Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2624

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из места физиологических потребностей в иерархии потребностей вытекает и структура семейных бюджетов. Ее формирование начинается с обеспечения удовлетворения физиологических потребностей. Лишь удовлетворив их хотя бы на минимальном уровне, люди начинают планировать расходы на удовлетворение и иных потребностей. Поэтому одним из современных показателей бедности является доминирование в семейном бюджете расходов на питание. Бедняк – это тот, кто работает, чтобы есть.
Потребности в безопасности и защите, так называемые экзистенциальные
потребности (экзистенция означает существование) в иерархии Маслоу занимают второе место после физиологических. В эту категорию он включил потребности в безопасности, в стабильности, в зависимости, в защите, в свободе от страха, тревоги и хаоса, в структуре, порядке и т.д. В целом их можно охарактеризовать как потребности в долговременном выживании.
На третьем уровне находятся так называемые социальные потребности в принадлежности и любви. С точки зрения Маслоу, эти потребности начинают действовать после удовлетворения физиологических потребностей и потребностей в безопасности и защите. Достигнув этого уровня, люди стремятся формировать отношения привязанности с другими людьми. Групповая принадлежность становится доминирующей. Будучи неудовлетворенной, эта потребность вызывает муки одиночества, тяжелые переживания отверженности. Одним из проявлений этой потребности является потребность в сексуальной любви, которая не равнозначна сексуальной потребности, являющейся просто физиологической. Маслоу утверждал, что быть любимым и признанным очень важно для здорового чувства достоинства. Когда человека не любят, появляется пустота и враждебность. Человек, чья потребность в принадлежности, не удовлетворена, «терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга».
На этой потребности произрастают националистические и патриотические чувства, разного рода национальные движения. «Человеку, - по словам А.Маслоу - крайне важно знать, что он живет на родине, у себя дома, рядом с близкими и понятными ему людьми, что его окружают «свои», что он принадлежит определенному клану, группе, коллективу, классу».
На четвертом уровне находятся потребности в уважении и престиже. Маслоу выделял два варианта. Во-первых, самоуважение, предполагающее потребность в

компетенции, уверенности, независимости и свободе. Иначе говоря, человеку важно знать, что он достойный человек. Во-вторых, это уважение другими. «Каждый человек постоянно нуждается в признании, устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать себя». Неудовлетворение потребностей в самоуважении ведет к чувству неполноценности, слабости, зависимости, пассивности.
Потребность в самоактуализации или самовыражении является высшей в иерархии Маслоу. Она остро чувствуется, когда остальные потребности более или менее удовлетворены. Самоактуализация - это желание человека стать тем, кем он может стать, это значит достичь вершины собственных возможностей. Как писал Маслоу: «музыкант должен заниматься музыкой, художник – писать картины, а поэт - сочинять стихи, если, конечно, они хотят жить в мире с самими собой. Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе».
По оценке Маслоу, только немногие из людей достигают самореализации. Этому препятствует две группы причин: (1) незнание людьми своих возможностей; (2) препятствия со стороны социальной среды не только в реализации, но даже в их осознании.
Из схемы Маслоу очень много исключений, поэтому ее можно использовать как общий принцип понимания поведения человека, но отнюдь не как детальное описание механизма. Сам Маслоу допускал наличие исключений из описанной им иерархии. Так, творческие люди могут развивать и выражать свой талант, несмотря на серьезные материальные проблемы. Если мы посмотрим на перечень имен людей, внесших вклад в духовное развитие человечества, то мы легко увидим, что среди них очень редко встречались как нищие, так и богатые, не знающие проблем удовлетворения базовых потребностей. Абсолютно сытого человека часто тянет не к интеллектуальным упражнениям, а ко сну. История знает массу примеров, когда люди во имя тех или иных духовных ценностей шли и идут сейчас на риск лишиться жизни, свободы, на огромные физические лишения. В большинстве освободительных войн можно было наблюдать массовый героизм и самопожертвование, которые никак не объяснить с помощью концепции Маслоу.

