Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2627

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7. В марксизме отношения, которые возникают между людьми в процессе труда, называются
1) произвольными
2) производительными
3) производственными
4) производными
8. С точки зрения Фр. Энгельса, закрепление исторически выработанных и обобщённых способов трудовой деятельности происходит
1) в языке
2) в субъекте труда
3) в продукте труда
4) в орудии труда
9. В марксизме речь, язык и сознания мыслятся как
1) следствие трудовых отношений
2) причина трудовых отношений
3) знак божественной природы человеческой души
4) физиологический процесс присущий человеческому организму
10. В марксизме отчуждение труда возникает как следствие
1) социального неравенства
2) капиталистического способа производства
3) низкого интеллектуального уровня рабочих
4) увеличения благосостояния рабочих

Раздел: Календарно-тематический план
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70

Тема 11
Познание мира. Многообразие форм человеческого знания.
Содержание темы
1. Проблема знание: определения и классификации.
2.
Как устроена познавательная деятельность.
3. Формы чувственного и рационального познания.
Вопросы для самоконтроля
1.
Как называется область исследований, посвященных изучению познания?
2. Как в познавательной деятельности соотнесены субъект и объект?
3. Из каких элементов состоит чувственное познание?
4. Из каких элементов состоит рациональное познание?
5. Как соотнесены чувственное и рациональное в познавательной деятельности?
Рекомендуемая литература:
Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. М.: Просвещение, 2011.
Философия. Учебник для вузов/Под общ. ред. В.В. Миронова. Часть 2, раздел V, глава 1.
С. 555-584.

Раздел: Учебно-методические материалы
Справочные материалы
Познание является одним из важнейших видов деятельности человека.
Познавательную деятельность изучает особая область философии, которая называется
"теория познания" или "гносеология" (от древнегреческого слова "гносис" – знание).
Познание есть процесс отражения мира в сознании, в котором участвуют различные познавательные способности человека. Человек обладает разнообразными познавательными способностями, которые можно разделить на чувственные, т.е. способности связанные с органами и структурами восприятия; и рациональные, т.е. способности человеческого интеллекта.
Стремясь понять специфику и структуру знаний, мы сразу же обнаруживаем, что существуют различные типы знаний. Мы знаем, например, что такое автомобиль, что такое алгоритм, знаем, как поджарить бифштекс, зачем стоматологу бормашина. В первых двух случаях это знание об объектах: материальном — автомобиле и идеальном — математической функции. В третьем случае речь идет о действии приготовления пищи. В четвертом — о полезном свойстве вещи. Особый тип знаний составляют проблемы или задачи, т. е. знания о неизвестном. Они обычно выражаются в форме вопросов и предписаний.
Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний. Знания — важнейшее средство преобразования действительности. Они представляют собой динамическую, быстро развивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы. Использование знаний в практической преобразовательной деятельности людей предполагает наличие особой группы правил, показывающих, каким образом, в каких ситуациях, с помощью каких средств и для достижения каких целей могут применяться те или иные знания. Так, знания о математических функциях, например о логарифмической, или знания о свойствах цемента и расположении небесных светил оказываются полезными и могут быть использованы человеком только при условии, если мы знаем правила вычисления логарифмической функции, знаем правила изготовления цементирующих растворов, умеем прокладывать маршрут корабля по расположению небесных светил. Правила, показывающие, как на основе данных знаний осуществить ту или иную деятельность, называются правилами деятельности. Знания, таким образом, включены в систему

деятельности и сами выступают в качестве особых форм, на основе которых формулируются процедуры деятельности.
Как же и на какой основе возникает и развивается знание?
За последние десятилетия в связи со стремительной компьютеризацией всех сфер производственной и духовно-культурной деятельности резко возрос интерес к природе и сущности информации, так как компьютеры используются для передачи, хранения, кодирования, декодирования и преобразования информации. На их основе создаются особые базы данных и знаний, используемые для решения многих задач, которые раньше были доступны лишь человеку. В связи с этим понятия «знание» и «информация» часто отождествляются. В то же время знание рассматривают как высшую форму отражения действительности. Обратим внимание на вопрос о том, в каком отношении к этому понятию находятся понятия «информация» и «знание».
Говоря, что субъект А отражает объект Б, мы имеем в виду, что определенные изменения в А соответствуют определенным изменениям в Б и вызываются ими. Говоря об информации, мы имеем в виду прежде всего особый способ взаимодействия, через который осуществляется передача изменения от Б к А в процессе отражения, способ, реализующийся через поток сигналов, идущих от объекта к субъекту и особым образом в нем преобразуемых. Уровень сложности и формы информации зависит, следовательно, от качественных характеристик объекта и субъекта, от типа передающих сигналов, которые на самом высоком уровне реализуются в форме языковых знаковых систем. Наконец, говоря о знании, мы имеем в виду именно высший уровень информации, функционирующей в человеческом обществе.
При этом в качестве знания выступает не вся информация, идущая от Б и воспринимаемая
А, но лишь та ее часть, которая преобразована и переработана А (в данном случае — человеком) особым образом. В процессе переработки информация должна приобрести знаковую форму или выразиться в ней с помощью других знаний, хранящихся в памяти, она должна получить смысл и значение. Следовательно, знание — это всегда информация, но не всякая информация — знание. В превращении информации в знание участвует целый ряд закономерностей, регулирующих деятельность мозга и различных психических процессов, а также разнообразных правил, включающих знание в систему общественных связей, в культурный контекст определенной эпохи. Благодаря этому знание становится достоянием общества, а не только отдельных индивидов. Как же осуществляется процесс познания? Из каких звеньев или этапов он состоит? Какова их структура?
Чувственное познание – самая простая и исходная форма познания. Начинается чувственное познание с ощущений, возникающих в результате отдельных воздействий

