Файл: А. И. Комарова История и методология юридиче ских наук учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.01.2024
Просмотров: 592
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
34
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 16
Тема 3. Юриспруденция Древнего Рима, ее влияние на европейскую
юриспруденцию
Основные вопросы темы:
Вступление.
1. Юридическая мысль Древнего Рима: Павел, Ульпиан, Гай. Отноше- ние к праву и юридическому знанию. Прагматический характер юрис- пруденции Древнего Рима.
2. Логические основания "римского" правового мышления. Понятия, юридические конструкции и классификации в римском праве. Кодифи- кация Юстиниана и ее значение для развития западной юриспруден- ции.
3. Философские и логические основания догматического юридического мышления: античная эллинистическая рациональность, стоики и "апо- диктическая логика".
4. Основные школы римской юридической науки. Римское право и юридическое государствоведение.
5. Расцвет и упадок римской юриспруденции.
История древнеримской политической и правовой мысли охватывает целое тысячелетие и в своей эволюции отражает существенные изменения в соци- ально-экономической и политико-правовой жизни Древнего Рима за долгое время. Саму историю Древнего Рима принято делить на три периода: цар- ский (754–510 гг. до н.э.), республиканский (509-28 гг. до н.э.), император- ский (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.). Причем единая Римская империя в 395 г. н.э. была окончательно разделена на Западную (столица – Рим) и Восточную
(столица – Константинополь) империи, и последняя (Восточная Римская, Ви- зантийская империя) просуществовала до 1453 г. Политико-правовые инсти- туты и воззрения в Древнем Риме развивались на протяжении долгой исто- рии в условиях острой борьбы между различными слоями населения – пат- рициями и плебеями, нобилитетом (из патрициев и богатых плебеев) и не- имущими, оптиматами (приверженцами верхов общества) и популярами
35
(сторонниками свободных низов), свободными и рабами. В общетеоретиче- ском плане древнеримская политико-правовая мысль находилась под замет- ным воздействием соответствующих древнегреческих концепций. Примеча- тельно, что, когда в середине V в. до н.э. плебеи потребовали составления писаного законодательства, в Грецию были направлены римские посланцы для ознакомления с греческим законодательством и особенно с законами Со- лона. Результаты этого ознакомления были использованы при составлении важного источника древнеримского права – знаменитых Законов XII таблиц
(первые десять таблиц были приняты в 451 г. до н.э., две последние – состав- лены и приняты в 450–449 гг. до н.э.). Значительное влияние на древнерим- ских авторов оказали взгляды Сократа, Платона, Аристотеля, эпикурейцев, стоиков, Полибия и многих других греческих мыслителей. Так, общефило- софские воззрения Демокрита и Эпикура, представления Демокрита о про- грессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до создания упорядоченной политической жизни, государства и законов, мысль
Эпикура о договорном характере государства и права были восприняты и развиты Титом Лукрецием Каром (99–55 гг. до н.э.) в его известной поэме "О природе вещей". В своих теоретических построениях римские авторы ис- пользовали естественно-правовые идеи греческих мыслителей, их учения о политике и политической справедливости, о формах государства, о "смешан- ной" форме правления и т.д. Римские авторы не ограничивались лишь про- стым заимствованием положений своих предшественников, а развивали их дальше с учетом специфических социально-политических условий и задач римской действительности. Например, характерная для древнегреческой мысли идея взаимосвязи политики и права получила свое дальнейшее разви- тие и новое выражение в трактовке Цицероном государства как публично- правовой общности. Представление греческих стоиков о свободном индиви- де было использовано римскими авторами (Цицероном и юристами) при со- здании, по существу, новой концепции – понятия юридического лица (право- вой личности, персоны). Значительным достижением древнеримской мысли
36 было создание самостоятельной науки – юриспруденции. Римские юристы тщательно разработали обширный комплекс политико-правовой проблемати- ки в области общей теории государства и права, а также отдельных юридиче- ских дисциплин (гражданского права, государственного и административно- го права, уголовного права, международного права).
1. Юриспруденция как самостоятельная наука возникла в Древнем Риме.
Первоначально право понималось как божественное, сакральное явление и обозначалось термином fas. Занятие этим правом у римлян находилось в ве- дении понтификов – одной из коллегий жрецов. Возникновение светской юриспруденции относится к концу IV – началу III в. до н.э. и связано с име- нем Гнея Флавия. В отличие от сакрального права (fas) светское, человече- ское право именовалось ius. Знание (и познание) этого права и стало предме- том юриспруденции. Соответственно знатоки права (в его практическом и теоретическом проявлениях и значениях) стали именоваться юристами. Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выда- ющимися были Гай (II в.), Папиниан (II-III вв.), Павел вв.), Ульпиан вв.) и
Модестин вв.).
На относительно раннем этапе своего развития римское право обнаружило потребность к обобщению юридических понятий, конструкций, их классифи- кации, унификации источников права и вытекающих из них правовых норм.
В конце II – начале III вв. юристом Папирием Юстом был составлен система- тический сборник постановлений императора Марка Аврелия в 20 книгах.
Другой известный юрист – Юлий Павел – свел воедино все к тому времени обнародованные декреты императоров. В начале IV в. был составлен Кодекс
Григориана. Несколько позднее был составлен еще один аналогичный Ко- декс Гермогениана, служивший как бы продолжением предыдущего, охваты- вая постановления за 291–365 гг. Но и тот, и другой были частными кодифи- кациями, правда, получившими официальное признание. В V в. при импера- торе Феодосии был издан уже официальный сборник императорских консти- туций – Кодекс Феодосия (438 г.) в 16 тематических книгах. Все впослед-
37 ствии изданное императорами обобщалось в виде собраний т.н. новелл –
Novellae leges.
Единственным памятником полной древнеримской научной системы права являются Институции Гая (II век н.э.). В 426 г. н.э. император Валентиниан
III признал его мнения наряду с суждениями Папиниана, Ульпиана, Моде- стина и Павла источником права, которым надлежало пользоваться судьям при вынесении решений.
2. Но с падением Западной Римской империи в исторической жизни римско- го права образовалась своего рода пауза. Ситуация стала меняться только с приходом к власти императора Юстиниана (527–566 гг.). Юстиниан был по- следним императором, который сумел объединить большие части Восточной и прежней Западной римской империи. Понимая, что государство основыва- ется не только на силе оружия, но и на праве, Юстиниан пытался вернуть стабильность римскому государству путем создания единой правовой систе- мы. В ходе проведения политических и правовых реформ им была реализо- вана и всеобъемлющая кодификация права, которая и создавала единую пра- вовую систему. Сочинения римских юристов в VI в. стали важной частью кодификации Юстиниана (Corpus luris Civilis), которая включала в себя: 1)
Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения
(для этой части были использованы "Институции" Гая, а также работы Уль- пиана, Флорентина и Марциана); 2) Дигесты (или Пандекты), т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов (от I в. до н.э. по IV в. н.э.), при- чем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составляют более 70% всего текста Дигест; 3) Кодекс Юстиниана (собрание императорских консти- туций). Именно собрание текстов римских юристов обеспечило кодификации
Юстиниана то выдающееся место, которое она занимает в развитии права и правовой мысли. Дигесты Юстиниана на долгое время стали основным писа- ным источником права в Риме, оказали благотворное влияние на правовую науку.
38 3. Существенный вклад римские юристы внесли в изучение проблем теории права и государства, в разработку основополагающих понятий, принципов и концепций юриспруденции, в обоснование предмета и метода юридических исследований. Разработка юридической догматики (догмы действующего права, принципов, приемов и правил его анализа, классификации, системати- зации и толкования его источников и т.д.) при этом сочеталась с исследова- нием целого ряда фундаментальных общетеоретических проблем права и государства. Предметная сфера формировавшейся юриспруденции с самого начала включала в себя не только учение об источниках действовавшего по- зитивного права, но и теорию естественного права Именно такое юридиче- ское правопонимание (различение и соотношение естественного и позитив- ного права), лежащее в основе римской юриспруденции, предопределило предметный профиль и научный статус юридической науки как юриспруден- ции (правоведения). В этом плане римская юридическая мысль опиралась на достижения древнегреческих учений о праве и государстве.
4. После завоевания Древней Греции Древним Римом центр развития, право- вой науки постепенно переместился в Древний Рим. Процесс ее формирова- ния, развития шел по трем направлениям.
Первое направление составила разработка закономерных основ государства и права, второе – разработка принципов и норм позитивного публичного и частного права, третье – создание специальных образовательных юридиче- ских учреждений, ориентированных на подготовку квалифицированных кад- ров – политиков, юристов-практиков и юристов-ученых. Вклад римских фи- лософов и мыслителей в дальнейшее развитие политико-правовых идей древнегреческих мыслителей состоял прежде всего в разработке основопола- гающих проблем сущности государства и права. Наиболее плодотворными в этом направлении были исследования Цицерона (106–43 гг. до н.э.), Сенеки
(4 г. до н.э. – 65 г. н.э.), Марка Аврелия (121–180 гг. н.э.), других древнерим- ских философов и юристов. Раскрывая соотношение закона, права и справед- ливости, Цицерон исходил из признания соответствия права Божественной
39 воле. Он напрямую связывает право с законом, который имеет Божественный характер и определяет поведение человека. Следовательно, по его мнению, право должно соответствовать закону. При этом впервые в истории правовой науки Цицерон выделил и обосновал один из ведущих принципов права – принцип формального равенства: право устанавливает формальное равенство между фактически неравными и различными между собой людьми.
Как и Цицерон, Сенека признавал индивидов равными, поскольку все они, будучи членами единого мирового целого, безусловно, равны между собой фактически, даже преступники – люди. Одновременно Сенека признавал лю- дей существами беспомощными, слабыми, постоянно погруженными в грех и зло, практически не способными выбраться из этого состояния. Марку Авре- лию удалось воплотить мечту Платона о совмещении должности царя и фи- лософа. Период правления Марка Аврелия признается "золотым веком"
Древнего Рима. В работе "Наедине с собой" он разрабатывает основные идеи стоицизма – принципы равенства и служения людям.
Римские юристы постоянно помнили о своих жреческих корнях и высоком призвании. Об этом хорошо сказал Ульпиан (II–III вв. н.э.), один из знамени- тых римских юристов: "По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о справедливости, возвещаем понятия добра и эквивалента". Эти же мотивы присутствуют и в ульпиановском определении юриспруденции, данном им в
I книге "Институций": "Юриспруденция есть познание божественных и чело- веческих дел, знание правового и неправового".
Как предмет юриспруденции право (ius) – это справедливое право: оно спра- ведливо по своему смыслу и понятию. Оно восходит к справедливости
(iustitia).
5. Юриспруденция как наука о праве включала в себя и правовую трактовку проблем организации и деятельности государства, юридическое учение о государстве (юридическое государствоведение). В целом для римской юрис- пруденции характерно именно правовое понимание и толкование государ- ства, правовое определение полномочий и обязанностей должностных лиц и
40 учреждений. Согласно римской юриспруденции, государство стоит не вне и над правопорядком, а внутри него в качестве его составной части. Таким об- разом, рецепция римского частного права сыграла ключевую роль в развитии романо-германской и производных правовых семей и позволила укрепиться европейской правовой науке. Многие современные понятия и правовые кон- струкции начинают свое развитие именно из римского права. Существенный вклад римские юристы внесли в изучение проблем теории права и государ- ства, в обоснование предмета и метода юридических исследований.
Своего расцвета римская юриспруденция достигает в последний период рес- публики и особенно в первые два с половиной века империи. Со второй по- ловины III в. намечается упадок римской юриспруденции, в значительной мере связанный с тем, что приобретение императорами законодательной вла- сти прекратило правотворческую деятельность юристов. Со времени Диокле- тиана императоры, получив неограниченную законодательную власть, пере- стали давать юристам ius respondendi. Правда, положения юристов классиче- ского периода сохраняли свой авторитет и в новых условиях. Созданная уси- лиями римских юристов юриспруденция стала фундаментом всего последу- ющего развития юридической науки.
41
Тема 4. Идеи права в учениях Средневековья и Возрожденья.
Основные вопросы темы:
Вступление.
1. Юриспруденценция Средневековья.
2. Рецепция римского права средневековыми юристами. Дигесты и их значение для становления западной юридической науки. Конфликт права и закона.
3. Гуманистическое направление в юриспруденции. Юридические уни- верситеты как центры юридической мысли.
В истории Западной Европы Средние века заняли громадную, более чем ты- сячелетнюю эпоху (V–XVI вв.). Политические и правовые учения в Западной
Европе рассматриваемой эпохи постоянно видоизменялись. Происходившие в них перемены, существенные сдвиги являлись закономерным следствием серьезных перемен, сопровождавших эволюцию социально-экономических и политических систем феодального общества в странах Западной Европы.
Три крупных исторических этапа включает в себя эта эволюция. Первый – раннефеодальный (конец V – середина XI в.); феодализм только еще консо- лидируется и упрочивается как новая общественно-экономическая формация; в рамках данного этапа государственность сначала организуется в большие, но весьма слабо интегрированные в единое целое монархии, а потом распа- дается на конгломераты раздробленных политических образований. Второй этап – пора полного развития феодального строя, фаза его расцвета (середина
XI – конец XV в.); для этого периода типичны централизованные сословно- представительные монархии. Третий – позднее Средневековье (конец XV – начало XVII в.); полоса заката, упадка феодализма и зарождения капитали- стических общественных отношений; государственность на этом, последнем этапе феодальной формации строится по преимуществу как абсолютная мо- нархия. Поэтапный характер развития феодального общества во многом предопределял особенности и динамику средневековой западно-европейской политико-юридической мысли.