Раздел: Задания для самостоятельной работы
ТЕСТ
Выберете единственный верный ответ
1. Какая из перечисленных потребностей, с точки зрения А. Маслоу, является социальной?
1) потребность в пище;
2) сексуальные потребности;
3) потребность в любви;
4) потребность в творчестве.
2. А) А. Маслоу полагает, что в первую очередь человек стремиться поесть, а потом уже быть любимым;
Б) К. Маркс считает, что потребность в социальной справедливости и групповой солидарности является базовой;
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
3. Укажите правильное словосочетание.
1) многогранная сфера потребностей А. Маслоу
2) пирамида потребностей А. Маслоу
3) пирамида интересов А. Маслоу
4) сфера объективных интересов А. Маслоу
4. К экзистенциальным относятся потребности человека в:
1) пище
2) безопасности
3) свободе
4) общении
5. А) Потребности индивида - это необходимые условия его существования;
Б) Потребность быть признанным в группе является физиологической.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Представление субъекта о том, как лучше всего удовлетворить свою потребность называется
1) потребностью в признании;
2) свободой выбора;
3) осознанным интересом;
4) естественным правом
7. С точки зрения А. Маслоу на вершине иерархии потребностей оказывается потребность
1) в религиозной вере;
2) в творчестве;
3) в богатстве;
4) в любви


8. А) Самопожертвование из патриотических чувств является примером, подтверждающим концепцию иерархии потребностей А. Маслоу
Б) Концепция А. Маслоу применима и работает в сфера производства товаров и услуг
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9.Укажите уровень, который отсутствует в пирамиде А. Маслоу
1) уровень первичных потребностей
2) уровень социальных потребностей
3) уровень престижных потребностей
4) уровень государственных потребностей
10. Национализм или потребность быть «своим» в своем районе, городе, стране возникают
1) на экзистенциальном уровне потребностей;
2) на социальном уровне;
3) на престижном уровне;
4) на уровне самоактуализации

Раздел: Календарно-тематический план
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70

Тема 10
Социальная природа деятельности: труд.
Содержание темы
1. Понятие труда как способа социальной человеческой деятельности.
2. Концепции труда в древних обществах.
3.
Концепции труда в раннее Новое время.
4. Концепции труда в социальной философии XVIII-XIX в.
5. Концепция труда К. Маркса и Фр. Энгельса.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение понятию труда? Объясните смысловую разницу между терминами
«труд», «работа», «деятельность».
2. В чем смыл разделения труда на физический и интеллектуальный? Как такое разделение влияло на структуру древних обществ?
3. Изложите концепции греческих авторов о разделении труда и его значения для блага общества.
4. Какова связь между протестантизмом и новым отношением к физическому труду?
5. Изложите учения философов-утопистов о труде.
6.Изложите идеи К.Маркса об отчуждении в капиталистических обществах.
Рекомендуемая литература
Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. Раздел: Человек и общество. – М.: Просвещение, 2011.