реальности на органы чувств. По количеству органов чувств различают пять основных видов ощущений: зрительные, звуковые, осязательные, вкусовые и обонятельные.
Наиболее важными среди них являются зрительные ощущения, поскольку они дают наибольшую часть чувственной информации.
Мы не осознаем отдельные ощущения, это своего рода мельчайшие атомы нашего опыта. В нашем сознании происходит синтез ощущений в восприятия. В восприятии нам даны не отдельные ощущения, а устойчивые, сохраняющие свои свойства предметы.
Если Вы только что съели яблоко, то Вы «почувствовали» цвет, вкус, запах, звук хруста, и связали все эти ощущения (или разные качества) в единое восприятие, к примеру, красного, сладкого, ароматного и хрустящего яблока. Таким образом, мы воспринимаем ощущения, соединенными в одном объекте – яблоке, однако необходимо понимать, что ощущения не сводимы одно к другому: красное в яблоке, нельзя услышать, сладкое увидеть; хрустящее «унюхать».
Основное свойство восприятия – соединять разрозненные ощущения в одном предмете, т.е. мы воспринимаем не отдельные ощущения, а предмет как нечто целое. Таким образом, уже на уровне восприятия видна работа сознания, мы «видим» не просто органами чувств, но и разумом, в котором формируется представление о конкретном, воспринятом органами чувств, предмете.
Представление, воображение и интуиция.
Еще в большей степени работа сознания проявляется в представлении и воображении.
Человек обладает способностью к воспоминанию, поэтому он может мысленно воспроизвести образ того предмета или явления, которое он когда-то воспринимал. Эта способность называется представлением. В воображении к способности представления присоединяется творческое начало. Мы можем вообразить то, что никогда не видели и не могли увидеть, например Пегаса, кентавра или строение атома.
Близка к воображению по своему творческому характеру интуиция. Под интуицией понимается непосредственное, то есть, не опирающееся на логические рассуждения, постижение сущности вещей или их отношений. Это своего рода нечувственное, интеллектуальное созерцание действительности, которое обычно приходит внезапно и поэтому похоже на "озарение".
Воображение и интуиция как творческие способности очень важны для познания, поскольку оно не замыкается в сфере чувственно воспринимаемого. Эти способности, например, помогают ученым выдвигать гипотезы, с помощью которых различные явления связываются в единое целое, или им дается пробное объяснение. Разумеется, эти гипотезы должны потом проверяться фактами.


Абстрактное мышление. Способность к абстрактному, логическому мышлению дает возможность познания чувственно не воспринимаемых свойств и отношений вещей.
Например, мы не можем чувственно воспринимать законы математики и геометрии, поскольку они невидимы и неосязаемы. Более того, мы «видим» обратное им: глядя на уходящие вдаль рельсы мы видим их схождение на линии горизонта, и вместе с тем знаем, что параллельные прямые не пересекаются. Как мы познаем «абстрактные» законы?
Мы можем познавать их с помощью логического мышления и выражать посредством понятий, к примеру, прямая и параллельность.
Абстрактное мышление отличается от чувственного познания тем, что оно работает не с образами, а с понятиями, из которых формируются суждения, а из суждений в свою очередь умозаключения.
В понятиях выражаются сущностные свойства предметов. А отображая свойства вещей в суждениях и умозаключениях, мы можем путем рассуждений, выводов,
доказательств строить определенные системы знания на основе имеющихся фактов.
Итак, можно сделать вывод о том, что человек обладает многочисленными, взаимосвязанными, но отличающимися друг от друга формами познания.

Раздел: Задания для самостоятельной работы
Тестовые задания по теме
Выберите правильный ответ
1.
А) Здравый смысл является совокупностью представлений о действительности, сформированных в стихийно складывающейся жизненной деятельности
В) Субъект познания полностью и адекватно, т.е. таким, каким он является на самом деле, отражает объект познания
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2.
Способность представлять предмет основана
1) на воле
2) на разуме
3) на зрении
4) на памяти
3
. Какая из перечисленных категорий является исходным элементом чувственного познания?
1) понятие
2) представление
3) восприятие
4) ощущение
4.
Гносеологией называется:
1)
Теория познания
2)
Учение о ценностях
3)
Учение о нравственности
4)
Теория государства и права

5. А) Того, кто познает, называют субъектом познания, а то, на что направлено познание, называется «объектом познания» .
Б) Умозаключение - мысль, отражающая предметы или явления в их общих признаках.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6.
Мысль, которая посредством указания на некоторый признак выделяет и обобщает все предметы, обладающие этим признаком, называется:
1) образ;
2) вещь;
3) понятие;
4) теорема;
5) число
7.
А) Человек обладает способностью представить такую вещь или явление, которые не имеют прямых аналогов в реальности, эта способность называется восприятие;
Б) Способность представлять предмет основана на органах слуха
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
8. А) Абстрактное мышление работает с образами реальных вещей;
Б) Умозаключение совершается посредством последовательности суждений
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны