Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2626

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
общественную и частную. Священная – та, с доходов которой должен отправляться установленный религиозный культ; общественная – та, с доходов которой должны получать средства к существованию защитники государства; третья находится в частном владении земледельцев. Все должностные лица должны быть избираемы народом, т.е. теме тремя частями государства, о которых упомянуто ранее. Избранные должностные лица обязаны иметь попечение о государственных делах, а также о делах, относящихся к чужестранцам и сиротам.
Вот большая и наиболее примечательная часть предполагаемого Гипподамом устройства.
Прежде всего каждого, пожалуй, поставит в тупик предлагаемое разделение гражданского населения. В управлении государством принимают участие все: и ремесленники, и земледельцы, и воины. Между тем земледельцы не имеют права носить оружие, ремесленники не имеют ни земли, ни оружия, так что они оказываются почти рабами имеющих право носить оружие. Для них невозможно, следовательно, обладать всеми почетными правами, ведь необходимо назначать и стратегов, и охранителей порядка, и, вообще говоря, верховных должностных лиц из тех, кто имеет право носить оружие. А не принимающие участия в управлении государством могут ли дружественно относиться к государственному строю? 6. Но, с другой стороны, люди, имеющие право носить оружие, должны быть и сильнее тех, кто принадлежит к обеим другим частям. Это дело нелегкое в том случае, если носящие оружие немногочисленны. Если же они будут сильнее, то к чему остальным гражданам принимать участие в государственном управлении и иметь право голоса в назначении должностных лиц?
Далее, чем полезны для государства земледельцы? Ремесленники должны существовать, поскольку каждое государство в них нуждается и они могут, как и в остальных государствах, жить на доходы от своего ремесла. Земледельцы же только в том случае могли бы на законном основании составлять часть государства, если бы они доставляли пропитание тем, кто имеет право носить оружие; между тем, по предположению Гипподама, земледельцы владеют своими земельными участками на правах частной собственности и эти участки будут возделывать частным образом, для себя. Сверх того, если защитники государства сами будут возделывать ту часть государственной территории, с которой они будут получать средства к жизни, то воины не будут отличаться от земледельцев, как того желает законодатель. Если же будут какие- нибудь другие люди, отличные от обрабатывающих землю для себя и от воинов, то в государстве получится новая, четвертая часть населения, не принимающая участия ни в чем, чуждая гражданству. Если же устроить дело так, чтобы одни и те же люди возделывали и свои участки, и участки, составляющие собственность государства, то, во-первых, не будет от обработки земли отдельным человеком такого количества продуктов, которое было бы достаточно для двух семей, а во-вторых, почему бы этим отдельным лицам не получать себе пропитание и не доставлять его воинам непосредственно от своей земли и от своих наделов? Во всем этом немало путаницы».


В период Средневековья сохраняется представление о различии физического и духовного труда, при этом первый мыслится в рамах христианского мировоззрения как наказание, второй же открывает путь божественному служению. Именно это различие позволяет понять, почему центрами духовной культуры в средневековой культуре становятся монастыри, где монахи трудятся над переписыванием и комментированием священных, церковных и религиозных текстов. Центрами ремесла и торговли постепенно становятся города, в которых создаются новые орудия труда и зарождаются новых формы производства и обмена, которые уж в Новое время получат название капиталистических.
Изменение отношения к физическому труду и его социальному значению можно отметить уже в утопических текстах XVI века. Так, по мнению Томаса Мора (1478–1535), автора первой
«Утопии», ремесленный и крестьянский труд не только обязанность, но и честь для всех членов общества. От труда как общей обязанности освобождаются только ученые, которые должны посвятить себя науке. Примерно так же понимал труд Томазо Кампанелла (1568–1639), автор утопического проекта «Город Солнца». Он полагал, что любой труд полезный и благородный, а наиболее опасные и тяжелые виды деятельности – самые почетные.
Возникновение капитализма сопровождается изменением религиозного сознания, которое оформляется в протестантское движение. В отличие от учения католической церкви, в протестантизме особая роль отводится личному труду, усилию каждого верующего в достижение успеха в земном труде и профессии, что является знаком вечного спасения и божественной избранности. Тем самым протестантизм отверг обособленность мирского и монашеского образа жизни и провозгласил всеобщую необходимость труда. Главный идеолог протестантизма Мартин Лютер (1483–1546) утверждал, что каждый, кто может, должен работать, поскольку труд не только общая основа общества, но и лучший способ служения
Богу. Жан Кальвин (1509–1564) исходил из понимания труда, данного Лютером, и подчеркивал, что труд – религиозная обязанность. Хозяйственным трудом исповедуется вера.
Вплоть до конца XIX в. труд осмыслялся в рамках трех основных направлений –
политэкономического, философского и социологического.
Что касается политэкономической трактовки сущности труда, научного анализа роли человека на производстве, то первое аргументированное определение места работника в экономической жизни общества осуществил Адам Смит (1723–1790). В «Исследовании о природе и причинах богатства народов» он пишет о свойствах человека, налагающих отпечаток на все виды его хозяйственной деятельности.
Во-первых, это «склонность к обмену одного предмета на другой», во-вторых – собственный интерес, эгоизм, «одинаковое у всех людей постоянное и неисчезающее стремление улучшить свое положение». Эти свойства человеческой природы, утверждает Смит, имеют важные экономические последствия. Они ведут к разделению труда, когда индивид выбирает такое

занятие, при котором его продукт будет иметь большую стоимость, чем в других отраслях.
«Каждый отдельный человек постоянно старается найти наиболее выгодное приложение капитала, которым он может распоряжаться. Он имеет в виду собственную выгоду, а отнюдь не выгоды общества». Таким образом, выбирая отрасль, где его «продукт будет иметь большую стоимость, чем в других отраслях», человек, ведомый эгоистическим интересом, непосредственно «помогает обществу».
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831), описывая исторический процесс становления человека, утверждал: человек становится человеком благодаря труду. Понятие труда у Гегеля имеет весьма широкий спектр значений, он охватывает всю человеческую деятельность, все виды активности человека. Речь идет о теоретическом труде, о труде, формирующем и производящем предметы наслаждений, а также о труде во имя общих интересов
(государственная и политическая деятельность) и творческом труде.
Еще один социальный мыслитель, рассуждавший о труде Пьер Жозеф Прудон (1809–1865).
Прудон указывал на отрицательные последствия общественного разделения труда, которое принизило труд ремесленника и поставило рабочего в зависимое положение от производства. С его точки зрения машина соединяет различные операции, а фабрика группирует работников сообразно отношению каждой части к целому.
Что касается социальной мысли, то проблемы труда получили свое наиболее полное воплощение в исследованиях социалистов-утопистов, выступивших с критикой капиталистического строя и предложениями построить справедливое общество.
Исследовавший социальные последствия французской революции философ-утопист
Анри де Сен-Симон (1760–1825) рассматривал человека как единство духовных и физических сил, считал труд значительным общественным явлением и подчеркивал, что он является обязанностью всех людей, а безделье – это «неестественное, неморальное и вредное явление».
Он предлагал осуществлять распределение по труду и тем самым сделать невозможной эксплуатацию. Его последователь Шарль Фурье (1772–1837) считал, что труд должен доставлять человеку удовольствие. Для этого нужны следующие условия: ликвидация системы наемного труда, материальная обеспеченность работников, непродолжительность рабочего дня, обобществление производства, охрана труда, организация «нового порядка» и право всех на труд. Он также предлагал оплату по труду, при этом рабочее время должно составлять всего два часа в день. Еще один его сторонник
Роберт Оуэн (1771–1858) указывая на связь между условиями жизни вне сферы труда, отношениями в процессе труда и его производительностью, замечал, что человек осуществляет трудовую активность всей своей личностью и что трудовая среда должна соответствовать природе человека. Он выступал не только за регулирование и сокращение рабочего времени, но и за введение мер по охране труда.


