Файл: Календарнотематический план Тема Проблема человека в философии, социальном и гуманитарном знании. Содержание темы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.01.2024

Просмотров: 2632

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дедукция — это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера.
Основой индукции являются опыт, эксперимент и наблюдение, в ходе которых собираются отдельные факты. Затем, изучая эти факты, анализируя их, мы устанавливаем общие и повторяющиеся черты ряда явлений, входящих в определенный класс. На этой основе строится индуктивное умозаключение, в качестве посылок которого выступают суждения о единичных объектах и явлениях с указанием их повторяющегося признака и суждение о классе, включающем данные объекты и явления. В качестве вывода получают суждение, в котором признак приписывается всему классу. Так, например, изучая свойства воды, спиртов, жидких масел, устанавливают, что все они обладают свойством упругости. Зная, что вода, спирты, жидкие масла принадлежат к классу жидкостей, делают вывод, что жидкости упруги.
Дедукция отличается от индукции прямо противоположным ходом движения мысли. В дедукции, как это видно из определения, опираясь на общее знание, делают вывод частного характера. Одной из посылок дедукции обязательно является общее суждение. Если оно получено в результате индуктивного рассуждения, тогда дедукция дополняет индукцию, расширяя объем нашего знания. Например, если мы знаем, что все металлы электропроводны, и если установлено, что медь относится к группе металлов, то из этих двух посылок с необходимостью следует заключение о том, что медь электропроводна.
Аналогия — это такой прием познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Умозаключения по аналогии, понимаемые предельно широко, как перенос информации об одних объектах на другие, составляют познавательную основу моделирования.
Моделирование — это изучение объекта (оригинала) путем создания и исследования его копии (модели), замещающей в определенном отношении оригинал. Модель всегда соответствует объекту — оригиналу — в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования интересующего нас объекта. Человек, например, не может непосредственно наблюдать целый ряд явлений микро- и мегамира. Поэтому приходится прибегать к искусственному воспроизведению подобных явлений в форме, удобной для наблюдения и изучения. На современном этапе научно-технического прогресса большое распространение в науке и в различных областях практики получило компьютерное моделирование.


Описанные методы познания в реальном научном исследовании всегда работают во взаимодействии. Их конкретная системная организация определяется особенностями изучаемого объекта, а также спецификой того или иного этапа исследования. В процессе развития науки развивается и система ее методов, формируются новые приемы и способы исследовательской деятельности.

Раздел: Задания для самостоятельной работы
Тестовые задания по теме
Выберите правильный ответ
1. Мысленное соединение аналитически осмысленных частей в целостную картину
1) анализ
2) синтез
3) обобщение
4) абстрагирование
2. Мысленное выделение частей или аспектов какого-то явления
1) анализ
2) синтез
3) обобщение
4) абстрагирование
3. К чему стремится научная деятельность?
1) выразить индивидуальные представления о мире
2) получить объективное знание о мире
3) дать моральную оценку вещам и явлениям
4) отразить эмоциональную сторону человеческого мировосприятия
4. Как в науке называют вещь или явление, способное заменить в определенном отношении изучаемый предмет?
1) копия
2) понятие
3) абстракция
4) модель
5. К эмпирическому уровню познания относится метод
1) Индукция
2) Абстрагирование
3) Анализ
4) Эксперимент
6.
А) Отличительными особенностями научного знания являются системность, обоснованность, рациональность, проверяемость
Б) Научное познание – единственно возможная форма познания реального мира. принуждения.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7.
А) Метод дедукции предполагает заключение от общих положений к частному выводу.
В) Наука предполагает необходимость фактической проверки теоретических положений.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8.
А) Индукция - способ рассуждения, при котором истинность посылок гарантирует истинность вывода;
Б) Теория - совокупность понятий и суждений, объясняющая причинно-следственные связи между некоторой совокупностью фактов
1) верно только А
2) верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
9.
А) В отличие от философии научная теория всегда ориентирована на эмпирическую проверяемость результата
Б) Современная наука использует в качестве метода исследования компьютерное моделирование
1) Верно только А
2) Верно только В
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
10. Эмпирический уровень научного познания составляют:
1) абстракции и обобщения
2) наблюдения и эксперименты
3) обыденные практики
4) здравый смысл


1
Раздел: Календарно-тематический план
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   70

Тема 13
Мыслители прошлого о познании
Содержание темы
1. Основные проблемы, термины и понятия.
2. Фрэнсис Бэкон о научном познании.
3. Рационализм: Рене Декарт.
4. Эмпиризм: Томас Гоббс, Джон Локк.
Вопросы для самоконтроля
1. Объясните отличие между понимание того, что и как мы можем знать: а) с точки зрения мистика; б) с точки зрения скептика; в) с точки зрения рационалиста; г) с точки зрения эмпирика.
2. Каковы, с точки зрения Фр. Бэкона, препятствия, мешающие правильному знанию о мире?
3. Каков идеал правильного знания по Декарту и как его достичь?
4. В чем суть спора между сторонниками рационализма и эмпиризма: объясните и изложите обе концепции.
Рекомендуемая литература
Обществознание 10-11 класс. Учебник. Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. любое издание. М.: Просвещение, 2011.
Томас Нагель. Что все это значит. Очень краткое введение в философию.
Доступно: http://www.koob.ru/nagel_t/chto_vse_eto_znachit_kratk_fil
Доброхотов А.Л. Введение в философию. Доступно: http://philosophy.ru/edu/ref/dobr/1.html

2
Раздел: Учебно-методические материалы
Справочные материалы
Вопрос о том, - что мы можем знать, и как мы можем быть уверены в том, что то, что мы знаем, соответствует тому, что есть на самом деле, - всегда принадлежал к числу главных для философии. Специальные науки строить набор аксиом и вырабатывать правила построения своих суждений о фактах действительности, здравый смысл и повседневная практика делают для нас окружающий мир привычным и понятным, но не отменяют сути проблемы: как мы можем быть уверены, что то, что мы думаем о мире, соответствует миру такому, каков он есть на самом деле?
Споры о природе познания имеют давнюю историю и сложившуюся традицию.
Сторонников той или иной стратегии ответа на указанный вопрос можно классифицировать:
Рационалисты считают, что разум (рассудок) является критерием правильного знания о мире, именно он придает неопределенному опыту статус закона или форму объективной, передаваемой информации (знака).
Эмпирики считают, что именно опыт является источником и составляет содержание нашего знания, разум же приспосабливается к опыту и порожден им.
Скептики сомневаются в самой возможности установления какого бы то ни было критерия правильного знания: будь то разум или опыт. Древнегреческие скептики считали, что правильнее всего воздерживаться от каких бы то ни было суждений о мире и сохранять невозмутимость. Вариантом крайнего скептицизма является агностицизм –
концепция, доказывающая принципиальную невозможность правильного знания о таком мире, каким он является на самом деле. Не стоит считать агностицизм – концепцией противоположной гностицизму, т.к. гностиками называют раннехристианских мистиков-практиков, стремившихся к гносису т.е. тайному знанию и опыту о пути и слиянии с Богом.
Мистики – сторонники и практики веры в непосредственное интеллектуальное и/ или волевое слияние мыслителя с порядком природы, с миром, с волей Бога. Мистицизм - доктрина, обосновывающая подобный путь мироощущения и богопознания.
Догматики – сторонники того или иного учения, которое принимается на веру, без рациональных обоснований и доказательств. В философии догматизм иногда понимается как наивная уверенность в возможности прямого совпадения мысли и действительности.


3
Ф. Бэкон: Знание - сипа
Родоначальником эмпиризма принято считать английского философа Фрэнсиса Бэкона
(1561-1626).
В эпоху зарождения естественной науки Бэкон размышлял о поиске нового метода познания, который должен способствовать объяснению естественных фактов и их использованию на благо людям и обществу. Это, в свою очередь позволило бы увеличить власть человека над природой.
Для того чтобы овладеть природой и поставить науку на службу человеку, необходимо, по убеждению английского философа, в корне изменить научные методы исследования. Фрэнсис Бэкон считал, что есть три метода научного познания. Один - метод муравья, который тащит в свой муравейник все, что попадается ему по дороге. Это "ползучий" эмпиризм. Второй - метод паука, который вытягивает нить из самого себя. Это дедуктивный рационализм. И наконец - метод пчелы, которая собирает в свой улей нектар разных цветов и превращает их в мед. Это метод самого Бэкона, метод индукции. Призыв
Бэкона обратиться к опыту стал лозунгом для основателей Лондонского естественнонаучного общества, куда вошли творцы новой науки - Р. Бойль, Р. Гук, И.
Ньютон и другие. Однако развитие естествознания в XVII веке пошло не совсем по тому пути, который ему предначертал Бэкон. Индуктивный метод, как бы тщательно он ни был отработан, все же в конечном счете не может дать всеобщего и необходимого знания, к какому стремится наука. Поэтому необходим был особый тип опыта – эксперимент, - который мог бы служить основой для применения математики к познанию природы.
Такой эксперимент разрабатывался в рамках механики - отрасли математики, ставшей ведущей областью нового естествознания.
Эксперимент имеет мало общего с непосредственным наблюдением, к которому по преимуществу обращалось естествознание предшествующего периода. Неудивительно, что проблема конструирования идеальных объектов, составляющая теоретическую основу эксперимента, стала одной из центральных также и в философии XVII века. Эта проблема составила предмет исследований представителей рационалистического направления, прежде всего французского философа Рене Декарта (или в латинизированном написании
-
Картезия) (1596-1650).
В отличие от Бэкона, он подчеркивает значение разума как единственного начала и основания знания о мире, поскольку лишь посредством разума человек в состоянии получить достоверное и необходимое знание. Если к Бэкону восходит традиция европейского эмпиризма, апеллирующая к опыту, то Декарт стоит у истоков рационалистической традиции Нового времени.