Раздел: Учебно-методические материалы
Справочные материалы
Труд — целесообразная, сознательная деятельность человека. В процессе этой деятельности человек создает и оперирует орудиями труда, т.е. осваивает, изменяет и приспосабливает к своим целям физические объекты, используя их материальные
(
механические, физические и химические) свойства для достижения заранее намеченной цели.
В процессе этой деятельности между человеком, окружающим миром и другими людьми складывается особый тип отношений – трудовые отношения.
Значение слова «труд» в русском языке близко по смыслу понятиям «работа», «дело», но не тождественно им. Слово «труд» обозначает приложенное усилие; как, к примеру, в пословице «без труда не вытянешь и рыбку из пруда». При этом труд – это еще и направление на цель или объект усилие. В этом смысле, перетягивание каната нельзя назвать трудом, но скорее игрой, хотя каждый из участников и прикладывает максимальное усилие. Труд противоположен игре, которая оказывается «бесцельной» в практическом отношении деятельностью, т.е. игра (к примеру, перетягивание каната) сама является собственной целью, в то время как труд направлен на цель (к примеру, на рыбку).
Особенность труда в том, что он имеет принудительный характер. Принуждение может быть как внешним: общественная необходимость, жизненные обстоятельства, так и внутренним
(чувство долга, ответственности и т.п.). Кроме того, труд является особой формой урегулированной деятельности (фиксированные часы работы, контроль труда и результатов и т.п.). В некоторых случаях труд может соответствовать призванию индивида, его внутренним склонностям, к примеру, художественное, философское или научное творчество. Хотя понятие труда связано, прежде всего, с физическим воздействием на мир (сельское хозяйство) или на машину (промышленность), — интеллектуальное усилие, теоретическое исследование, преподавание, управление предприятием или государством, — это тоже труд.
Таким образом, труд имеет место тогда, когда налицо социальная ответственность действующего субъекта.
В истории философской мысли можно отметить несколько ключевых концепций
труда. Кроме того, в разные исторические эпохи и в различных культурах труд понимался по- разному. Организованное использование рабочей силы, материалов и времени при строительстве больших сооружений в древнем мире, говорит о том, что в древности должны были существовать определенные представления о труде. В древнем Китае представление о труде было связано с пониманием его значимости, во-первых, как труда «кули» (горький пот) – тяжелого, физического, изнурительного и труда «ганьбу» (сухой пот), под которым

подразумевался труд умственный, творческий; во-вторых, как труда земледельческого, который назывался «корнем» и труда ремесленника и торговца («ветвь»). Для понимания отношения к труду в трактовке китайской философии характерен подход, согласно которому человек пусть лучше ошибется «оставив что-то неисполненным, чем ошибется, перестаравшись в исполнении».
В древнеиндийской философии труд человека, по мнению жрецов-брахманов, должен приумножать то, что у него есть, чтобы было, что оставить потомкам и последующим поколениям. Благодаря этому постулату стало возможным сооружение крупных ирригационных систем, храмов и больших городов.
В греческих полисах существовало различие, которое устанавливало принципиальную дистанцию между трудом физическим, греки его называли термином «технэ»: таков был труд крестьянина, ремесленника, или врача-практика; и трудом «умозрительным» или, если использовать слово с латинским корнем, «интеллектуальным». Такой труд назывался у греков
«теория», им занимались свободные от физического труда в силу материального благосостояния или, наоборот, в силу отказа от материальных благ и довольства малым ученые- философы.
Кроме того, в реальной исторической практике труд претерпевал постоянные изменения, в результате чего видоизменялись как сам человек, его знания, умения и навыки, так и средства и предметы труда. Особое значение имеет оценка труда в социальном и экономическом измерении, с точки зрения его опосредования формами собственности. В этом смысле, важным оказывается концепция труда как общественного явления и его значения для благосостояния общества в целом. Уже в диалогах Платона (427–347 гг. до н.э.) и трактатах Аристотеля (384–
322 гг. до н.э.) развернуты идеи общественного разделения труда, отношения между собственностью (частной и общественной) и трудом, а также определение значения труда для благосостояния города-государства и для счастливой жизни граждан.
Платон (диалоги Государство и Законы) считал, что каждый должен заниматься тем делом, к которому он склонен от природы, в соответствии с тем какое начало является доминирующем в душе того или иного человека: вожделеющее (ремесленники и торговцы), яростное (воины) или разумное (правители) соответственно. Учение о разделение труда – основной принцип построения государства у Платона.
Аристотель в связи с разделением труда в государстве, пишет в трактате Политика, правила городского устройства, разработанные политиком и архитектором Гипподамом: «Гипподам, первым попробовал изложить кое-что о наилучшем государственном устройстве. Он проектировал государство с населением в десять тысяч граждан, разделенное на три части: первую образуют ремесленники, вторую – земледельцы, третью – защитники государства, владеющие оружием. Территория государства также делится на три части: священную,