В марксизме труд рассматривается как фундаментальный способ человеческой жизни, как основа многообразия форм отношения человека к миру. В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью созданных им орудий труда преобразует предмет труда в необходимый ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем развития орудий, целью и способом его осуществления. Продукт труда существует до своего воплощения в сознании человека как образ, т.е. идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным отличительным критерием трудовой деятельности являются орудия труда. Именно в них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда. Кроме того, в процессе труда возникают особые отношения между людьми — производственные
отношения.
Именно эти характеристики труда существенным образом отличают характер человеческой деятельности от инстинктивного поведения животных, что позволило Карлу Марксу и
Фридриху Энгельсу рассматривать труд как основание истории человеческого общества
(
антропосоциогенез).
Животные, в отличие от человека, могут использовать природные предметы в собственных действиях, но никогда не изготавливают орудия труда с помощью орудий труда.
Проблема возникновения человека мыслящего, творящего, способного к трудовой деятельности, совместно с себе подобными, была рассмотрена Энгельсом в работах
«
Диалектика природы» и «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Энгельс предположил существование сложного маятникообразного движения от биологических к качественно новым, социальным закономерностям и обратно в процессе антропогенеза. В силу изменения природных условий жизни будущий человек стал чаще использовать природные объекты (камни, палки) в своей предметной деятельности; он вынужден был распрямиться для лучшей ориентации в условиях изменившегося рельефа; искать защиту от холода при изменении климата. Эти природные предпосылки стимулировали развитие простейших трудовых навыков, которые, в свою очередь, привели к изменению строения руки.
Освобождённая от участия в передвижении, рука стала органом и одновременно продуктом труда. Рука как биологический орган утратила свою естественную специализацию, что создало условия для совершенствования её неспециализированных навыков для расширения круга предметов, посредством которых можно воздействовать на природу.
Даже самые примитивные орудия труда закрепляли и передавали другим индивидам инстинктивно незакреплённые «схемы деятельности». В орудиях труда, их форме и функциях закреплены идеальные, исторически выработанные, обобщённые способы трудовой

деятельности. Орудия труда заставляют человека действовать по логике всеобщей схемы труда.
В процессе обучения овладение орудиями труда становится важнейшим средством социализации индивидов, приобщения их к нормам культуры. Орудия труда были первыми предметными, материальными «абстракциями», что оказало влияние на процессы становления и развития собственно мышления. Поскольку труд — деятельность общественная, коллективная, возникает потребность в средствах её организации. Таким организующим и контролирующим средством стала членораздельная речь, язык.
Карл Маркс был одним из первых авторов, осознавших, что развитие крупных промышленных производств приводит к тому, что труд рабочих, превращается в однообразную механическую работу. Согласно Марксу, разделение труда отчуждает людей от их работы. В традиционных обществах, отмечал он, работа нередко была изнурительной, но люди могли сами организовывать свою работу, для выполнения которой требовалось множество знаний и навыков. Наёмные же рабочие в промышленности практически никак не влияют на характер выполняемых заданий, внося лишь небольшую часть в процесс изготовления целого продукта, и совсем не могут повлиять на то, кому и как он, в конце концов, продаётся. Таким образом, происходит «отчуждение» труда, т.е. рабочий делает нечто не ради предмета и процесса труда, но ради вознаграждения, которое напрямую не связано с деятельностью.
На современных производствах в развитых обществах, эта проблема проанализированная К. Марксом решается благодаря автоматизации и машинизации производства, что уменьшает область применения физического труда.

Раздел: Задания для самостоятельной работы
Тестовые задания по теме
Выберите правильный ответ
1. А) С точки зрения древнего грека труд врача можно считать «техническим»;
Б) С точки зрения древнего китайца, труд земледельца и ремесленника имеет одинаковый статус.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2.
А) С точки зрения Платона человек от природы склонен к тому или иному типу труда;
Б) С точки зрения Аристотеля, разделение труда в обществе имеет функциональный характер;
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. А) В утопическом проекте Томаса Мора разделение труда осуществлено между крестьянами и учеными;
Б) Томазо Кампанелла считал, что чем тяжелее труд, тем более он должен почитаться в идеальном обществе
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4.
А) Протестанты считают, что любой, не только духовный труд – это способ служения Богу;
Б) Мартин Лютер и Жан Кальвин доказывал, что только духовный труд в монастыре может тать путем человека к спасению для вечной жизни
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. А) С точки зрения Смита, разделение труда возникает в связи со специализацией производственной деятельности;
Б) С точки зрения Гегеля, сочинение философского трактата – это труд.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. А) Бобер, который строит запруду на реке, осуществляет трудовую деятельность.
Б) Преподаватель, сочиняющий тесты для школьников, является объектом трудовой деятельности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны