- чения источников действующего права значительное внимание уделялось со- отношению римского и местного (готского, лангобардского и т.д.) права. При этом нормам, принципам и положениям римского права стали придавать универсальное значение. Этот поворот от оценки тех или иных норм с точки зрения aequitas к изучению римского права как именно источника позитивно- го права связан прежде всего с деятельностью юристов Болонского универ- ситета, возникшего в конце XI в. и вскоре ставшего центром тогдашней юри- дической мысли. В этом же направлении развивалась юриспруденция и в других университетах (в Падуе, Пизе, Париже, Орлеане) того времени.
Признание обществом и государством права в качестве важнейшего регуля- тора отношений в возрождающихся сферах экономики и торговли и дей- ственного средства разрешения конфликтов между участниками имуще- ственных отношений порождает острый дефицит в юристах, способных на
47 высоком профессиональном уровне разрешать конфликты и выносить обос- нованные, справедливые решения. Дефицит в юридических кадрах был пре- одолен посредством создания специальных юридических образовательных учреждений – университетов. Первым университетом, специализировавшим- ся на подготовке юридических кадров, был Болонский университет, основан- ный неким Пепо в конце XI в. Вскоре университет стал пользоваться успехом благодаря тому, что право в нем преподавалось в качестве основного предме- та. Традиции и методика преподавания юриспруденции в Болонском универ- ситете были заимствованы другими аналогичными учебными заведениями
Италии, Франции, Испании и других западноевропейских стран. Университе- ты были образованы в городах Виченце (1203), Ареццо (1215), Париже
(1215), Монпелье (1220), Падуе (1222), а также в Испании (1218).
Процесс формирования сословия юристов в странах Западной Европы неиз- бежно потребовал дальнейшего развития правовой науки, способной рас- крыть природу права, его возможности и пределы в правовом регулировании экономических и политических отношений в условиях феодального строя.
48
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
Тема 5. Развитие идей права в учениях Нового времени и эпохи Просве-
щения.
Основные вопросы темы:
1. Юриспруденция Нового Времени. Изменение концепции правопо- нимания и ее влияние на методологию права.
2. Развитие теории естественного права как общефилософского направления юридической науки.
3. Методы юридического и философского познания Нового времени.
(М. Фуко).
4. Юридическое образование в эпоху Нового времени.
1. Правовая наука Нового времени, охватывающего XVII–XIX вв., характе- ризуется интенсивным развитием всех ее отраслей и превращением в разви- тую систему общих и отраслевых знаний о закономерностях функциониро- вания и развития государства и права. Она полностью обособляется от фило- софии и богословия и образует самостоятельную систему научных знаний.
Правоведение приобретает статус социальной, общественной науки, при- званной исследовать процессы функционирования и развития государства и права и вырабатывать обоснованные рекомендации о путях совершенствова- ния политико-правовой практики, способствовать прогрессивному развитию общества и государства. Ее ведущими компонентами становятся общая тео- рия государства и права, история государства и права, а также науки граж- данского, административного, уголовного, финансового и иных отраслей права. Интенсивное развитие правовой науки объективно обусловлено про- цессами, связанными с переходом государственной власти из рук феодалов в руки буржуазии как экономически господствующего в этом обществе класса.
Чтобы успешно решить эти проблемы, правоведам пришлось:
изменить свои философские воззрения;
модифицировать представления о сущности государства и права и их роли в жизни общества;
49
дополнить систему правовой науки рядом новых отраслевых наук конституционного, административного, финансового права;
создать развитую систему внутринационального права.
2. Начиная с эпохи Просвещения в Западной Европе умами философов овла- девает новое учение – рационализм, согласно которому основой бытия явля- ется не Бог, а разум человека. Наиболее полное обоснование это учение по- лучило в работах Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Спинозы и нашло благодатную почву в трудах виднейших представителей теории естественного права: Г.
Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка. Правовая наука полностью обособляется от философии и богословия и образует самостоятельную систему научных зна- ний. Правоведение приобретает статус социальной, общественной науки, призванной исследовать процессы функционирования и развития государ- ства и права и вырабатывать обоснованные рекомендации о путях модифи- кации, совершенствования политико-правовой практики, способствовать прогрессивному развитию общества и государства. Ее ведущими компонен- тами становятся общая теория государства и права, история государства и права, а также науки гражданского, административного, уголовного, финан- сового и иных отраслей права. Основополагающий тезис теории естественно- го права о наличии естественных прав человека, имеющих приоритет перед волеустановленным правом государства, и обязанности государства следо- вать нормам естественного права послужил теоретической основой дальней- ших революционных преобразований правовой науки, государственной вла- сти и юридической практики.
Правовое государство, обоснованное в работах И. Канта и Г. Гегеля, и по настоящее время выступает идеалом и конечной целью любого демократиче- ского государства.
В этот же период государства Западной Европы начинали отказываться от применения римского права и создавать собственные кодифицированные ак- ты в сфере частного права. Пример этому подала Франция, подготовив и приняв Гражданский кодекс, который был воспринят в Бельгии, Нидерлан-